С детства мы приучены различать два типа зла – внешнее, событийное и внутреннее, психологическое. Первое зло – это условно «плохие» явления. Второе – наша как бы «закономерная», негативная реакция на них – переживание злости. «Плохими» мы называем явления, которые, как мы чувствуем, не имеют права существовать – то есть существуют «незаконно», и «должны» быть по «справедливости» истреблены – и тогда воцарится «добро». Сплошные кавычки.
При этом собственное чувство зла вытесняется и проецируется во вне. Дескать, с нами-то все в порядке, мы зло лишь наблюдаем, а испытываем обострившееся чувство «справедливости». А зло – там во вне, с ним-то и надо разбираться.
На деле «зло» всегда остается собственным переживанием – чувством злости. Именно интенсивностью этого личного чувства измеряется тяжесть внешнего события – «зла» в мире, которое констатирует наш неравнодушный, пристрастный ум.
В том числе и так порождаются всевозможные формы массового психоза социальной нетерпимости: расизм, сексизм, гомофобия, ксенофобия и др.
Войны начинались, когда маги какого-нибудь клана объявляли чужую реальность злодейской. Они показывали сами себе кино про других, потом делали вид, что это были новости, доводили себя до возбуждения и начинали этих других бомбить.
Виктор Пелевин
Я не утверждаю, что чувство справедливости – это, вообще, какая-то ошибка, а только пробую присмотреться к нему внимательней, и разобраться, что именно этим чувством называют. И почти всегда – это эмоционально насыщенная, крепкая, безусловная вера в правильный вариант реальности. Верующий при этом, словно заглядывая в планы Творца, принимается судить – указывать миру, что обязано наличествовать, а что подлежит обязательному исправлению или уничтожению.
Начинка чувства справедливости
Злость – не единственный способ почувствовать несправедливость жизни. Есть еще и обида, зависть, чувство вины – наша психика богата на способы сопротивляться происходящему.
Зависть подсказывает, что «по справедливости», мы должны иметь не меньше и не хуже, чем тот, кому мы завидуем. Зависть побуждает «справедливо» осуждать и наказывать чужую несдержанность и раскованность там, где мы себя привязываем к батарее сковываем своим «правильным» поведением.
Обида подсказывает, что человек, практикующий невыгодное для нас поведение, обязан «по справедливости» раскаяться и начать исправляться.
Чувство вины мы переживаем, когда констатируем несправедливость на сей раз в собственных поступках. Вина подсказывает, что мы поступили «плохо», и поэтому потеряли право быть любимыми. А чтобы это право вернуть «обязаны», опять же, раскаяться и начать исправляться. Даже если это в принципе невозможно, все равно «обязаны», потому что «справедливости» наплевать, есть ли для требуемых ею перемен реальная почва.
Иными словами, то, что мы чувством справедливости называем – это не какая-то самостоятельная единица эмоциональной сферы, а целая смесь различных переживаний – чаще всего негативных, но в собственных глазах облагороженных.
Я не утверждаю, будто все разновидности реакций из «чувства справедливости» – сплошное «зло». Иногда «справедливость» действительно побуждает к «возвышенным» и «благородным» поступкам. Но чаще всего «справедливостью» прикрывается личная, порой откровенно эгоистичная выгода.
Всеобщее «добро»
Самый коварный самообман, который чувство «справедливости» прикрывает, – тот самый трюк ума, где личные, порой далекие от реалий притязания убежденно навязываются под видом всеобщего объективного добра. Такая слепая убежденность побуждает с пеной у рта доказывать окружающим, какой должна быть жизнь.
С таким настроем жестокое самоуправство вдруг становится «освободительным» крестовым походом против «неверных». И в награду «крестоносцы» получают прощение всех грехов. Исторический факт. Так личные неврозы и принимаются за сверкающе чистую монету.
Все было бы куда проще, если бы действительно существовала единая и понятная для всех справедливость – спорить было бы не о чем. Но в ранг такой большой всеобщей правды мы воздвигаем множество маленьких личных полуправд.
Искреннюю убежденность в своей правоте может иметь каждая из конфликтующих сторон. Вроде как все «правы» и «справедливы», а договориться не могут, принимают друг друга за агрессивных противников истины и справедливости – осуждают и наказывают за разницу в самообмане.
Какой должна быть жизнь
Несправедливость мира – это сброс ответственности за свои нереалистичные ожидания на внешних «виноватых». Обычно за такой безответственностью кроется нежелание признавать качество собственного вклада в свою же жизнь.
Так происходит, когда в глубине души человек сам считает себя слабаком и неудачником, не сумевшим принять вызов жизни – за это себя порицает и ненавидит. А на поверхности, чтобы от внутреннего конфликта спрятаться, перекладывает ответственность за «неудачи» с себя на правительство, начальство, родителей, партнеров, судьбу, Всевышнего – любую внешнюю силу, которая «помешала» счастью, либо была «обязана» устроить все «по справедливости» – то бишь обеспечить исполнение желаний, но не устроила, не обеспечила.
В идеале надо бы понимать, что никто нам ничего не должен. Но есть и хорошая новость – мы тоже никому ничего не должны. Ни себе, ни окружающим. На все – свободная, добрая воля. Прекрасно понимаю, насколько эта тема скользкая. Планирую разбирать нюансы в будущих статьях.
Правда заключается в том, что мы понятия не имеем, какой должна быть жизнь. Либо можно сказать, что горькая для наших оторванных от жизни чаяний правда – в том, что все уже происходит именно так, как должно происходить. Потому что так устроена жизнь – таков естественный ход вещей. Никто и ничто не может иначе.
Эти беспощадные к нашим ожиданиям, холодные закономерности жизни, пожалуй, и есть та единая для всех справедливость, на которую только и можно опираться. Иначе остается удивляться, как это люди имеют столько наглости – идти против всеобщей святой справедливости – нашей маленькой лжи самим себе.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Какие милые женщины на картинке! Засматриваешься на их улыбки и глаза и поначалу не видишь пистолетов…
Да-а…
Нина
08/02/2016 AT 11:08
«…Вот и у мне так кажется. Имел он нас в виду, этот мир…»
Да, мир в основном несправедлив в нашем понимании. Я от многих людей подобное слышал. Ведь в нем есть войны, болезни, страдания… Но откуда взялось такое понимание? Концепция справедливости откуда взялась? Никто же при этом не сомневается, что сама по себе жизнь или судьба (рок, фатум и т.д.) намного сильнее человека. Мы можем надеяться и стремиться, но никто не гарантировал результат. И от этого страшно.
Да, есть примеры, когда люди ценой невероятных усилий (как оно видится) достигают не менее невероятных высот. Такие примеры как бы говорят нам, — смотри, видишь, он все же смог! Значит, и ты сможешь! Секрет успеха есть, просто надо постараться изо всех сил.
Это такой намек на гарантированный результат. Отдай всего себя, и тебе воздастся. Да, нифига на самом деле…
В непредсказуемом мире жить страшно (а он как раз именно такой), поэтому мы придумали себе предсказуемый мир, где есть правила достижения успеха – счастливой жизни. Справедливость – одна из непреложных истин этого придуманного предсказуемого мира.
В непредсказуемом мире справедливости нет, но нет и несправедливости. Там в реальности все так, как оно происходит – в единственно возможном варианте. Но непредсказуемо. И от этого страшно. Но бояться незачем, потому что выбора нет – вариант-то единственный.
PRAS
«Да, мир в основном несправедлив в нашем понимании».
«Справедливость» — понятие чисто человеческое. Это оценка, причем глубоко субъективная и очень индивидуальная.
Мир, как таковой, — никакой, ну или «такой, как есть».
А все остальные рассуждения и придумки — это чтоб легче было жить, и больше ни для чего. Подпорки.
Нина
08/02/2016 AT 12:12
«…Мир, как таковой, — никакой, ну или «такой, как есть».
А все остальные рассуждения и придумки — это чтоб легче было жить, и больше ни для чего. Подпорки…»
Так, отлично. Ну, и что на самом деле, — легче живется с подпорками, т.е. выдуманными представлениями? Или все как раз наоборот? )))
PRAS’у
на это есть хороший вопрос, ставящий всё на свои места: если ты не виновен, почему ты попал в эту ситуацию?
а ещё — еврейская мудрость: спасибо, Господи, что взял деньгами! :)
Юля, ничё не понял? О чем вопрос? В какую ситуацию я попал?
PRAS
«Ну, и что на самом деле, — легче живется с подпорками, т.е. выдуманными представлениями? Или все как раз наоборот? )))»
Лично я не знаю ни одного человека, который бы жил без подпорок. Они могут меняться, но совсем без них мы не можем. Это где-то там высший уровень реализации (если, конечно, эта теория не очередная придумка). :)
Нина
08/02/2016 AT 12:38
«…Это где-то там высший уровень реализации (если, конечно, эта теория не очередная придумка). :)…»
Конечно, придумка (или подпорка). И опять там есть вера в справедливость, — дайте мне, наконец, высший уровень реализации, я же так стараюсь!
Опираться мы будем до тех пор, пока боимся безопорности или другими словами — непредсказуемости (несправедливости) мира. Однако вся штука заключается не в том, что опираться не на что. Опираться НЕЗАЧЕМ )))
PRAS
«И опять там есть вера в справедливость, — дайте мне, наконец, высший уровень реализации, я же так стараюсь!»
Вера есть не там, а исключительно в голове верующего. Говорят, что люди с такой «верой» на этот уровень в принципе не попадают. :)
«Однако вся штука заключается не в том, что опираться не на что. Опираться НЕЗАЧЕМ»
Очень мудро. Осталось реализовать. Ведь это утверждение — такая же иллюзорная подпорка.
Мне больше понравилось про зависть.очень приятное чуство в кавичках .и в принципе мне кажется что если начинаеш вести себя также как тот кому завидуеш и замечаеш что ти сам такой же дурик только питаешся сдерживаться а нн надо.вобшем приблизительно так га мой взгляд можно контролировать зависть.спасибо автору за статью!