Что такое счастье для человека? Мы желаем недоступного – именно в нем и мерещится счастье. И получая недоступное, мы не обретаем вожделенного блаженства, потому что таким образом недоступное становится соответственно доступным, будничным. В итоге такое счастье недостижимо по самой своей природе – оно остается вечным «архетипом» недоступного.
Счастье для человека – это такой фантомный «резервуар» будущей славы, природа которого – при любых условиях оставаться недостижимым. Движение к счастью подобно бегу белки в колесе, замотивированной со всех ног бежать за неуловимым горизонтом, который гипнотической силой в нашем мозгу создает этот фантомный резервуар.
Все – на своих местах. Человек несется по замкнутой на себя ленте мебиуса, желая достичь недостижимого. Очередной зигзаг – иллюзия продвижения. Перед бегуном – реклама счастья – «резервуар недоступного», из которого по временам вываливаются мгновенно обесценивающиеся ценности. Чем они ближе – тем ниже их цена. А счастье так и остается в несуществующем будущем. Механизм – проверенный тысячелетиями.
Горизонт счастья – это дымовая завеса, прикрытие нашей неспособности принять жизнь здесь и сейчас. Это иллюзия, которая нашептывает, что счастье – где-то «там». И это вечное «там» – голодное и неумолимое, как бездонная пропасть, потому что здесь и сейчас – нет «там и тогда». Здесь и сейчас – нет недоступного, а есть только то, к чему даже тянуться не требуется – чистая реальность.
Такова природа желаний – бежать к тому, чего нет, избегая жизни. Будда говорил, что корень страданий в желаниях. Это – сделка с лукавым. Ради будущей славы, мы лишаем себя реального удовлетворения жизнью.
Нельзя быть счастливым «когда-нибудь», потому что жизнь всегда происходит сейчас. Суть всех медитативных техник сводится к перенаправлению фокуса внимания с иллюзий о будущем на жизнь здесь и сейчас. Нирвана – это вечное «сейчас».
И проблема – вовсе не в целях. Все портят ожидания – они лишают возможности принимать себя и свою жизнь. Поэтому и в отношениях возможна гармония, когда партнер устраивает как есть, когда жизнь и без всяких отношений устраивает как есть.
А иначе неудовлетворенность жизнью проецируется на партнера, который должен давать все больше, открывать для нас то самое недоступное счастье. В итоге – хочется новых поз, новых шмоток, новых воздушных и реальных замков – хочется еще и еще, потому что недоступное не меняет своей природы.
Только согласие с собой позволяет согласиться с жизнью. Осознанность необходима, чтобы видеть природу происходящего, принимать все это, не погружаясь в грезы ожиданий. Осознанность лишает слепых надежд, через обострение проявляет и растворяет привязанности, и открывает вкус к реальной жизни.
А гоняясь за счастьем, живешь в рамках условий и запретов. Надо быть правильным, сильным, хорошим и даже святым. Нужна дорогая машина, престижная должность, завидный партнер, уважение – этот список непрерывно пополняется недоступным и недостижимым, приводящим к вечной неудовлетворенности.
Недостижимое не становится достижимым никогда. Недостижимое лишь тасует объекты, которыми прикрывается, чтобы мы не раскусили его лукавую игру. Отсюда – все наши разочарования… в любви, в работе, в целях. Такие иллюзии стали одной из главных тем progressman.ru.
Овладевая желаемым, ожидаешь счастья, но происходит очередная предательская подтасовка. Пять секунд радуешься обретенной иллюзии. По достижению желаний, «резервуар» недостижимого на какое-то время опустошается, и на душе мрачнеет, с пустотой возникает ощущение, словно теперь счастья нет – ни в жизни, ни на горизонте будущего.
В итоге, чтобы не ощущать этой пустоты мы снова и снова заполняем свой ум свежими иллюзиями о грядущем счастье. Мы очень непрактично боимся лишиться своей иллюзорной практичности. Чем сильней желание улучшить свою жизнь, тем сильней ненависть к реальности, которая кажется бестолковым препятствием на пути к идеалу, который рисует резервуар недостижимого.
Это – вечная реклама счастья, его демо-версия – пробник, побуждающий к непрерывной гонке – сбеганию от жизни к недоступному идеалу. Вот и перебираем: партнеров, профессии, места, вещи…
Все происходит так, словно некая высшая сущность, не желая, чтобы мы ее спутали с ложным, сначала подсовывает нам детские игрушки, затем – игры для взрослых. А мы учимся отличать ложное от истинного, и начинаем понимать, что счастье – это не деньги, не слава и успех и даже не связь с любимыми. Счастье – свет нашего существования, когда его не скрывает страх перед реальной жизнью.
© Игорь Саторин
Другие статьи раскрывающие тему:
PRAS, «Счастье не создано для человека, он не способен быть счастливым априори».
А для кого же существует это слово, понятие?
Оно создано человеком (умом), ну и для самого человека, видимо… Почему спрашиваешь?
Меня натолкнула на эту мысль цитата изречения Рамана Махарши. Она чуть раньше приведена.
Я понял ее так — чтобы стать счастливым, надо раздождествиться с эго, т.е. перестать быть человеком.
Я понимаю счастье — когда перестаешь быть отделенным от Целого, когда не эго использует тебя, а ты используешь личность для выражения. Ты можешь оставаться в человеческой форме, но не отождествлен с ней. Спросила, потому что все понимают разное.
Человек — это индивидуум, в моем понимании. Если ты не отделен от какого-то Целого, если ты больше не эго, не личность, то ты и не человек. Ты — Атман )))
Поэтому и считаю, что в буквальном смысле счастье — оно не для человека. Опять же брать традицию адвайты — счастье в недвойственности, а мир людей по своей сути черно-белый ))) А кого-то даже оттенки серого примешиваются в количестве аж до полусотни )))
А может все, что названо словом — для человека. А для Атмана и слов таких нет:)
Конечно, нет там никаких слов. Поэтому и приходится объяснять человеку доступным ему языком. К сожалению, ограниченным языком. Поэтому и понимание тоже ограниченно.
Страдание — это внутренняя борьба с жизнью. Борьба значит стремление убежать от осознания настоящего момента, попытки его вытеснить или подавить. Страдание — это то напряжение, которое существует между сознанием и бессознательным, которое(бессознательное) пытается прорваться сквозь тернии нашего болезненного отрицания. Фишка счастья — это не отсутствие боли, потому что чем больше боли человек испытывает тем слаще удовольствие. Фишка счастья — это отсутствие именно боли психологического сопротивления, которая на протяжении жизни не превращается в удовольствие до тех пор пока мы не прекратим это сопротивление. Просветление и истина не имеет смысла без всех ограничений и страданий человеческой жизни. Только за счет противоположности можно познать себя.
И все же я не могу вразумить.Получается невозможно постичь счастья,пока стоишь на пути развития?!!Ведь принять здесь и сейчас,значит остановится,значит никакого планирования,установок,задач на будущее?!
Представим,что я глуп(но все таки осознаю сей факт) передо мной лежит книга,которую я не смогу прочесть,пока не освою определенные навыки.Но воо,я все таки овладел необходимыми инструментами,прочел вожделенную книгу,где была сноска на продолжение книги,только для ее прочтения,мне опять нужно освоить некие приемы,и так до бесконечности.Получается я захожу в так называемую петлю Мёбиуса,мне хочется больше знаний,больше книг,больше мыслей,а главное мне это нравится.Но при всем при этом,чувства неудовлетворенности присутствуют,и толкают меня к очередному этапу обучения. Это можно спроецировать на многие сферы общественной,человеческой жизни,будь то наука,искусство и прочее,без этого чувство,которое ежедневно нас толкает на действие( сделай еще лучше, сделай еще удобнее,красивее,интереснее,)мир бы не развивался,мы бы сидели под пальмами,в в ассане лотоса,со звуками ом в районе круп.Солнце бы всходило и садилось и мы бы все равно умирали так и продолжая чувствовать здесь и сейчас,в состоянии перманентного «счаатья»
>Ведь принять здесь и сейчас,значит остановится,значит никакого планирования,установок,задач на будущее?!
Об этом здесь: progressman.ru/idealism