Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Абсолютная относительность и относительный абсолют

Относительный абсолютМногие духовные учения учитывают относительность мира, в котором мы живем и говорят языком относительности. К абсолютным, можно отнести учение адвайты, которое в наше время стало довольно модным. Адвайта – учение, повествующее об изначальной просветленной недвойственности всего сущего. Это значит, что в мире нет ни хорошего, ни плохого, ни добра, ни зла – все едино в вечном присутствии бытия «здесь и сейчас». Поэтому некоторые современные Гуру, учителя и проповедники, а так же те, кто впечатлился их речами, говорят о бесполезности духовной практики. В этом на мой взгляд заключается одна из основных ошибок, которая уводит в строну от реального духовного развития и самопознания. Конечно, на фоне абсолютной реальности никаких ошибок никогда не было. Все это просто движение жизни, полет частиц, а в глубинном смысле – само бытие. Однако стоит отдавать себе отчет, что все эти фразы – всего лишь концепции из мира относительности. И без реального опыта, толку от них – никакого.

Абсолютное означает – совершенное безусловное законченное знание – можно представить себе это в форме некой неописуемой словами идеальной сферы. Относительное знание является сравнительным, опирающимся на уже известные факты – таким знанием оперирует каждый. Абсолют – относится к вечности, бесконечности, к тому, что является целостным и завершенным. Относительность всегда подразумевает взаимосвязь разрозненных явлений. В философии я не силен. Поэтому сразу перехожу к сущности заданной темы.

Абсолютно любое учение имеет свою относительную ценность, когда человек, способен обратить теорию этого учения в практику. А если недвойственная адвайта не поддается практике, имеет смысл прекратить себя дурачить высокими концепциями, проявить трезвость в оценке своего текущего уровня, и перейти к использованию методов доступных на текущем этапе. В противном случае лучше сразу признать, что духовная практика сама по себе не имела никакой ценности, а использовалась, как способ самолюбования.

Как пятиклассник не способен усвоить университетскую программу, так и большинство приверженцев теории адвайты лишь тешат свое самолюбие приобщенностью к высокому учению, не проживая его абсолютной сути на практике. Пятиклассник, чтобы двигаться к высшей математике сначала должен усвоить простые методы вычислений, относящиеся к его этапу обучения.

Еще один классический пример – начинающий спортсмен, который пытается поднять тяжелую штангу, в надежде стать сильней. Разумеется, чтобы стать сильней, ему нужен вес, который он способен поднять. А если сразу подходить к снаряду для продвинутых, это не только не сделает сильней, но может и привести к плачевным последствиям. Как говорится: «языком болтать – не мешки ворочать». Необходимо смотреть трезво, куда и как вас ведет ваше мировоззрение. Если топчетесь на месте, скорей всего, пора возвращаться к более простым и доступным методам.

В том, чтобы просматривать видео, ходить на лекции и читать книги мастеров – нет ничего дурного. Однако если ваша цель духовный и личностный рост, необходимо подбирать методы, которые вам более-менее понятны, и которые ведут к «реальным» результатам.

Адвайта – это молитвы для продвинутых, адресованные к самим себе. Человек, придерживающийся абсолютизирующего мировоззрения, может думать, что он есть Бог, он уже просветлен и можно просто жить и радоваться. Однако на деле такие взгляды являются всего лишь поверхностными убеждениями, которые не затрагивают глубин личности и сущности. На деле такой практик почти всегда живет примерно также, как и все мирские люди в мире относительности. Просто он повелся на иллюзорные идеи очередного мировоззрения.

Продвинутые учения – для продвинутых. Вот и все. Никаких понтов. Студент – не лучше школьника. Просто он дольше учился. А если студент считает себя крутым, значит, не усвоил школьную программу, и будет доучиваться. Знания из мира относительности важны. Абсолютно все – относительно важно.

Жестокость, черствость, холодность, слабоволие и равнодушие могут носить маску отрешенности и приверженности истине. Трезвый человек понимает и принимает себя на своем этапе развития. Необходимо уметь учитывать относительный мир. Несмотря на то, что все едино, абсолютно, а карма и грехи иллюзорны, почему-то никто из учителей не прыгает со скалы, а продолжает жить в теле по законам относительного мира. То, как просветленный видит мир – его сущность. А вот приверженец адвайты порой занимается напряженным подавлением своей сути, вытягиванием себя в образ свободного человека, продолжая отождествляться со спящим умом, увязшем в относительности.

Только приятие того, что есть здесь и сейчас позволяет продвигаться вглубь по духовному пути. Это значит, что нет смысла подгонять себя под высокие стандарты. Надо уметь быть собой со всеми своими тараканами, принимать себя как есть – по-настоящему. А модные маски продвинутых просветленных ребят – это никакая не духовность, а скорей признак невроза на почве низкой самооценки.

Учитывать относительное – не подразумевает париться о каждом своем действии. В данном контексте это значит – быть чутким и осознанным, и не рубить с плеча мечом псевдоадвайты. Пропасть пролегает между теорией и практикой. Когда важно саморазвитие и самопознание, а не приверженность «крутому» учению, человек молча практикует. А роли крутых ребят, приверженцев абсолюта, – это дорога в ад, который некоторым для обретения мудрости таки необходимо покрутить в своей голове, пока не надоест.

Сколько бы ум не изворачивался, реальность все равно упрет его носом в то, что есть. Бегать от себя в высокие концепции абсолюта, – это путь в никуда, напряженное буксование на месте, в котором человек пытается себе внушить, будто он приобщен к высоким материям. По этой теме на progressman.ru есть отдельная статья посвященная иллюзиям, в которых увязают иные искатели, когда проникаются иллюзорной природой выбора.

Необходимо принять себя, таким, каким вы и являетесь. Быть собой значит брать на себя ответственность за все свои истинные переживания в настоящий момент жизни. Не это ли медитация? Принять свой этап, принять себя – значит быть здесь и сейчас. Все по-честному. «Да, я такой». И если вы видите себя таким, каким вы и являетесь, ваша осознанность спонтанно будет постепенно растворять все лишнее. Вы есть то, что есть. Это и есть адвайта вне слов и учений.

© Игорь Саторин

П.С.
Относительное – это промежуточный оттенок в цветах радуги бытия, которая разделяется в спектры из абсолютного, белого цвета. Но, когда мы говорим, что все есть наше «Я», при этом не переживая этой абсолютной истины, мы не искренни с собою. До тех пор пока наше высшее «Я» и часть сознания, которая с ним связана напрямую, нами не осознаются, они являются для нас той сверхразумной силой, на которую опирается все наше существо. Условно, можно назвать эту силу «высшей инстанцией» нашего существа.

В качестве продолжения темы: Высшая инстанция сознания

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!


Рассказать друзьям:

Progressman.ru на Youtube:

50 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Игорь ,
    >…жизнь в теле “штука” — дико странная! ;)
    А без тела — разве бывает ?

  2. Виктор А, я про конкретное, то самое.. которое с пятью пальцами на каждой руке. Дико странная штуковина, ИМХО.)

  3. Игорь,

    >>>>порой кажется, чем больше жизнь выпьет из тебя соков, тем чище становишься. И открываешь в себе все новые, чуть более утонченные “ароматы”, которые все также ровно ложатся на безусловность проекциями новой привычной реальности.)

    да, да, оно самое.

    вижу излишность. нет проблем, так хоть напряжение создать. такое «утонченное», витиеватое, ни на что не похожее.

    честно говоря, мне страшно, если нет даже напряжения.
    если нет напряжения, то я — ничто.
    ноль данных. не с чем работать. нечего решать. некуда стремиться. «что я там буду делать?»…. мне нечего там делать. меня там нет. как это так, жизнь будет продолжаться, а меня не будет. тогда что будет.

    потому «утяжеляюсь».

    или я опять плету красивые сказки.

  4. Многое зависит от веры. От чистой веры вне конфессий. Мы просто как бы не до конца доверяем себя жизни, до сих пор не верим на все 100, что жизнь — чудо. Может быть где-то до сих пор думаем, что привычный, социальный мирок — норма, а отклонения от нее чреваты «падением». И в какой-то степени опасения такие оправданы, т.к. «всему свое время», и всякие «нормы» должны быть прожиты, как необходимый опыт. Пока нет полного «дозревания» «точка отсчета» необходима. Уметь ходить по твердой земле также важно, как и уметь высоко парить. Здесь все итуитивно и субъективно. В конечном итоге даже прислушивание к чьим-то словам происходит через призму своего опыта.

  5. Это словно какая-то другая формация, другой способ проявления.

    Когда ты не прибит к земле своими рамками и правилами или не «духовен» в попытках от этих рамок отвязаться.

    Когда ты просто самобалансируешься, течешь всем собой, и нигде нет преград, в тебе нет «мертвых», «неиспользуемых» мест, ничто не образует серьезного затыка. Где происходящее не откладывается в тебе «грузом» памяти.

    Это удивительно, например, в меня впечатывали, что без «духовности» жизнь — не жизнь. Что путь каждого — к просветлению.

    Но даже это, «высшее», оказалось просто идеей. Есть живые, настоящие люди без изнурений в виде многолетней практики.

    Да, должно быть пережито. Нужно пережить все свои идеи. Они должны исчерпаться. На каждую должно прийти — «это не работает».

    Был таким, потом таким, теперь побуду вот таким, а дальше, наверно, никаким. И не перепрыгнуть раньше. Не обмануть себя и других. Уровень виден тут же. На десять незнающих, все равно попадется один знающий, что распознает тебя.

    И это просто переход из одного «этапа» в другой. А сколько их еще будет.

    «Оно любило осуществляться» (Марк Аврелий).

  6. Почитала Руту и как-то не смогла пройти мимо, очень интересное состояние. А вот как именно проверить на каком этапе эволюции находится твое сознание? Кто и чем будет мерять, ведь это так индивидуально….

  7. Напишу немного о себе: мне 25 лет, поиски мои начались когда мне было 11 лет, то есть с началом полового созревания, ко всему этому меня привела мама, она больше теоретик, чем практик, после прочтения разной литературы сознание всегда менялось, начинала помню я с верещагина, но я никогда не занималась практикой, однако духовная литература стала моим наркотиком, я не могу без нее уже теперь дышать. я постоянно хочу искать, наверное чтобы найти истину для себя и прийти к своей личной эволюции сознания.
    Позвольте мне описать, что я чувствую: мне давно не известы завесть, чувство вины или обиды. В душе у меня спокойно, я говорю что думаю и всегда откровенна с людьми, я люблю людей и мне хочется помочь всем и каждому, живу в настоящем, постоянно где бы я ни была я помню, что я не тело, а что-то больше, у меня появились осознанные сновидения, развита интуиция, но больше всего в душе меня волнует проблема моей смерти, я не знаю почему, но мне всегда хочется заглянуть «туда» что со мной будет, как я буду себя чувствовать после смерти тела, буду ли я присутствием или сгустком енергии. Я думаю о смерти всегда, как о решении своей вечной проблемы бытия, я не хочу умереть, но мне дико интересно, я просто странно начала воспринимать реальность, я уже в нее не верю. С медитацией еще туговато,перед сном всегда нахожусь вот в том состоянии пограничном между сном и бодрствованием, однако медитация еще пока не совсем доступна так как когда сосредотачиваюсь на дыхании все равно без моего согласия появляются какие-то отрывки и слова, потом опять сосредотачиваюсь на дыхании, получалось иногда отклучить но сразу ускользало……

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.