Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Право судить

Для событий жизни есть две основных сцены — внешняя и внутренняя. Во вне мы наблюдаем события материального мира. Внутри — «события» психического. Обе сцены равнозначны.

Размышляя об окружающих, мы склонны забывать, что они — тоже люди, каждый со своей внутренней психической сценой. О них нам проще мыслить, как о роботах — в русле их внешней адекватности и рациональной выгоды.

Нам легко рассуждать, как другим людям поступать «надо». Мы их преспокойно судим, сравнивая с моральными идеалами, и искренне удивляемся их бестолковому поведению. Будто безупречность — норма жизни. Для окружающих…

В отношении себя же все точно наоборот! Мы преданны собственным иррациональным чувствам, их горячо оправдываем и, ослепленные ими, даже не замечаем своей внешней неадекватности. Не осознаем, насколько собственные убеждения о справедливом и должном бывают пристрастны, а в чужих глазах — и вовсе бредовы.

«Святое» для одного запросто оборачивается «идиотизмом» для другого. Собственные актуальные эмоции — это всегда «правильно». А чужие, если идут в разрез с нашими, — просто «нелепый вздор». За наш гнев другие «должны» раскаиваться. За свой они «должны» раскаиваться вдвойне. А к оправданиям — прилагать разнообразные новые уступки и бонусы.

Самобичевание

На самом деле осуждение подобно паршивой собаке, которая облаивает и чужих, и хозяина. Просто окружающих мы судим смело и уверенно, с чувством полного на это права. А себя — нехотя, стыдливо зажимаясь. Поэтому претензии к себе — не такой популярный повод обращения к психологу.

Сначала исступленно отстаиваем свои пылкие чувства, а когда порывы стихают и внутренние декорации сменяются, мы, как бы прозревая, принимаемся судить самих себя — все так же слепо к сцене психической. Жалеем об упущенном и содеянном — то бишь виним себя за то, что мы просто люди, а не безупречные роботы или живые воплощения нравственных идеалов. Будто безупречность — это, вообще, норма жизни.

Когда получается, чувство вины прячут от себя же в закромах души. В итоге любой намек на вину становится болезненным, потому что резонирует с подавленной «грешностью». Так даже невинное замечание встречают гневным протестом.

И все равно часто слышу от клиентов об их сожалениях. Вроде как упускают люди свои «шансы» — и мучают себя совестью.

Каждый раз спрашиваю у человека: «а вы уверены, что могли поступить иначе?». Обычно уверены. Сами сожаления на эту уверенность указывают.

Не много ли мы на себя берем?

Осуждение и самобичевание — суть одно. В психологии эту наклонность называют «должноманией». Это такой вид самодурства, когда кажется, будто имеешь право судить, какими должны быть и сам, и окружающие. Даже если это невозможно — плевать. Такое вот дерзкое неуважение к сцене психической — и своей, и чужой.

Имеем ли мы право судить?

Представьте такую картину: мельник забывает, что крылья мельницы движет ветер, и начинает с ней выяснять отношения, указывая, когда и с какой скоростью вращать жернова.

Примерно так поступаем и мы, когда осуждаем. Тело подобно безжизненной мельнице. Ветер — живым течениям души, оживляющим материю. Можно ли указывать направление и скорость «ветрам» души, не познав их природу?

Мы сами для себя — непостижимая энерго-информационная субстанция. Мы не видим реальных людей никогда. Видим их декоративный внешний слой — наряженные тела в пространстве. Каждый из нас — утаенная от чужих глаз отдельная реальность. Психическая сцена жизни, оказывая решающее влияние, остается сокрытой.

Мы легко признаем преграды физические: скалы, непроходимую тайгу, хищников… А преграды внутренние, психологические такого признания не удостаиваем.

Скалу можно и лобзиком сточить. А недостаток опыта заменить нечем. Разве что — компенсировать. Не может молодая, наивная личность думать и поступать, как зрелая.

Оглянитесь на себя, на недовольство собой и окружающими. Откуда нам знать, что жизнь должна быть другой? Откуда знать, что религиозные и моральные догмы — всеобщая обязаловка? Почему не должно быть противоречий, заблуждений, изъянов и страданий? Не потому ли, что нам просто очень-очень хочется в это верить?

Если из ребенка с ранних лет выколачивали потребность в любви, не естественно ли, что он вырастает безжалостным социопатом?

Осуждение и самобичевание — это непонимание и неуважение естественных неумолимых законов психики. Каждый может быть только самим собой.

Естественная справедливость

В жизни нет несправедливости. Она не просит лайков и не нуждается в оправданиях. Нелегко это признавать, когда лично сталкиваешься с обманом, неблагодарностью и враждебностью. И все же — это данности жизни.

Жизнь не сказочный сон. Она больше похожа на дикий лес, где хищники и травоядные сумели договориться о выгодном сотрудничестве и дружбе. Но это не мешает им жульничать и плевать на соглашения, ведь они изначально условны — никто никому ничего не должен. Созидание — акт свободной воли, а не врожденная обязанность.

Пока верится, что жизнь должна быть другой, мы настаиваем на ее несправедливости. Этот протест подобен обиженному возмущению ребенка, обращенному к родителям, чтобы те заметили, как он незаслуженно страдает — и пожалели.

В детстве этот маневр прокатывал. И по старой привычке мы продолжаем жаловаться на несправедливость, уже не родителям, а куда-то в пространство над головой, в ожидании «заслуженного» воздаяния. На progressman.ru об этой наклонности я уже говорил в статье «религия невротика».

Взрослому человеку полезно понимать, что теперь он — один на один с жизнью. Окружающие могут помочь, но имеют полное право отказать в понимании и поддержке. Хотя бы потому, что сами в ней нуждаются.

© Игорь Саторин

Схожее на progressman.ru:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!


Рассказать друзьям:

Progressman.ru на Youtube:

28 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Интересно, а почему «должномания» существует в обществе? Когда вообще она началась? Для отдельного индивида, понятно, начинается с момента рождения (а то и зачатия). А для всей человеческой цивилизации?

    Помню, с сыном проходили медосмотр перед поступлением в первый класс школы, были у невролога. Осмотрев и расспросив сына, врач начала говорить, что ребёнок должен то-то и то-то. Я сказала ей : «Мой ребёнок никому ничего не должен.» Она открыла рот, но, посмотрев на меня, ничего не ответила.)

  2. Классная статья, мне понравилась! Игорь, хочу стать мошенницей, обманывать людей и жить за их счет (надеюсь, не станете меня осуждать). Сегодня как раз была передача о том, как обманывать пенсионеров, продавать им разную фигню за огромные деньги. Вы пишете, что справедливости нет, поэтому ничто меня теперь не остановит! Огромное СПАСИБО, Игорь! Вы меня вдохновили!

    1. Вы сами справедливость. Человек устроен таким образом, что сам себя наказывает. Потому что нет деления на плохо и хорошо. Есть только исполнение желаний. А если ваше сердце говорит, что вы сделали что то не так, это поражает страх наказания и, как самое сильное, это желание сбывается. )))

      1. Правильно, внутреннее самоедство порождает страх наказания. Игорь очень грамотно разоблачил ненужное самобичевание, Это вдохновляет на отказ от самоосуждения и развязывает руки к поступкам, за которые раньше стал бы сам себя осуждать!

        1. Так становитесь мошенницей, кто Вам не дает?. Или Вас только статья вдохновила? А статья уголовная еще держит? Я думаю,что Вам ничего не поможет) Прежде чем выворачивать наизнанку весь материал, стоит хотя бы задуматься о том,о чем здесь речь. От количества таких статей мошенников и воров не прибавится,ни убавится. Они были,есть и будут. И вряд ли из Вас выйдет хорошая,но Вы попробуйте :)

        2. Анастасия, самоедство — не препятствие наклонностям и желаниям. С ним желания исполнять продолжают, но грубо, импульсивно-порывисто, когда подавленное прорывается.

          Можете почитать по теме: https://progressman.ru/raskreposhhenie-psixicheskoe/

          1. «Социопатия формируется, если человек с раннего возраста вместо заботы и любви получает насилие» — Ваши слова. А с чего Вы взяли, что психика социопата покалечена? Разве с ним обходились несправедливо? С ним должны были обходиться каким-то справедливым образом? Ему кто-то что-то был должен? С ним обходились так, как считали нужным обходиться! Социопат преодолел страх наказания, он справился со своим комплексом, который ему пытались навязать, применяя методы запугивания. Не получилось! Не запугали! И теперь социопат — полностью здоровая личность, которая не ведает закрепощения: «Социопат подобен хищнику на пастбище травоядных. Он не чувствует жалости и сострадания, а чужие идеалы добра воспринимает как удобные рычаги для своих манипуляций.» — все правильно Вы написали! Спасибо!

          2. В рамках общества психика социопата покалечена. И для нашего общества появление таких людей — норма.

            А так-то да, психическое здоровье — это действительно условность. Природа не судит, что норма, а что патология.

            Может, вы попробуете общаться прямо? Нелегко вычислять, о чем вы пытаетесь сказать, задавая длинные вопросы, то и дело вставляя сарказмы.

          3. «Может, вы попробуете общаться прямо? »
            А Вы хотите со мной общаться? Предположу, что нет. Просто оставила отклик Вашей статье.
            Будет новая статья — почитаю. Будут мысли — выскажу. Всего доброго, Игорь.

          4. Анастасия, статья Игоря не призывает совершать преступления и прочие злодеяния. Всё это зависит от выбора, который человек делает сам. Для этого и существует уголовный кодекс, чтобы регулировать выбор человека, в случае, если он социопат и не чувствует вину. Действительно, криминала не прибавится и не убавится от этого, как уже сказано. Эта статья не для бандитов и жуликов полезна, которые и без нее и так не раскаиваются. Она служит для того, чтобы люди, которые ничего такого не совершили, не казнили себя по пустякам. Я раньше тоже задавал здесь подобный вопрос, потом понял, к чему клонится основная идея — не каяться понапрасну, чтобы не заработать невроз.

          5. Дмитрий, что Вас побудило оправдывать статью?

          6. А что вас побудило ее осуждать? Я думаю, ваше личное мнение. Вот и у меня есть свое личное мнение. Не хотите — не верьте, мне-то что…

          7. Где Вы увидели осуждение?

          8. Мне сейчас некогда спорить с вами, пусть это будет ваша точка зрения, я с ней не совсем согласен, на этом и закончим.

          9. Есть такое шуточное пожелание девушкам: «Думать надо головой, а не подругами». Вот об этом и статья. Многие правила нам навязаня и мы следуем им потому, что кто-то сказал, что это закон (=кто-то сказал, что только так правильно).
            Статья о том, что даже есть с ножем и вилкой может быть неверно и неудобно, хотя и по правилам, даже если вы в Европе, но при этом китаец. Можно смело достать палочки и есть ими. В обманывании пенсионеров тоже может не быть криминала. Например, в Тайланде не платят пенсию от слова вообще, и это для них нормально.
            Игорь часто говорит очевидные вещи, но в статьях они систематеизированы и легко осознаются. Я, часто после прочтения их удивляюсь, что же я сам в этом ракурсе не обдумал тему?

          10. мне что то подсказывает, Игорь, что душевное здоровье это не условность, а то чего так и не научились…человеки… разгадывать меня точно не надо…я как то сама себя ооочень давно знаю…аж устала от этого знакомства…были бы здоровы души, необходимости в чем то » вне» не было бы…молчу

          11. Если я вам скажу, что покалеченная, поверите? Что насилие не рождает ничего, кроме насилия, поверите? Нет идеалов, есть реальность, поверите? И природа сама по себе никого не насилует и боли не знает сама по себе…как ребенок не помнящий себя во время рождения…

          12. А Вам очень надо, чтобы я поверила?

    2. Анастасия, хочу открыть вам великую «тайну» — ваша идея не нова, и миллионы людей вполне легально живут за счет других и являются мошенниками в той или иной степени, не выходя при этом за рамки условий существования социума(юридические). И то чем вы хотите заниматься — обман доверчивых пенсионеров за счет уверенности последних в том, что вы соответствуете их морально-нравственным идеалам — и есть живой пример для материала данной статьи.

  3. Благодарю у меня от ваших статей вырастают крылья и чувствую надежду и огромную поддержку.Всего вам доброго Игорь.

  4. Замечательный у Вас статьи, Игорь. Читаю и наслаждаюсь ). Свежий, ясный взгляд. Термин «должномания» не слышала, а о «тирании долженствования» Карен Хорни вспоминаю часто).

  5. Игорь, ты золотце) Я тебе благодарна. Ты делаешь мою жизнь расслабленнее и гармоничнее 🙃

  6. Я на себе почувствовал вашу статью,судит окружающей мир мы любим. Ещё с 100% уверенно что так и есть. Что должно быть по другому. Нужен апокалипсис. А вот я..да мне бы,,короче нужен второй поток. Вы правильно пишите и идещ и ловиш сам себя.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.