Большинству людей кажется, что проблема непривлекательности возникает от недостатка положительных качеств и навыков. Но это – лишь симптомы проблемы. А зарождается она, когда начинаешь гордиться своим «качеством», ставишь на себя штамп высокой пробы. А дальше это свое высокое качество приходится неустанно напрягаясь подтверждать. Сначала самооценку повышаешь, уверяешься в своей силе и красоте, а потом оказывается, что цена этой веры – постоянный экзамен жизни, где приходится доказывать, что ты – не верблюд.
Например, когда начинаешь верить в свой исключительный интеллект, то проблемы возникают именно там, где этот красивый образ обламывается. И все. Никаких иных проблем тут нет – только эти мыльные пузыри красочных фантазий о себе, которые, стоит их чуть задеть, с треском лопаются. Задачи становятся проблемами, когда гордишься своей способностью разрешать их по мастерски легко и беззаботно. Очередной мыльный пузырь. В общем, все проблемы – от гордости.
Противоречивость гордости
Пока гордишься, получаешь радость самоутверждения. Когда не получается, чувствуешь себя ничтожеством, будто реально становишься хуже, если достоинства не сияют во всей красе.
Ощущение себя ничтожеством – это самообман, прикрытое самопрезрение за свое несовершенство. Мы страдаем, когда не можем от себя скрыть свои же качества, несовместимые с объектами нашей гордости.
Если гордишься смирением, начинает колбасить, когда выражается поведение не смиренного человека, – например, когда проявляются страсть, чувства и желания. Когда гордишься легкостью и свободой, страдаешь от любого признака зависимости и подчиненности. Когда гордишься добротой, подавляешь свой пыл. Когда гордишься вспыльчивостью как проявлением «силы», подавляешь доброту как признак слабости. Гордость за свою независимость вынуждает страдать, когда становишься общительным, или тянешься к обществу. Позиция учителя запрещает учиться. Образ безупречности запрещает совершать ошибки, и поэтому стопорит все начинания. Гордость за свою красоту вызывает страдания от малейшего изъяна. Гордость за воздержанность и аскетизм приносит чувство вины за неумеренное удовлетворение пищевых и телесных потребностей. В одухотворенном образе унизительно выглядеть простым смертным. Гордость за свою открытость и общительность вызывает переживания, когда проявляешь холод и замкнутость. Звездная болезнь жжет изнутри каждым признаком снижения популярности. И даже «праведная» гордость за родину в итоге ни к чему хорошему не ведет.
Список можно продолжать бесконечно. Достаточно уловить, чем гордишься, и в колонку «страдания» можно смело вписывать все, что противопоставляются объектам гордости. Подходят любые полярности: теплый – холодный, высокий – низкий, косматый – бритый, игривый – серьезный, профессиональный – дилетантский, мужественный – женственный, твердый – мягкий… Улавливаете?
Мы можем думать, что страдаем от совершенно разных и даже противоположных друг другу вещей. Казалось бы, один человек гордится уступчивостью, другой – упрямством, один – смирением, другой – непокорностью, один – хладнокровием, другой – подвижностью, один – черным, другой – белым. Все это – одна и та же болезнь под названием «чувство собственной важности», она же – «гордость». Как только возгордился, – неважно, чем, – сразу включается двойственный маятник удовольствия и страдания. И других проблем у нас нет.
Иногда мы даже не замечаем, насколько противоречивы чувства под влиянием гордости. Если обидели и ты отомстил, значит, – сволочь. А если не стал мстить – трусливое ничтожество. Если помог кому-то – лопух, а если не стал помогать – бездушный эгоист. И все это может происходить в одной и той же голове.
Цензура гордости
Иногда человек явно или неявно осознает, что ему важно не столько быть правильным и хорошим, сколько выглядеть таковым. И тогда не так уж важно быть хорошим всегда. Вполне достаточно – на людях, в компании, где эту свою «правильность» хочется продемонстрировать. В таком случае, если человек гордится своей показной честностью, он будет стыдиться не лжи, а ее обнаружения окружающими.
И напротив, можно быть честным, но если нет гордости за свою честность, тогда не так уж важно, что о тебе подумают другие. Тогда, вопрос – будешь ты честным или нет в чужих глазах – уже не является вопросом задетой гордости.
Пока управляешься гордостью, даже непосредственных живых чувств не остается. Все становится фальшивым. Все страдания – от задетого самолюбия, а удовольствия – от его удовлетворения. Радость, симпатия, огорчения и антипатия – лишь ответ гордости на ситуацию.
Самоотчуждение может достигать таких границ, когда теряешь возможность наслаждаться жизнью как есть, и только яркие полярности унижения и славы до сих пор щекочут нервы.
Под влиянием гордости пропускаешь все свои чувства через жесткие фильтры личной цензуры. Чувства, которые работают против гордости, в себе душишь. А чувства, играющие гордости на руку, искусственно раздуваются, опустошают и обесточивают психику, оставляя ее дрожать под натиском подавленных переживаний. На progressman.ru эту тему разбирал подробней в статье об уверенности в себе.
Мы гордимся потоком бесчисленных данных о себе. Они могут сложиться в узор настолько витиеватый и многослойный, что разобраться в его корнях под силу далеко не каждому. Поэтому большинство не видит истинной проблемы, и вечно прикрывают ее обстоятельствами. В итоге, остается жить, как живется, в ожидании, когда очередной облом сменится очередным поводом потешить самолюбие.
Если надоела эта сансарная двойственность, где гордость и унижение дергают за рычаги ума, тогда – самопознание и выслеживание поводов и объектов своей гордости – подходящий, а может быть и единственный путь.
Чтобы не создавать себе проблем, гордиться надо осознанно. Если вы ощущаете подкатывающее желание показать себя в лучшем свете, поболтать о своих достижениях, или как-то еще похвастать, помните о последствиях. Да, самооценка может подняться, но та степень, в какой она возвысится, создаст ровно такой же потенциал для ее болезненного падения.
Если удача улыбнулась, вы сделали успешный ход, непроизвольно очаровали собеседника, или показали свои способности, не стоит тут же слепо смаковать свое «величие». Отдавайте себе отчет в происходящем. Помните про последствия механичной рефлексии о своих высоких качествах – именно она по итогу обращает жизненные задачи в проблемы.
Смотрите на себя в перспективе. Если сегодня постигла неудача – это не означает, что вы неудачник. Если сегодня преуспели – это не делает вас совершенством. Вы есть – тот, кто есть – не звезда и не ноль без палочки, а простой смертный, познающий эту жизнь.
© Игорь Саторин
Психология — это и есть духовность. Просто надо б отличать практический опыт от ощущения причастности к высоким теориям.
Игорь, должна честно признаться, что остаюсь в зоне комфорта, пока меня оттуда не вытолкнет жизнь :-)
Пример. Я чищу зубы, потому что мне приятно, когда зубы чистые. Допустим, я буду думать, что ответственна перед собой за чистку зубов. Если я их не почищу, то я-судья должна спросить с себя-провинившейся, почему я не почистила зубы. Я-провинившаяся должна буду оправдываться, а я- судья – вынести приговор и я-исполнитель привести его в исполнение. Не кажется ли Вам, что все это создает ненужное напряжение?
Ruta :-))
Анна, то, что вы описываете не имеет отношения к ответственности. Ответственность — это когда ты принимаешь свой выбор и его последствия. Самообвинения тут не причем. Безответственность — думать, что вынужден чистить зубы.. Или когда не чистишь их, и потом клянешь свое тело, или какие-то внешние силы за свою зубную боль.
А приговоры и чувство вины — это невротичные заморочки, когда вместо того, чтобы взять ответственность и как-то поправить ситуацию, человеку проще помучить себя виной.
Игорь, возможно мы с Вами говорим об одном и том же, но разными словами :-)
«А приговоры и чувство вины — это невротичные заморочки, когда вместо того, чтобы взять ответственность и как-то поправить ситуацию, человеку проще помучить себя виной». Не могу согласиться, что проще помучить себя виной. Бывает, что человек делает очень много, чтобы убежать от этого чувства.
///Психология — это и есть духовность. Просто надо б отличать практический опыт от ощущения причастности к высоким теориям.
не об чем спорить
так, с языка сорвалось
без разницы кто чем занят
понятно, что если не обозначить «Саторина», то и говорить будет не о чем. «Саторин» исчезнет без позиции и контрпозиции. И в то же время неизменно будет появляться что-то, что захочет обнять все это. Сколько б чего ни говорилось.
p.s. не верю, что ты не понимаешь, что в «высоких» теориях тоже может быть практический опыт, когда они уже не высокие и не теории. это я так, безутвердительно
любая позиция уязвима
Ruta, моя позиция здесь — максимально приближенное к реальности описание происходящего.
Речь не о вреде высоких теорий, а о вреде увлеченности таковыми в ущерб практике.
Разумеется и «вред» здесь — только способ говорить о «необходимом» опыте.
А ты снова выпендриваться начала.)
Все это повторяется уже не в первой. Народ повально слепо увлекается красивыми теориями. Один шаг — к правде о себе.. и два назад.. Да, видимо так нужно.
мамма мия… как всё просто-то!
а я ведь гордилась ещё и тем, что во мне гордыни нет. хаха!
теперь все мои «проблемы» выглядят, как перхоть. остаётся только дунуть.
спасибо, Игорь и дорогое Мироздание!
все это понятно
просто ощущение, что выпадает какой-то большой кусок
и не может быть, чтобы ты его не видел
но раз так, то, наверно, так и надо
Здравствуйте, Игорь. Отличная статья! Только у Вас не возникает ощущения, что последние четыре абзаца лишние?