Изначально я писал текст о невротичном восприятии жизни в целом. Но быстро заметил, насколько сильно все это напоминает описание мировоззрения обычного искателя на духовном пути. Не зря в психологии невротичное мышление в силу его вопиющей иррациональности зовут «мистическим». Об этой вот мистичности сегодня и поговорим. Теория, которую я ниже озвучиваю – результат моих небогатых наблюдений за «происходящим». Никаких специальных исследований и тестов не проводил. А потому имейте смелость сомневаться и думать своей головой.
Когда-то, уже не помню где, я услышал идею, которая как-то живо откликнулась изнутри – идею о том, что приверженность конкретному духовному учению соответствует уровню личного душевного развития. Поэтому учений много – на любой вкус. И даже в едином течении встречается обилие ответвлений и всевозможных теоретических и практических уровней.
Хочешь авторитетной защиты, искупления и спасения – пожалуйста, – верь, молись и кайся. Всерьез надеешься обрести сверхспособности – изучай магию. Хочешь славы и признания – ради бога, – выступай проповедником от лица высших сил. Хочешь познать «истину» – созерцай. Хочешь послать все и сразу, куда подальше – затворничество твой выбор.
И это лишь верхушка айсберга. Арсенал традиционных и специфических предложений – велик, можно запросто потеряться. Но даже в сонме религиозных и эзотерических течений есть базовые объединяющие черты просто потому, что все мы – как всполохи огня – разные по форме, одинаковые по сути.
Разоблачение религии
Все мы – просто выросшие дети, и в глубине души, а то и явно боимся жизни. А потому по детской привычке жаждем высшей защиты и одобрения. И религии эту потребность стороной не обходят, а берут на вооружение и на свой лад рационализируют. Дескать, конечно, сын божий боится разгневать своего Отца – и вина, которую в нас за неугодное поведение взращивали родители облачается в тягостное переживание собственной духовной грешности. Все мы хотим почувствовать ту покровительствующую, блаженную любовь, которую ощущали в объятиях матери, и до сих пор храним в своем бессознательном. И здесь находчивые проповедники не теряются. Что может быть круче любви от самого Бога?
Бог не просто компенсирует нам недостачу родительской заботы. Для младенческого сознания родитель – и есть бог – глобальная фигура, чье расположение ребенку жизненно важно заслужить. В дальнейшем младенец взрослеет, родительский авторитет обесценивает, но детская божественная проекция сохраняется в его бессознательном, и продолжает незримо влиять. И потому уже взрослый человек по смутной привычке продолжает возносить возгласы по направлению к «небу» – туда, где с «начала времен» над ним возвышалась фигура матери.
Религия – это прямой ответ на иррациональные потребности невротика. Наша вера в высшие силы – это сохранившееся с детства восприятие «всемогущих» взрослых. Бог невротика – ничто иное, как младенческая проекция на родителей – нечто смутное, всемогущее, возвышающееся, карающее и награждающее. Религия невротика – это сформулированное мировоззрение младенца – взрослая рационализация детских желаний и страхов. Религия нацеливается ублажить все инфантильные нужды: дает защиту, руководство и готовые опоры, прикрывающие тревожную неизвестность.
Оправдание религии
Из вышесказанного может закономерно сложиться чувство, что духовный путь – всего лишь красивое мистическое оправдание для душевных недугов, а все духовные искатели – отъявленные невротики. Но дело в том, что жизнь, вообще, невозможно понять каким-то единственно верным образом. Каждый понимает происходящее на свой лад в рамках собственной личности. Мировоззрение каждого отдельного человека – это его личное «эзотерическое» учение о происходящей реальности. Иногда это учение вырабатывается относительно самостоятельно, иногда заимствует готовые комплекты идей из официальных источников.
Я хочу сказать, что религия – это «инструмент» реализации душевных устремлений, которые у разных людей различаются. Невротику религия служит для ублажения неврозов. Здоровая личность воспринимает духовные учения, как допустимую карту условного рельефа мироздания. Карта может врать, может быть точной. А от реальной «местности» она отличается – как жизнь от книги.
То есть религия сама по себе не является исключительно мировоззрением невротика. Но мировоззрение невротика – это чистой воды религия, а точнее – ее традиционная разновидность, наполненная иррациональными надеждами и опасениями. И тут надо бы понимать, что все мы в разной степени невротичны, и провести четкую границу между тенденциями своей души не способны. А потому тот духовный мир, который мы пока не познали на практике, и еще рисуем на личной карте мироздания в туманных предчувствиях – это лишь долетевшее из раннего детства эхо младенческого отношения к жизни.
Бог невротика
Будь невротик хоть трижды материалистом, он даже не подозревает, насколько мистично его мировосприятие. За собственные неудачи он может облагать проклятиями не конкретную высшую силу, а жизнь, вообще. В таком иррациональном мировоззрении всегда присутствует некто посторонний, ответственный – Бог, судьба, высшие силы, одушевленная «госпожа» жизнь – любой вариант, на который свешивается ответственность за происходящее.
Бог невротика – это глобальный судья – осуждающий и одаряющий. Он не любит безусловно – как есть, и чуть что, грозит адским пеклом. Поэтому жизнь невротика – это постоянная угроза тотального банкротства с последующей утилизацией, которая перемежается смутной надеждой на райские бонусы и вечную славу.
Невротик как бы вглядывается в будущее, пытаясь понять, что ему преподносит капризная жизнь. Он может запросто «понять», что заслуживает дурной судьбы – и впасть в депрессию. Оказавшись «плохим» в собственных глазах, он опускает руки, полагая, что все хорошее лимитировано его изначальной второсортностью, заверенной потусторонней «комиссией». Бог не любит – и ужасней этого ничего нет.
Здоровая личность, упрощенно говоря, не пытается угадать, на что ее обрекает будущее, а строит его самостоятельно на основе настоящего. Она видит свои реальные ограничения, не накладывая из-за них на собственное «я» штампов качества.
Судьба невротика
Невротик делит окружающих на везунчиков и неудачников. Везунчикам, рожденным под счастливой звездой, все достается незаслуженно легко, на халяву. А неудачники, страдающие от злого рока, – просто жертвы вселенской несправедливости. Когда невротику везет, он чувствует, что Бог его любит. Когда постигает неудача – будь он хоть трижды ученым и прагматиком – невротик верит, что высшие силы его не жалуют.
Здоровая личность понимает, что успех, как правило, приходит к усердным и предприимчивым, а «неудачи» постигают пассивных. Ничего сверхъестественного – банальная статистика. Такое понимание не гарантирует высокой личной активности, а лишь проясняет главную причину происходящих в собственной жизни событий – личную ответственность.
Невротик не выбирает свою судьбу, а пассивно набивает себе цену, чтобы высшая сила оценила его качество. По ее судейскому решению невротик понимает свою судьбу, как дорогу в пекло, или же в райские обители. На progressman.ru тема иррациональных прав и заслуг разобрана подробней в прошлой статье.
Реальность невротика – это такая жизненная сцена для экзаменационных выступлений, где каждое действие оценивается потусторонними судьями. Конкретные частные проявления этого судейства невротик улавливает по личной везучести и оценкам окружающих. Если везет, люди хвалят и приглашают, невротик счастлив, как дитя на коленях у матери. Если перед носом закрываются двери и окружающие в любви отказывают, личное пространство заполняется тревожной обреченностью. И такие миражи могут сменять друг друга ежечасно.
Все те же духовные учения подчеркивают, насколько пагубным может оказаться увлечение грезами и «прелестями», насколько важно практиковать осознанность. Но все равно, искатели гонятся за химерами – прислушиваются к знакам, верят в счастливую звезду и злой рок, умасливают высшую силу самолично выдуманными ритуалами, ждут чуда, пока жизнь проходит мимо.
Подход, где инфантильное эго эксплуатирует духовность в усладу своим капризам и страхам, называют духовным материализмом. И это не «плохо», а на определенном этапе – естественно. Всему свое время. Можно сказать, что невротичность – это закономерный душевный этап между ребенком и зрелой личностью, который у большинства так и не завершается.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
- Психологический анализ и осознанность
- Дети жизни
- Грехи, карма и общественная мораль
- Другие статьи по этой теме
П.С.
В следующей статье поговорим о невротичном и здоровом отношении к ошибкам.
П.П.С.
Небольшое пояснение. Фото с обезьянкой, использованное в статье, ни на что не намекает, никаких глумливых насмешек не таит. В мае 2018 г. статьи из раздела о самооценке были использованы в приложении для ios. Ко всем ним было решено добавить уникальные картинки с животными.
Понятно, Volk, тогда если столкнулся с чем-то в чем у тебя нет опыта-знания, стоит либо проверять на практике предложенные кем-то постулаты либо получать свой опыт, илледовать и так приходить к знанию?
Думаю, Рада, на этот вопрос нет однозначного ответа. А как ты думаешь? Мне кажется у человека есть два инструмента: знание (опыт, информация, рационализация) и интуиция (которая опять же может быть связана со знанием/прошлым опытом, но действие неосознано). Иногда мне кажеться, что жизнь течет как осознанное сновидение. И наша свобода воли существует, но в узком коридоре биологических, генетических и связанных с личным опытом возможностей. Опять же, эта идея не моя, не нова, это одно из многих философских течений. И это не противоречит даной статье Игоря о том, что для каждого типа ума есть свое верование. Я бы добавил, что есть все для всех ибо мир многообразен. Как сказал Игорь в статье, что все мы разные по форме, одинаковые по сути. Интересная идея была сказана в коментах о роли желаний. Возможно, желания есть первопричина. Если так, то наша свобода воли кажеться вообще иллюзией.
Volk, что такое знание — для меня вопрос открытый. Абсолютного знания как я понимаю не существует . Иногда мне кажется, что знание — это то, во что мы верим, наши глубинные убеждения и установки, в которые мы просто поверили. Общество тоже своего рода коллективная вера и отчасти самогипноз. Ученые делают открытия, но похоже они заранее знают, что хотят открыть, — и открывают… наблюдатель влияет на наблюдаемое. Вот и получается, знание нечто относительное. Для каждого человека наверное важно действовать из нутра, даже если такой импульс не укладывается в общепринятые шаблоны. Т.е. доверие себе приведет к контакту со реальным знанием.
Спасибо, Рада, за ответ. Твоя позиция мне близка. Мир сложен и многообразен. Где-то читал , что на воротах одного из монастырей в Тибете написано: «Тысяча монахов — тысяча религий». Если исходить из того что в жизни главное — это процесс, есть смысл только искать ответы на все философские вопросы в себе. Искренне говоря, Игоря статья о невротической личности дала ответы на многие вопросы. Я увидел себе все признаки невротической личности. И все мои духовные и философские поиски сводились лишь к поиску лекарства от психических расстройств. И тут приходим к психоанализу и к медицине. Оказывается, человеком движет также и его биология: гормональный фон, состояние нервной системы… Я веду к тому, что одна лишь осознанность не решает проблему страданий невротика. Вот возьмем качестве примера интроверта. Ведь по умолчанию такой человек склонен к неврозу. Ето из-за его невротической склонности он интроверт или он невротик от того что он интроверт? Интересно было бы узнать чье-то мнение об этом.
И как? все распознали невротика? И? Если распознали? Если нет, то кто собирается создать новую секту типа Ошо «свободный от всего и ездящий на кадиллаках просветЛённЫй»? Нет таких? Ну тогда это пустословие как и всё на этом сайте. Ваши Раманы Махарши — гавно полнейшее. Ваши Боги — дерьмо. Ваш невротизм — обычная природа человека. Хоть кто-то может рассказать о реальных действиях и тому подобному? Не включая сюда искажения пространства, звука, света, обоняния, осязания, сновиденческих восприятий, которые не связаны с реальным миром. И да я знаю, что реальный мир — это не моё тело и что т.д. и т.п. — это всё дерьмо! Хоть у одного результат, хотя бы. И ладно. По-моему, всё это дерьмо! Ходите в кино! Работайте на работёнке! Будьте работяжками! Если бы я мог продать того Бога, что на этом сайте чествуют, то я бы продал его за 5 рублей 35 копеек. И нет, это не дерьмо недоразвтого и недочеловека. Это опыт реального человека, который реально собирался уйти в Горный Алтай с 3 литрами воды и 0 рублей. Но похоже этому боженьке с неврозами или без по херу на вас и т.п. Также как и автор — думайте сами!
Роман,похоже нормальную траву вам подвезли,если есть семена-возьмите з собой в Горный Алтай и воды побольше.
Возьму з сабой чего-нибудь, но только тогда, когда вы полностью проанализируете мою реальность и расскажете всем, что она — дерьмо!
Буря эмоций перед затмением))) и это тоже пройдет…
Где затмение? Будет ли оно? Не стройте из себя пророка! Сами себе признайтесь, что статья так себе! И … Это тоже пройдёт! Вы такие же начальники, которые учат зазнвшегося пройдоху в мире духовного! Но, вы не знаете кому значки посылаете, и это, факт! И пройдёт ли это или нет вы ни 0,0000000000000000000000000000000000000000001% вероятности не контролируете. Всё, что вы можете — это предполагать — играть в Бога- это уж более ущербно, чем быть этой мразью!
Разве не понятно, что никакой ресурс не настроен получать негативные отзывы? Всё строется на подобных людях, которые всё воспринимают за чистую монету. Всё так! деньги! Простветление! Вечность! Просветление! Деньги! Вечность! Кто это понимает — заказывает или делает сайты, чтоб грести бабла как Рамана и Ошо! Всё так! Увы! Есть только смерть! Хоть Ей можно верить!