Вы когда-нибудь задумывались о природе собственного мышления? Об этом привычном потоке мнений и суждений в своей голове, об этой бездне тонких миров, которые – ни потрогать, ни доказать, ни ухватить, в то время как наше «я» утопает там 24 часа в сутки. Мы ведь понятия не имеем, из чего сделаны мысли, но так привыкли к этому встроенному «кинотеатру», что толком и не замечаем его работу, принимая всплывающие на поверхности ума «мистические» образы за тусклую будничность. Мы – словно маги, гипнотизирующие себя силой мысли. Все, что мы о жизни знаем – лишь наши мысли и чувства, которые могут не иметь ничего общего с тем, что мы называем объективной «правдой». В этой статье под субъективным я подразумеваю все, что думается, чувствуется и кажется отдельному человеку. Объективной реальностью называю события внешнего мира. Это – упрощенный и приближенный к общепринятому взгляд.
Продолжаем (и видимо уже завершаем) тему субъективности и объективности. По вопросу философских тонкостей и нестыковок разделения жизни на субъективное и объективное отсылаю к прошлой статье. А здесь буду делать вид, что все предпосылки темы понятны и верны.
Кустарная реальность
Каждый в своей голове носит персональную реальность и почти каждый уверен, что этот его самопальный спектакль и есть единственная жизнь. Психика – словно комната кривых зеркал, в центре которой располагается наивный зритель, убежденный, что глядя в зеркала, он смотрит куда-то во вне – в «объективный мир». Именно эта убежденность и порождает почти все возможные «внешние» и внутренние конфликты. Каждый уверен, что его субъективный мир – настоящий, потому и доказывает упорно свою правоту – то бишь реализм своего персонального кинотеатра, где ему показывают «жизнь».
Ум обывателя – это такой психический противогаз, обороняющий от реальности, где прозрачные стекла для зрения подменены на два кривых зеркальца. Субъективная реальность, расположенная в таком уме – словно «карта» жизни, претендующая на то, что она и есть сама жизнь. Карта – недостоверная, как если бы художник стремился не столько к точности передачи, сколько выражал собственные желания и страхи.
Субъективная реальность позиционирует себя объективной. Даже, когда человек «честно» признает, что его знания ограничены, в глубине души он все равно уверен, что выходит на контакт с объективным миром, который ему известен и понятен. На деле мы просто проецируем законы своей маленькой реальности на молчаливый «экран» (объективной) жизни.
В итоге все мы наивно уверены, что в жизни все должно быть именно так, как и описывает наша субъективность. Приписываем миру законы, которых в нем нет, и упорно ждем их исполнения. Чем больше представлений о том, как все должно быть, тем сильней расхождение между субъективным и объективным. Градус этого расхождения соответствует насыщенности и сочности нашего самообмана.
Как бы мы себя ни дурачили, как бы ни настаивали на собственной правоте, в этом конфликте между субъективным и объективным победителем всегда остается безжалостная, холодная к нашим чувствам, объективная реальность. Субъективное в лучшем случае может стать живым отражением объективности. В иных случаях субъективное либо ломается, либо продолжает прятаться от прямого контакта с правдой, гордо настаивая на собственной истинности. В запущенных случаях от правды прячутся в специально отведенных для этого местах под наблюдением лечащего врача.
«Everything in Its Right Place»
Объективная реальность – ни плохая, ни хорошая, ни правильная, ни неправильная. Но в каком-то вполне реалистичном смысле в жизни все уже на своих местах и должно происходить именно так, как уже происходит, потому что подчинено естественным, реальным закономерностям.
То, что происходит – это единственно возможный вариант жизни «здесь и сейчас». Но мы с этим не согласны, потому что слишком много «знаем». Мы знаем, что должен быть мир во всем мире, счастье, гармония, человечность, знаем, кто «прав», а кто ошибается, кого казнить, кого миловать. Короче говоря, мы убеждены, что Бог неправ и должен все сделать по нашему.
Мы хотим, чтобы внешняя реальность послушно имитировала и воссоздавала субъективную. К этому капризному требованию можно свести подавляющую часть всех неврозов. Единственный способ жить хотя бы относительно здоровой жизнью – это максимальный реализм. Здоровая психика не опирается на идеалы. Она не требует от жизни лучшего, а опираясь на объективные закономерности, пользуется реальными данными. Ум при этом не спорит с судьбой, не сетует на несправедливость жизни, а внимательно ее изучает. Концепции и убеждения здорового ума – это максимально приближенное выражение реальности.
Работа психолога в том и заключается, чтобы мир клиента по обе стороны от черты, разделяющей на внешнее и внутреннее, пришел в соответствие и перестал конфликтовать. Проще говоря, все, что мне приходится на консультациях делать, сводится к «психологической» приборке, где мусор заблуждений выметается, а реалистичные грезы начинают складываться в цельный, устойчивый узор, на который личность клиента может более-менее уверенно опираться.
Процесс этот непростой и в каждом индивидуальном случае спонтанен. Иногда выливается в глубокие философские дискуссии, иногда в прямое озвучивание правды, как я ее со своей субъективной колокольни вижу. Разумеется, тыкать носом в «правду», когда ее не желают слышать, нет никакого смысла. Тем более, что и сам я могу запросто заблуждаться. Поэтому консультации – это не проповеди, а совместное исследование. В любом случае окучивать мировоззрение клиента приходится терпеливо и бережно.
Вот так и живем. Смотрим на мир и не замечаем, как он непрерывно обретает все свои черты в наших мыслях. Они – невидимые, неосязаемые, неуловимые. Их словно нет вообще. И в то же время мысли – самая сердцевина всех наших знаний о жизни. Задумайтесь… В этом «несуществующем» интимном потоке мы находим и себя и все-все, что может быть названо и озвучено. Задумчивость – наше постоянное состояние. На progressman.ru этой теме посвящен ряд статей под тегом «мысли».
Насколько мне известно, наука не знает, как мышление устроено. То есть, конечно, разные умные теории есть, но все они больше похожи на попытки трактовать вкус кофе по узору кофейной гущи на дне пустой чашки. Даже логически понятно, что при помощи мыслительного аппарата (которым и оперирует ученый ум) саму природу мысли не понять. Это – как если бы программное обеспечение пыталось познать своего программиста.
Логика подсказывает, что по-настоящему природу мышления можно постичь исключительно в индивидуальном порядке при помощи личного психического оснащения. Но выразить это понимание на словах – то есть при помощи тех же мыслей, не получится. В лучшем случае это будут все те же умные, или красивые потуги на уровне поверхностной логики.
© Игорь Саторин
P.S.
На этом цикл статей о субъективном и объективном завершается. Начал его, когда хотел рассказать о том, как идеалы проникают в отношения. В итоге акцент с отношений сместился на идеальное, выдуманное, и темы пришлось разделить. В ближайшее время вероятно таки вернусь к теме отношений.
Ну наконец то! Долго Вы томили доктор, в ожидании очереной «пилюли». Не глядя печатаю на офисном принтере и беру с собой смаковать в подземелье… ;)
«…наука не знает, как мышление устроено.»
В этом смысле наука не знает ничего. Она не знает как устроена гравитация, электромагнетизм и вообще как устроено даже само пространство и время. Но это не мешает науке изучать свойства этих непонятно устроенных сущностей. На мой взгляд, и мышление в том же ряду. Да что там мышление , сама субъективность — это такое же свойство нашего мира, как гравитация или электромагнетизм. Точно так же , как в массивных телах проявляется гравитация, а в движущихся зарядах -магнитная сила, так и в сложных нейронных системах проявляется свойство ощущать=субъективность.
Здорово изложены мысли. Такая ясность в такой, на первый взгляд, скользкой теме придает радости почему-то))) На мой молодой взяд, Бог рекомендует человеку иметь все-таки такое мировоззрение, которое бы минимально расходилось с обьективностью. По крайней мере это важно для наиболее полноценных отношений с ним. К счастью набор пазлов для такого мировоззрения Он открывает людям честным.
…»Короче говоря, мы убеждены, что Бог неправ и должен все сделать по нашему»… Моя «мартёшка» должна научиться прощать саму себя, дабы не приносить в «здесь и сейчас» груз прошлых грустинок))
В последнее время то, что раньше казалось ясным и понятным, перестало быть таковым. Теперь я вообще не могу практически ничего связать в своей голове как целостное мировоззрение, не говоря уже о проецировании. Непонятным стало кто я, куда иду? зачем я здесь? нет какой-то цели, кроме физических потребностей и потребности все таки что-то понять. Наверное моему уму это не под силу. А поскольку у меня нет опыта переживаний просветления или озарения, то все написанное кажется одной из гипотез. И таких гипотез много, особенно у тех, кто имеет свои переживания и сумел их хорошо оформить в слова. Внешний мир воспринимается вполне нормальным, поскольку более менее понятны мысли, мотивы и желания людей. Иногда даже возникает эмпатия, когда просто чувствуешь. Но внутренний мир каждого человека продолжает оставаться загадкой. Сложно что-то понять, не разобравшись с собой. А уж что-то доказывать или бороться тем более.
Мысль о том, что мир за пределами ума — есть холодный хаос, хочешь-не хочешь заставляет чувсвовать себя занозой в чужой истрии, побочным, никому не нужным явлением. Тот мир очень хорошо упорядочен и построен по гениальнейшему проекту. Наш материальный мир, по-моему — это его маленькая крупица, которую дано видеть и постигать человеку. Хорошо бы найти свою роль…
Потрясающе!!!
«Ум при этом не спорит с судьбой, не сетует на несправедливость жизни, а внимательно её изучает.»
Согласна полностью. По моим ощущениям, ум не всегда понимает, что изучает и зачем это нужно.
Не знаю, что там в «объективном» мире, а вот мой «субъективный» мир почему-то все больше притягивает нехороших людей и нехорошие ситуации (в оценках «субъективного» мира). Какой-то кинотеатр ужасов получается. Это значит, что я сам нехороший? Какие будут мысли? Только не надо банальщины, типа «все, что не делается…»
жил был один человек, Иов его звали. Хороший был и даже безупречный. А потом, не пойми откуда ( на тот момент ) обрушилась на него череда несчастий. Вообщем беды с нами происходят не только потому, что мы такие плохие, но еще и потому, что там в невидимой сфере есть недобрые вредители, желающие в конец запутать нас всеми доступными приемами.
То, что происходит – это единственно возможный вариант жизни «здесь и сейчас». Но мы с этим не согласны, потому что слишком много «знаем».
А то что мы с этим не согласны — это тоже единственно возможный вариант жизни «здесь и сейчас»?
То что вы это написали, мы прочитали — это тоже единственно возможный вариант жизни «здесь и сейчас»?
Получается все наши потуги что то менять либо полное бездействие — это тоже единственно возможный вариант жизни «здесь и сейчас»?
Получается совокупность единственно возможных вариантов жизни «здесь и сейчас» — это единственно возможный вариант жизни «всегда»?
Получается невозможно ничего изменить? Есть только иллюзия перемен?