Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Чувство справедливости

чувсьвл справедливостиС детства мы приучены различать два типа зла – внешнее, событийное и внутреннее, психологическое. Первое зло – это условно «плохие» явления. Второе – наша как бы «закономерная», негативная реакция на них – переживание злости. «Плохими» мы называем явления, которые, как мы чувствуем, не имеют права существовать – то есть существуют «незаконно», и «должны» быть по «справедливости» истреблены – и тогда воцарится «добро». Сплошные кавычки.

При этом собственное чувство зла вытесняется и проецируется во вне. Дескать, с нами-то все в порядке, мы зло лишь наблюдаем, а испытываем обострившееся чувство «справедливости». А зло – там во вне, с ним-то и надо разбираться.

На деле «зло» всегда остается собственным переживанием – чувством злости. Именно интенсивностью этого личного чувства измеряется тяжесть внешнего события – «зла» в мире, которое констатирует наш неравнодушный, пристрастный ум.

В том числе и так порождаются всевозможные формы массового психоза социальной нетерпимости: расизм, сексизм, гомофобия, ксенофобия и др.

Войны начинались, когда маги какого-нибудь клана объявляли чужую реальность злодейской. Они показывали сами себе кино про других, потом делали вид, что это были новости, доводили себя до возбуждения и начинали этих других бомбить.

Виктор Пелевин

Я не утверждаю, что чувство справедливости – это, вообще, какая-то ошибка, а только пробую присмотреться к нему внимательней, и разобраться, что именно этим чувством называют. И почти всегда – это эмоционально насыщенная, крепкая, безусловная вера в правильный вариант реальности. Верующий при этом, словно заглядывая в планы Творца, принимается судить – указывать миру, что обязано наличествовать, а что подлежит обязательному исправлению или уничтожению.

Начинка чувства справедливости

Злость – не единственный способ почувствовать несправедливость жизни. Есть еще и обида, зависть, чувство вины – наша психика богата на способы сопротивляться происходящему.

Зависть подсказывает, что «по справедливости», мы должны иметь не меньше и не хуже, чем тот, кому мы завидуем. Зависть побуждает «справедливо» осуждать и наказывать чужую несдержанность и раскованность там, где мы себя привязываем к батарее сковываем своим «правильным» поведением.

Обида подсказывает, что человек, практикующий невыгодное для нас поведение, обязан «по справедливости» раскаяться и начать исправляться.

Чувство вины мы переживаем, когда констатируем несправедливость на сей раз в собственных поступках. Вина подсказывает, что мы поступили «плохо», и поэтому потеряли право быть любимыми. А чтобы это право вернуть «обязаны», опять же, раскаяться и начать исправляться. Даже если это в принципе невозможно, все равно «обязаны», потому что «справедливости» наплевать, есть ли для требуемых ею перемен реальная почва.

Иными словами, то, что мы чувством справедливости называем – это не какая-то самостоятельная единица эмоциональной сферы, а целая смесь различных переживаний – чаще всего негативных, но в собственных глазах облагороженных.

Я не утверждаю, будто все разновидности реакций из «чувства справедливости» – сплошное «зло». Иногда «справедливость» действительно побуждает к «возвышенным» и «благородным» поступкам. Но чаще всего «справедливостью» прикрывается личная, порой откровенно эгоистичная выгода.

Всеобщее «добро»

Самый коварный самообман, который чувство «справедливости» прикрывает, – тот самый трюк ума, где личные, порой далекие от реалий притязания убежденно навязываются под видом всеобщего объективного добра. Такая слепая убежденность побуждает с пеной у рта доказывать окружающим, какой должна быть жизнь.

С таким настроем жестокое самоуправство вдруг становится «освободительным» крестовым походом против «неверных». И в награду «крестоносцы» получают прощение всех грехов. Исторический факт. Так личные неврозы и принимаются за сверкающе чистую монету.

Все было бы куда проще, если бы действительно существовала единая и понятная для всех справедливость – спорить было бы не о чем. Но в ранг такой большой всеобщей правды мы воздвигаем множество маленьких личных полуправд.

Искреннюю убежденность в своей правоте может иметь каждая из конфликтующих сторон. Вроде как все «правы» и «справедливы», а договориться не могут, принимают друг друга за агрессивных противников истины и справедливости – осуждают и наказывают за разницу в самообмане.

Какой должна быть жизнь

Несправедливость мира – это сброс ответственности за свои нереалистичные ожидания на внешних «виноватых». Обычно за такой безответственностью кроется нежелание признавать качество собственного вклада в свою же жизнь.

Так происходит, когда в глубине души человек сам считает себя слабаком и неудачником, не сумевшим принять вызов жизни – за это себя порицает и ненавидит. А на поверхности, чтобы от внутреннего конфликта спрятаться, перекладывает ответственность за «неудачи» с себя на правительство, начальство, родителей, партнеров, судьбу, Всевышнего – любую внешнюю силу, которая «помешала» счастью, либо была «обязана» устроить все «по справедливости» – то бишь обеспечить исполнение желаний, но не устроила, не обеспечила.

В идеале надо бы понимать, что никто нам ничего не должен. Но есть и хорошая новость – мы тоже никому ничего не должны. Ни себе, ни окружающим. На все – свободная, добрая воля. Прекрасно понимаю, насколько эта тема скользкая. Планирую разбирать нюансы в будущих статьях.

Правда заключается в том, что мы понятия не имеем, какой должна быть жизнь. Либо можно сказать, что горькая для наших оторванных от жизни чаяний правда – в том, что все уже происходит именно так, как должно происходить. Потому что так устроена жизнь – таков естественный ход вещей. Никто и ничто не может иначе.

Эти беспощадные к нашим ожиданиям, холодные закономерности жизни, пожалуй, и есть та единая для всех справедливость, на которую только и можно опираться. Иначе остается удивляться, как это люди имеют столько наглости – идти против всеобщей святой справедливости – нашей маленькой лжи самим себе.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

288 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. PRAS,
    А Хьюстон на форуме — это явное предзнаменование того, что скоро придется удалять комментарии. )
    Да я только вошла, поздороваться ))! Смотрю, плачете с Игорем), а баба бавариха уже не знает как успокоить свою ясельную группу))..

  2. PRAS
    «Для меня еще в другом пример. Пример живого человека, практикующего самопознание. Пример того, что это отнюдь не бесполезное занятие.
    Но никакого фанатизма, не беспокойся. )))»
    А ты разве можешь иначе, PRAS? Можешь ли не заниматься самопознанием? Ведь даже вдруг пример перестанет быть примером что-то изменится?

  3. Конечно, нет.
    Но и быть неблагодарным Игорю тоже не могу. Это было бы несправедливо )))

  4. PRAS, здорово, если в тебе есть искреннее чувство благодарности. Здорово.
    Я просто обратила внимание на формулировку, как ум все формулирует…)))
    Я же ощущаю реальную помощь, идущую через…. прямо квантовая физика, расстояния нет

  5. Паша
    24/02/2016 at 19:50
    «И главный вопрос — зачем вам это надо, спорить и доказывать? Почему вам не комфортно просто смотреть и изучать?»

    Лично для меня? В поисках аргументации яснее проявляется собственное вИдение, оттачиваются формулировки, появляются новые вопросы, на которые начинает идти поиск ответов. Полезно, в общем.

  6. Нина
    25/02/2016 at 00:11
    В поисках аргументации яснее проявляется собственное вИдение, оттачиваются формулировки, появляются новые вопросы, на которые начинает идти поиск ответов. Полезно, в общем.

    Аргументация нужна для подтверждения собственного мнения. Для вИдения достаточно просто смотреть. В основном на себя сначала. Думать для этого не надо. Чем меньше думаешь, тем больше вИдишь. Просто попробуйте.

  7. Энтони Де Мелло, Осознание:
    «Отбросьте все ваши представления о добре и зле; отбросьте все суж­дения — просто смотрите, просто наблюдайте. Вам многое откроется. И вы изменитесь. Изменитесь, не прилагая никаких усилий.Мне вспоминается эпизод из жизни послевоенного Лондона. Молодой человек едет в автобусе; на коленях у него большой коричневый сверток. К юноше подходит кондуктор и спрашивает: «А что это у вас такое?» Неразорвавшаяся бомба, — отвечает пассажир. — Мы ее выкопали в саду, и теперь я везу ее в полицию» «Не держите бомбу на коленях. Лучше положите ее под сиденье», — советует кондуктор.

    Психология и духовность (то, что мы называем духов­ностью) помогают переложить бомбу с коленей под сиденье. Полностью разобраться с возникшими у вас трудностями они бессильны. Они лишь заменяют одни трудности другими. Вам это никогда не приходило в голову? Была какая-то одна проблема, теперь вместо нее появилась другая. И так будет до тех пор, пока не будет решена проблема под названием «я».»

  8. Ирония судьбы заключается в том, что мы здесь боремся с тем, ради чего вообще нас сюда отправили. Мы здесь, чтобы жить и чувствовать, а стараемся теперь уйти от этого, чтобы просто наблюдать — оставаться в стороне без чувств и эмоций. Или чаще всего хотим выключить негативный, оставив только хорошие события (переживания).
    Здесь на Земле мы любим смотреть разные фильмы — и комедии, и драмы, и боевики, и фантастику… ТАМ, видимо тоже много любителей есть различных жанров.
    И вот «киногерой», которого специально отправили (или даже вообще по его же собственной воле) в особый самопродолжающийся и самогенерируемый сценарий, теперь противится происходящему, стараясь всячески убежать от задумки «режиссера», спастись от сюжета, который, судя по всему, сам же хотел посмотреть через данную роль.
    Представьте Гамлета, который вместо своей полной страсти обличительной финальной речи вдруг начнет впадать в панику, ползать по полу и истерично просить окружающих спасти его от действия яда, обещает не убивать короля и не мстить ему и т.д.
    Смешно, не правда ли? )))
    Впрочем, кто знает, может быть где-то в другой реальности существует и такое продолжение великой трагедии?
    Конечно существует, ведь я его только что создал )))))

    PS: просто мысли вслух по поводу вчерашнего диспута, не относитесь серьезно ;-)

  9. Паша
    «И так будет до тех пор, пока не будет решена проблема под названием «я».»
    «Я» — это не проблема, вообще-то, как говорит этот «чудик», далекий от психиатрии. «Я» является неким “смысловым фоном», и присутствует в каждом(!) нашем состоянии(!) сознания, делающий осмысленными(!) актуально переживаемые(!) чувственные(!) наши образы, ощущения и представления.
    Кого, вы слушаете?!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.