На днях ходил в кинотеатр посмотреть японскую экранизацию книги Харуки Мураками «Норвежский лес». Зачастую с трудом могу оценивать кино по принципу нравится/не нравится. Поэтому скажу так: кому по нраву серьезное, неторопливое, «другое» кино про необычные отношения, тому фильм понравится. Книгу Мураками я не читал. Но то, что я увидел в экранизации, достаточно ярко отражает образы жизни и смерти, о которых я хотел бы здесь порассуждать. Речь идет не о физической смерти. Хотя этого драматизма в «Норвежском лесу» хватает. Речь скорей об эмоциональном фоне психических процессов в нашем сознании. «Жизнь» и «смерть» как настроение выражаются в глубинных переживаниях, которые хотя бы на время побуждают очнуться от мирской суеты и осознать собственное «я» как экзистенциальный отрывок вечности.
У меня нет уверенности, что в кино (или в книге) намеренно акцентировалось противопоставление жизни и смерти. И я осознаю, что в данном случае жизнь и смерть — одна из моих индивидуальных «проекций» на историю «Норвежского леса». В этом кино я увидел главного персонажа – Ватанабэ как человека, который познавал «энергетику» этих двух полярностей.
Смерть Наоко
Здесь я не стану пересказывать сюжетные линии фильма, а постараюсь выразить именно «настроение», которое передается в образе персонажа Наоко. Эта девушка, обладающая глубокой душой, наполненной интуитивными образами, после смерти самого близкого человека закрылась от внешнего мира и замкнулась на себе. Какое-то время она «держалась» в социуме словно нежный цветок на людном перекрестке, как маленькое чудо, за которое боишься и переживаешь, потому что обыденность его может уничтожить в любой момент. Наоко не хотела и не умела взрослеть, как все, становиться серьезной женщиной, поглощенной мирской суетой. Когда ей исполнилось двадцать лет, она мечтала:
«…было бы справедливей перемещаться между восемнадцатью и девятнадцатью: после восемнадцати исполняется девятнадцать, через год – опять восемнадцать».
Все встало на «свои места», когда «цветок» оказался в своем «Норвежском лесу». Возможно, Наоко испытывала там радость уединения, в которой не было никаких внешних грубых раздражителей. Но вместе с этим пришло и болезненное одиночество, каждый миг которого равносилен медленной смерти. Самым значимым событием в жизни для Наоко была смерть любимого человека. Она впустила ее в себя, как переживание чего-то очень ценного, до боли неузнаваемого, но родного, что было потеряно навсегда. Наоко «ушла» в прошлое, она сама стала воплощением того, что было утеряно. Она была поглощена своим одиночеством до исступления. И короткие встречи с (главным героем фильма) Ватанабэ лишь подчеркивали ее бесконечное одиночество и тоску. Их последняя встреча, прощальный взгляд, все словно говорило, что нежный цветок нельзя оставлять без присмотра, в глухом лесу он может окончательно одичать, увянуть и погибнуть. Смерть Наоко главный герой фильма пережил как большую утрату, но он не стал замыкаться на этом переживании.
Жизнь Мидори
Отношения с Наоко были настолько глубокими, что касались самого «дна» души, где жизнь и смерть переходят одно в другое. Но замыкаться на этом – себе дороже. Ватанабэ пытался спасти Наоко, но она выбрала смерть. А Ватанабэ выбрал жизнь.
Мидори – еще один персонаж фильма: уверенная в себе, активная – она противоположность Наоко. Когда Ватанабэ (главный герой фильма) ее встретил, он как бы ухватился за эти отношения, как за спасательный круг в океане потерь. У Мидори тоже были потери, но она продолжала жить. Образ Ватанабэ и Мидори словно выражает понимание: нет никакого смысла замыкаться на боли. Мы можем выбрать жизнь, если сами того захотим. Жизнь и смерть – это переживания. Физическая жизнь и смерть – ничто без переживаний. Мы знаем о жизни и смерти, потому что ощущаем их как переживания. Чтобы выбрать жизнь достаточно ухватиться за ее самые простые проявления. Это могут быть встречи с друзьями, работа, активный отдых, спорт. Все, что побуждает нас шевелиться! Этой теме на progressman.ru посвящена статья о новогоднем настроении.
Жизнь и смерть
Да, многие знают о медитации, о длительных уединенных ритритах, отшельничестве с целью достижения духовного просветления. Просветление часто сравнивают со смертью, после которой человек рождается заново, и открывается жизни на новом уровне. Но к этому прыжку в психическую пропасть своего сознания готовы далеко не все духовные искатели. И если вы чувствуете, как смерть прокрадывается в обреченной тревоге, унынии и тоске, просто выбирайте жизнь! Даже если деятельность кажется бессмысленной, она вернет вас к жизни, и смысл снова проявится. Смерть – такая же иллюзия, как и мирская жизнь. Иногда «смерть», как состояние по-настоящему полезна. Это – наше взросление, наша мудрость. Так мы сбрасываем старую шкуру, которая сковывала восприятие. Ведь защитные механизмы психики не только защищают, но еще и сковывают.
У каждого из нас в сознании свой «Норвежский лес», застревать в котором не имеет никакого смысла. Жизнь и смерть – просто переживания, очередная двойственность ума, проекция, через призму которой мы смотрим на чистую реальность. Но есть и безусловная жизнь, вне двойственности, которая исходит из «центра» нашей души. Мы живем сейчас. Жизнь здесь и сейчас и есть реальность. Смерть – в прошлом. Сейчас ее не существует. Сейчас – непрерывная, вечная, первая свежесть, кристальность и ясность. Иногда, чтобы прийти к этому, мы проходим через череду маленьких иллюзорных «смертей» на встречу к истинной жизни.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
почему-то по прочтении захотелось попросить вас написать статью о любви, той, «…которая исходит из «центра» нашей души».
Игорь, большое спасибо за статью! Мне очень близка данная интерпретация освещенной тематики. Книги Х. Мураками горячо люблю (в них автор раскапывает наши глубинные страхи, лично мне его романы помогают взрослеть). Недавно я тоже посмотрела фильм «Норвежский лес», фильм понравится далеко не каждому, но всё, что написано в статье — действительно точно передает его атмосферу.
Персонаж Наоко мне очень близок, всегда идентифицировала себя с ней, но всеми силами стараюсь держаться за маленький внутренний островок оптимизма и любви к жизни.
Жить — несомненно лучше :)
Ruta, я, наверное, еще не дорос, чтобы уверенно говорить об этом.
Июя, так держать!)
Спокойное отношение к смерти вызывает у окружающих недоумение или даже возмущение: вешается ярлык «бездушный», «безразличный» и т.д. А изображать скорбь не получается, особенно, когда уходит из жизни старый человек. И в этом случае становишься изгоем, а это влечет не понимание и как следствие одиночество.
Galena, по разному бывает. Иногда именно наше спокойствие помогает другим выбираться из скорби.
> Иногда именно наше спокойствие помогает другим выбираться из скорби.
Игорь, солидарна на 100%!
Ох… смешанные мысли вызывает фильм. (Книгу тоже не читал) Главный герой, Ватанабе — кажется каким-то неуверенным, как бы не имеющим опоры внутри себя, куда ветер дует, туда и листья гнутся. Практически все женщины в фильме пришли к нему сами, он же просто принимал это. Почти всегда соглашался со всем, да и вообще производил впечателние пассивности. Поэтому я бы не стал так уж говорить, что он выбрал жизнь (в лице Мидори). Он просто в очередной раз (скорее пассивно) выбрал то, что было рядом, не имея возможности выбрать что-то лучше.
Главной же любовью его жизни была Наоко, ей же она и останется скорее всего. И кто знает… что было дальше. Девушка его знакомого, вышла замуж через 2 года как тот её бросил, а еще через 2 вскрыла вены.
Eugene, Вы акцентировались на каких-то бытовых вещах. А в статье речь — про эмоции и чувства.
А мне показалось статья про выбор: «У каждого из нас в сознании свой «Норвежский лес», застревать в котором не имеет никакого смысла» и «И если Вы чувствуете, как смерть прокрадывается в обреченной тревоге, унынии и тоске, просто выбирайте жизнь!»
И про выбор. Вообще, как уже говорил там в статье, на «лес» навешал своих субъективных проекций.) Во время сеанса несколько человек вышли из зала. Видимо не понравилась разница с книгой, или еще что-нибудь.)