Наглость – это что-то вроде бесстыдства и дерзкого самоуверенного нахальства, которое граничит с хамством. Иногда наглость имеет положительный оттенок, когда акцент идет именно на уверенности в совершаемых действиях, а не на их бесцеремонности. В наше время неуверенность в себе часто противопоставляется такой «положительной» наглости. В прошлой статье на сайте речь шла о неуверенности в себе, страхе перед решительными действиями и переменами в жизни. В таком ключе преодоление страха — это даже не наглость, а скорей такое осознание происходящего, когда становится ясно, что страхи беспочвенны и не имеют смысла. В этом уже нет никакого противопоставления. Однако современный «уверенный» в себе человек часто увязает именно между противоборствующими «наглостью» и «неуверенностью» в своих силах, оказываясь то на одном полюсе этого антагонизма, то на другом. Попробуем разобраться в сущности этих явлений.
Возьмем, например, такую обыденную ситуацию, когда, при входе на работу установлен контрольно-пропускной пункт. Допустим, несколько раз в прошлом вы уже забывали свой пропуск, и охранник, нарушая устав, вас пропускал, потому что «входил в ваше положение», потому что он знает, что вы действительно здесь работаете. Вы уже почти привыкли к лояльности местной службы безопасности. Но вот, недавно появился новый охранник, наглый, строгий на лицо и неприветливый. И вот, очередной раз с вами приключилась рассеянность. Пропуск остался дома, вы смотрите с улыбкой на охранника, извиняетесь, но тот машет головой, дескать, и речи быть не может! У них тут свои правила! Заигрывания с охранником ни к чему не приводят. Ему плевать, что вам надо возвращаться домой за пропуском, а потом писать «объяснительную». И в это время может возникнуть вполне «адекватное» ощущение раздражения. Что происходит на самом деле? Действительно ли в этой ситуации раздражение на «наглость» оправдано?
В подобных ситуациях, чтобы освободиться от болезненной реакции необходимо ясно понимать, что руководит ее участниками. Как правило, достаточно понимания причины внешнего раздражителя. Если видимая причина – поведение охранника, значит необходимо анализировать именно эту, видимую причину. Почему охранник проявил наглость? Потому что сволочь? Это не внешняя причина, а личная субъективная реакция. Пока поговорим о внешних причинах.
Охранник может быть раздражающе скрупулезным просто потому, что боится наказания в следствии нарушения устава. Легко понять человека, который боится. Страх может выразиться внешней обеспокоенностью, или чем-то вроде «праведного» гнева. Но даже такой уровень понимания внешней причины может сохранять гнев, направленный на испуганного охранника. Может раздражать «неуместная глупость» – дескать, «нельзя же быть таким болваном, чтобы создавать из-за необоснованных страхов проблемы окружающим!». Если Вы полагаете, что страх охранника вызван его ограниченным пониманием ситуации, стоит понять, чего конкретно человек боится. Он («напрасно») может бояться потерять работу, или опасается, что выговор начальства заставит его пережить унижение и еще больший страх. Здесь связь между поступком и его причиной достаточно простая для понимания. Легко понять страх. Когда человек боится, он страдает. Сложней понять наглость.
Чтобы понять наглость ее нужно разложить на более простые для понимания составляющие. Как уже было упомянуто, наглость и неуверенность в себе – это два полюса. В сущности – это две стороны одной монеты, одного и того же явления. Наглец – это неуверенный в себе человек. И чтобы эту неуверенность в себе как-то уравновесить, чтобы доказать себе, что все обстоит иначе, неуверенный в себе человек начинает проявлять наглость. Он себя не знает, и поэтому ищет подтверждения из внешних источников. Его чувство собственной важности заставляет искать подтверждение этой «важности» во внешнем мире, в том, как реагируют на него окружающие.
Иной раз, наглец, чтобы убедиться в том, что он «важный» человек, может с этой целью унизить другого человека, или пнуть дверцу собственного шкафа, которая вдруг встала на пути «важного» человека. Наглец самоутверждается, потому что боится пережить унижение. Человек проявляет наглость, чтобы поддержать свою самооценку, чтобы доказать самому себе, что он важен! На progressman.ru этой теме посвящена отдельная статья.
Возможно, пример наглости и неуверенности в себе на пропускном пункте – не самый показательный. Примеры могут быть любые: ситуации на дорогах, в очередях, при разделе «добычи» и др. У каждого в жизни могут быть свои примеры, в зависимости от опыта и данных в подсознании. Образно говоря, когда встречаются два наглеца, это напоминает встречу двух молодых бычков, которые никак не могут разойтись на узкой тропинке.
Когда наглость встречается с мудростью, это похоже на то, как начинающий каратист-задира подстрекает опытного, обладающего черным поясом. Опытный может сознательно уступить, проявить гибкость, потому что он уже уверен в себе, ему не нужны внешние подтверждения своей силы, в которых так нуждается новичок. Большая умная собака спокойна, а маленькая шавка лает на всех прохожих.
Когда «сила» держится на слабости окружающих – грош цена такой силе. Истинная сила – уметь настоять на своем, дать сдачи равному себе, но при этом не делать этого под влиянием самоутверждения. Сильный человек не станет давить, пока ситуация этого не требует. Добро – это не крестовый поход против «неверных». Добро сильнее зла не потому, что, «кто победил, тот и добрый». Добро – это мудрость, понимание последствий, понимание самого себя и своих истинных потребностей. Никто не может желать насилия всей душой. Наглость – это искаженное, неполное понимание собственной природы. Добро сильней зла, потому что добрый человек познал бесполезность зла.
Может показаться, что в этой статье наглость и неуверенность в себе критикуются. Единственная цель, которую я на самом деле здесь преследую – отображение этого психического механизма на вербальном уровне. В идеале, стоит помнить, что как наглость, так и неуверенность в себе – это наносное, это – двойственность, ментальная иллюзия, которая затрачивает море энергии. Наглость и неуверенность в себе – недальновидные «советчики». Их руководство приводит к болезненным крайностям и заблуждениям. Без наглости и неуверенности в себе остается больше энергии и ясности для принятия взвешенных решений.
Простить другого человека, перестать раздражаться можно, когда есть глубокое, ясное понимание его поступков. Тем более что раздражает нас на самом деле, именно то, что живет в нас самих. Нас раздражает наглость другого человека, потому что мы сами себе запрещаем проявлять это качество. Наглость «другого» человека – проекция нашего собственного качества на внешнюю реальность. Чужая неприемлемая наглость – это наша собственная наглость, которую личный внутренний цензор грубо впихнул в кладовую бессознательного. И теперь она вырывается оттуда в форме обозленного раздражителя.
Иными словами, мы запрещаем чужую наглость просто потому, что запретили ее себе. Быть наглым – вовсе не «плохо». Покуда держится подавленная наглость, полезно практично и умеренно выпускать ее на поверхность в форме уместной «уверенности». Тогда, чужая наглость не будет вызывать зависти и раздражения. Вот это – уже более глубокая работа на личном внутреннем уровне.
В конечном итоге все сводится к страху эго. Страх неуверенного в себе наглеца простить легче, чем наглость. Все мы еще учимся. Эго устойчиво в динамическом равновесии. Эго – структура, которая непрерывно течет, меняется, дополняется новыми «мазками». Поэтому эго пребывает в непрерывном поиске новых опор. Этой структуре не бывает «достаточно», ей всегда «мало». Эго пребывает в непрерывном поиске внешних подтверждений своего процветания. Но даже на этом уровне достижимо относительное успокоение, когда человек освобождает себя от полярности неуверенной в себе наглости.
Для гармонизации и устранения конкретных страхов может подойти анализ ситуации, пример которого приведен в этой статье, и следование методам, которые упомянуты в статье «Как избавиться от страха и побороть неуверенность в себе». Чтобы устранить страх полностью, необходимо познать себя, свое истинное высшее «Я». Это – духовное просветление, состояние Будды. Искреннее устремление к этому может научить многому. Но здесь я не стану советовать «просветляться» и медитировать. Каждый уравновешивает жизнь наиболее эффективно теми «инструментами», которые доступны на текущем этапе.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
И как же совершенно волшебным образом и почти мнгновенно меняется отъявленный хам, если обратиться к нему с искренним уважением и любовью.
Замечала еще в детстве, что взрослые говорят о том, что наглость — второе счастье.. потом говорили, что я хорошая и все во мне замечательно, не хватает наглости, без этого в жизни никак нельзя…
поскольку я неумела быть наглой и даже не хотела этому учиться (наверное были другие интересы, занималась в кружках, рисовала, танцевала, отсутствовала тяга быть в определенном коллективе…), по ходу жизни проблема «ненаглости» вставала передо мною, особенно в школе, но я ее не решала… и что в итоге получилось, когда выросла, вошла в жизнь, ничего вроде не делая… впервые услышала в 20-22 года от своей подруги, которая рассказывала о своих «сложных» проблемах, что если бы она была такой же наглой, как я, то у нее бы наверняка проблема решилась.
Это у меня удивило и вызвало недоумение.. она подчеркнула, что я наглая, что даже не замечаю этого.
Вообщем, если раньше я понимала, что такое наглость, то теперь почему-то нет, наверное может проекции какие-то неправильные.
Так, что до сих пор определяю наглость по поведению свойственному школьникам, только уже взрослым, которые ведут себя как школьники (тоже хамство в очереди).
И даже прочитав, статью не совсем понимаю, правильно ли понимаю хамство на самом деле? Это только лишь такие стычки между «баранами» как в школе или что-то еще? Ведь ничего не изменилось? Может я сама стала таким же «бараном»?
Вошло в привычку, теперь на бессознательном уровне проявляется в поведении.
Кстати, и коллеги, которые окружают, как мне кажется, совсем не хамовитые.
А вот еще варианты понимания наглости (так меня учили учителя)
… наглость – это часть человека, которая позаимствована для его развития, то есть человека, в условиях конкуренции. Особенно это касается ухаживания за женщиной.
Мы не хотим сказать, что наглые люди первые во всем. Но наглость в том понимании, как вы ее себе представляете, именно в этом.
Мы же поговорим о наглости как инструменте, который вершит дела на Земле.
Как все было задумано?
Наглость – это нечто, что присуще человеку с его рождения, но проявляется только тогда, когда от него требуется внимание к чему-то особенному, но не требующему внимания в обычной жизни. Бывает так, что человек никогда не обращает внимания на тот или иной процесс, происходящий в его жизни. Но если дело касается его чести, он начинает наглеть. Все получается само собою. Так было задумано. Но в основе задуманного лежит возможность людей к просветлению. Ни один человек не может просветлеть, не обладай он с рождения наглостью к знаниям, которые его окружают. Как только он обнаруживает то, что ему подходит для дальнейшего духовного роста, включается механизм наглости, и человек получает те знания, которые ему необходимы.
Почему наглость, ведь знания можно получить, и не наглея?
Оказывается наглость – это что-то такое, что сродни прошению, только просить — это значит унижаться, а наглеть – значит доминировать. Так было задумано для успешного сосуществования добра и зла в мире, который полон конкуренции.
Ольга,
возможно это действительно не ваша «карма».)
Главное при этом еще и в гордыню не впадать. Гордыня и униженность — схожие грани.
А так, как в статье уже было сказано, люди считают наглыми других, когда в них самих это есть. Вася воспринимает Петю как наглеца, т.к. в Васе живет эта наглость (иногда в подавленном состоянии). Иначе не будь у Васи наглости, он бы не смог ее спроецировать на поведение Пети.
prosvetlen,
Да, наглость может принести много полезного, если прежде человек застревал в неуверенности, или даже униженности и самобичевании. В идеале можно действовать без влияния таких переживаний, чисто практично.
Да, это точно сформулировано.)
>> Как только он обнаруживает то, что ему подходит для дальнейшего духовного роста, включается механизм наглости, и человек получает те знания, которые ему необходимы.
Те знания, которые нужны человеку для «роста», всегда «на порядок впереди» его «сегодняшнего уровня». И доля дерзости должна быть свойственна человеку, чтобы сказать: Это для меня!)
Но почему дерзости? Ведь помимо дерзости мотивировать может обыкновенная тяга, интерес,сформировананое мышление , образ жизни и в конце концов чувство или интуиция?
Ольга Федорова, дерзость и наглость могут быть уместны, если человек ощущает неуверенность. В ином случае в дерзости нет никакого смысла. Мы порой сами усложняем путь игрой своего ума. Если есть понимание, потребность и осознание возможных последствий, выбор можно делать просто и практично.)
Да нет в слове «дерзость» негативной окраски, если мы сами её не привносим. Это реально, только механизм, позволяющий делать «широкие продуктивные шаги на Пути».)
Viktori, толковый словарь говорит, что дерзость это: «Оскорбительная непочтительность, наглость, грубость.»
Вероятно мы понимаем по разному значение этого слова.)
Может быть, Вы имели ввиду «смелость»?
Можно посмотреть на это с юмором?
Сказочные наглецы:
— Буратино;
— Пеппи длинный чулок;
— мальчишка,который крикнул «А король то, голый!»
Пример почтительности от мастеров сатиры Ильфа и Петрова:
— Бриан! — говорили они с жаром. — Вот это голова! (с) «Золотой теленок» (про пикейные жилеты)