Уже в который раз принимаюсь за тему, где главную мысль предваряю различными разъяснениями. А потом оказывается, что чуть ли не каждое из этих разъяснений тянет на отдельную статью. В итоге исходная задумка откладывается на неопределенное время. Процесс интересный. Смотришь, как изначальная мысль поворачивается разными гранями и раскрывает дополнительные черты. Сегодня продолжаем тему психического здоровья. Рассмотрим ее в контексте душевного развития.
Хорошее психическое самочувствие – это не следствие каких-то «правильных» качеств личности, а следствие согласия с теми качествами, которые уже наличествуют в настоящем. То есть, пока человек собой недоволен, каким бы умным и добрым он ни был, спокойствия ему не видать. И напротив, если не отличаешься большим умом и добротой, но живешь в согласии с собой, душевное самочувствие нормализуется.
Здесь подчеркну – речь идет не о каких-то субъективных признаках душевного здоровья, а о фактическом личном самочувствии. Общество же такую, удовлетворенную своей жизнью личность, может запросто и осуждать, и превозносить, считать по своим меркам отнюдь не здоровой, или напротив – образцом для подражания.
Для человека, живущего в согласии с собой, общественные нормативы и эталоны – словно причудливые ритуалы заморской страны – принимать их всерьез не получается, а учитывать на всякий случай можно.
И где-то здесь у многих возникает справедливый, закономерный вопрос: если нет недовольства собой, как же тогда развиваться и двигаться по жизни? Не приведет ли такая «гармония» к пассивному овощному состоянию?
Движение по жизни можно рассмотреть с двух сторон. Первая – «внутреннее» душевное развитие, вторая – «внешняя» социальная активность. В сегодняшней небольшой статейке затрону только первую. О социальном развитии буду говорить в следующий раз. Постараюсь не затягивать.
Дело в том, что все необходимые для душевного развития перемены происходят спонтанно по мере осознания происходящей жизни. А не так, что дескать, «дайка я изменюсь и помудрею». Например, когда человек по-настоящему осознает тщетность своей капризности, ему никаких волевых решений для перемен не требуется. Устаревший стиль поведения, как очевидно невыгодный, отваливается сам.
Примерно то же самое происходит и на уровне чувств. Волевым модификациям они не поддаются. Осуждать и наказывать за них бесполезно – будут разве что подавлены… До поры до времени. Но чувства можно изучать, исследовать убеждения, на которых они держатся. И надо бы понимать, что даже такое самопознание не дает никаких гарантированных результатов.
Поэтому примирившаяся с собою личность не пытается себя искусственно переделывать, либо эти попытки становятся чем-то вроде ненавязчивой игры. Можно продолжать развиваться, пытаться стать «лучше», добраться до какой-то новой вершины, но такое развитие перестает быть натужным обязательством, и становится чем-то вроде развлечения, или свободного предпочтения из разряда «почему бы и нет».
А если, как водится, личность осмеливается выбирать самостоятельно, куда и в какую сторону расти и просветляться, тут-то и начинаются проблемы. Намеченные поверхностным умом душевные перемены, порой, сказочно далеки от фактических возможностей. Личность не может измерить свой реальный потенциал, и тем более не способна спрогнозировать необходимые для душевного развития инсайты и потрясения.
Даже если человек регулярно практикует медитацию, или самоанализ, все равно любые ожидания конкретных результатов заводят в тупик разочарований. На progressman.ru этот «эффект» разбирается подробней в статье о духовных целях.
Но если ту естественность, в которой себя выражает тело и душа не подгонять, а чутко к ней прислушиваться, может, и не раскроешь каких-то выдающихся качеств, зато появляется шанс почувствовать созвучие с происходящим.
Представьте рыбака, пришедшего к незнакомому берегу с надеждой выловить золотую рыбку. А ему попадаются одни шпроты и сельдь – неплохой по иным меркам улов, мог бы вообще ничего не поймать. Но рыбак негодует и обижается на судьбу, ведь он планировал совсем другой результат, а на количество и качество реально пойманной рыбы, даже не обращает внимания.
Так же и душевное развитие – словно вечно новая река, не поддающаяся контролю. Можно создавать подходящие условия – обучаться навыкам рыболовства, снаряжаться снастями, выдвигаться к водоему. Но качество улова – это уже реальный потенциал реки, не зависящий от подготовки и притязаний рыбака.
Поэтому и психологи клиентов не переделывают, а помогают разобраться в том, что происходит на текущем этапе в личной реке жизни. Естественное душевное развитие происходит не из какого-то самонадеянного волеизъявления, а на почве реальных сведений о себе и мире.
А инфантильное сознание, выдумавшее для себя «надо» и «должен» требует невозможного. Поэтому недовольство собой и жизнью приводит не к душевному развитию, а к разочарованиям. Другое дело, что сам опыт душевных блужданий может оказаться полезным, как дополнительная эффективная насадка на фильтр разума, процеживающий чистое знание от иллюзий.
Проще говоря, себя надо бы не улучшать, а исследовать. Именно самопознание приносит отдельной уникальной личности естественное для нее душевное развитие.
С социальной активностью все не так однозначно. Ее обсудим в следующей статье.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
PRAS
«И поэтому мне нравится посыл статьи, в котором нет призыва что-то непременно менять, улучшать, развивать, а просто наконец-то познать себя.
Развитие идет само, давайте его исследовать.»
)) Как говорил в свое время известный физик Л. Больцман, самым практичным оказывается хорошая теория.))
Опять она в своем репертуаре )))
Хью, ты б хоть один разок для разнообразия понять попыталась, о чем я пишу. А то сразу шашку наголо и в бой ))) Неважно, что он там понаписал, щас мы все это разнесем в пух и прах. Ты что-то отыгрываешь свое на мне. Лучше с этим разберись, честное слово. А то столько усилий впустую…
Ты часто оперируешь научными данными, как истиной в последней инстанции. Но они таковыми не являются, поверь. Здесь очень показателен и ярок пример того же Энштейна, который с возрастом все больше и больше понимал насколько несовершенным инструментом познания является наука. Можно взять и Юнга. Его вообще от первоначальной приверженности строгим и четким научным данным в конце концов унесло в духовность с головой.
Наука нравится нашему уму, который стремится выстроить понятную модель мира и объяснить обусловленность всех явлений. Но истинных знаний здесь нет. Пожалуй, их дает именно душевное развитие.
PRAS,
«Пожалуй, их дает именно душевное развитие.»
1) внимательно прислушивайтесь/читайте ВОПРОС:
«Хотелось бы понять РАЗНИЦУ МЕЖДУ духовным и душевным развитием. «Душевное развитие» — даже как то ухо режет.»
На что был дано ясное определение, так?
2) для того, чтобы ЗНАТЬ точно, нужно сравнивать данные — верификацией зовут (описания из разных источниках и только, после этого, приходить к единому мнению о чем-либо), не правда ли?
3) для того, чтобы «дать», как говорите вы, нужно понять КАК: ИЗ ЧЕГО ОНО СОСТОИТ, от куда оно начинается и чем заканчивается «отдача», т.е. определить метод проверки, анализ, схема и «состав содержимого» — четкая и ясная — ТЕОРИЯ доступная для ПОНИМАНИЯ, логична и ЛИШЕНА НЕЯСНОСТЕЙ.
4) будьте добры, не уходите от темы;)
Заметил, что ты любишь слово «верификация». Тоже его запомню, буду при случае произносить )))
Но все же по поводу той самой верификации — мы берем одни условные данные (сферический конь в вакууме) и сопоставляем их с другими не менее субъективными сведениями. Даже если сложилась красивая для понимания теория, разве можно говорить о том, что мы теперь точно ЗНАЕМ, как оно все там происходит?
Но ведь и почти каждому знакомо состояние сознания, когда ты точно знаешь — не нужно верить, не нужно доказывать или спорить. Я точно знаю — это так. Это какое-то совсем другое переживание. У меня случалось подобное во время решения сложных математических задач. Как озарение — готов ответ. Конечно, потом необходимо описать логическую выкладку, чтобы объяснить другим алгоритм получения результата. Но ведь я каким-то образом уже знал ответ заранее! А эта выкладка просто красивое объяснение.
Мне представляется, что ЗНАНИЕ уже есть внутри нас. А самопознание (душевное развитие) — это ключ.
PRAS
«Но ведь и почти каждому знакомо состояние сознания, когда ты точно знаешь — не нужно верить, не нужно доказывать или спорить. Я точно знаю — это так. »
Нее, вы точно — Овен! :)
«это ключ.»
Ключ — это пытливы ум! Но, к сожалению не у всех он под это заточен, им просто этого не надо. А вот повторять речевки/мантру/молитву «Мне представляется, что ЗНАНИЕ уже есть внутри нас.» — способны многие.
Согласен, похоже на вычитанный где-то пассаж. Но я действительно знаю, о чем говорю. Я это все чувствовал. Правда, именно в тот момент, когда чувствовал, то ничего, конечно, не понимал, а потом, знаете ли, понял )))
И повторяю — я не овен! ))) Ты вообще абсолютно неправильное мнение обо мне составила.
Кстати, пытливый ум — это хорошо, но он не приведет тебя в конечную точку. Рано или поздно появятся вопросы, на которые он не сможет найти ответы. Видимо, ты еще не пришла. Что ж, пользуйся пока умом — все происходит постепенно.
Я тоже умом пользуюсь, вот и застрял. Поэтому теперь учусь наблюдать и чувствовать. Тебе такое знакомо? Или опять скажешь — вычитал где-то? )))
PRAS
«Ты вообще абсолютно неправильное мнение обо мне составила.»
Вопрос не в том, чтобы верить в чью-то реальность, а в том, чтобы уважать ее. Конечно, если она никому при этом не причиняет вреда. (Ирвин Уэлш Экстази)
«Кстати, пытливый ум — это хорошо, но он не приведет тебя в конечную точку. »
Понять и принять жизнь, где наше существование приговорено к смерти, в которую мы не хотим верить, к любви, которую мы теряем, к свободе, которой мы боимся, и к опыту, который нас разделяет.
«Рано или поздно появятся вопросы, на которые он не сможет найти ответы. »
Я это уже слышала — опять мантра форума)).
Один из величайших жизненных парадоксов заключается в том, что развитие самосознания усиливает тревогу.
Хьюстон
01/02/2016 AT 12:42
«…Один из величайших жизненных парадоксов заключается в том, что развитие самосознания усиливает тревогу…»
Я не вижу здесь никакого парадокса больше. Ведь ты фактически разрушаешь все то, что раньше для тебя являлось главным в жизни. Для личности это видится равносильным смерти. И, кстати, кто внутри тебя в данном случае больше всех тревожится?
PRAS
«Правда, именно в тот момент, когда чувствовал, то ничего, конечно, не понимал, а потом, знаете ли, понял )))»
То есть объяснил сам себе с помощью ума. Как говорят просветленные, истина не нуждается в понимании, она просто есть. Любое объяснение — это ум. За пределами ума некому и нечего понимать.
PRAS, ты на правильном пути. Доказывать кому-то что-то не стоит, если только ради удовольствия)))