Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Чувство справедливости

чувсьвл справедливостиС детства мы приучены различать два типа зла – внешнее, событийное и внутреннее, психологическое. Первое зло – это условно «плохие» явления. Второе – наша как бы «закономерная», негативная реакция на них – переживание злости. «Плохими» мы называем явления, которые, как мы чувствуем, не имеют права существовать – то есть существуют «незаконно», и «должны» быть по «справедливости» истреблены – и тогда воцарится «добро». Сплошные кавычки.

При этом собственное чувство зла вытесняется и проецируется во вне. Дескать, с нами-то все в порядке, мы зло лишь наблюдаем, а испытываем обострившееся чувство «справедливости». А зло – там во вне, с ним-то и надо разбираться.

На деле «зло» всегда остается собственным переживанием – чувством злости. Именно интенсивностью этого личного чувства измеряется тяжесть внешнего события – «зла» в мире, которое констатирует наш неравнодушный, пристрастный ум.

В том числе и так порождаются всевозможные формы массового психоза социальной нетерпимости: расизм, сексизм, гомофобия, ксенофобия и др.

Войны начинались, когда маги какого-нибудь клана объявляли чужую реальность злодейской. Они показывали сами себе кино про других, потом делали вид, что это были новости, доводили себя до возбуждения и начинали этих других бомбить.

Виктор Пелевин

Я не утверждаю, что чувство справедливости – это, вообще, какая-то ошибка, а только пробую присмотреться к нему внимательней, и разобраться, что именно этим чувством называют. И почти всегда – это эмоционально насыщенная, крепкая, безусловная вера в правильный вариант реальности. Верующий при этом, словно заглядывая в планы Творца, принимается судить – указывать миру, что обязано наличествовать, а что подлежит обязательному исправлению или уничтожению.

Начинка чувства справедливости

Злость – не единственный способ почувствовать несправедливость жизни. Есть еще и обида, зависть, чувство вины – наша психика богата на способы сопротивляться происходящему.

Зависть подсказывает, что «по справедливости», мы должны иметь не меньше и не хуже, чем тот, кому мы завидуем. Зависть побуждает «справедливо» осуждать и наказывать чужую несдержанность и раскованность там, где мы себя привязываем к батарее сковываем своим «правильным» поведением.

Обида подсказывает, что человек, практикующий невыгодное для нас поведение, обязан «по справедливости» раскаяться и начать исправляться.

Чувство вины мы переживаем, когда констатируем несправедливость на сей раз в собственных поступках. Вина подсказывает, что мы поступили «плохо», и поэтому потеряли право быть любимыми. А чтобы это право вернуть «обязаны», опять же, раскаяться и начать исправляться. Даже если это в принципе невозможно, все равно «обязаны», потому что «справедливости» наплевать, есть ли для требуемых ею перемен реальная почва.

Иными словами, то, что мы чувством справедливости называем – это не какая-то самостоятельная единица эмоциональной сферы, а целая смесь различных переживаний – чаще всего негативных, но в собственных глазах облагороженных.

Я не утверждаю, будто все разновидности реакций из «чувства справедливости» – сплошное «зло». Иногда «справедливость» действительно побуждает к «возвышенным» и «благородным» поступкам. Но чаще всего «справедливостью» прикрывается личная, порой откровенно эгоистичная выгода.

Всеобщее «добро»

Самый коварный самообман, который чувство «справедливости» прикрывает, – тот самый трюк ума, где личные, порой далекие от реалий притязания убежденно навязываются под видом всеобщего объективного добра. Такая слепая убежденность побуждает с пеной у рта доказывать окружающим, какой должна быть жизнь.

С таким настроем жестокое самоуправство вдруг становится «освободительным» крестовым походом против «неверных». И в награду «крестоносцы» получают прощение всех грехов. Исторический факт. Так личные неврозы и принимаются за сверкающе чистую монету.

Все было бы куда проще, если бы действительно существовала единая и понятная для всех справедливость – спорить было бы не о чем. Но в ранг такой большой всеобщей правды мы воздвигаем множество маленьких личных полуправд.

Искреннюю убежденность в своей правоте может иметь каждая из конфликтующих сторон. Вроде как все «правы» и «справедливы», а договориться не могут, принимают друг друга за агрессивных противников истины и справедливости – осуждают и наказывают за разницу в самообмане.

Какой должна быть жизнь

Несправедливость мира – это сброс ответственности за свои нереалистичные ожидания на внешних «виноватых». Обычно за такой безответственностью кроется нежелание признавать качество собственного вклада в свою же жизнь.

Так происходит, когда в глубине души человек сам считает себя слабаком и неудачником, не сумевшим принять вызов жизни – за это себя порицает и ненавидит. А на поверхности, чтобы от внутреннего конфликта спрятаться, перекладывает ответственность за «неудачи» с себя на правительство, начальство, родителей, партнеров, судьбу, Всевышнего – любую внешнюю силу, которая «помешала» счастью, либо была «обязана» устроить все «по справедливости» – то бишь обеспечить исполнение желаний, но не устроила, не обеспечила.

В идеале надо бы понимать, что никто нам ничего не должен. Но есть и хорошая новость – мы тоже никому ничего не должны. Ни себе, ни окружающим. На все – свободная, добрая воля. Прекрасно понимаю, насколько эта тема скользкая. Планирую разбирать нюансы в будущих статьях.

Правда заключается в том, что мы понятия не имеем, какой должна быть жизнь. Либо можно сказать, что горькая для наших оторванных от жизни чаяний правда – в том, что все уже происходит именно так, как должно происходить. Потому что так устроена жизнь – таков естественный ход вещей. Никто и ничто не может иначе.

Эти беспощадные к нашим ожиданиям, холодные закономерности жизни, пожалуй, и есть та единая для всех справедливость, на которую только и можно опираться. Иначе остается удивляться, как это люди имеют столько наглости – идти против всеобщей святой справедливости – нашей маленькой лжи самим себе.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!


Рассказать друзьям:

Progressman.ru на Youtube:

288 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Какие милые женщины на картинке! Засматриваешься на их улыбки и глаза и поначалу не видишь пистолетов…
    Да-а…

  2. Нина
    08/02/2016 AT 11:08

    «…Вот и у мне так кажется. Имел он нас в виду, этот мир…»

    Да, мир в основном несправедлив в нашем понимании. Я от многих людей подобное слышал. Ведь в нем есть войны, болезни, страдания… Но откуда взялось такое понимание? Концепция справедливости откуда взялась? Никто же при этом не сомневается, что сама по себе жизнь или судьба (рок, фатум и т.д.) намного сильнее человека. Мы можем надеяться и стремиться, но никто не гарантировал результат. И от этого страшно.
    Да, есть примеры, когда люди ценой невероятных усилий (как оно видится) достигают не менее невероятных высот. Такие примеры как бы говорят нам, — смотри, видишь, он все же смог! Значит, и ты сможешь! Секрет успеха есть, просто надо постараться изо всех сил.
    Это такой намек на гарантированный результат. Отдай всего себя, и тебе воздастся. Да, нифига на самом деле…
    В непредсказуемом мире жить страшно (а он как раз именно такой), поэтому мы придумали себе предсказуемый мир, где есть правила достижения успеха – счастливой жизни. Справедливость – одна из непреложных истин этого придуманного предсказуемого мира.
    В непредсказуемом мире справедливости нет, но нет и несправедливости. Там в реальности все так, как оно происходит – в единственно возможном варианте. Но непредсказуемо. И от этого страшно. Но бояться незачем, потому что выбора нет – вариант-то единственный.

  3. PRAS
    «Да, мир в основном несправедлив в нашем понимании».

    «Справедливость» — понятие чисто человеческое. Это оценка, причем глубоко субъективная и очень индивидуальная.
    Мир, как таковой, — никакой, ну или «такой, как есть».
    А все остальные рассуждения и придумки — это чтоб легче было жить, и больше ни для чего. Подпорки.

  4. Нина
    08/02/2016 AT 12:12

    «…Мир, как таковой, — никакой, ну или «такой, как есть».
    А все остальные рассуждения и придумки — это чтоб легче было жить, и больше ни для чего. Подпорки…»

    Так, отлично. Ну, и что на самом деле, — легче живется с подпорками, т.е. выдуманными представлениями? Или все как раз наоборот? )))

  5. PRAS’у
    на это есть хороший вопрос, ставящий всё на свои места: если ты не виновен, почему ты попал в эту ситуацию?

    а ещё — еврейская мудрость: спасибо, Господи, что взял деньгами! :)

  6. PRAS
    «Ну, и что на самом деле, — легче живется с подпорками, т.е. выдуманными представлениями? Или все как раз наоборот? )))»

    Лично я не знаю ни одного человека, который бы жил без подпорок. Они могут меняться, но совсем без них мы не можем. Это где-то там высший уровень реализации (если, конечно, эта теория не очередная придумка). :)

  7. Нина
    08/02/2016 AT 12:38
    «…Это где-то там высший уровень реализации (если, конечно, эта теория не очередная придумка). :)…»

    Конечно, придумка (или подпорка). И опять там есть вера в справедливость, — дайте мне, наконец, высший уровень реализации, я же так стараюсь!
    Опираться мы будем до тех пор, пока боимся безопорности или другими словами — непредсказуемости (несправедливости) мира. Однако вся штука заключается не в том, что опираться не на что. Опираться НЕЗАЧЕМ )))

  8. PRAS
    «И опять там есть вера в справедливость, — дайте мне, наконец, высший уровень реализации, я же так стараюсь!»

    Вера есть не там, а исключительно в голове верующего. Говорят, что люди с такой «верой» на этот уровень в принципе не попадают. :)

    «Однако вся штука заключается не в том, что опираться не на что. Опираться НЕЗАЧЕМ»

    Очень мудро. Осталось реализовать. Ведь это утверждение — такая же иллюзорная подпорка.

  9. Мне больше понравилось про зависть.очень приятное чуство в кавичках .и в принципе мне кажется что если начинаеш вести себя также как тот кому завидуеш и замечаеш что ти сам такой же дурик только питаешся сдерживаться а нн надо.вобшем приблизительно так га мой взгляд можно контролировать зависть.спасибо автору за статью!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.