Сегодняшняя статья – текст вчерашнего выпуска c моего ютуб-канала.
Есть один крутой психологический секрет. Если не знаешь его, это сильно сокращает шансы на успех в жизни вообще и наполняет обидами. Так можно всю жизнь прожить пассивным нытиком. Но если ты этот секрет узнал, то можешь постепенно из нытика трансформироваться в человека предприимчивого. А заключается секрет в образе мышления. И освоить его совсем несложно.
Можно сказать, что есть два стиля мышления:
1 продуктивный
2 бестолковый
Продуктивный стиль мышления побуждает: искать возможности, активно действовать, менять жизнь, развиваться. Бестолковый стиль мышления побуждает: искать оправдания, закрываться от возможностей и зацикливаться на негативных эмоциях.
Чтобы мыслить продуктивно, нужно признавать свои возможности. Это осознание, что вся твоя жизнь – почти целиком твой выбор: эта работа, эта семья, эта квартира, эта страна – просто возможности.
Продуктивный стиль мышления дает ощущение свободы: ты находишься здесь и сейчас в этом месте, потому что это – возможность, которой ты воспользовался. Очень важно это осознавать. Перед тобой всегда бескрайний горизонт возможностей на выбор.
Если ты не обучился признавать свой выбор, включается бестолковый стиль мышления. Он дает ощущение безвыходности: словно сам ты ничего не выбираешь. Это с тобой что-то делают. За тебя выбирают. Помещают в эти условия без спросу. И ты вынужден: ходить на эту работу, жить в этой квартире, с этой семьей, в этой стране. Остается терпеть, что перепало.
Это крайне неприятное переживание рабской вынужденности. Словно здесь и сейчас в этом месте ты, как в тюрьме. Зажат обстоятельствами. Это уверенность, будто нормального выбора не оставили. А поэтому и сделать ничего нельзя.
Подумайте, что хорошего может сотворить человек, уверенный, что у него нет выбора, нет возможностей? Ему даже в голову не придет, что можно самостоятельно свою жизнь улучшать. Остается лишь бесконечно оправдываться и искать виноватых.
Психолог бы такому клиенту разъяснил, что оправдываться не в чем. Можно жить ровно так, как и получается. Никакой вины в этом нет. Это просто жизнь.
Поиск виноватых
Так интересно устроено наше эго – оно постоянно подыскивает себе удобные оправдания. Дескать, получилось бы лучше, если бы не обстоятельства. Во всем виноваты: родители, начальство, правительство, бестолковые, эгоистичные люди, господь Бог и т.д.
Поиск оправданий указывает на бессознательное чувство вины. Это пугающее подозрение, что главная причина всех неудач – ты сам. Твоя собственная позорная слабость. Это переживание бывает непереносимым, словно самая страшная, постыдная тайна. Поэтому его и прячут от себя же в кладовой бессознательного. Чтобы забыть и не чувствовать.
Этот трюк позволяет сохранить высокое самомнение. Дескать, так-то я молодец! Потенциальный герой! Просто не повезло. Не моя вина. Во всем виноваты другие!
Сам выдумал вину, сам выдумал и оправдания. А выдуманную вину спроецировал на других.
Перекладывать ответственность за свою жизнь на других значит обезоруживать себя. Этот трюк полностью меняет восприятие. Тут же, будто по-волшебству все возможности испаряются на глазах. Исчезает чувство свободы.
Это крепкая иллюзия, что тебе не дали устроить жизнь другие. Поэтому они виноваты в том, как ты живешь. Они и должны все исправить. Эта самовнушенная беспомощность. Она зацикливает ум на негативных эмоциях.
Зато можно бесконечно ворчать на других-виноватых, бесконечно оправдываться и ничего в жизни не менять. Ради этих бонусов и выбирают бестолковый стиль мышления.
Если ясно понимаешь, как работают оба стиля мышления, ты способен их выслеживать в самом себе и на ходу менять.
Страх свободы
Еще раз подчеркну: чтобы мыслить продуктивно важно осознавать свои реальные возможности. Лучше вообще взять за практику – рассматривать любые варианты развития сценария – даже самые неудобные и фантастические.
Допустим, начальник-самодур унижает бессмысленными указаниями, давит на тебя. А на дворе кризис – терять работу «недопустимо». Получается, остается терпеть? Но так и возникает уничтожающее чувство вынужденности. Будто сдавили со всех сторон, как раба в тюрьме.
Напомню:
— бестолковый стиль мышления – это поиск виноватых
— конструктивный стиль мышления – поиск возможностей
То есть реальная проблема здесь – не начальник-самодур, а удушающая иллюзия безвыходности. От нее и нужно исцеляться. Для этого переводим внимание с обвинений на прощупывание возможностей. Для начала можно их просто перечислить в качестве игры.
Наверняка можно уволиться, и никто после этого не умрет. Это реальная возможность – нужно ее честно признать. И эта нелюбимая работа – тоже всего лишь возможность. И каждый день на этой работе – твой свободный выбор. Важно это признать, а не врать себе, будто выбора не оставили. Есть и другие варианты, если подумать.
Пока не признал возможности, будешь чувствовать, что твоя жизненная ситуация – огромная, тяжелая и сдавливает тебя со всех сторон.
Когда признаешь возможности, будешь чувствовать, что твоя жизненная ситуация – зыбкая, словно мыльный пузырь – всего лишь возможность на выбор. Среди миллионов других в этом мире.
Мы сами закрываем себе глаза, чтобы не замечать возможностей. Потому что они пугают. Они как бы говорят: ты все это время мог что-то сделать. Мог развиваться. И сейчас можешь. Не ври себе, будто у тебя нет выбора. Просто ты его боишься. Выбор – это слишком по-настоящему для тебя. Именно выбор покажет, чего ты стоишь. Поэтому страшно проверять себя в деле. Страшно тревожить раздутую самооценку. Вдруг правда разобьет ее в щепки? Чего ты хочешь? Продолжать упиваться галлюцинацией своего величия? Или реального развития?
Честность с самим собой может показаться пугающей. На деле она – твой самый главный, верный союзник. Она очищает сознание и повышает продуктивность жизни.
Игорь Саторин
Лучше быть умным, чем глупым, это ведь умный вывод, а значит я умный. Поиск обвиняемых проводить проще, ни какой ответственности за это нести не надо, к тому же путём обвинений легко пристроиться к сильной стороне. Минимум усилий и максимум отдачи. Ну да, всё равно остаёшься чужим рабом, но тебя продолжают кормить.
Поиск возможностей слишком сложно, нужно за всё нести ответственность, перерабатывать свои ошибки, компенсировать чужие. Велика вероятность самообвинения.
Ну и что из за того, что быть паразитом, звучит не красиво, но так легче жить, пусть другие пыжаться, их всегда хватает. Тем более не особо понятно, к чему приведёт поиск возможностей, окромя самообвинения и признания себя ничтожным.
Спасибо за ваше мнение.
Не за что. Нужна иная причина чтоб становиться лучше а не просто становиться лучше, чтоб становиться лучше. Вы правы, мышление имеет коренное значение, но работать с ним вовсе не легко. Главным принципом всегда будут не попытки стать лучше, а становиться менее отвратительным. Лучшая версия может стать очередным идолом самоопределения и наверняка полным счастья в итоге. Тут работает не принцип улучшения, а принцип работы над ошибками, искоренение же ошибок не даёт ошибку в результате, потому цель всегда не определена, но в итоге достигается с каждым шагом, становясь всё более сформулированной и очевидной. В работе над самим собой нет ни чего нового, всё давно озвучено, грабли как аналогия регулярных ошибок давно в ходу, а вот сама практика работы над ошибками не озвучена, просто потому что мало кто её реализует. Всё равно, как бы то не было, сам принцип не в получении чего то, а в избавлении от ошибок. Нельзя взять свои старые бредни и направить в продуктивное русло, ни чего не выйдет, что тоже хорошо выражено в концепции — глупо делать то же самое и ждать другого результата. Что получишь не известно, но оно приходит само, когда убираешь ошибочные программы формирования и реализации решений.
Может всё проще? Ошибок не существует. Как и лучшей версии себя. И такой оценочной линейки в принципе..?
Проактивное мышление ведёт к дофамино-адреналиновой зависимости. Плюс далеко не всегда причина нежелания искать возможности в том, что вы написали про вину и около. По тому, что мне видится со своей колокольни — это чаще связано со страхом в выборе между синицей в руках и журавлём в небе. Возможно вы это и имели в виду в абзаце про страх свободы, но имхо это не одно и то же. Стремление к свободе — это скрытая потребность в доминировании, которую, если она осознанна, можно удовлетворять много какими способами.
Плюс бывает и так, что под поиском возможностей скрывается банальное нежелание направлять внимание на созидание улучшений там, где ты уже оказался, благодаря возможностям, которые выбрал до этого, и ради ценностной перспективы. То есть тоже искать возможности, но более сложные, чем развернуться и уйти в принципиально новые возможности, хоть реально, хоть образно. Часто как раз в этом месте задаются вопросом — это уже социопатическое потребительство или ещё нет?
И тд и тп. Я к тому, что это такое же обосновательное моделирование своих выборов, как и многое другое. А в базе за этим стоят всё те же энергетические потребности, коих по многим версиям не более пяти
В статье акцент – не столько на мотивации и достижении успеха, сколько на ответственности за выбор. Это одно конкретное узкое место в мышлении, где уже взрослый человек, например, отказывается прибираться в своей же квартире, потому что – это не выбор и возможность, а якобы «обязанность», как в детстве под гнетом мамы. А так-то в теме выбора и мотивации, конечно, есть тысячи нюансов. Кое что об этом было в книге «Апгрейд личности».
Ухххх. Ну тогда этот посыл не передался текстом. На мой субъективный взгляд — что не есть линейка, это понятно.
Про этот акцент тоже не одна модель, почему он отказывается. Вот я сейчас отказываюсь, к примеру (точнее свожу к самому минимуму), но прекрасно понимаю, что это тоже мой выбор пути (желаний) по удовлетворению потребностей. Весь вопрос только в степени зависимости от.., степени её осознанности и способности возвращаться с какой-то черты. Имхо конечно
Так, саморазвитие или просветление?
У тебя была видимость опыта последнего. Была — да сплыла.
Остался попрыгун на одной ножке.
И ещё… Ошо прочитал тысячи книг после просветлёнки или до? Зачем просветлённому образование? Просветлёнка не даёт всезнание, поэтому Ошо старался быть осведомлённым во всех аспектах, чтобы посылать саньясинов по всему миру.
А что у тебя? Бизнес или духовность? Впрочем, вышеупомянутый товарищ неплохо сочетал то и другое. И тем не менее…
Для психолога — у тебя слишком банально. А для недопросветленца — слишком сыро, Тэо Ботов.