Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Обижаться бесполезно

Обидная статьяВзрослый мужчина способен обижаться так же, как и пятилетняя девочка. Но самое интересное здесь заключается в том, что, будучи обиженным, этот взрослый мужчина больше всего похож как раз на пятилетнюю девочку. Он ожидает извинений и «справедливости», перед ним должны покаяться и оказать всевозможные достойные почести, чтобы его уязвленное самолюбие снизошло до прощения «виновного».

И если, не дай Бог, эти подношения будут чуть дешевле, чем требуется нашей пятилетней девочке в теле взрослого, она воспримет их как унижающую достоинство жалкую подачку. Как же! Ведь обида так велика! И дань для ее возмещения должна быть соответственно великой.

Обида – еще одно состояние пассивной жертвы обстоятельств, которую несправедливо обделили, которая ничего поправить со своей ситуацией не в силах, но может тихо плакать в одиночестве, ожидая, что каким-то чудом весь мир падет у ее ног, вымаливая прощение у страдалицы. А после, когда жертва этим актом раскаяния мира перед ней удовлетворит свою болезненную самооценку, она, наконец, величественно снизойдет до прощения обидчика. Затем примет от него, или быть может даже лучше от самого Всевышнего всевозможные наилучшие дары за перенесенные муки и страдания, за те пытки, которые вынуждал нашу жертву выносить «злой и коварный» обидчик.

Идея статьи не имеет половой направленности. Сказанное справедливо в отношении и мужчин, и женщин.

Обидная статья

Причиной обиды являются наши нереалистичные ожидания, которые почему-то никто исполнять не вознамерился. В итоге обидчивому человеку только и остается пассивно обижаться и ждать, когда золотая рыбка, исполняющая желания, материализуется чудесным образом прямо у него в руках. А для самостоятельной реализации своих ожиданий обидчивый человек еще слишком мал и слишком жалок.

В крайней стадии обиды, обидчик, прежде чем просить прощения, должен не просто извиниться, но еще и унизиться, и даже как-то «адекватно» поплатиться, перенеся на своей шкуре все необходимые для этой процедуры побои, которые по мнению жертвы, окупят ее «святые» мучения. И, как правило, чем пуще жертва бредит этим бредом, чем больше вгоняет себя в обиженность, тем более фантастические ожидания и требования к обидчику у нее формируются, и тем меньше вероятности, что перед ней вообще хоть как-то извинятся. А если даже извинятся, то извинений этих будет уже недостаточно, чтобы покрыть все перенесенные муки. И тогда, чтобы доказать всему миру, как весь мир был неправ, жертва становится на путь «святого мученика», и начинает добивать саму себя наиболее подходящим для ситуации разрушительным методом, при этом как бы приговаривая: «Посмотрите, что Вы со мной делаете!» «Практика» эта бывает разной.

Если обиженной жертве лет пять отроду, в наиболее запущенном состоянии дите, чтобы его пожалели, намеренно «случайно» падает в лужу в прямом смысле слова «лужа». А если жертва чуть постарше, жалость ее унижает, и теперь, она хочет признания. Теперь она готова показать другим, как реальна и как велика ее боль. Для этого разобиженная бедняжка готова пожертвовать предметом из посудного шкафа, разбив его о свою несчастную голову. В особо запущенных случаях жертва рассчитывает на посмертную славу…

Никакой славы и признания такой «мученик», разумеется, своей деструкцией не добивается. Самое большее, чем его могут удостоить – жалостью, а чаще и того хуже – насмешками и раздражением. То есть, обижаться мало того, что бесполезно, но ведь еще и непродуктивно. Но мы продолжаем делать это снова и снова. Снова и снова надеемся этой манипуляцией добиться желаемого.

Инфантильный манипулятор

Обида – это манипуляция. Все мы просто хотим внимания и любви совсем как малые дети. Но дети хитрее. Они, чтобы получить желаемое, обижаются намеренно. Ребенок лет до двух, если видит, что его обиду не замечают, способен сразу остановиться, привлечь внимание и тут же снова продолжить обижаться. Со временем этот маневр входит в привычку, которая набирает обороты, становясь чем-то якобы «реальным». Взрослый ребенок, обижаясь, воспринимает себя всерьез. А по факту – это все та же манипуляция, но остановить ее взрослый уже не может, потому что с годами научился действовать на автомате. Манипуляция происходит бессознательно, и потому обида кажется искренней.

Обидчивость раздражает окружающих, потому что на все том же бессознательном уровне люди чувствуют ложь, подспудно осознают что обида – не какая-то реальная беда, а всего лишь детская манипуляция. Обида – искусственно раздутая трагедия, с целью добиться желаемого чужими силами. Обидчивая жертва просто отказывается брать на себя ответственность за свои притязания. Вместо этого ей проще манипулировать другими людьми, стараясь своей обидой вызвать в них чувство вины.

Мы обижаемся не только по давней детской привычке, но еще и потому, что у нас «кишка тонка». Нам страшно проявлять свои чувства, мы боимся получить отпор, который не сможем сдержать, и будучи поверженными, пасть еще ниже. И тогда мы капитулируем и сами выбираем стать жертвой обстоятельств, негодуя в «просроченной» зоне комфорта в бесплодном ожидании «справедливости».

Последнее утешение

А что происходит, если мы, не дай бог, удовлетворяем запросы обиженного человека? Тем самым мы создаем так называемое положительное подкрепление. Этим термином в психологии называют тот пряник, который получают в качестве награды за конкретное поведение. И если этот пряник таки был получен, то есть, если обиженный добился своей цели при помощи обиды, этот стиль поведения у него прочно закрепляется. Нужен пряник? Надо обидеться, и посильнее, чтобы пряник был побольше и послаще. В таком детском саду некоторые взрослые люди предпочитают проводить значительную часть своей жизни. Об этой разновидности инфантильности на progressman.ru есть отдельная статья.

Порой обиженный человек падает так низко, что в своем отчаянии уже и не ждет, когда ему улыбнется судьба. И тогда он соглашается на последнее утешение. Ради жалости он готов поплакаться в жилетку, только бы его больше не обижали, и признали уместность его притязаний хотя бы в такой уничижительной форме. Он уже и давно позабыл, что ведь никто и никогда в этой жизни не обижал его. Все это время, он сам проделывал этот трюк с собою. И теперь мы должны повестись на его игру? Пожалеть его? Позволить ему побыть жалким? Ведь наша обиженная бедняжка – всего лишь несчастное дитя? И неважно сколько этому ребенку лет от роду даже в преклонном возрасте жертва обстоятельств способна плакать просто от бессмысленной жалости к себе, возвеличивая свое раздутое «горе» до небес.

Обида – хлеб психолога. Сколько клиентов ко мне обращалось с жалобой на своих близких, уже и не вспомнить. Благо именно этот невроз лечится достаточно легко. Хватает всестороннего взвешенного анализа собственных иррациональных требований к окружающим.

Обида – не событие. Обида – субъективное переживание. Обидчивость – это склонность проявлять обиду, «талант» находить поводы для обиды даже на ровном месте. Обиженный просто мучает сам себя, бестолково растрачивая энергию на бессмысленную жалость к себе. По-настоящему ничего хорошего обида человеку никогда не приносит, и толку в ней нет никакого. Обидчивость у большинства людей вызывает насмешки и раздражение. На обиженных, как говорится, воду возят. Если мама жалела бедняжку, дитятко свыкается с этой манипуляцией, и может продолжать обижаться даже в расцвете лет. Обида – это опыт, преодолевая который мы движемся к зрелой мудрости. И здоровая толика самоиронии – всегда кстати.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

232 комментария

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Виктор, «ничтожество» — это страх быть непринятым, который как раз и нужно в себе раскопать и нормально прожить, чтобы прийти к «0» без отрицательных окрасок.

    ***

    К этой статье насыщенные комменты получились. Думаю, кое что из озвученной теории использую для предстоящей темы о страхе и ЧСВ.

  2. Виктор А.
    «alexshr, Я правильно понял, что Лично Вы не считаете себя причиной того , что присходит именно с Вашей жизнью ? Если это так, то кто или что для Вас является этой причиной ?»

    На таким образом сформулированный вопрос отвечу — нет, не считаю себя причиной всего того, что происходит в моей жизни. Причина — это то, от чего полностью зависит следствие. Для этого придумали Бога. Когда человеку хочется быть Богом, это у него не всегда получается, и тогда он обычно чувствует себя ничтожеством. Полярности, однако.
    Полагаю, что человеку важно постоянно понять — причиной чего именно, и в какой именно момент он является. Видимо в этом и есть искусство жизни. А на лозунгах далеко не уедешь.

  3. Еще ответственность за свою жизнь можно понимать так. Возьмем, например, завод. На нем работает куча народу и без них не обойтись. Но только директор отвечает за то, чтобы завод в целом процветал. Потому что у остальных — свои задачи
    И человек так же. Он может поручать стоматологу свои зубы, фрилансеру свои дела. Он может советоваться, давать и принимать помощь. Но, в конечном счете, каждый отвечает за себя, как за человеческое существо, сам. В некотором смысле, это его основная обязанность в этом мире. Поскольку никто другой при всем своем желании не с может с этим справиться. Иногда ответственность за свою жизнь переносят на Бога, но тогда нужно во всем его слушаться, а это не всем нравится.

  4. Alexshr,
    Спасибо за ответ на первый вопрос. Я понял, что Вы не являетесь причиной происходящего в Вашей жизни. И все же, может все-таки попробуете ответить и на второй вопрос : Кто(только лично по-вашему мнению , без общих рассуждений о других людях) является причиной поисходящего в Вашей жизни ?

  5. >>>>К этой статье насыщенные комменты получились. Думаю, кое что из озвученной теории использую для предстоящей темы о страхе и ЧСВ.

    а статья типа «осознанная речь или говори то, что действительно необходимо» не планируется? :-))))

    про то, что одним из первых шагов к себе является прекращение сознательного вранья
    про то, как ощутить действительно ли нужно сказать это в этот момент
    про то, как не придавать большой важности сказанному
    про то, что юмор первый помощник в этом и т.д.

    и потом отсылать на нее всех жаждущих «духовно потрепаться» :-)

  6. Разногласие происходит по причине того, что alexshr использует ум не как инструмент, а инструментом надо уметь пользоваться. Поверьте у ума всегда есть лазейки и он их использует на все 100%. А что больше всего ищет наш ум? Возможно мы сейчас все дружно и докапаемся до истины?

  7. Виктор А
    «И все же, может все-таки попробуете ответить и на второй вопрос : Кто(только лично по-вашему мнению , без общих рассуждений о других людях) является причиной происходящего в Вашей жизни ?»

    Вы правы, не всегда хочется вспоминать и излагать интимные подробности. А если я скажу, что все в этом мире взаимосвязано — вы мне не поверите.

    Вообще тут не все так однозначно. Если вы увлекаетесь психологией, то вам знаком термин «вынужденная беспомощность». У автора (одного из самых известных американских экспериментальных психологов) замечательные эксперименты описаны. Короче, испытуемым устраивали облом. Например, ставили перед ними задачи,которые они заведомо не могли решить. После этого у них опускались руки, и они не могли делать то, с чем они до этого прекрасно справлялись. Все это прекрасно работает и с людьми и с животными. А у людей было 2 группы. В первой люди были склонны считать обстоятельства причиной своих неудач, а во второй — себя. Так вот первая группа легко «вылечивалась» от беспомощности как только менялись обстоятельства. А во второй группе это не помогало, их дела оказались значительно хуже…
    Ну есть хотя бы о чем задуматься?

  8. Alexshr,
    Извините, я выскажу свое субъективное и непрошенное мнение.
    На мой взгляд,Вы находитесь в большой опасности. Ваш ум настолько овладел Вами, что Вы уже не можете прямо ответить на ясные вопросы ,честный ответ на которые мог бы помочь Вам что-то понять лично про себя. Не про бога , не про человечество , а именно про себя. Вместо Вас в диалог включается механическая машинка — Ваш ум- которая озвучивает кучу тривиальных и бесспорных истин, которые конечно правдивы, но лично к Вашей жизни отношения не имеют. Может Вы сами и не осознаете, но поверьте, со стороны прекрасно видно, как ум выкручивается и уходит в болтовню и передергивания, чтобы уклониться от понимания себя.
    Думаю, что меня так задела эта особенность Вашего стиля именно потому , что и во мне не изжиты еще сходные механизмы ускользания от самоосознанности.

  9. Виктор, на ваш о том кто и как повлиял на мою жизнь я уже ответил вполне ясно и прямо: мне сейчас и больно, и не хочется, и не считаю нужным формулировать тут интимные подробности своей жизни. Где тут выкручивание?

    Пишу я в основном для себя. Пытаюсь развенчать, найти ошибки в якобы простых очевидных истинах, которые через воспитание и пропаганду хорошо попортили и продолжают портить мне жизнь. (разве это не есть обусловленность?) Стараюсь найти свои истины, свои слова, нужные именно сейчас.
    Я надеюсь конечно, что кому-то это интересно. Возможно я неправ, но мне кажется, что многие тут не особенно читают, не слишком хотят понимать написанное. Просто вырабатываются коды типа «свой — чужой». Со своими быть приятно, кодами обменяться. А если чужой, то его можно гнать, навесить ярлык, поучить, полечить, пожалеть. Но не читать внимательно, не пытаться понять и не обсуждать конкретно написанное.
    Все что я пишу в конечном счете конечно же болтовня. Но ничем она не хуже остальной. Может, иногда слишком длинной получается.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.