Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Когда слишком много думаешь

когда много думаешьЧем больше думаешь о чем-либо, тем больше чувств накручивается вокруг объекта этих своих дум, тем более важным и влияющим на жизнь этот объект воспринимается. Он словно магнит, засасывающий внимание. Все его качества становятся гипертрофированными – позитивные черты идеализируются, а негативные демонизируются. Если это человек, то он обретает какие-то нечеловечески мистические черты – может восприниматься и ангелом, и демоном, или даже некой контрастной смесью этих очертаний.

Такая переоценка качеств объекта размышлений, приводит к их неумеренному влиянию на собственную личность. Это можно уподобить легкой, незаметной для окружающих сейсмической активности, которую поглощенная этим явлением личность, проживает, как сбивающее с ног семибальное землетрясение.

Тут есть ключевой нюанс. Можно, например, много думать о друге, и свое отношение к нему выражать. Но если думаешь так же много о человеке, с которым это свое неравнодушное отношение выразить не получается, все эти думы, оставаясь невыраженными, как бы сохраняются внутри, и начинают жить собственной жизнью.

Из-за такой зарождающейся «самостоятельности» этот и без того переоцененный «магнит» мышления, дополнительно мистифицируется, и обретает новые гипертрофированные черты. Вплоть до степени, когда вступаешь со своим фетишем в напряженные диалоги.

Такой эффект часто случается в отношении лидеров, начальников, кумиров и любимых, с которыми пообщаться на короткой дистанции не получается. Увлеченный мыслитель может и сам не понимать, почему это ему снится президент страны, или его босс. Да потому что невыраженный комплекс мыслей о влиятельном лице обретает собственную жизнь в его бессознательном.

То есть у фантазера в голове порождается что-то вроде собственными «руками» созданной сущности, которую он принимает за реального человека – объекта своих навязчивых мыслей. На деле эта внутренняя сущность может иметь мало общего с живым человеком. Но фантазер этого не понимает. Имея в сознании такого «поселенца», занимающего там непомерно огромную территорию, фантазер чувствует сильнейшее влияние этой структуры на себя. Связывая ее с живым человеком, он становится подвластным его воздействию.

«Не думайте о белой обезьяне»

Так, например, уверовав в чьи-то магические силы, можно в собственном уме породить виртуального «демона», которому будет приписываться власть над собой. Такой фантазер может запросто поверить, что все его жизненные трудности сводятся к проказам этого демона. А живой человек, на которого темные силы проецируются, может стать объектом сильнейшей ненависти – врагом номер один.

Такие инфернальные случаи не очень-то распространены. Куда чаще с таким же напором заблуждений относят на чужой счет идеальные качества. Ярчайший пример – лидеры духовных организаций. Им поклонники приписывают все самое высшее и светлое, что есть в их душе. Вплоть до мистического опыта, который от таких экстатических душевных излияний случается. На progressman.ru этот эффект разбирался подробней в статье о лжеучителях.

То есть сектанты, сами того не понимая, молятся на собственноручно созданных идолов – распухших в их сознании мысленных комплексов, проецируемых на учителей. Примерно то же самое практикуют все увлеченные люди, чем бы ни был их ум поглощен. Даже война может стать пламенной страстью, если о ней много думаешь.

Какой бы ни была проекция – светлой, или темной – это всегда искажение реалий. Недавний кумир, которому приписывалась вся радость мира, отказав поклоннику в одобрении, может в его уме в одночасье обернуться злым демоном. Такое неравнодушное «разочарование» – это отнюдь не освобождение от иллюзорной власти фетиша, а продолжение старой зависимости с новым отрицательным значением. Раньше активно любили и тянулись, теперь с таким же расходом жизненных сил – ненавидят и отторгают.

Чтобы по-настоящему освободиться от влияния фетиша, надо уметь различать и признавать собственное авторство в его создании. Собственным творением можно управлять. Иначе, продолжая сбрасывать ответственность за свои чувства во вне, так и будешь оставаться слепой, безвольной жертвой и рабом собственных галлюцинаций.

Исследуйте своих «белых обезьян».

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

76 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Yuliya, спасибо за отклик. Бывает, читая об опыте прозрения, понимания и даже осознанности возникает такая иллюзия, что это вот так просто…как PRAS написал «А проблемы твои решать не надо. Их просто нет. Понимание этого простого факта и решает само собой все проблемы». Было время когда мне удавалось тешить себя иллюзией об осознанности, «духовности», или фразой типа «я подумаю об этом завтра», однако… все одновременно просто и не просто. Часто не получается зайти на глубину и ухватить коренную установку — срабатывает психологическая защита, разновидностей коих чрезвычайно много.. думаю взрывная волна — это крайний случай, в основном кропотливая каждодневная, даже ежеминутная работа по самонаблюдению и безусловному принятию… только вот периодически сносит «крышу» — такое порой внутреннее сопротивление поднимается))) У Игоря много хороших статей и практик, но нащупать свою собственную кнопочку… чтобы это проникло в нутро и там сработало, а не стало очередным ментальным фетишем или интеллектуальным коллекционным материалом.. ох как не просто бывает… очень такая тонкая грань самобмана

  2. Amarillis,

    «Вот пришло озарение, понимание какого-то аспекта, а через какое-то время наблюдаешь, что действуешь в общем-то по-старому, то есть существует какая-то инерция… а бывает, что и даже после вроде бы ясного понимания, читаешь текст, статью, книгу — и как будто впервые.»

    Да, знакомо)
    Я не воспринимаю это как проблему, иначе получится еще одно дополнительное напряжение поверх и так уже существующих.
    Дискомфорт индивидуальной жизни всё равно будет толкать искать выход, эта мотивирующая сила работает как бы сама собой. То есть вы уже не можете перестать интересоваться и перестать искать. Вот этот интерес и выводит на нужное понимание и нужные подходы.

  3. Амарилис, у меня тоже как на батуте, то вверх, то вниз, абсолютно согласна что кропотливый даже скорее «труд» работа над собой, так еще и не факт что успеха в этой работе добьемся, а очень хотелось бы. Персональное Вам спасибо, за то что дали почувствовать что не у меня одной процесс развития, личностного роста сталкивается с препятствиями и затруднениями, неким противодействием старых установок, не сдаются ведь без боя)))

  4. Алёна, здорово. Действительно нужно это ясно увидеть и не создавать себе проблем, где их можно избежать. И как пишет Эллис, иначе сначала придется снимать неврозы относительно беспокойства человека по поводу существования какой-то проблемы.
    Дискомфорт индивидуальной жизни будет толкать искать выход.. да, но у всех он происходит на разной энергетике. Параллельно с этим важно развивать безусловное самоприятие, потому что если есть неприятие себя или самоотрицание — процесс становится очень энергозатратным.
    Но если к этому творчески подойти и не бояться откатов, то .. это становится увлекательным приключением — ведь самоисследование бесконечно)

  5. Вообще удивительно, потрясающе, что мы ведём бои сами с собой. Сами создаём напряжения, и потом боремся с этим, как будто это что-то инородное… А это всё — наш же материал, неосознаваемый как таковой… Вот если только почувствовать, что я сам напрягаюсь… Тогда и решение простое — сам напрягся, сам могу и расслабиться) Именно в этом осознании вся сложность, но к нему через борьбу тоже не придешь. Через интерес, мне так кажется, а он тут у всех есть.

    Вот если попробовать поискать свою реальную проблему… Тут и обнаруживается, что проблема содержится только в мысли о проблеме. Это информация о самой себе. Я когда впервые прочитала здесь о том, что мысль — не о чём-то, а всегда о самой себе — меня это поразило. Я такого описания нигде не встречала, и именно в таком виде оно мне стало понятно. Ощущение проблемы, конечно, возникает то и дело, но когда вспоминается суть этого ощущения — это уже расслабляет. И тут нет проблемы заставлять себя как-то почаще вспоминать и т.п. — оно само собой будет идти, благодаря интересу.

  6. Да, получается все проблемы у нас в голове или ментальном теле, а проявляются они вовне — в ситуациях, реальных жизненных условиях и даже внешности и здоровье. Только мы это зачастую не связываем и переносим вину и ответственность на других, события, несчастную судьбу. А ведь все это наши заморочки, которые разворачиваются… значит работа над собой, упорядочение своего внутреннего мира — самый что не на есть созидательный труд.

  7. Yuliya, думаю не стоит сильно думать об успехе — сам процесс со временем становится настолько интересным сам по себе, что… главное не вестись на откаты) Для себя отметила важным работать с безусловным самопринятием (у Эллиса есть 10 принципов) и позволять себе быть любой, не переживать по поводу «неудач», невыполненных ожиданий и пр. Не оценивать и не вестись на глобальные оценки, а отмечать и улучшать по возможности только конкретные свои качества

  8. «Да, получается все проблемы у нас в голове или ментальном теле, а проявляются они вовне — в ситуациях, реальных жизненных условиях и даже внешности и здоровье.»
    Можно ли умом решить проблемы ума? Вот в чем вопрос. Например, у вас больная печень. Как бы ее напрячь, чтобы она сама себя вылечила? Или дать отдохнуть?

    Подозреваю, что ментальные проблемы, проявляющиеся вовне — что-то типа обратной связи, стоп-сигнала — пора думать по-другому. Или не думать.

  9. Вообще, все что слишком — вредно. Даже излишнее увлечение собственным развитием и исследованием — вредно. Потому что это инструмент, а не цель.

  10. Ola
    «Можно ли умом решить проблемы ума? Вот в чем вопрос. Например, у вас больная печень. Как бы ее напрячь, чтобы она сама себя вылечила?» — Печень это часть и следствие существования более крупного существа и её здоровье зависит от решений которые принимает это существо. Например, нервная система. Ум человека так же является частью более глобального существа. Его существование зависит от внимания и возможностей среды. Именно персональное внимание способно решить «проблемы» ума. Достаточно оторваться от вершины царства ума и «прилепиться», как часть, к «Царству Неба».Очень часто проблема именно в том что человек не верит (ему лень смотреть внимательно) в то что внимание находится «до рождения» ума. И в то что ум со всеми бурями эмоций, желаний, убеждений и т.д., можно наблюдать как некую механику а не как «важные вещи».
    Amarilliss
    По поводу Альберта Эллиса (если вы писали о его трудах). Насколько мне известно, часть его методик предполагает замену одних убеждений на другие. Это работа внутри ума, компромисс с поиском истины, в сторону её вечной сублимации. Я помню два варианта истории про барона Мюнхгаузена (там где он вытаскивал себя из болота за волосы). В первой он утонул. Во второй ему протянули ветку и у него появился выбор, принять ветку или продолжать попытки вытаскивать себя за волосы.
    По поводу откатов. Я скажу так, что откат это «момент истины». Это тот миг когда очередной «демон» не прячется, а выходит к вам лицом к лицу. То есть откат это то, как умело вы обнаружили «демона». Вы выползаете из геенны огненной на вершину горы. Следом за вами ползёт демон (возможно, последний). Он падает в пропасть но по пути хватает вас за руку и говорит: «я, всё что у тебя есть», «мама это я», «дорогой пошли назад», «я твоя любимая сигарета», «я твой друг, давай хотябы чуть спустимся», «я твой комфорт». Тут если мы осознаём «мёртвость» этого демона мы его отпускаем. Если мы видим его в «живых красках» мы идём на компромисс и бросаемся в пропасть. Так же на вершине горы может стоять ангел и протягивать нам руку. Но демон может одеть его вид в самое безобразное для нас обличие. Чтобы мы не захотели его обнять а испугались и прыгнули вниз. Тут искатель может проявить пристальность внимания, чтобы увидеть иллюзорность облика. Посмею предположить, что самый сильный откат бывает перед обретением Истины. Когда мы решаем отпустить всё и склоняемся перед неизвестностью мира.
    Алёна
    По поводу Байрон Кейти. Замечательно она пишет. Единственное что. Есть такие блокировки энергий которые чаще встречаются у мужчин или у «мужеподобных» женщин. Это связано с незнанием того как работает женская энергия. Энергия желания и движения, является не только двигателем (который можно динамить до полного опустошения). Но и приятием, средой, питанием и тем что устремляет к возможностям и самими возможностями. Это как утроба Матери. Косвенно в её книгах это есть но акцента я не увидел. В общем, замечательно.
    Мужчинам, чтобы не зацикливаться на движении: Образы мы отпускаем/растворяем (это есть и у Кейти). Вместо опоры на стабильный образ, опираемся на «внимание наблюдателя и исследователя». Это рассматривает вещи то более подробно то более глобально. По поводу самих движений. Среда становится нашими движениями. Это смирение (включение в) перед Абсолютной женской/материнской энергией. Мы берём тягу движения не «из ума или тела», а подключаем внимание к слушанию, глобальному восприятию Природы, «Неба». Отпускаем относительные тяги и поднимаем внимание «выше». Это и становится двигателем внимания исследователя. Это похоже на то, будто мы всегда живём в руках у Матери, а она предоставляет нам свободы для исследования. Так можно выйти из этой блокировки (эти вещи я продолжаю исследовать).
    PS: на образы мы можем опираться, но рассматривать их как сторонние, временные игрушки. Здоровья Всем.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.