Продолжаем тему выбора. Сегодня опишу одну психологическую «фишку», о которой на консультациях при удобном случае рассказываю каждому клиенту.
Когда приходит ощущение, словно что-то упускаешь, когда кажется, что надо поступать «правильно», но нечто внутри заставляет идти другим путем, начинаются душевные терзания. И происходят они, потому что в это время кажется, будто выбора нет, а жизнь насильно прогибает под свои условия. На самом деле мы непрерывно выбираем, но не всегда сознательно, и не всегда выбор кажется благоприятным. И когда в обзоре видимости нет однозначно выигрышных вариантов развития жизненного сюжета, инфантильная часть нутра начинает капризничать, и отказывается принимать свою жизненную ситуацию.
В детстве такие манипуляции часто срабатывают – родители потакают капризам своих отпрысков, ублажая их маленькие прихоти. Дети к такому вот родительскому «послушанию» быстро привыкают и принимают его как должное. В сознании формируется понимание, что для исполнения своих желаний, достаточно всего-то устроить демонстрацию душевных мук. И вот с такой установкой взрослеющие дети продолжают свое движение по жизни, где их возрастающие запросы все меньше и меньше удовлетворяются сторонними инстанциями в лице других людей.
В итоге взрослые дети то и дело оказываются в таком положении, которое не вполне устраивает, и вместо того, чтобы взять на себя ответственность за дальнейшее развитие своей жизненной ситуации, по привычке начинают индульгировать – жалеть себя, обижаться, капризничать, ломаться и потакать своим детским притязаниям к судьбе. Именно такой инфантильный стиль поведения во взрослой жизни делает из человека перманентную жертву жизненных обстоятельств.
Взросление никак не связано с окончанием школы, потерей девственности, вредными привычками, или даже с устройством на работу. Взросление – это самостоятельность, способность нести ответственность за свою жизнь, и лично участвовать в принятии решений по поводу того, в каком направлении продолжать свой жизненный сюжет в каждый отдельный момент времени.
Иными словами, чтобы не оказаться жертвой обстоятельств, просто необходимо научиться выбирать сознательно. Вы берете на себя смелость встать у «руля» своей жизни, и где-то внутри происходит своеобразное переключение – вы начинаете понимать, что можете жить, как захотите. Вы уже живете именно так, и выбираете то, что выбираете. Все, что требуется – осознать, что ваши действия управляются вашими решениями. Даже если кажется, что на эти решения влияют какие-то правила, или чье-то авторитетное мнение, все равно, следовать или нет этим посторонним влияниям – только ваш выбор.
Даже если выбор кажется ложным, но вы его совершаете, все, что требуется – это осознать и принять его, то есть – сделать выбор сознательным. Для этого вполне достаточно сказать себе: «я поступаю так намеренно», или: «я выбираю этот путь, потому что среди «прочих равных» сейчас хочу именно этого».
Если кто-то пудрит мозг, принуждает к чему-то, или манипулирует, все равно, даже в такой ситуации, подчиняясь внешнему влиянию вы делаете выбор. Да, сторонний человек может обмануть, склонить к невыгодному решению, но и здесь нет посторонних виноватых. В конечном итоге, подчиниться чужим чарам, или нет – также только ваш выбор.
Если кто-то провоцирует, оказывает давление, один из самых болезненных вариантов выхода из ситуации – промолчать с ощущением, что вы были вынуждены так поступить. Именно вынужденность лишает ощущения свободной воли. Однако молчание порой действительно оказывается самым выгодным решением. С иными людьми действительно куда проще вообще не вступать в контакт. Все, что требуется – поступать так сознательно, чтобы молчание не было вынужденным, а стало взвешенным стратегическим решением. Вы просто понимаете, что для вас это – самый оптимальный выбор.
Если чего-то очень хочется, например, сделать какой-то смелый шаг на встречу к чему-то важному, но нечто изнутри мешает и очевидно перевешивает, склоняя к пассивности, то и здесь, чтобы не возникало последующих сожалений, необходимо отдавать себе отчет в своем выборе. Скажите себе: «я сознательно избегаю действий – таков мой выбор».
Если хочется совершить какую-нибудь «глупость», и сдерживаться невмоготу, делайте свои глупости сознательно! Достаточно понять, что вы действительно хотите именно этого в большей степени. В крайнем случае – извлечете опыт.
Если кажется, что в прошлом вы совершили ошибку, или что-то упустили, хотя могли поступить иначе – это самообман. Была именно такая расстановка сил, такие мотивы и причины. К чему-то иному они привести не могли. Никто не мог иначе. Вы не могли иначе. В складывающихся условиях все происходит закономерно. Если бы были иные причины и мотивы, разумеется, все было бы иначе. Но других не было и быть не могло. Вы проживаете свою жизнь, а не чужую.
На progressman.ru тема выбора стала одной из главных. Были статьи об ответственности, свободе выбора, мотивации, о взвешенных решениях и даже об иллюзорной природе выбора. Вся наша жизнь – непрерывная река решений. Эта сфера заслуживает самого пристального внимания.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
В ближайшее время планируется статья, где будет подробней рассмотрено состояние жертвы обстоятельств.
Игорь, хочу дополнить:
«Ничего не бывает зря. Если вы что-то совершили, значит в тот конкретный момент вашей жизни, на том конкретном этапе вашего развития, в данном поступке был смысл. И если вам кажется, что вы могли поступить по-другому, знайте – вы не могли.»
Хэнк Муди
Вот тебе и спонтанность, жизнь дала мне ответ сначала через эту цитату в контакте, потом через вашу статью.
Мудрый человек принимает целостные решения,он как бы учитывает обратную сторону Луны,о которой все знают, что она должна быть, но никто ее не видит. Мне кажется,что увлекаясь целями и результатами, мы часто наступаем на грабли и это всё неосознанность.
Наши грабли — самые многоразовые грабли в мире.
Очень хорошая статья, на мой взгляд даже больше об осознанности
«Вы берете на себя смелость встать у «руля» своей жизни, и где-то внутри происходит своеобразное переключение – вы начинаете понимать, что можете жить, как захотите.» — не легко оказалось это осознать))) самое интересное, что когда приходит настоящее понимание, выбор видится спонтанно единственным (из казалось бы множества вариантов), и когда ты это делаешь осознанно… совсем другое ощущение проживания))
«… чтобы не возникало последующих сожалений, необходимо отдавать себе отчет в своем выборе.» — попробовала сознательно жалеть себя, злиться и пребывать я подавленном состоянии… говоря при этом, например, «я осознанно выбираю быть в этой ситуации мрачной» или «мне так нравится осуждать себя, я же испытываю от этого такой кайф!» — очень интересная была реакция у личности, в общем …)) в статье все правильно, стоит продолжать))
Amarilliss, ты нащупала суть, но пока что-то внутри сопротивляется. Попробуй сознательный выбор взять за постоянную практику.
Да, Игорь, спасибо. Как говорят, практика — критерий…))
На счет сопротивления, это ты верно)
Нужно написать статью о последствиях превратного понимания концепции «отсутствия выбора». О самом жире так сказать. А Игорь? А то всё вокруг да около.
Желательно с иллюстрациями и схемами.
У многих людей ширины шины памяти не хватает чтобы узреть картину целиком в её целостности. Разрозненные осколки концепций сливаются в цветной фарш в голове, как следствие оправдание собственной безответственности и пассивность как жизненная позиция, и еще большее застревание в болоте своей серой реальности.
CAB, ты говоришь о случае, когда «хочется захотеть». Здесь об этом было: progressman.ru/2013/04/prosper/
Когда есть склонность к овощному существованию, то превратное понимание иллюзии выбора не может стать главной причиной пассивности. Разве что каплей масле в этом «огне». Пассивность — это тоже такой выбор, который в данный момент жизни (того о ком мы говорим) устраивает в большей степени, в сравнении с другими доступными вариантами. Иными словами, сваливать ответственность за личный выбор на левые концепции — все равно, что обвинять в своих упущениях несуществующие болезни, или какой-нибудь там гороскоп.. Имеет смысл как можно более четко разбираться с тем, чего хочется, и если пассивности хочется больше, то уже не дурачить ни себя, ни других — а спокойно и дальше сидеть в интернетах.
«CAB, ты говоришь о случае, когда «хочется захотеть».» — Да нет же, я говорю о случае когда «не хочется захотеть» потому что «ВСЁ УЖЕ ПРЕДРЕШЕНО»…
В статье действительно об этом чуть-чуть есть, но очень косвенно. Всё случаи личностной инертности и леньтяйства мы
отбрасываем и оставляем лишь тот что спровоцирован «осознанием» отсутствия выбора, то есть чисто «духовный» случай.
Выбор всегда есть, но его никогда не было и быть не может. В чём суть этой суперпозиции?
Конечно, быть может, я тебя не понял. (Но чёрт возьми разве это не повод написать статью для людей с IQ <50 ?! )
))
CAB, повторяю, превратное понимание иллюзии выбора не может стать главной причиной пассивности. Главной рационализацией (оправданием) — может. А причиной — нет. Тут пахнет обычной депрессией, когда человек обесценил желания, потому что их слишком хлопотно и опасно для самооценки реализовывать.
Можно так сказать:
есть всегда то, что мы должны делать. И мы это знаем. Но бывает, что делать не хотим. И цепляемся за то, что оправдывает неделание. И делаем кучу других дел (ничего неделание тоже можно назвать делом, которое, кстати, требует много сил), чтобы не делать то, что нужно. Но вновь и вновь упираемся в это нежеланное дело. Мы можем много упираться и сопротивляться, но сделать это нежеланное дело все равно придется. И гораздо менее трудо- и психозатратно смириться и делать то, что нужно. Самый трудный первый момент. Когда ты себя заставляешь. А потом ты втягиваешься и появляется желание делать хорошо.
?