В наше время драгоценная весть о бесплатном решении всех проблем – то есть, о просветлении, распространяется с огромной скоростью. Нарастающий спрос порождает нарастающее предложение – количество «просветленных» мастеров, «постигших» способ халявной благодати, и готовых поделиться своей мудростью, с каждым годом увеличивается в геометрической прогрессии. Все больше людей, пребывающих в поиске, начинает понимать, как классно быть «просветленным мастером», когда любимое хобби, вдруг становится образом жизни, и больше нет необходимости ходить на работу. Все больше искателей истины постигает, что духовность – это превосходнейший способ самовозвеличивания под предлогом презентации божественной милости. В общем, настало время что-то сказать о некоторых подводных камнях этого неоднозначного феномена. Статья получилась жестковатая. А иного способа говорить об иллюзиях пока не вижу. Все же цель духовного пути – истина без «прикрас», а не почет и слава.
Предупреждение
Прежде, чем начать, как бы в оправдание хочу сказать, что речь в этой статье – совсем не о просветленных мастерах, а только о тех обманщиках, которые лишь имитируют просветленных мастеров, словно актеры в кино, постепенно вживаясь в роль. То есть я вовсе не утверждаю, будто все известные просветленные мастера – лжецы. Возможно, в вашем случае жизнь делает свое чудесное исключение. Но это самое «возможно» может стать той соломинкой, потянув за которую, на голову прольется ушат иллюзий.
Все, что я ниже описываю – необязательно характеризует каждого самоназванного мастера. Подразумевается, что цель статьи – вовсе не повальная критика современных учителей человечества, а напоминание о том, каким коварным может быть ум в отношении своего «хозяина», когда гонится за духовным величием.
Если вы испытываете трепетные чувства в отношении какого-либо мастера, то на всякий случай, чтобы лишний раз не травмировать психику, можно, например, эту статью не читать, можно посчитать, что автор статьи – завистливый критикан, или, что здесь речь вовсе не про вашего фаворита, а про иного – чьи поклонники пребывают в неведении, на фоне которого ваш путь – наилучший. В общем-то, именно такую вот процедуру возвеличивания своего любимого учения большинство практиков с завидным упорством и практикуют.
Прошлым летом на progressman.ru уже публиковалась статья «любимые песни эго», которая по сути представляет собой сборник типичных эго-тенденций на духовном пути. Ниже перечисляются основные песни эго, свойственные «типичному» лжегуру.
Песни мастеров спорта по просветлению
Чтобы не проколоться, лжегуру зачастую опасается описывать практику своим языком, и вещает заезженными книжными истинами, которые перемешавшись в его голове в случайном порядке вылетают в виде собственных гениальных прозрений. Избегает местоимения «я», чтобы выглядеть отрешенным. Иногда снисходительно соглашается со своими слушателями, как бы показывая им, что и эти простые смертные, наконец, доперли до «истины», которая ему уже давным-давно известна.
Выражает свое мнение как вселенскую истину, чтобы простые смертные узрели, как он велик и как низки они в своей бессмысленной смертной возне. В глазах своих поклонников стремится затесаться где-то между Буддой и Христом. Не любит слушать, но щедро делится своим мнением как великим информационным даром. Уверен, что в роли распространителя духовных знаний заслуживает допуск к небесной халяве, проявленной в том числе и во всевозможных земных благостях и прелестях.
Если кто-то отказывается слепо внимать его речам, склонен считать, что этот неблагодарный слушатель просто еще не дозрел до понимания его божественных истин. Старается выглядеть либо раскованно радостным, либо отрешенно угрюмым – в обоих случаях с претензией на выражение одним своим видом глубокой мудрости бытия. Свои неосознанные жесты и упущения оправдывает волей Всевышнего, или равнозначным ко всему принципом недвойственности.
В каком-то смысле такой «мастер» идет на сделку с лукавым – выбирает признание в ущерб истине. Все его слова – о просветлении, но сам-то он просветление променял на самоутверждение. В глубине души лжегуру, конечно, может надеяться, что уж сейчас-то, посвящая жизнь наставничеству, у него будет больше возможностей для практики, и реализация все равно придет как бы между делом..
Свою ложь он оправдывает той полезной информацией, которую поставляет адептам. В качестве информационного товара обычно отдает предпочтение учению адвайты, потому что ее теория, попускающая внешние вольности, как нельзя лучше подходит в качестве прикрытия и оправдания любого личностного свинства, теоретической непоследовательности, и наплевательского отношения к сложившимся духовным традициям.
Титул просветленного мастера решает все его проблемы – дает славу, признание и деньги, позволяет сбежать от жизненных забот, прикрывшись любимым занятием. Круг поклонников для него становится своего рода гарантом легкой и радостной жизни. Легкость жизни осуществляется за счет рабочей силы адептов, а радость – за счет их упоительного внимания.
Исходя из таких бонусов, становится понятным, насколько велико искушение натянуть на себя маску божественного учителя. Именно таким образом эго утоляет максимум своих потребностей – получает славу и всеобщее внимание, граничащее с подобострастным преклонением.
Остается лишь удивляться тому, как этот обличающий себя маскарад принимается поклонниками лжегуру за чистую монету. Адепты надеются усмирить свое эго, обучившись этому делу у человека, приложившего максимум усилий, чтобы свое эго как раз таки возвеличить в толпе поклонников самым престижным титулом – просветленного мастера.
Игры «мастеров»
Сначала лжегуру сам называет себя просветленным. Затем, когда ему начинают подыгрывать наивные искатели, он склонен поверить, что титул просветленного и всеобщие преклонения ему дарованы не случайно, а по воле высших сил. С этого момента он и сам верит в свою величественную уникальность. Пускай у него есть земные потребности, пускай он как и все поглощается снами, пускай он страдает, но в его глазах эти страдания – особенные. Он может поверить, что таким образом сострадательно отрабатывает чужую карму и помогает самому Всевышнему.
Он словно король, снисходительно принявший свою должность, дарованную ему высшей силой. Если сохранена толика здравого смысла, наш недопросветленный «мастер» может понимать, какой цирк ради своей потехи устроил. Это понимание может его пугать и восхищать одновременно. Он подавляет голос совести, или подкупает ее всеми возможными оправданиями своих тщеславных решений.
Его вера в свою божественность выполняет двойную функцию: побуждает принимать дары и преклонения как должное и глушит совесть. Зачем переживать о своей лжи? Ведь раз ты – проводник высших сил, то безусловно достоин тех царственных почестей, которые приносит эта «божественная» ложь. В итоге он использует все возможности, чтобы как бы случайно подчеркивать свою «святую» отрешенность на словах, в жестах и в поведении.
Адепты «мастера» используются как дойные коровы, от которых принимаются все возможные блага – энергия, внимание и деньги. Взамен им поставляется величественная причина, по которой все эти блага должны быть дарованы в пользу мастера. Эта причина – ощущение причастности к высшей реальности, проводником которой лжегуру себя позиционирует. То есть, лжегуру устраивает все таким образом, чтобы поклонники поверили, что за их поклонение он поставляет им самого Бога, или иные высшие нематериальные ценности, в которые адепты верят.
Божественное – удобнейший «товар». Для его создания не нужны заводы и фабрики, для хранения не требуется складских помещений, а сам «товар» легковерными адептами ценится как наивысшее благо. Безумный спрос порождает безумное предложение. Люди не могут найти свое счастье на земле и сбегают к запредельному.
Адепты верят, что мастер устраивает мастер-классы по просветлению, но на деле же эти мастер-классы – по большей части о том, как стать точно таким же «мастером» мастер-классов – то бишь лектором «сатсангов», которые по своей сути зачастую являются простым вольным изложением книжных теорий адвайты.
Секрет «божественности»
Есть один секрет, благодаря которому любой человек в наших глазах может выглядеть божественно прекрасным. Дело в том, что вера – это истинный источник возвышенных переживаний. Кто бы перед тобой не сидел, если поверить, что это – посланник божий, сама эта вера подключит все необходимые возвышенные переживания, которые помогут в этой вере укрепиться. С таким же успехом можно поверить в божественность камня, и простираться перед ним с неподдельным благоговением.
Так работает приятие. Когда нам что-то нравится, будь то приятная музыка, или красивый человек, включается спонтанная вкушающая созерцательность. При этом мы ощущаем опьяняющую легкость и радость, потому что в этот самый момент принимаем себя и свою жизнь. Красивые образы нам нравятся именно потому, что глядя на них, внимание становится непрерывным, и таким образом происходящее здесь и сейчас принимается. В этом и есть суть медитации – быть сейчас, и эта практика приносит возвышенные ощущения.
А если это не просто красивый образ, но образ, которому силой веры приписывается божественность… тогда приятие включается на полную катушку, извлекая из подсознания самые качественные проекции. Иными словами, кто бы перед тобой не сидел, если поверить, что это – сам Бог, или его посланник, будут включаться те самые возвышенные переживания.
Нечто родственное ощущают всевозможные фанаты, поклоняющиеся звездам шоу-бизнеса. А духовному мастеру в этом отношении, чтобы впечатлять поклонников, совершенно не обязательно быть просветленным. Достаточно быть мастером красивых презентаций просветления.
Не каждый «мастер» знает об этом принципе, и когда ему описывают мистический опыт, пережитый в его присутствии, он начинает укрепляться в иллюзии своей божественности, и думает, что не зря выбрал такой путь.
В отношении мистических переживаний своих адептов, мастера духовных презентаций, как правило, практикуют двойную мораль – если тебя прет от радости – это заслуга «мастера», а если колбасит – то вот это уже отработка твоей личной кармы. То есть все самое светлое такие учителя склонны приписывать своему светлому образу, а негативные черты – личным проекциям адептов и проискам завистников.
Явления, которые здесь описываются совершенно необязательно тут же проецировать на первого попавшегося на глаза «мастера». Как уже говорилось в статье о чувстве собственной важности, при ознакомлении с подобной теорией, начинающий практик склонен отыскивать горделивые химеры в ком угодно – только бы не в себе. Будто сама эта концепция для того и существует – чтобы уличать во лжи всех вокруг.
Истинная практика – видеть все как есть, быть честным прежде всего в отношении своей персоны. Как там у других – это их личное дело. Иными словами, цель статьи – не разоблачение конкретных мастеров, а напоминание о личном выборе, который каждый на своем пути делает. А выбираем мы, упрощенно говоря, либо самоутверждение, либо истину.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
П.С.
Откуда столько нелестных выводов о гурствующих? Будучи психологом, консультирующим в том числе и по вопросам духовности, у меня есть классная возможность – говорить с людьми по душам, и наблюдать за сходными тенденциями в тех самых случаях, когда устремление к очищению уступает самоутверждению. Как и прежде, я ничего против вышеописанной деятельности не имею. Каждому – свое.
П.П.С.
А год назад на сайте проходил такой вот опрос:
Сергей
11/02/2016 AT 13:56
«…Истинное желание-это то,которое определяет твое действие…»
Точно в десятку! )))
«…которое в свою очередь очень часто не совпадает с твоими сознательными желаниями…»
Не сознательные желания, а находящиеся на поверхности сознания. А истинное может быть плохо осознаваемым, но все равно будет реализовано через поступок. Каким бы странным не казалось при этом твое поведение окружающим и даже тебе самому.
«…человек по природе не может сделать себе плохо,что когда ты делаешь то что не хочешь,на самом деле это единственное на данный момент возможное действие для реализации своего истинного желания…»
Человек может сделать себе плохо. Он не может пойти против истинного желания, исключено. Остальное верно.
И тогда поясни мне-на чем основан выбор этого единственного верного?Все основывается на чем то..
Это и есть очень большая загадка — на чем основан выбор, и откуда он вообще берется (где источник истинных желаний?). Но вопрос задан весьма важный. Он приведет однажды тебя к тому самому ключевому пониманию.
Схематично это выглядит так:
1. Сначала ты совершаешь «странный» словно не по собственной воле поступок — отправляешься учиться в ВУ.
2. Тебе там не нравится и ты находишь красивое объяснение своему поступку — родители меня заставили, а ведь сам-то я не этого хотел.
3. Продолжаешь учиться и заканчиваешь ВУ «через не хочу». Жизнь твоя тебе не нравится. Ты в депресснике, все фигово. Страдаешь, мучаешься и прочее.
4. Однажды мучиться надоедает, им ты решаешь разобраться со своей собственной жизнью. Это, кстати, один из самых смелых и правильных поступков, которые человек может совершить в жизни.
5. Честный и взвешенный анализ приводит тебя к тому, что это ты всю свою жизнь принимал решения, исходя из собственных же устремлений. Всегда. Без исключений. Ты принимал решения и ты же нес за них ответственность (пожинал плоды), хотя и пытался перенести ответственность на родителей, обстоятельства и пр. Это первый этап взросления. До него ты все еще оставался ребенком.
6. Возникает ключевое противоречие: ведь я всю жизнь хотел играть на гитаре и стать музыкантом, почему же я тогда стал военным??? На поверхности сознания лежат желания заниматься творчеством, но шел я упорно по другому пути, преодолевая все преграды, не в силах совладать с не совсем понятными и не до конца осознанными желаниями. Но… моими желаниями!
7. Кто же тогда я? И что здесь вообще происходит?
Дальше будет ответ, но когда — неизвестно.
Весь этот процесс, еще раз подчеркиваю, очень и очень схематичен. В каждом индивидуальном случае всегда присутствует масса нюансов.
Последние 6 дней,после сеанса,моя жизнь стала другой.Я ищу.Я очень много размышляю.Во снах приходят мои проблемы и комплексы.Информации все больше.Я начал читать об Ошо.И ведь он говорит так: «Когда-то все мы были рождены такими, какими мы должны быть: уникальными, разумными, невинными. Каждый ребенок рождается как любовь, ребенок сделан из вещества, называемого любовью. И ребенок ожидает, что его будут любить и принимать таким, каков он есть, безо всяких условий и ограничений.
Но у родителей есть свои ожидания в отношении своих детей, и тут возникают сложности. Это совсем не так просто, как может показаться, – любить даже своего ребенка безусловно, ведь вы так много в него вложили и невольно ожидаете чего-то взамен. И даже желая счастья своему ребенку, родители начинают сдерживать и ограничивать его желания, «лепить» его, заставлять его следовать образцам, структурировать его, наделять его характером, многое подавлять, многое форсировать в соответствии со своими желаниями и представлениями.
Они делают все, что могут. Их желания совершенно понятны: они хотят, чтобы их ребенок был счастлив, хотя, скорее всего они сами никогда не знали, что такое счастье. Но они не могут ничего сделать с этим, потому что у них есть идеи, амбиции, желания — и они не выполнены. Они хотят исполнить их через своих детей, они хотят продолжать жить через детей и тем самым разрушают своих собственных детей.
Родители могут много говорить о любви, но многое из того, что они делают, очень «нелюбовно». Способ их поведения, способ их обращения к ребенку часто очень оскорбителен, в нем нет уважения.
Родители забывают, что ребенок имеет свою собственную душу, что ребенок имеет свою собственную индивидуальность, что у него свой собственный внутренний путь к расцвету.
В глубине души ребенок начинает ненавидеть, потому что его не уважают; он начинает чувствовать боль, потому что он не любим таким, каков он есть. От него ожидают определенных вещей, и только после этого он будет любим. Любовь ставит некоторые условия; он не достоин ее таким, каков он есть. Сначала он должен стать достойным, тогда будет возможна родительская любовь.
Итак, ребенок начинает становиться достойным и начинает становиться фальшивым; он перестает чувствовать свою ценность. Желая родительской любви и одобрения, ребенок ограничивает и подавляет свои истинные чувства и желания и подменяет их теми, которые будут одобрены окружающими. Вскоре пропадает его уважение к себе, он начинает чувствовать, что он не достоин. Мало помалу, дети выучиваются методам своих родителей: их придирчивости, их конфликтам».Он либо глуп,либо под открвенным высказыванием о том,что воспитание «лепит»,он имел ввиду что то,что я не могу уловить.
Давай перенесем общение сюда https://progressman.ru/2009/03/comments/
Сергей, все это сон во сне — одни желания порождают другие, мы ищем причины, какую-то логику… и завязаем еще больше. Я этим занималась много-много лет. А сейчас желание существа только одно — проснуться.
Видимо все таки правильнее идти постепенно…коротенькими шагами,но ОСОЗНАВАНИЯ,нежели получить сразу конечный ответ и не понимать,что это…
Сергей, хорошо идти так как идется, главное — искренность. Все в общем-то индивидуально. Не поняла о каком конечном ответе идет речь? Когда проснешься как раз все пазлы и сложатся и будет ясность.
Пока иду…с каждым разом все быстрее усваивая и понимая…Хотя правильнее сказать осознавая.Понимаешь,все не просто так.Нельзя человека с дереализацией и алекситимией просто вытащить сказав «Это просто сон во сне.Проснись»))
Сергей, так и я иду. Просто все остальные желания как-то растворились. Понимаю ценность смирения и принятия того, что есть… хотя дается бывает не просто.:)