Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Социальная система ценностей и заблуждений

Тяга к легкой наживе заставляет нас верить, что счастье ожидает на протоптанных дорожках социального мировоззрения. Мы проникаемся приторными историями из фильмов и книг, и покупаемся на их сказочные хэппи-энды. Чтобы вписаться в шаблоны этих выдуманных историй, мы создали жеманную мораль, которой с ранних лет насилуем свое нутро просто для того, чтобы соответствовать противоестественным нормативам системы. Мы поверили, что следуя искусственным общественным ценностям, достигнем реального счастья. Но на деле и счастье здесь такое же искусственное. Мы так заигрались в «нормальных» людей, что сумели обмануться, приняв коллективные идеалы за наши реальные желания. Мы радуемся исполнению очередного желания просто потому, что сбрасываем с себя его мучительную жажду. И чем сильней было желание, тем мощней переживается пятиминутный оргазмический чих облегчения от этого сластолюбивого зуда. И только вечная неудовлетворенность напоминает – что-то во всем этом не так. Очередное желание не приносит никакой радости, помимо освобождения от его жажды. И вместо того, чтобы прислушаться к голосу этой неудовлетворенности, и понять, что нам на самом деле нужно, мы снова и снова завороженно несемся к чужим целям в надежде прийти к полному и окончательному удовлетворению. И снова все возвращается на круги своя – так работает социальная система шаблонных ценностей.

Система заблуждений

Все дело в том, что каким бы сложным не был наш мир, мы верим, что понимаем его. Первый и самый важный шаг к становлению на путь истины – это понимание, что ты заблудился. Но мы не хотим этого понимать. Слишком уж это унизительно для нашей самооценки. Куда проще и приятней для отвода глаз сыграть очередную опостылевшую роль более-менее успешной и продвинутой личности, чтобы этим притворством заполучить дневную дозу щекочущего мозг уважения.

Конечно, мы убеждаем себя умом, что не являемся всезнайками, ведь вселенная бесконечна и таинственна, а новые открытия лишь порождают новые вопросы. Но эти красивые убеждения – просто чепуха – какой-то творческий самообман. Ведь если опустить наши снисходительные рационализации о собственных скромных познаниях, то на деле, то есть на уровне ощущений, мы все также… продолжаем слепо верить, будто знаем этот мир. А неизвестное на фоне честных ощущений при этом становится каким-то странным причудливым отклонением от нашего слепого «всезнания».

Неизвестное мы встречаем скептически, потому что однажды уверовали, будто наше мировоззрение – это и есть окончательная реальность. И когда над чистым городским небом пролетает метеорит, как это было пару дней назад над Уралом, наблюдение за этим «чудом» на несколько секунд выбивает из-под ног все привычные опоры ума. Удивление и страх заставляют понять, что жизнь – не репетиция и не черновик. Все – по-настоящему, и может быть, каким угодно. Но такое понимание для ума – слишком тревожно, слишком разрушительно для повседневных опор, на которых ум бултыхается в болоте своего иллюзорного всезнания.

Мы выбираем думать, что понимаем мир, потому что эта иллюзия успокаивает, погружая сознание во сны разума. А неизвестность этих опор лишает, и повергает ум в страх. Мы в своих головах выстроили целую систему знаний о мире – систему всевозможных идей, которые весь наш заговорщицкий социум поощряет, чтобы извлекать из них комфортную иллюзию понимания неизвестности.

Просто нам так удобно… – верить, что мы знаем мир, потому что этим знанием мы прикрываем глубинный страх перед реальностью, которая существует не в нашем уме, а там – снаружи, на «самом деле».

В этой статье я не планировал говорить об абстрактных бесконечностях и мистических нагвалях. Речь снова пойдет о той самой актуальной жизни, с которой все мы ежедневно соприкасаемся своим обыденным непросветленным сознанием.

Правила игры

Все на самом деле не так уж плохо. Люди живут, как умеют, и не парятся. Вот только по-настоящему счастливых среди нас как-то не встречается. То есть на самом деле все мы паримся. Все мы с головой погружены в поиски «правильных» решений, которые расширили бы зону комфорта. Все мы хотим халявного прогресса, чтобы блага сыпались одно за другим, чтобы терялось только ненужное, а познание неизвестного ограничивалось лишь приятными впечатлениями.

В статье о правилах жизни я уже пытался выделить простейшие «законы», по которым жизнь случается не в теории, а на практике. Один из самых актуальных – это закон подгоняющего кнута и награждающего пряника.

Мы живем в таких условиях, когда вынуждены постоянно пребывать в движении, чтобы выжить. Мы не можем, как львы – побегать за дичью, а потом залечь на отдых. Мы рождаемся неприспособленными к местной фауне, и вынуждены использовать множество орудий выживания: одежду, машины, гаджеты и пр. Условия земной жизни подстегивают наше всестороннее развитие методом кнута и пряника.

И каждый из нас в самой сердцевине всех своих желаний озадачен двумя базовыми вопросами: как бы так сделать, чтобы кнут хлыстал послабже, а пряник был послаще?

Коммунизм в решении этого серьезного и непростого вопроса не помог. А того и хуже – завел миллионы людей в тупик. И даже в те годы, когда, в общем-то, ущербность коммунистической системы стала вполне очевидной, еще долгое время происходило то самое явление, о котором я уже сказал в начале статьи: вместо того чтобы встать на путь признания своих ошибок, всем нам зачастую куда проще и приятней для отвода глаз играть роли успешных и продвинутых.

Мы согласны оставаться несчастными невротиками с кислой миной при плохой игре, если эта игра хоть в ком-то вызывает толику уважения к нашему извечно болезненному самолюбию. И кажется – эта «болезнь» преследует не только нашу многострадальную нацию, но и все человечество. Недаром на progressman.ru этой теме посвящен целый раздел.

Социальное мировоззрение

Набор наших типичных верований выстраивается в социальное мировоззрение – систему представлений о том, как правильно жить, чтобы не беспокоиться о смысле собственной жизни. Например, одна их самых упрощенных идей о «правильной» жизни заверяет, что мужчина должен посадить дерево, построить дом и вырастить сына. Большинство из нас верит, что жить «как все» – правильно, потому что, как бы ошибочны не были всеобщие взгляды, только так мы и получаем всеобщее одобрение.

Заблудившийся социум готов проявлять сочувствие и понимание к своим – то есть к таким же заблудшим и несчастным. А если мы уклоняемся от совершения типичных социальных ошибок, ревнивый социум нам этого не прощает. Иными словами, какую бы блажь не гнал коллектив, он принимает отдельных участников только при условиях, когда они вместе с этим коллективом блажат в унисон. И, по-моему, в сегодняшнее актуальное время это – один из главных принципов социальной системы ценностей.

А если человек сомневается в привычных устоях, его в лучшем случае принимают за эксцентричного слегка двинутого умом чудака, которому в силу его «отклонений» остается только посочувствовать. И это в лучшем случае. В худшем, нестандартно мыслящая личность становится отщепенцем и воспринимается, как злой гений всеобщая угроза, которую общество с облегчением устраняет.

В наше информационно-пресыщенное время, однако же, случается и обратный эффект. Зажравшись своим болотным комфортом, мы порой жаждем «угроз» собственному мировоззрению, чтобы пощекотать нервы, слегка встряхнув себя от скучного сна «нормальной» жизни просто ради развлечения.

Серьезные же меры по освобождению от коллективной визуализации, чаще всего – ни к чему толковому не ведут, потому что становятся очередным самообманом в рамках базовых ценностей от системы. Бунтом против устоявшихся социальных устоев мы, как правило, попросту тешим самолюбие новым чуть более изощренным методом – выбираем верить, будто раньше пребывали в стаде слепых овец, а теперь становимся свободными и сильными львами.

Иными словами – это все та же гонка за морковкой самоутверждения, порожденная социальной системой ценностей. Просто раньше эта морковка мерещилась за одобрением и уважением соплеменников – мы старались быть как все, чтобы эти самые «все» нас принимали за «своих». А теперь, разочаровавшись в социальной системе, мы воспринимаем толпу как серую массу простых смертных, над которой став избранными отщепенцами величаво возвышаемся.

Часто отверженные обществом изгои становятся жертвами различных сект. Там они находят узкий круг соплеменников, в котором происходит теперь уже коллективное самоутверждение за счет возвышения над социальным «стадом». Сектанский коллектив создает свой собственный микросоциум – очередную систему ограниченного мировоззрения, главная функция которого чаще всего направлена на создание у его адептов ощущения собственной избранности. Именно этой иллюзией секты и привязывают своих адептов. Главная функция сектантского мировоззрения – создать у сектантов ощущение, что их новое мировоззрение лучше и выше предыдущего – социального.

Таким образом, сектанты более-менее адекватное социальное мировоззрение подменяют новым, заполненным «духовными» иллюзиями о собственном превосходстве. Если человеку удается пройти сквозь этот опыт, разобравшись, что именно с ним происходило, он обретает толику мудрости – понимание, что такое мировоззрение и как оно влияет на психику. В противном случае сектант увязает в собственных иллюзиях с головой, и окончательно отрывается от реальности.

Ценности и заблуждения

Если все искусственные ценности лживы, где же правда? Вспоминается изречение Лао Цзы: «Дао, выраженное словами, не есть истинное Дао». На практике это значит, что истинных ценностей не существует. Все концепции – наносное. Все, что нам остается – это упрощение жизни путем устранения многоярусных заблуждений. Тогда, даже если не откроется просветляющая истина, по крайней мере, напряжений точно поубавится.

Можно за так называемые «истинные ценности» условно принять принципы, которые помогают расчищать ум от бесполезных оторванных от реальности нагромождений. Но и здесь легко обмануться, подменив практику новомодными красивыми идеями для потехи самолюбия – такое происходит сплошь и рядом.

Выше я уже говорил, что наша жизнь на базисном уровне диктуется кнутом и пряником – то есть приятными и болезненными предвкушениями. Отсюда и происходят наши изначальные заблуждения. Упуская из виду реальные ниточки, которые вертят нашим разумом, мы начинаем рационализировать, и накручивать вокруг простых переживаний каскад красивых теорий о благородных намерениях, правильных желаниях и высоких устремлениях.

Обобщенно все наши устремления можно свести к успеху – к достижению благополучия в работе и отношениях. И все бы ничего, да вот только, как выше уже было замечено, в большинстве своем мы разучились слушать голос своего нутра. Мы не знаем, чего хотим на самом деле, но верим в искусственное счастье, основанное на голливудских ценностях. Мы остаемся напрочь глухи и слепы к своим истинным потребностям, потому что поверили, что счастье содержится в социальном успехе.

Следуя влияниям коллективного гипноза, мы, порой достигаем долгожданных целей от системы, и как бы понимаем, что случилось нечто важное – исполнилась мечта. Также, как во сне мы бегаем от пригрезившихся страшилок и радуемся иллюзорным благам, социально одобренное «счастье» силой нашей веры может вызывать ощущение, словно мы и вправду его достигли, ведь все внешние признаки достижения соблюдены.

Представьте себе аналогию. Пустая картонная коробка. Человек долгое время стремился заполучить такую. Ему внушили, что в ней – счастье и успех. И вот, спустя годы усилий, он, наконец, достигает своей долгожданной мечты, и конечно же, радуется. Ему завидуют: «о, этот человек обрел коробку! Ничего себе! Самую настоящую?! Да! Картонную…» Он получает желанную дозу уважения и одобрения от социума, устремленного к аналогичным шаблонным целям. И все! Понимаете?

Никакого счастья за целями от социальной системы никогда не было. И все приятные ощущения ограничиваются лживой радостью достижения этих целей. Но в силу своей психической слепоты, мы верим, что эта мимолетная радость – была кусочком вечного счастья. Просто, как нам кажется, мы что-то упустили, недоделали, или обнаружились какие-то новые обстоятельства, справившись с которыми, мы, наконец, настигнем счастье. Эти незавершенные гештальты преследуют нас всю жизнь.

Социальная система

Многие из нас искренне верят, что счастье в деньгах. Мы приравниваем деньги к успеху и уверенности в себе. Будут деньги, значит, будет и счастье – в этом нас убеждает социальная система ценностей. Она продает нам наши неврозы. Система продает наши ожидания. А чего мы ожидаем? Конечно же, все мы хотим легкого и понятного пути, где не требуется ломок самопознания. Надо то просто оставаться сентиментальными невротиками, глазеть в гипнотизатор ящик, покупать модные дорогие вещи, понимать в коллективных фетишах и делать вид, что все в ОК.

Спрос на легкое счастье порождает свое лживое предложение. Нам продают слюняво-сопливые фильмы, где транслируют невротичную «любовь», которая дальше инфантильной привязанности к самолюбованию в купе с половыми инстинктами никуда не заводит. Нам продают красивые истории про успех, где винтики социальной системы обретают голливудское счастье при помощи офисного самоутверждения. Оставайтесь невротиками, «не переключайтесь» и все будет ОК.

Социальная система ценностей, как я ее понимаю – это не какое-то хитрое одушевленное создание, и не государство с его законами. Без государства мир жил бы по законам джунглей. Система – это совокупность коллективных ожиданий, мировоззрение, которое невротики передают по наследству из поколения в поколение, поддерживая и укрепляя его при помощи средств массовой мистификации информации.

Когда нет знания о себе, нет и доверия к себе. Тогда человек перестает понимать, кто он, и к чему движется. И вместо того, чтобы исследовать свою истинную природу, он ее подавляет, а устремляется за чуждыми ему ценностями и чужими желаниями.

Нам хочется халявного счастья. Мы всю жизнь покупаемся на этот обман – верим, что дары социальной системы приведут к состоянию полного и окончательного удовлетворения. Но достигая цели, мы неизбежно оказываемся под воздействием очередного маятника двойственности, где вновь обретенное счастье, сменяется страхом это счастье потерять. Чувство собственника, ревность, раздражение, ранимость, неуверенность в себе – становятся платой за дары от системы.

Мы надеваем маски киногероев и транслируем образы, которые от нас ожидают в рамках социальной системы. А внутри – подавленное «дерьмо» – качества, которые не вписываются в систему. Отсюда берут свои корни все психосоматические недуги.

Мы хотим быть красивыми винтиками – нормальными парнями и девчонками. Возможно, есть люди, чьи глубинные интересы более-менее гладко вписываются в рамки системы. Но подавляющее большинство «счастливых» людей, свое счастье имитируют – совсем как голливудские актеры.

А какой может быть жизнь вне системы? Какой является жизнь свободная от диктата шаблонных ожиданий? Отношения перестают подчиняться правилам, становятся живыми и наполненными осознанностью. Работа перестает строиться исключительно вокруг денег и самоутверждения. Она становится выражением внутренней сути личности, и только при таких условиях способна привести к инновациям и открытиям, сделав человека мастером своего дела. Решения освобождаются от оков вынужденности, и человек начинает понимать, что волен изменить свою жизнь в любое время так, как ему захочется.

Быть собой – единственный путь заниматься любимым делом, и забыть о лени. Ведь лень – это просто сопротивление чужим желаниям. Быть собой – единственный путь оставаться здоровой личностью. Быть собой – значит быть не попсовой штампованной куклой, а настоящим осознающим человеком. И возможно, где-то здесь находится мост, ведущий от социальной психологии – к истинной духовности вне религий и вне концепций.

© Игорь Саторин

В продолжение темы: Стереотипы общества и свобода личности

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!


Рассказать друзьям:

Progressman.ru на Youtube:

112 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Статья очень понятная.
    Ступени взросления души…Как я заметил, каждый у кого пробился интерес к противоположному полу уже
    считает себя взрослым,т.к. больше никаких глобальных изменений с телом до самой старости не происходит.
    Другое дело опыт,…но обуславливание социумом не даёт зреть.Человек превращается в маленькую шестерёнку в глобальной машине социума.Кроме того,
    захватывает семейная жизнь.Всё это этапы,которые приносят зрелое восприятие, возможно не
    для всех,но которые очень редко кому удаётся избежать.
    Однако доступность духовных учений делает своё дело и на всевозможных сатсангах большинство составляют молодые незрелые парни и девушки с тайной надеждой сразу в Учителя и одним махом решить все проблемы.
    Это тоже становится модой и шаблонным поведением,новым вариантом ЧСВ и профанацией духовности.

  2. Прочитал в этой теме комментарии Ирины :) на форуме недавно бырышня в одно время была с похожим напором.
    Если думаешь что здесь какая-то секта халуёв тогда зайди на форум и повнимательней комы людей почитай.Тут никто перед Игорем либо кем ещё челобитные не бьёт.В то же время статьи его в принципе ничего так, иногда на себя в зеркало смотреть полезно.
    Очутился здесь вовсе не из-за его статей.Причиной была статья другого человека про остановку в.д. «разбей стену в дребезги» но принял её сперва за Игоря статью,другой человек решив что это его статья дал такую инфу и ссылку.
    На счёт занятий медитацией либо каких угодно вообще то ты в жизни не будешь ими заниматься если «душа не лежит» это верно.В моём случае так получается что занятия медитацией вместе с другой темой являются тем к чему «душа лежит».
    На счёт ДЭИР и того что ты об этом писала тоже верно. Когда заходишь в тему и видишь как на видеозаписи семинара известного зарубежного мастера наши отечественные «инструктора» переводят то что он говорит и пытается объяснить,при чём языка не знаешь но косяки этих переводчиков сверкают в разные стороны,какая здесь может идти речь о занятиях под руководством таких специалистов?!
    О схожести его статей с другими источниками и т.д. так что тут удивительного что один человек похож на другого,или мы здесь с разных планет может прилетели?Может жили в других галактиках?Мы копошимся тута помаленьку,довольствуемся тем что есть под руками.Есть у нас один инопланетянин,заходил недавно «Так Приходящий» вобщем даже мужик по-своему умный но на счёт вида на планету сверху это вам к нему :) пишите лучше в личку иначе не прилетит.

  3. Он вам расскажет, как достичь Шуньяты или ещё чего по системе ноу хау,эксклюзивный материал…))

  4. «Умный любит учится, а дурак учить»(народная пословица). Странно что вы отрицаете лень как след на пути к просветлению. «Ведь лень – это просто сопротивление чужим желаниям».- вы утверждаете хотя это сомнительно. По вашему человек не может быть самим собой и заниматься любимым делом: ленью?) Здесь я приведу стихи А.С.Пушкина
    «Лишь я, во всем судьбе послушный,
    Беспечной лени верный сын,
    К честям ничтожным равнодушный,
    Я тихо задремал один.»
    Возможно я и обобщаю, возможно вас не очень понимаю. «Ваш» материал мне дико близок, и мил. Вы излагаете так просто вещи, которые возможно кому-то испортят жизнь. Вас это не волнует? Совесть вам чужда? «Благородно только то что бескорыстно» а в вашей помощи «нуждающихся» в просветлении людей который бегут от себя.( или наоборот), и, пожалуй желчи достаточно. Игорь скажите пжл. Смех без причины признак дурачины?

  5. Это не ответ за другого человека,это просто высказывание точки зрения :
    Пушкин,упокой Лао его душу, слёг в молодые годы именно от неё — гордыни и социальных обусловленностей того времени. На дуэли,если помните. Он был гением своего дела,очень проницательным человеком,только проницательность эта была в край эксцентрична и неуравновешенна…

  6. Вот и вышло что человек » к честям ничтожным равнодушный » слёг именно от неё — чести,отстаивая её самую.
    На счёт лени, проследи Лёша внимательно за ней, посмотри откуда и почему она приходит.

  7. Вот и вышло что человек » к честям ничтожным равнодушный » слёг именно от неё — чести,отстаивая её самую,будучи скорее уязвимым чем чувствительным»проницательность и чувствительность не одно и то-же».В принципе при том положении и «стереотипах,актуальности того времени,дел» он не находил другого выхода.Уязвимый в смысле Я.
    На счёт лени, то другой человек Лао Цзы описывает достижения покоя у некоторых людей и о том что это путают с ленью очень часто,это не одно и то-же.Пушкин описывая лень,покоя и умиротворённости далеко ещё не достиг,он рамсы попутал,но дядька был силён в другом,спору нет.

  8. Вов ,
    1.мы с Вами на брудершафт не пили,поэтому удивляет Ваша фамильярность в общении..с чего бы это вдруг?
    2.»Если думаешь что здесь какая-то секта халуёв…»
    заметьте,не я это написала…))))))))))
    3. «зайди на форум и повнимательней комы людей почитай.Тут никто перед Игорем либо кем ещё челобитные не бьёт» …
    так и Вы зайдите да почитайте комментарии к другим статьям))) они разные,в соответствии с восприятием статей..моим в частности..
    4. Каждый вправе высказывать свое мнение(возможно,другими непринимаемое) ,если он никого не оскробляет.
    5.»О схожести его статей с другими источниками»
    под словом «знакомо» имелось в виду статьи Игоря Саторина на этом сайте.

  9. Привет Ирина!
    Брудэршафт не по адресу,просто стиль общения,обращение на ты не противозаконно к тому-же оно не означает плохого отношения и т.д. к собеседнику…Если тебе удобней общаться на вы,почему нет?! Общайся,мы свободные граждане,в рамках определённых обусловленностей разумеется.
    Относительно схожести статей то они будут определённо схожи практически у всех людей,их можно будет как-то определять,относить к каким-то категориям выстроенным в нас,подразделять на виды и т.д. но сами принципы движущие теми и другими случаями от этого не изменятся.

  10. )) Возникает ощущения твоего раздвоения,,троения,,,…»МЫ с вами»
    Если появится интерес понаблюдай за речью своей и других,когда человек тебе что-то рассказывает например она гуляла по городу с другим человеком и никого кроме их обоих не было,она постоянно будет говорить МЫ … с ним(ней),на самом деле речь не в том о чём ты хочешь щас сказать,если есть такое желание :)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.