Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Уверенность и неуверенность в себе

Неуверенность в себе – это страх унижения, порождающий нерешительное и боязливое поведение. Это – «эхо» глубинного чувства, что с нашей персоной, да и с нашей жизнью что-то кардинально не так – словно глубокая трещина, разросшаяся на теле души, как страшный, уродливый изъян, демонстрирующий собственную коренную дефектность. То есть это такое чувство, словно в самой основе души заложен какой-то изначальный, неисправимый брак, а потому наша персона – негодная, ненужная и в этой жизни – лишняя. Свободу от этого тяжкого переживания можно назвать естественной уверенностью в себе.

Неуверенность в себе зарождается в детстве, когда нет ясности, за что наша наивная персона удостаивается любви, а за что напротив – равнодушия и наказания. За что – мы не знаем, но наше бессознательное делает свой смутный вывод. Любят, значит – хороший, не любят – плохой.

Обратите внимание: мы оцениваем не свои качества, не поступки и даже не внешний вид. Эти противоречивые оценки берет на свой собственный счет самая сердцевина личной реальности – наше «я».

Сама предпосылка, что наше нутро может быть как-то оценено формирует психическую шкалу возможных измерений – от последнего ничтожества, впитывающего все страдания мира, до божественной звезды, поглощающей преклонения и обожания.

Можно представить это в образе термометра, где нулевое деление обозначает нейтральное, естественное состояние, а прочие звенья отвечают за иллюзорные отклонения в сторону худшего и лучшего.

«Подключение» этого психического механизма – главная причина неуверенности в себе. Понимание, что собственное «я» может быть оценено, как угодно, порождает закономерную тревогу и гипертрофированную осторожность. Отсюда берет отсчет вся жизненная драма личности, увязшей в бесконечных доказательствах и оправданиях своего права на любовь и уважение. Мы вцепляемся в ослепительный шанс на счастливое одобрение, не подозревая о его монолитной нераздельности с потенциалом бесконечного падения.

Эта, встроенная в ум, шкала собственной важности – объем всех возможных фиксаций самооценки. И вся проблема в том, что укрепить самооценку на определенном удовлетворяющем уровне, чтобы не оседала ниже, в целом никому не удается. А до тех пор, пока оценка себя колеблется, как безвольный флаг на ветру, ни о какой уверенности в себе и речи быть не может.

В итоге имеем такую чудную картину, где каждое действие может грозить полным и окончательным провалом, а небольшие победы раздувают эго до небес. Претензии могут быть царскими, а решительности – как у младенца. Откуда в таких драматичных обстоятельствах взяться спокойной уверенности в себе?

Компенсация неуверенности

уверенность и неуверенностьНа вершине психической шкалы собственной важности – идеалы – все высшие пределы личной реализации, на которые нацеливаются наши фетиши: влюбленности, мании, фанатизм, перфекционизм, преклонения – эти явления одного порядка. Мы вцепляемся в идеалы, полагая, что делаем выбор лучшей жизни, но практически таким образом лишь укореняемся на психической шкале, противоположный полюс которой сулит сильнейшие страдания.

Как правило, и обретение уверенности в себе нас интересует лишь, как возможность, не отрываясь от шкалы важности, приблизиться к ее высшей полярности и почувствовать себя звездой, реализовавшей свой идеальный вариант жизни. То есть, мы устремляемся не столько к исцелению от неуверенности в себе, сколько надеемся ее компенсировать золочеными костылями высокого самомнения.

Представьте узника, сидящего в темнице без дверей и охраны. Он мечтает о свободе, о цветущих лугах у подножий заснеженных гор, но продолжает свою темницу украшать и комфортизировать, чтобы публика оценила его «успехи». Так же и мы, пытаясь решить проблему неуверенности в себе при помощи любви и уважения важных людей, лишь укрепляем потенциал собственного унижения.

Компенсация неуверенности внешними фетишами – это не ошибка, а вынужденная мера, с которой каждый знаком на опыте. Для душевного здоровья самоутверждение надо бы не подавлять, а исследовать на практике, чтобы пресытиться «болезнью» и получить «иммунитет», а не очередную ханжескую гримасу.

Бесполезно отбрасывать чувство собственной важности, начитавшись умных текстов. Все волевые попытки стать проще и уверенней – ни что иное, как продолжение старой игры самолюбия. Раньше градус на шкале важности повышался понтами, теперь – избавлением от них. В этом смысле неприкрытые понты – куда честней.

И все же, целесообразно понимать – самоутверждение «лечит» не болезнь, а ее симптомы. Поэтому не стоит путать естественную уверенность в себе с горделивостью и самомнением. Последние от неуверенности не избавляют, а только прикрывают ее «красивыми» масками. На progressman.ru практические методы этой маскировки озвучивались в статье «ЧСВ II». Все они сводятся к внешней демонстрации собственной важности.

Неуверенность в себе – это следствие колеблющейся самооценки. Самоутверждение не решает проблему неуверенности, а как наркотик – лишь временно успокаивает «ломку», по итогу усугубляя ситуацию, расширенной амплитудой колебаний градуса собственной важности. Поэтому процесс исцеления проходит по маршруту, где самооценка для начала стабилизируется, приходя в соответствие с реалиями, а после – и вовсе исчезает, как иллюзорная фикция.

Хотя бы относительная стабилизация самооценки – дело, куда более простое, чем полное освобождение от этого, встроенного в ум, термометра собственной важности. Поэтому начать можно с простого – с честной оценки реальных способностей и возможностей. Такой реализм сбавляет градус неуверенности, потому что исчезает необходимость напряженно позировать и рисоваться, когда вся правда и так на лицо.

Полное избавление от оценивания себя для меня лично, пока – тема во многом теоретическая. Но кое какие проблески есть. Знаю по личному опыту и по наблюдениям за клиентами, что оккупация ума шкалой важности может быть, как минимум заметно сбавлена. То есть переживания о своей неполноценности могут быть сокращены в разы, вплоть до состояний, где приходится уже выискивать психические напряжения, а нутро воспринимается так же просто, как погода за окном.

Естественная уверенность

Можем ли мы реально оценить эпицентр собственной личности – наше «я», используя мерки «хорошо» и «плохо»? Можем ли мы, вообще, как-то реально себя оценивать, даже не подозревая, кто мы есть? Что такое наше «я»? Как оно может быть хорошим или плохим?

В каком-то смысле мы все обладаем врожденной самоценностью, не поддающейся измерению. То есть наше «я» априори не может быть ни плохим, ни хорошим. И самонадеянная важность, и неуверенная ущербность – равнозначно лживы. Даже понимание своей бесполезности в чужих глазах не делает нашу персону бесполезной и плохой «вообще».

Но до тех пор, пока ум привязан к шкале важности, он воспринимает галлюцинацию своей ущербности, словно реальный приговор, вынесенный высшей инстанцией существования. Иными словами, личная неполноценность – это не какой-то реальный факт, а только крепкая, иррациональная вера. Мы держимся за эту иллюзию, потому что надеемся на звездный выигрыш высочайшего уровня на шкале важности. Эта тема освещалась в статье о сделке с лукавым.

«Плохое» – это не какая-то реальная вселенская данность, а оценка ума – всего лишь мысль о чем-то субъективно лишнем. Невозможно быть объективно плохим человеком. Даже всемирно известные тираны удостаиваются самых неоднозначных внешних оценок.

Можно увериться, что ошибки и просчеты – это однозначно «плохо». Но с какой стати? Бывает ли душевный рост без опыта, извлеченного из ошибок и просчетов? Не являются ли в таком ключе ошибки благом?

Неуверенность в себе лечится осознанностью и аналитической охотой на частные убеждения о себе и своей жизни. Упор делается на отлов миражей, которые стоят в основе страха почувствовать себя в этой жизни лишним. Отыскивать и обезвреживать их – занятие непростое. Мы против своей сознательной воли обходим далеко стороной собственные страхи, поэтому даже просто нащупать корни неуверенности – это целое искусство.

Что я называю естественной уверенностью в себе? Это любые состояния без сковывающего страха унижения. Для примера подходят любые действия, совершаемые спонтанно без всяких сомнений и колебаний. Нужна ли какая-то великая уверенность, чтобы сидеть на горшке у себя дома? Исполняемся ли мы важности, ковыряя в носу? Это просто происходит без всякой подгонки под «правильные» эталоны. Я намеренно взял для примера занятия знакомые всем.

А уверенными в себе людьми обычно зовут тех, кто сохраняет спокойствие в ситуациях, где волнение и страх воспринимаются, как общая норма. Как правило, это ситуации, где участвуют оценивающие зрители, в чьих глазах наша персона боится облажаться и потерять личные рейтинги. Поэтому так мало людей могут выступать на публике, брать на себя ответственность, стучаться в закрытые двери, организовывать и вести за собой других.

Себя надо бы не оценивать, а исследовать.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме

Видео по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!


Рассказать друзьям:

Progressman.ru на Youtube:

57 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Супер! Вспомнилось: » А судьи кто?» Если это осознать, то все станет на свои места.

  2. Благодарю за статью! Очень доходчиво и просто. И самое главное, находит отклик в душе и будто возникает такое единое пространство, пространство тонкого понимания, и не нужно сдавать тесты на уверенность в себе. Только хочется «немного» поспорить) с автором относительно вот этих оценочных «плохо» и «хорошо». В свое время мне очень помогла остановка между этими двумя пунктами, эмоциональная остановка, что я ни плохая, ни хорошая, а просто я есть, со своим уникальным опытом и системой координат. Это позволило абсолютно по другому увидеть жизнь вне себя, научиться понимать окружающих, а по большому счету саму себя.

  3. но для чего то же нужна это шкала, в чем причина, откуда и как взялся этот механизм разделения на я-звезда и я-дерьмо?

  4. Отличная статья, спасибо. А судьи мы себе сами, ВСЕГДА. Посему, полюбить себя это первый шаг к обретению уверенности в себе. Ведь любят не «за что-то» а ВОПРЕКИ… :)

  5. Ines, для начала надо разобраться — что есть это «ты», тогда глядишь кроме любви и принятия ничего и не останется) Согласна с Игорем — ключ в исследовательском подходе к себе. А исследователь беспристрастен и … в общем ему просто интересно и чем дальше, тем…)))
    Ная, шкала… ну в ней нет ничего плохого, просто нужно понимать ее относительность и в общем как и в математике существуют разные системы исчисления, так и здесь… все это социальные игры. Если до конца сможешь отследить это в себе, то можно играть как тебе хочется или не играть, если не хочется. Механизм закладывается еще в детстве, может даже в утробе матери. Но у нас всегда есть выбор, всегда, как только начинаешь осознавать и сомневаться. И это дает свободу, можно просто не вестись и быть собой, в согласии со своим нутром. Хотя это очень не просто по началу. Вот написала и сама себе этого пожелала)) Привычки и стереотипы еще как не отпускают. Кропотливый труд по отслеживанию — задаю себе вопросы периодически даже в мелочах: а кто этого на самом деле хочет? Почему я решила сделать это или так поступить? Почему я испугалась? Почему мне стало вдруг не удобно? Часто делаешь многое на автомате, только когда что-то идет явно не так, кризис, жизнь явно намекает, тогда через боль явно продуктивнее получается. Вот только думаю не обязательно через боль. Это наверное крайний случай))

    1. Извините, а что для вас значит: «узнать — что есть «ты»?». Если не затруднит, можно на примере?

  6. Игорь, здорово написано. Хочу процитировать фразу, которая больше всего понравилась «Мы вцепляемся в ослепительный шанс на счастливое одобрение, не подозревая о его монолитной нераздельности с потенциалом бесконечного падения.» — звучит красиво)
    И все же не очень понятно со страхами, что значит мы их обходим? Может приведете пример? Да и как ловить миражи, как понять, что поймал и когда от этого станет легче?

  7. Ирина,
    вроде об одном и том же говорим.)

    Ная,
    для чего нужна эта шкала, гадать смысла нет. Можно подогнать духовные рационализации об отделении эго от абсолюта, можно — научные, сведя все к естественному отбору.

    Зарождается самооценка потому, что ребенок воспринимает происходящее во вне, как нечто объективное, правильное. Вроде как, реальность всегда права, и если от нее в лице мамы исходит наказание, значит есть за что. «Наше бессознательное делает свой смутный вывод. Любят, значит – хороший, не любят – плохой». Это очень примерное описание картины.

    Катерина,

    >со страхами, что значит мы их обходим?

    Человек может сам не понимать, насколько переживает о каких-то потерях, или как сильно боится оказаться никчемным. Или, например, в глубине души верит, что является грешным ничтожеством, и с этим своим верованием сталкиваться напрямую не хочет, всячески избегает и компенсирует. Можете погуглить «сопротивление в психоанализе».

    По второму вопросу, посмотрите вот это: progressman.ru/belief

  8. Даже сказать нечего. Себя нужно исследовать, а не оценивать. Вот бы ещё побольше осознанности.

Добавить комментарий для Amarilliss Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.