Памятка для самостоятельной работы.
Черновой заголовок статьи: «Самоисцеление психологическое».
У меня есть клиенты, которые решаются на плотную самостоятельную работу. Одним не хватает денег для регулярных консультаций – и они приходят ко мне раз в месяц, и показывают примеры своей самостоятельной письменной работы. А я даю обратную связь, помогаю увидеть, где человек еще спотыкается. И есть второй тип клиентов, которым сейчас важно двигаться быстрей, и помимо одной сессии раз в неделю, они готовы уделять работе над собой дополнительное время.
Прилагаю памятку для самостоятельной работы всем желающим. Она пока сыроватая, возможно, буду дополнять.
Работу нужно проделывать письменно, либо в печатном виде. Сработает хорошо, если делать не для галочки, а супер внимательно и усердно.
1. Иррациональная яма
Это самая сложная и большая часть – выражение своего беспокойства.
Отвечаем на вопрос: что меня беспокоит? Описываем до исчерпания одно конкретное переживание-ситуацию. Здесь важно поставить свой умный ум на полочку и дать право голоса эмоциональной переживающей части себя.
Помогут дополнительные вопросы:
- что я чувствую?
- во что я верю (под эмоцией)?
- как я реагирую на ситуацию?
- что я хочу сказать на эмоциях человеку?
- что хочу сказать судьбе, или Богу?
- что мне должны?
Негативные ситуации чаще всего понижают самооценку и омрачают картину будущего. Поэтому здесь дополнительно помогут вопросы:
- каким (под эмоциями) я вижу себя?
- каким вижу свое будущее?
Например: «все плохо, никто меня не любит». И описываем, что значит не любят, чем это грозит. Какой я, когда меня не любят? Каким я вижу свое будущее, когда меня не любят? Описывать лучше до исчерпания, когда сказать больше уже будет нечего.
2. Рациональная опора
Создаем новую эффективную опору. Отвечаем на вопрос: что значит эта же ситуация с позиции логики, статистики и здравомыслия?
Например: а правда ли меня все не любят? А что значит «все»? А правда ли это плохо? А чем конкретно? А можно ли что-то исправить? А с тем, что исправить нельзя, можно спокойно жить дальше?
Здесь используем для ответов только логику. Без эмоций. Как если бы вы говорили о другом человеке. Может помочь представить другого человека в этой ситуации.
Мысль должна звучать максимально четко и твердо, чтобы на нее можно было опереться и поглядеть на ситуацию с ее позиции. Это эффективная новая обзорная точка на себя и свою жизнь. Вы сможете на нее перемещаться тем лучше, чем ясней она будет звучать.
3. Формирование запроса
Продолжение рациональной работы. Запрос помогает обозначить фронт работы и создать путеводный маяк для перехода из эмоциональной ямы к рациональной опоре.
Под первым пунктом (где было иррациональное) мы отвечали на вопрос: как я реагирую?
Теперь отвечаем на вопрос: как я хочу на это реагировать?
Другие варианты этого же вопроса:
- как эту ситуацию лучше всего рассматривать с позиции логики и здравомыслия?
- что с ней лучше всего делать дальше?
Например: я хочу относиться к чужой нелюбви легко, потому что она по сути ничего в моей жизни не меняет. Просто минус один человек из миллионов возможных. Если кто-то не любит и это не исправить, лучше спокойно дистанцироваться от человека и выбирать людей, с которыми возможна взаимность. Если дистанцироваться нельзя, я хочу не брать мнение критика на свой счет.
Напомню: здесь я привожу короткие примеры. В самостоятельной работе нужно все расписывать усердно и подробно.
4. Выявление негативных убеждений
Когда сформулировали запрос (ответ на вопрос «как я хочу на это реагировать?»), отвечаем на вопрос: а что мешает? Что мешает мне реагировать на ситуацию так, как я хочу? Что мешает понимать ее логично и реагировать на нее эффективно?
Например: я понимаю с позиции логики, что мнение не любящего меня человека, по факту ничего не ухудшает. Это у него в голове, и меня не касается, можно пройти мимо. Но я не могу. Почему не могу?
Он должен признать, что не прав! И вообще, меня должны любить все!
Это и есть негативные мешающие убеждения. Слово «должен» – их частый спутник. Негативные убеждения захватывают ум, наполняют его сомнениями и внутренними конфликтами. В ходе работы их может быть выявлено много.
Выделяю два главных типа негативных убеждений: требования и прогнозы.
Требования звучат со словом «должен». Они мешают успокоиться. Вызывают обиды и гнев.
Прогнозы – это обычно смутные слепые убеждения о том, что будет. В духе: зачем начинать, если все равно ничего не получится? Они вызывают тревогу и депрессию.
В идеале на этом этапе у вас появляется четко сформулированное негативное убеждение. Или даже целый список.
5. Проработка убеждений
Негативные убеждения нужно ставить под сомнение. Здесь отвечаем на вопрос: на чем мое убеждение держится? Что его доказывает?
Пример убеждения-требования: я верю, что человек должен признать свою неправоту.
Почему должен? И расписываем подробно, как чувствуем. Например: он должен признать неправоту, потому что это будет справедливо.
Каждый ответ снова ставим под сомнение: почему это будет справедливо? А должна ли такая справедливость торжествовать? Почему должна?
Пример убеждения-прогноза: бесполезно начинать, все равно ничего не получится.
Так ли это? В частном случае, может и не получится. А если не опускать руки, и пробовать регулярно снова и снова?
Здесь важно двигаться вглубь по эмоциональной канве убеждения, не распыляясь. Работа эта непростая. Но в счет идут просто минуты, проведенные за этой работой. По мере практики будет получаться все лучше.
Когда наконец увидишь, что для убеждения нет реальных опор, оно само развалится.
Если в ходе проработки вскрылись новые переживания, можно циклы работы повторять до стадии, пока не придет ощущение освобождающего успокоения.
Проверка намерений
Эта часть работы необходима, когда эмоции побуждают немедленно действовать. Прежде действия свои намерения полезно проверить на адекватность. Это ответ на вопрос: что будет, если я сделаю то, чего требует моя эмоция? Соответствуют ли мои ожидания реальности?
Дело в том, что эмоции часто лживо рисуют совсем нереалистичный результат в духе: «сейчас наору и все наладится!». Они как бы требуют слепого подчинения – просто действовать на поводу у эмоции. Если это распознать, эмоция перестает тобой всецело владеть. Здесь помогут такие вопросы:
- чего я хочу добиться на эмоциях? Выражаем намерения эмоций до исчерпания.
- чего я добьюсь на эмоциях на самом деле? Включаем здравомыслие.
Например: сейчас я быстро покажу человеку, как он ошибался, и он раскается и попросит прощения. Но к чему это приведет на самом деле? Раскается ли он после моего наезда? Что он реально почувствует? Ведь скорей всего возмутится, начнет оправдываться и наезжать в ответ. Или подумает, что я – токсичный человек и закроется. Устраивает меня такой результат? Если нет, то как лучше всего разговаривать? Какой тон использовать? Стоит ли вообще?
Рабочий подход к себе помогает мгновенно освободить часть сознания от воздействия эмоции. Растождествиться с ней. Начав работать с эмоцией, ты смотришь на нее как бы со стороны, как на проект. Поэтому эмоция больше не кажется внешней неисправимой реальностью.
Самостоятельная работа не отменяет ценности работы с психологом.
Игорь Саторин
Скажите, а медитация реально помогает в саморазвитии? Есть польза?
Если исхитриться, даже стамеска окажется полезной для саморазвития. А медитация — так и подавно.
С языка снял)) Вообще не понимаю как вяжется медитация с саморазвитием.
Медитация локально: снимает взбудораженность, приносит ясность и спокойствие. А глобально: повышает общий уровень внимательности, и создаёт внутри сознания островок осознанности — такую часть себя, которая не вовлекается в эмоции. Однако освоить медитацию, чтобы эти бонусы почувствовать — не так то просто.
Если я правильно понял, статья сводится к систематичной практике всего в двух вопросах к самому себе.
Как поступать в этой ситуации и как не поступать в этой ситуации. Сначала научиться не поступать так, как поступать не надо, то есть сократить количество ошибок, ну а то, что останется, будет логичным, рациональным и естественным. Ни чего сложного на первый взгляд, но вопрос, почему так не делают все и всегда, звучит нелепо, хотя ведь не делают. Поступай в соответствии с тем, что хочешь получить и не поступай иначе. Мне кажется эта статья продолжение предыдущей, а основная идея в них — как обрести повседневный смысл в жизни и выудить из происходящего те цели, которые можно принять и реализовывать. Припомнилось выражение — человек как правило не знает чего хочет, но точно знает чего он не хочет. Желания, против нежелания в самом глобальном смысле.
Интересный взгляд. Это есть. Особенно про последнюю часть статьи, где «проверка намерений».
Акцент практики — на обезвреживании неэффективных автоматизмов. То есть мы здесь не просто волевым усилием поступаем, как следует, а прорабатываем убеждения и эмоции, чтобы лишнее само отсеялось, а нужное стало единственным естественным.
Неужели удаление ложного, это единственный путь, а универсума в том, какое действие является верным нет. Логически, верные действия стали бы лучшим подспорьем, как замена ложному, чем просто удаление ложного.
Попробуйте порассуждать об этом, когда придет время помыться, или прибраться в квартире.
У ваших аналогий, есть ясный конечный результат и можно проложить к целям кратчайший путь. В этом и суть, что себя можно прибирать бесконечно, если нет цели, или точней альтернативы ложным убеждениям (реакциям), которая могла бы при четком определении обозначить наикратчайший путь. Уборка ради самой уборки?
Уборка, когда многовато пыли скопилось.
Об этом кое что было здесь.
Привет! Ну да! Отсеивание! А как еще по-другому узнать, что является Истиной, у каждого она своя. Поэтому, чтобы узнать что есть Истина, надо отсеять, убрать, то что ей не является. А как определить, что не является Истиной? То, что основано просто на идее, концепции. Это, как валюта, если она не подкреплена золотом или драгметаллами, это просто пустышка. А чем может быть подкреплена идея? Как аналогия с чисткой луковицы, слой за слоем убираешь, то, что не является Истиной. Интересно, а что останется, когда луковица закончится? Истина?
Почему-то вспомнилось произведение Гомера «Илиада».. Эпизод, когда Циклоп гонится за Одиссеем и его командой, после того, как они копьем пробили ему третий глаз (а точнее у него он был единственный) и кричит Одиссею, чтобы он назвал свое имя. Одиссей, когда уже был на корабле и уже на достаточно безопасном от циклопа расстоянии, храбро ответит: «Я Никто!») Вывод::
Я с удовольствием пообщаюсь с Игорем Саторином, с его позволения, чтобы почистить свою луковицу)