Большинству людей кажется, что проблема непривлекательности возникает от недостатка положительных качеств и навыков. Но это – лишь симптомы проблемы. А зарождается она, когда начинаешь гордиться своим «качеством», ставишь на себя штамп высокой пробы. А дальше это свое высокое качество приходится неустанно напрягаясь подтверждать. Сначала самооценку повышаешь, уверяешься в своей силе и красоте, а потом оказывается, что цена этой веры – постоянный экзамен жизни, где приходится доказывать, что ты – не верблюд.
Например, когда начинаешь верить в свой исключительный интеллект, то проблемы возникают именно там, где этот красивый образ обламывается. И все. Никаких иных проблем тут нет – только эти мыльные пузыри красочных фантазий о себе, которые, стоит их чуть задеть, с треском лопаются. Задачи становятся проблемами, когда гордишься своей способностью разрешать их по мастерски легко и беззаботно. Очередной мыльный пузырь. В общем, все проблемы – от гордости.
Противоречивость гордости
Пока гордишься, получаешь радость самоутверждения. Когда не получается, чувствуешь себя ничтожеством, будто реально становишься хуже, если достоинства не сияют во всей красе.
Ощущение себя ничтожеством – это самообман, прикрытое самопрезрение за свое несовершенство. Мы страдаем, когда не можем от себя скрыть свои же качества, несовместимые с объектами нашей гордости.
Если гордишься смирением, начинает колбасить, когда выражается поведение не смиренного человека, – например, когда проявляются страсть, чувства и желания. Когда гордишься легкостью и свободой, страдаешь от любого признака зависимости и подчиненности. Когда гордишься добротой, подавляешь свой пыл. Когда гордишься вспыльчивостью как проявлением «силы», подавляешь доброту как признак слабости. Гордость за свою независимость вынуждает страдать, когда становишься общительным, или тянешься к обществу. Позиция учителя запрещает учиться. Образ безупречности запрещает совершать ошибки, и поэтому стопорит все начинания. Гордость за свою красоту вызывает страдания от малейшего изъяна. Гордость за воздержанность и аскетизм приносит чувство вины за неумеренное удовлетворение пищевых и телесных потребностей. В одухотворенном образе унизительно выглядеть простым смертным. Гордость за свою открытость и общительность вызывает переживания, когда проявляешь холод и замкнутость. Звездная болезнь жжет изнутри каждым признаком снижения популярности. И даже «праведная» гордость за родину в итоге ни к чему хорошему не ведет.
Список можно продолжать бесконечно. Достаточно уловить, чем гордишься, и в колонку «страдания» можно смело вписывать все, что противопоставляются объектам гордости. Подходят любые полярности: теплый – холодный, высокий – низкий, косматый – бритый, игривый – серьезный, профессиональный – дилетантский, мужественный – женственный, твердый – мягкий… Улавливаете?
Мы можем думать, что страдаем от совершенно разных и даже противоположных друг другу вещей. Казалось бы, один человек гордится уступчивостью, другой – упрямством, один – смирением, другой – непокорностью, один – хладнокровием, другой – подвижностью, один – черным, другой – белым. Все это – одна и та же болезнь под названием «чувство собственной важности», она же – «гордость». Как только возгордился, – неважно, чем, – сразу включается двойственный маятник удовольствия и страдания. И других проблем у нас нет.
Иногда мы даже не замечаем, насколько противоречивы чувства под влиянием гордости. Если обидели и ты отомстил, значит, – сволочь. А если не стал мстить – трусливое ничтожество. Если помог кому-то – лопух, а если не стал помогать – бездушный эгоист. И все это может происходить в одной и той же голове.
Цензура гордости
Иногда человек явно или неявно осознает, что ему важно не столько быть правильным и хорошим, сколько выглядеть таковым. И тогда не так уж важно быть хорошим всегда. Вполне достаточно – на людях, в компании, где эту свою «правильность» хочется продемонстрировать. В таком случае, если человек гордится своей показной честностью, он будет стыдиться не лжи, а ее обнаружения окружающими.
И напротив, можно быть честным, но если нет гордости за свою честность, тогда не так уж важно, что о тебе подумают другие. Тогда, вопрос – будешь ты честным или нет в чужих глазах – уже не является вопросом задетой гордости.
Пока управляешься гордостью, даже непосредственных живых чувств не остается. Все становится фальшивым. Все страдания – от задетого самолюбия, а удовольствия – от его удовлетворения. Радость, симпатия, огорчения и антипатия – лишь ответ гордости на ситуацию.
Самоотчуждение может достигать таких границ, когда теряешь возможность наслаждаться жизнью как есть, и только яркие полярности унижения и славы до сих пор щекочут нервы.
Под влиянием гордости пропускаешь все свои чувства через жесткие фильтры личной цензуры. Чувства, которые работают против гордости, в себе душишь. А чувства, играющие гордости на руку, искусственно раздуваются, опустошают и обесточивают психику, оставляя ее дрожать под натиском подавленных переживаний. На progressman.ru эту тему разбирал подробней в статье об уверенности в себе.
Мы гордимся потоком бесчисленных данных о себе. Они могут сложиться в узор настолько витиеватый и многослойный, что разобраться в его корнях под силу далеко не каждому. Поэтому большинство не видит истинной проблемы, и вечно прикрывают ее обстоятельствами. В итоге, остается жить, как живется, в ожидании, когда очередной облом сменится очередным поводом потешить самолюбие.
Если надоела эта сансарная двойственность, где гордость и унижение дергают за рычаги ума, тогда – самопознание и выслеживание поводов и объектов своей гордости – подходящий, а может быть и единственный путь.
Чтобы не создавать себе проблем, гордиться надо осознанно. Если вы ощущаете подкатывающее желание показать себя в лучшем свете, поболтать о своих достижениях, или как-то еще похвастать, помните о последствиях. Да, самооценка может подняться, но та степень, в какой она возвысится, создаст ровно такой же потенциал для ее болезненного падения.
Если удача улыбнулась, вы сделали успешный ход, непроизвольно очаровали собеседника, или показали свои способности, не стоит тут же слепо смаковать свое «величие». Отдавайте себе отчет в происходящем. Помните про последствия механичной рефлексии о своих высоких качествах – именно она по итогу обращает жизненные задачи в проблемы.
Смотрите на себя в перспективе. Если сегодня постигла неудача – это не означает, что вы неудачник. Если сегодня преуспели – это не делает вас совершенством. Вы есть – тот, кто есть – не звезда и не ноль без палочки, а простой смертный, познающий эту жизнь.
© Игорь Саторин
Ruta, что за кусок у тебя там выпал?)
Разумеется теоретическая духовность, также, может быть выражением опыта. И сам так делал.) Пока не начал замечать явно, как именно такие выражения обычно используются.
Анастасия, последние 4 абзаца — самые главные. Там описывается практика, без которой все предыдущие абзацы бесполезны.
Как всегда мои респекты и тьмоки за море ключик чик чирик чириков.)))
раз >>И напротив, можно быть честным, но если нет гордости за свою честность, тогда не так уж важно, что о тебе подумают другие. <>Образ безупречности запрещает совершать ошибки , и поэтому стопорит все начинания.<<
и тыды. Не буду перечислять, что зацепило)) у всех своё будет .
Если я правильно ощутила, Игорь,статья — прямой указатель, своего рода, на способ нахождения очередной и на мой взгляд наиважнейшей точки отсчета, с которой начинаются страдания и внутренние конфликты у человеков). И которых могло бы и не быть, если бы у нас у всех была способность смотреть на вещи наоборот, наизнанку какбЭ )) А не от начала, куда прицепляется внимание для поиска еще одной опоры ЭГО. Угроза потери любой придуманной опоры вызывает беспокойства разного рода и степени, в зависимости от носителей.
Если у меня в ладошке нет ничего, я могу раскрыть ее, не боясь уронить или потерять что-то. И тогда я своими дурацкими цепляниями коготков не мешаю тому, что происходит. И Игра мной проигрывается уже со смаком и кайфом, потому что осознаешь, а ты щас туда с головой заморочился или уже наигрался вдоволь и можно нажать себе кнопачку Выкл. типа гейм овер? )))
Ненуачо, если приходится самим искать источники, а не мотивироваться эграми, такой способ самое то))
Вы отлично изложили философию гордости. Когда я Вас читаю, радуюсь, что есть человек, который так замечательно излагает то, что я назвала бы истиной. А радуюсь от того, что мне не нужно напрягаться, чтобы объяснять важные части моего мировоззрения. Вы делаете это лучше меня!
Только вот внутреннее ощущение несоответствия возникает, когда читаю побудительные предложения: «Отдавайте себе отчет в происходящем» и т.п.
Когда мировоззрение принимается Душой, то она сама ДОБРОВОЛЬНО побуждает себя, сама НАХОДИТ способ и побуждает, принимает решения и следует им.
Разве у Вас, Игорь, не так?
///что за кусок у тебя там выпал?)
«кусок» — за пределами общепсихологической гребенки
ведь нет этого результата — «его личность стала здоровой»
потому как здоровая по сути означает сдувшаяся, разрушенная
и вот этот переход «упускается»
взращиваешь личность — еще психология
разрушаешь — уже духовность
а оно одно — психодуховное
потому как во взращивании уже растет разрушающая сила
я не говорю, что со всем этим что-то не так
мозги у людей совсем враскоряку встанут, если это начать объяснять напрямую, да и необъяснимо оно
как удобнее и легче, так люди и делают
просто с какого-то момента чуется верности только в индивидуальном подходе к каждому человеку, без общих схем, имхо
щелкнуть по носу, чтобы в «прелесть» человек не впал это, конечно, верно, только как если он и вправду чего пережил? с ему разговаривать?
Friina,
да, вы уловили суть. Можете cмело гордиться ;)
Анастасия,
все так. Конкретные советы (призывы) могут помочь, когда ум опять же ленится самостоятельно определить методы работы с этой информацией. Если понимаете, что делать, да, на последние 4 абзаца можно забить.
Ruta,
можно отделить психологию как науку от религии и духовных учений. Можно смотреть по разному. Я пробую смотреть так, что жизнь вообще во всех проявлениях — это и есть духовный путь.
Психология в идеале — наука о душе. Многие психологи (тот же Юнг) в своих исследованиях копают так же глубоко, как мистики. Я же не говорю, что психология — айс, а духовность — ложь. Совсем нет. В психологии много инструментов, помогающих оперативно выкорчевать конкретные узлы, которые, чтобы пробить той же медитацией, нужна капец какая сила сознания. Все уместно по своему.
Не надо рушить личность! Может, есть и такой путь. Но как я это вижу личность в идеале выстраивается таким образом, что все ее опоры базируются на объективных законах. И только в таком случае духовная энергия ведет не к сносу крыши, а к интеграции с личностью. Только таким образом в самадхи обретается дар речи.)
Для меня тут многое пока на уровне догадки, или интуиции. Статья была по схожей теме: progressman.ru/2013/01/psypro/
Игорь,
о духовных опытах говорить сложно, о чужих духовных опытах вдвойне
когда пришла на этот сайт резонировала с твоими статьями всеми фибрами души, плакала над ними
мне показалось, подчеркиваю, показалось, что это говорилось из очень светлого состояния
так ощущалось, потому что у самой были когда-то всплески глубинного понимания, и эти моменты что-то поменяли в восприятии
естественно, что съидентифицировалась
ну так вот я не поняла, как после такой глубины у тебя может возникнуть интерес говорить «все — твой выбор, твоя ответственность, тебе решать» и прочее входящее в «псих-комплект». почему не возникает диссонанса?
это идея «помощи людям» доступным методом? как ты сохраняешь интерес к схемам там, где, казалось бы, они уже {внутри тебя} разрушены?
или я не права? в чем именно?
Игорь Саторин
11/05/2013 AT 16:48
Friina,
да, вы уловили суть. Можете мело гордиться ;)
Окай ))) с 17-00 начала, процесс идет гг
Ruta
11/05/2013 AT 18:17
ну так вот я не поняла, как после такой глубины у тебя может возникнуть интерес говорить «все — твой выбор, твоя ответственность, тебе решать» и прочее входящее в «псих-комплект». почему не возникает диссонанса?
Ruta, черкну немного имха на эту тему и удаляюсь, т.к. все же к Игорю вопрос.
Иллюзия единства плюс резонанс до дрожи в коленках, создает привязки, тормозящие искателя из-за желания сохранить этот восторг подольше. И чем быстрее осознаются «путы» в виде подсадки на эту наркоту, которые мы сами на себя кидаем (возможно даже из-за неумения быть в одиночестве или чего-то еще), тем быстрее происходит освобождение. И глубина никуда не девается, и не прекращаются любовь с состраданием. Но любовь эта уже не относится к человеческой и не связана с надрывом души. Она просто внутри есть и греет всех, кто открыт этому огню.
Игорь, сори, если пост не в тему, удали лана?
Ruta, а меня вот несколько удивляет, как это ты такая умница не понимаешь таких вроде бы очевидных вещей. Сознательный выбор и ответственность нисколько не противоречат духовному пути, а наоборот, помогают следовать ему по-настоящему. Я даже близко не вижу здесь диссонанса.
Ты же читала эту статью: progressman.ru/2010/09/absolyut/ ?
Да, есть такой этап, когда эта тема уже не актуальна. Я лично пока его касался лишь частично в самых глубоких медитациях. А до тех пор, (то есть для большинства людей — всю жизнь) тема ответственности, а по сути — это тема честности с собою, актуальна.
Проблемы отношений, про которые ты недавно здесь рассказала, куда эффективней отрабатываются именно такими вот «неглубокими» инструментами. А в медитации.. — может быть, когда-нибудь.. Если сама медитация с влиянием этих поверхностных переживаний вообще пойдет.
В идеале имеет смысл практиковать и сознательность (практика выбора), и осознанность (созерцание).
Наверное, ты как-то по своему понимаешь тему ответственности. Ответственность — это способ быть честным с собой в тех случаях, где мы (такие духовные и продвинутые) прячемся от выбора в иллюзии — каждый в своей.
Если так непонятно, попробуй почитать внимательно: progressman.ru/2011/10/responsibility/
Выбор-то простой — либо сон, либо правда.
В конце концов, в интернете полно ресурсов всевозможных адвайтистов и прочих «просветленных».
А я здесь никого ни к чему не принуждаю. Выбирай сама, во что верить — под свою душевно-взрослую ответственность.)
Нашел вот, Дон Хуан обращается к Кастанеде. Попробуйте помедитировать на смысл:
«У меня не бывает ни сомнений, ни сожалений. Все, что я делаю, я делаю по собственному решению, и принимаю на себя всю полноту ответственности за это. Самое простое действие, например прогулка с тобой по пустыне, может означать для меня смерть. Смерть неуклонно идет по моему следу. Поэтому места для сомнений и сожалений я оставить не могу. И если во время нашей с тобой прогулки мне предстоит умереть в пустыне, то я должен там умереть. Ты же, в отличие от меня, ведешь себя так, словно ты бессмертен, а бессмертный человек может позволить себе отменять свои решения, сожалеть о том, что он их принял, и сомневаться в них. В мире, где за каждым охотится смерть, нет времени на сожаления или сомнения. Время есть лишь на то, чтобы принимать решения».