Взрослый мужчина способен обижаться так же, как и пятилетняя девочка. Но самое интересное здесь заключается в том, что, будучи обиженным, этот взрослый мужчина больше всего похож как раз на пятилетнюю девочку. Он ожидает извинений и «справедливости», перед ним должны покаяться и оказать всевозможные достойные почести, чтобы его уязвленное самолюбие снизошло до прощения «виновного».
И если, не дай Бог, эти подношения будут чуть дешевле, чем требуется нашей пятилетней девочке в теле взрослого, она воспримет их как унижающую достоинство жалкую подачку. Как же! Ведь обида так велика! И дань для ее возмещения должна быть соответственно великой.
Обида – еще одно состояние пассивной жертвы обстоятельств, которую несправедливо обделили, которая ничего поправить со своей ситуацией не в силах, но может тихо плакать в одиночестве, ожидая, что каким-то чудом весь мир падет у ее ног, вымаливая прощение у страдалицы. А после, когда жертва этим актом раскаяния мира перед ней удовлетворит свою болезненную самооценку, она, наконец, величественно снизойдет до прощения обидчика. Затем примет от него, или быть может даже лучше от самого Всевышнего всевозможные наилучшие дары за перенесенные муки и страдания, за те пытки, которые вынуждал нашу жертву выносить «злой и коварный» обидчик.
Идея статьи не имеет половой направленности. Сказанное справедливо в отношении и мужчин, и женщин.
Обидная статья
Причиной обиды являются наши нереалистичные ожидания, которые почему-то никто исполнять не вознамерился. В итоге обидчивому человеку только и остается пассивно обижаться и ждать, когда золотая рыбка, исполняющая желания, материализуется чудесным образом прямо у него в руках. А для самостоятельной реализации своих ожиданий обидчивый человек еще слишком мал и слишком жалок.
В крайней стадии обиды, обидчик, прежде чем просить прощения, должен не просто извиниться, но еще и унизиться, и даже как-то «адекватно» поплатиться, перенеся на своей шкуре все необходимые для этой процедуры побои, которые по мнению жертвы, окупят ее «святые» мучения. И, как правило, чем пуще жертва бредит этим бредом, чем больше вгоняет себя в обиженность, тем более фантастические ожидания и требования к обидчику у нее формируются, и тем меньше вероятности, что перед ней вообще хоть как-то извинятся. А если даже извинятся, то извинений этих будет уже недостаточно, чтобы покрыть все перенесенные муки. И тогда, чтобы доказать всему миру, как весь мир был неправ, жертва становится на путь «святого мученика», и начинает добивать саму себя наиболее подходящим для ситуации разрушительным методом, при этом как бы приговаривая: «Посмотрите, что Вы со мной делаете!» «Практика» эта бывает разной.
Если обиженной жертве лет пять отроду, в наиболее запущенном состоянии дите, чтобы его пожалели, намеренно «случайно» падает в лужу в прямом смысле слова «лужа». А если жертва чуть постарше, жалость ее унижает, и теперь, она хочет признания. Теперь она готова показать другим, как реальна и как велика ее боль. Для этого разобиженная бедняжка готова пожертвовать предметом из посудного шкафа, разбив его о свою несчастную голову. В особо запущенных случаях жертва рассчитывает на посмертную славу…
Никакой славы и признания такой «мученик», разумеется, своей деструкцией не добивается. Самое большее, чем его могут удостоить – жалостью, а чаще и того хуже – насмешками и раздражением. То есть, обижаться мало того, что бесполезно, но ведь еще и непродуктивно. Но мы продолжаем делать это снова и снова. Снова и снова надеемся этой манипуляцией добиться желаемого.
Инфантильный манипулятор
Обида – это манипуляция. Все мы просто хотим внимания и любви совсем как малые дети. Но дети хитрее. Они, чтобы получить желаемое, обижаются намеренно. Ребенок лет до двух, если видит, что его обиду не замечают, способен сразу остановиться, привлечь внимание и тут же снова продолжить обижаться. Со временем этот маневр входит в привычку, которая набирает обороты, становясь чем-то якобы «реальным». Взрослый ребенок, обижаясь, воспринимает себя всерьез. А по факту – это все та же манипуляция, но остановить ее взрослый уже не может, потому что с годами научился действовать на автомате. Манипуляция происходит бессознательно, и потому обида кажется искренней.
Обидчивость раздражает окружающих, потому что на все том же бессознательном уровне люди чувствуют ложь, подспудно осознают что обида – не какая-то реальная беда, а всего лишь детская манипуляция. Обида – искусственно раздутая трагедия, с целью добиться желаемого чужими силами. Обидчивая жертва просто отказывается брать на себя ответственность за свои притязания. Вместо этого ей проще манипулировать другими людьми, стараясь своей обидой вызвать в них чувство вины.
Мы обижаемся не только по давней детской привычке, но еще и потому, что у нас «кишка тонка». Нам страшно проявлять свои чувства, мы боимся получить отпор, который не сможем сдержать, и будучи поверженными, пасть еще ниже. И тогда мы капитулируем и сами выбираем стать жертвой обстоятельств, негодуя в «просроченной» зоне комфорта в бесплодном ожидании «справедливости».
Последнее утешение
А что происходит, если мы, не дай бог, удовлетворяем запросы обиженного человека? Тем самым мы создаем так называемое положительное подкрепление. Этим термином в психологии называют тот пряник, который получают в качестве награды за конкретное поведение. И если этот пряник таки был получен, то есть, если обиженный добился своей цели при помощи обиды, этот стиль поведения у него прочно закрепляется. Нужен пряник? Надо обидеться, и посильнее, чтобы пряник был побольше и послаще. В таком детском саду некоторые взрослые люди предпочитают проводить значительную часть своей жизни. Об этой разновидности инфантильности на progressman.ru есть отдельная статья.
Порой обиженный человек падает так низко, что в своем отчаянии уже и не ждет, когда ему улыбнется судьба. И тогда он соглашается на последнее утешение. Ради жалости он готов поплакаться в жилетку, только бы его больше не обижали, и признали уместность его притязаний хотя бы в такой уничижительной форме. Он уже и давно позабыл, что ведь никто и никогда в этой жизни не обижал его. Все это время, он сам проделывал этот трюк с собою. И теперь мы должны повестись на его игру? Пожалеть его? Позволить ему побыть жалким? Ведь наша обиженная бедняжка – всего лишь несчастное дитя? И неважно сколько этому ребенку лет от роду – даже в преклонном возрасте жертва обстоятельств способна плакать просто от бессмысленной жалости к себе, возвеличивая свое раздутое «горе» до небес.
Обида – хлеб психолога. Сколько клиентов ко мне обращалось с жалобой на своих близких, уже и не вспомнить. Благо именно этот невроз лечится достаточно легко. Хватает всестороннего взвешенного анализа собственных иррациональных требований к окружающим.
Обида – не событие. Обида – субъективное переживание. Обидчивость – это склонность проявлять обиду, «талант» находить поводы для обиды даже на ровном месте. Обиженный просто мучает сам себя, бестолково растрачивая энергию на бессмысленную жалость к себе. По-настоящему ничего хорошего обида человеку никогда не приносит, и толку в ней нет никакого. Обидчивость у большинства людей вызывает насмешки и раздражение. На обиженных, как говорится, воду возят. Если мама жалела бедняжку, дитятко свыкается с этой манипуляцией, и может продолжать обижаться даже в расцвете лет. Обида – это опыт, преодолевая который мы движемся к зрелой мудрости. И здоровая толика самоиронии – всегда кстати.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Alexshr,
Я вовсе не спрашивал, кто и как повлиял на Вашу жизнь. У всех у нас есть прошлое. Но сейчас этого прошлого не существует, это просто записи в голове.
Мой вопрос в другом-вот именно прямо сейчас, в это самое мнгновение от кого зависит Следующий миг Вашей жизни.
Спасибо, что стали более конкретны в ответах.
Игорь, если мы выходим за рамки, дайте знать
К вопросу об ответственности, приведу пример. Если я не доверяю, то никогда не смогу проговорить что-то честно и прямо. Ожидание всякого рода подвохов, боязнь предательства или насмешек более чем что-либо создает заборы плюс страх пережить боль. Установка «Если я доверюсь, значит проявлю слабость и стану уязвимым, меня обгрызут и выплюнут» разобщает, не дает выстраивать полезное общение. Но уязвимость — это же внутреннее понятие уязвляющегося, а не того, кому доверились. Значит, есть места, которые почему-то защищаются. И места эти порождены только тем, кто это делает. . А зачем уязвляться, когда можно просто довериться? Страхи мешают.. Я не доверяю и защищаюсь, и это значит, что я выбираю оставаться уязвимой. Потому что нельзя защищать то чего нет..
И получается все оказывается просто. Сами порождаем собственную уязвимость, выстраивая щиты)
Alexshr, опыт любого человека бесценен, никаких ярлыков нет на самом деле, есть рзговор, где мы все пытаемся находить какие-то общие точки, прикасаемся друг к другу..кто-то бережно, кто-то с насмешкой, кто-то просто мимо проходил..
Ruta,
>а статья типа “осознанная речь или говори то, что действительно необходимо” не планируется? :-))))
Идея замечательная. Но пока нет уверенности в теме. В живом общении я сам частенько «туплю» и теряюсь :)
Виктор А,
никаких особых зарамок не вижу. Все это — более-менее по теме.
«Но сейчас этого прошлого не существует, это просто записи в голове». Именно так и эти записи можно убирать, а для ума это будет, ну вроде того, что кто-то взял эту запись а обратно не вернул. Вы больше не будете подпитывать энергией эти болезненные события прошлого.
Satori
Включу я у себя “здесь и сейчас”,
Не дам прорваться ни одной минуте,
Про двойственность,про тело я забуду
И буду жить в одном лишь Абсолюте.
Узнаю “кто я?” и больше не сверну с дороги,
Зачем буддизм мне, психология и йоги?
Я про духовность знаю всё и не простой искатель,
Но где этот проклятый выключатель?
Игорь,
>>>>Идея замечательная. Но пока нет уверенности в теме. В живом общении я сам частенько “туплю” и теряюсь :)
да это было касательно флудо-чатов. но не мне разграничениями заниматься. извиняюсь.
Efim, когда нечего сказать, а особенно по теме, то лучше промолчать в стороне.Я только могу вам дать совет, отправьте свои произведения на литературный сайт.
Satori
На литературных сайтах мало
кто понимает духовные истины.
Вы не обижайтесь.Я написал
о себе. О своей неспособности
принять ваши советы.
>а статья типа “осознанная речь или говори то, что действительно необходимо” не планируется? :-))))
Очень интересное предложение, интересная и нужная тема! Как говориться: +1 :)
Игорь, будет здорово, если такая статья со временем созреет и будет опубликована.
Efim, про обиду написана отличная статья.Просто есть уместное, а есть не уместное. Я человек и за ту глупость которую я создаю, я несу ответственность, это мой выбор.От моей механической машинки есть прозьба вашей механической машинке: пожалуйста если вы используете в своем творчестве частицу меня, то пусть это поизведение будет достойным.))