Вы когда-нибудь задумывались о природе собственного мышления? Об этом привычном потоке мнений и суждений в своей голове, об этой бездне тонких миров, которые – ни потрогать, ни доказать, ни ухватить, в то время как наше «я» утопает там 24 часа в сутки. Мы ведь понятия не имеем, из чего сделаны мысли, но так привыкли к этому встроенному «кинотеатру», что толком и не замечаем его работу, принимая всплывающие на поверхности ума «мистические» образы за тусклую будничность. Мы – словно маги, гипнотизирующие себя силой мысли. Все, что мы о жизни знаем – лишь наши мысли и чувства, которые могут не иметь ничего общего с тем, что мы называем объективной «правдой». В этой статье под субъективным я подразумеваю все, что думается, чувствуется и кажется отдельному человеку. Объективной реальностью называю события внешнего мира. Это – упрощенный и приближенный к общепринятому взгляд.
Продолжаем (и видимо уже завершаем) тему субъективности и объективности. По вопросу философских тонкостей и нестыковок разделения жизни на субъективное и объективное отсылаю к прошлой статье. А здесь буду делать вид, что все предпосылки темы понятны и верны.
Кустарная реальность
Каждый в своей голове носит персональную реальность и почти каждый уверен, что этот его самопальный спектакль и есть единственная жизнь. Психика – словно комната кривых зеркал, в центре которой располагается наивный зритель, убежденный, что глядя в зеркала, он смотрит куда-то во вне – в «объективный мир». Именно эта убежденность и порождает почти все возможные «внешние» и внутренние конфликты. Каждый уверен, что его субъективный мир – настоящий, потому и доказывает упорно свою правоту – то бишь реализм своего персонального кинотеатра, где ему показывают «жизнь».
Ум обывателя – это такой психический противогаз, обороняющий от реальности, где прозрачные стекла для зрения подменены на два кривых зеркальца. Субъективная реальность, расположенная в таком уме – словно «карта» жизни, претендующая на то, что она и есть сама жизнь. Карта – недостоверная, как если бы художник стремился не столько к точности передачи, сколько выражал собственные желания и страхи.
Субъективная реальность позиционирует себя объективной. Даже, когда человек «честно» признает, что его знания ограничены, в глубине души он все равно уверен, что выходит на контакт с объективным миром, который ему известен и понятен. На деле мы просто проецируем законы своей маленькой реальности на молчаливый «экран» (объективной) жизни.
В итоге все мы наивно уверены, что в жизни все должно быть именно так, как и описывает наша субъективность. Приписываем миру законы, которых в нем нет, и упорно ждем их исполнения. Чем больше представлений о том, как все должно быть, тем сильней расхождение между субъективным и объективным. Градус этого расхождения соответствует насыщенности и сочности нашего самообмана.
Как бы мы себя ни дурачили, как бы ни настаивали на собственной правоте, в этом конфликте между субъективным и объективным победителем всегда остается безжалостная, холодная к нашим чувствам, объективная реальность. Субъективное в лучшем случае может стать живым отражением объективности. В иных случаях субъективное либо ломается, либо продолжает прятаться от прямого контакта с правдой, гордо настаивая на собственной истинности. В запущенных случаях от правды прячутся в специально отведенных для этого местах под наблюдением лечащего врача.
«Everything in Its Right Place»
Объективная реальность – ни плохая, ни хорошая, ни правильная, ни неправильная. Но в каком-то вполне реалистичном смысле в жизни все уже на своих местах и должно происходить именно так, как уже происходит, потому что подчинено естественным, реальным закономерностям.
То, что происходит – это единственно возможный вариант жизни «здесь и сейчас». Но мы с этим не согласны, потому что слишком много «знаем». Мы знаем, что должен быть мир во всем мире, счастье, гармония, человечность, знаем, кто «прав», а кто ошибается, кого казнить, кого миловать. Короче говоря, мы убеждены, что Бог неправ и должен все сделать по нашему.
Мы хотим, чтобы внешняя реальность послушно имитировала и воссоздавала субъективную. К этому капризному требованию можно свести подавляющую часть всех неврозов. Единственный способ жить хотя бы относительно здоровой жизнью – это максимальный реализм. Здоровая психика не опирается на идеалы. Она не требует от жизни лучшего, а опираясь на объективные закономерности, пользуется реальными данными. Ум при этом не спорит с судьбой, не сетует на несправедливость жизни, а внимательно ее изучает. Концепции и убеждения здорового ума – это максимально приближенное выражение реальности.
Работа психолога в том и заключается, чтобы мир клиента по обе стороны от черты, разделяющей на внешнее и внутреннее, пришел в соответствие и перестал конфликтовать. Проще говоря, все, что мне приходится на консультациях делать, сводится к «психологической» приборке, где мусор заблуждений выметается, а реалистичные грезы начинают складываться в цельный, устойчивый узор, на который личность клиента может более-менее уверенно опираться.
Процесс этот непростой и в каждом индивидуальном случае спонтанен. Иногда выливается в глубокие философские дискуссии, иногда в прямое озвучивание правды, как я ее со своей субъективной колокольни вижу. Разумеется, тыкать носом в «правду», когда ее не желают слышать, нет никакого смысла. Тем более, что и сам я могу запросто заблуждаться. Поэтому консультации – это не проповеди, а совместное исследование. В любом случае окучивать мировоззрение клиента приходится терпеливо и бережно.
Вот так и живем. Смотрим на мир и не замечаем, как он непрерывно обретает все свои черты в наших мыслях. Они – невидимые, неосязаемые, неуловимые. Их словно нет вообще. И в то же время мысли – самая сердцевина всех наших знаний о жизни. Задумайтесь… В этом «несуществующем» интимном потоке мы находим и себя и все-все, что может быть названо и озвучено. Задумчивость – наше постоянное состояние. На progressman.ru этой теме посвящен ряд статей под тегом «мысли».
Насколько мне известно, наука не знает, как мышление устроено. То есть, конечно, разные умные теории есть, но все они больше похожи на попытки трактовать вкус кофе по узору кофейной гущи на дне пустой чашки. Даже логически понятно, что при помощи мыслительного аппарата (которым и оперирует ученый ум) саму природу мысли не понять. Это – как если бы программное обеспечение пыталось познать своего программиста.
Логика подсказывает, что по-настоящему природу мышления можно постичь исключительно в индивидуальном порядке при помощи личного психического оснащения. Но выразить это понимание на словах – то есть при помощи тех же мыслей, не получится. В лучшем случае это будут все те же умные, или красивые потуги на уровне поверхностной логики.
© Игорь Саторин
P.S.
На этом цикл статей о субъективном и объективном завершается. Начал его, когда хотел рассказать о том, как идеалы проникают в отношения. В итоге акцент с отношений сместился на идеальное, выдуманное, и темы пришлось разделить. В ближайшее время вероятно таки вернусь к теме отношений.
А может быть на самом деле ничего не происходит?
Может быть есть только единственно возможный вариант иллюзии о жизни «здесь и сейчас»?
согласен, Sector. иначе невозможно. закономерности жизни, — как в чем-то грандиозном, так и в чем-то очень тонком,- работают безотказно. А ведь это все-таки хорошо.- Узнаешь закономерность,- меньше лбом ударяешься
Один из вариантов — мы есть чьи-то мысли (процессы в чьем-то мега-уме). Также как и наши мысли неважны и приходящи, так же и с тем, что происходит. А мы все ищем какой-то смысл. Ничего не происходит — есть только движение мысли.
Дмитрий С.
>Не знаю, что там в «объективном» мире, а вот мой «субъективный» мир почему-то все больше притягивает нехороших людей и нехорошие ситуации (в оценках «субъективного» мира). Какой-то кинотеатр ужасов получается. Это значит, что я сам нехороший? Какие будут мысли? Только не надо банальщины, типа «все, что не делается…»
Здесь надо выуживать свои убеждения о том, какими должны быть эти «нехорошие» люди, и каждое подвергать тщательному анализу. Полезно подробно ответить себе, какими люди должны быть, и главное — почему, на чем основывается это требование к судьбе.
Sektor
>Получается совокупность единственно возможных вариантов жизни «здесь и сейчас» — это единственно возможный вариант жизни «всегда»? Получается невозможно ничего изменить? Есть только иллюзия перемен?
Да. По хорошему надо бы уметь принимать себя со всеми своими иллюзиями. И пока есть ощущение выбора, им целесообразно пользоваться, чтобы не отождествляться с безвольной жертвой обстоятельств.
«Каждый в своей голове носит персональную реальность и почти каждый уверен, что этот его самопальный спектакль и есть единственная жизнь. Психика – словно комната кривых зеркал, в центре которой располагается наивный зритель, убежденный, что глядя в зеркала, он смотрит куда-то во вне – в «объективный мир». Именно эта убежденность и порождает почти все возможные «внешние» и внутренние конфликты. Каждый уверен, что его субъективный мир – настоящий, потому и доказывает упорно свою правоту – то бишь реализм своего персонального кинотеатра, где ему показывают «жизнь».» — это, я так понимаю, описание внутреннего мира автора статьи. Зачем же на всех это заблуждение проецировать? Мои кривые зеркала уже убедили меня в одном: если человек получил свой опыт из своего опыта какие-то свои выводы сделал, то он однозначно прав. И никто не смеет говорить ему, что его мир необъективный, а лишь проекция в его персональном кинотеатре, а он такой наивный дурачок. Истина в том, что у каждого свой опыт, свои открытия и каждый прав, но по-своему. Даже Чикатило прав. Он всего лишь чистил общество от больных и слабых особей, как волк — так он считал. Правда, при этом никто не упоминает о том, что его родители съели его брата, а его самого били и издевались так сильно, что инквизиторы нервно курят в стороне. Он просто получил такой опыт и не по своему желанию. Я его совсем не пытаюсь оправдать, это просто пример. Мои мысли думают мне, что любая концепция не есть объективная истина, а лишь что-то затвердевшее, старое, нетекучее, короче, очередной мусор для ума.
Всем Здрасте!!!Новая»рецензия»все перешли сюда и Я сюда—хотелось-бы попросить ПОСТящих не переходить на личности относительно автора статти—ненравится нечитайте—а уж прочли—оставайтесь при своих…Есть неподтверждённое мнение что Игорь Саторин в цырку несмеётся—весь этот цырк он уже видел на прогрессмене.Свои коментарии(относительно статти)оставлю попожже-как и обещал будет юмор.Всем удачи.
На этом цикл статей о субъективном и объективном завершается. И мой мозг окончательно и бесповоротно сломан )
Илья
29/10/2014 at 17:25
«Мои мысли думают мне, что любая концепция не есть объективная истина, а лишь что-то затвердевшее, старое, нетекучее, короче, очередной мусор для ума.»
И эта Ваша тоже?
*Смотрим на мир и не замечаем, как он непрерывно обретает все свои черты в наших мыслях.*
Хорошо сказано, на эту мысль можно и подумать в тишине :)
Жека Г.>»На этом цикл статей о субъективном и объективном завершается. И мой мозг окончательно и бесповоротно сломан )»—Жека похожая ситуация(Вы хорошо подметели)—добавил-бы—-возможно уже ктото высказывался из великих…или мудрецов(с»рентген кабинета»)-когда личность сходит с-ума—для неё этот процес незаментен—вот ткое»нашло» на меня.