Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Мир снов

мир сноваЕсли Вы читаете progressman.ru не первый день, возможно, вы уже заметили, что я циклюсь на «проекциях». В свое время тема эта меня привела в познавательный шок, когда, наблюдая за своим умом, я вдруг ясно увидел, что всю свою жизнь, я только за ним и наблюдал. Всю свою жизнь я смотрел на жизнь сквозь проекции своего ума. Все эти люди и события всегда происходили в уме. Проекции – это слайды нашего ума, сквозь которые мы смотрим на внешнюю реальность, полагая, что так реальность и выглядит, когда на самом деле так выглядит наш ум. А ум – не объективная реальность, а «поверхность» индивидуальной психики. Объективно «объективная» реальность для отдельного человека – это концепция его ума. Никакой объективной реальности за умом не существует. В каждом отдельном уме объективная реальность – субъективна и является очередной проекцией отдельного ума. За пределами ума происходит то, о чем ум знать не может по объективным причинам. Мы погружены с головой в мир снов, где балом правит ум.

«Бестолковое» толкование

Уважаемый мною психолог Фрейд сводил все проблемные переживания к подавленной сексуальности. А подавляются все переживания в бессознательное. Сновидения – это сфера бессознательного, сфера, где подавленные переживания живут своей жизнью.

Фрейда с его зацикленностью на сексе понять легко, т.к. в его времена тема эта была запретной, и сексуальность действительно повсеместно подавлялась. Возможно, подавленный секс действительно преобладал в сновидениях людей того времени, и значительная часть образов из сновидений тогда действительно являлась комплексом символов завуалированной страсти.

В наше время интерпретировать все вертикальные предметы сновидений фаллическими символами уже как-то неактуально. Но если опустить эротические заморочки Фрейда, он, как я думаю, был прав, полагая, что сновидящий благодаря цензуре сновидений «отрабатывает» свои подавленные переживания, чтобы исчерпать их «заряд». По Фрейду все сны вообще являются реализацией подавленных желаний и различных «нежелательных» тенденций психики. События снов Фрейд рассматривал как символическое отображение этих тенденций.

Порой, наши сны, – это гениальные метафоры о нашей жизни.

Уважаемый мною психолог Юнг в теме толкования снов учел некоторые перекосы своего учителя психолога Фрейда, но настрогал своих. Юнг считал, что для толкования снов необходимы глубокие познание в мифологии и символической философии.

Да, существуют «универсальные» образы, за которыми у большинства людей могут стоять схожие переживания. Но в целом, я считаю этот уклон в изучение символики – гигантским костылем. Интерпретация сновидений через символы напоминает мне толкование жизни по суеверным приметам. Как говорится: «страшен не сон, а его толкование».

Дело в том, что ум каждого отдельного человека использует свои индивидуальные, неповторимые как отпечатки пальцев метафоры. Один и тот же символ в «голове» разных людей может символизировать кардинально разные явления. В итоге толк, от толкования сновидений выходит небольшой, т.к. при любом раскладе здесь слишком легко промахнуться.

По моему субъективному мнению никакой сторонний Фрейд с его ассоциативными тестами, или Юнг с его символикой не смогут в точности раскрыть вам значение ваших снов. Есть только один человек, который на это способен.

Техника

Техника простая. Интерпретирующий ум, каким бы продвинутым он не был, задвигается в «шкаф», чтобы своими интерпретациями не искажать сути сновидения. Затем вы, используя «событие» своего сна «вглядываетесь» в переживания, которые за этим событием стоят. Событие сна – это символ, который легко вспомнить. Но трактовать этот символ не нужно. Символ используется как отправная точка, за которой стоят «реальные» события вашей психики. Символ сновидения используется как закладка на «странице» конкретных переживаний. Все, что нужно, — это направить свое внимание на эти переживания. Если происходит отвлечение внимания, вы снова используете символ (событие сна), чтобы вернуться к этим переживаниям, которые по мере такого созерцания, раскроют себя в конкретном знании. Так вы используете сон в качестве путеводной нити, потянув за которую появляется шанс распутать клубок переживаний, которые прятались за этим сном.

Эта простая техника с опытом срабатывает на любых даже самых неуловимых индивидуальных переживаниях. Благодаря чуткости к себе, Вы обретаете способность выводить на чистую воду все свои переживания, разоблачать неврозы и распознавать самообман. По этой теме на progressman.ru уже имеется ряд статей под тегом «чуткость».

В качестве примера. Помню, однажды во сне я увидел, как в моем диване в огромных количествах завелись мыши. Чем является диван? Чем являются мыши? Вглядываясь в эту символику ко мне пришло ощущение «бесконтрольности», и я тут же ясно увидел, как где-то бессознательно переживал о некоторых конкретных недоделанных и заброшенных делах в личном пространстве.

Десять лет назад я увидел «мистический» сон, наполненный глубоким переживанием чего-то удивительно красивого, пришедшего из древности. В этом сне, я лежал на веранде дома, натянув ногой покрывало, словно струну арфы, и тут же понял, что это и есть струна, на которой я могу сыграть. Каждый извлекаемый звук резонировал чем-то невыразимо глубоким и удивительным со всем пространством вокруг меня. Спустя некоторое время я как бы «случайно» вышел на человека, который обучил меня технике созерцания внутреннего звука. Когда это происходило, меня не покидало ощущение, что именно этого я ожидал уже много лет.

Мир снов

«События» снов являются адаптированным для ума отражением «событий» нашей психики. Мы, чтобы жить и действовать пользуемся умом. Наша психика для нас – это наша «окончательная» реальность. Ум, с которым мы отождествляемся – малая частица этой реальности. Ум интерпретирует реальность своими доступными ему методами. События снов – это ограниченные интерпретации умом тех процессов, что происходят в нашей психике, в нашей окончательной реальности.

Иногда сновидения помогают понять, что с нами происходит в повседневности. Иногда они помогают почувствовать, что с нами происходит «там», за пределами ума. Иногда эта запредельность может выходить за рамки линейного времени, в котором варится наш ум, и тогда сновидящий видит «пророческие» сны. Толково растолковывать такие сны особенно увлекательно.

Наши сновидения являются своеобразным «окном» из обыденности в запредельность. По не вполне понятным для нашего ума причинам иногда мы пользуемся этим окном. Уму только и остается интерпретировать увиденное на свой манер, — сновидениями.

Мы живем в этих сновидениях двадцать четыре часа в сутки. Грезы ума преследуют человека по пятам. Человек – и есть ум, самая поверхность того, чем мы являемся. Наша «нечеловеческая» психика слишком грандиозна для человека, с которым она отождествляется на поверхности своего величия. Отголоски этого величия мы иногда видим в своих сновидениях.

Здесь я не говорю о «духовном» пути. В моем представлении вся наша жизнь, какой бы заземленной она ни была, — это и есть духовный путь. Все-все в этой жизни – опыт. Становясь опытными, мы взрослеем.

Роберт Монро исследовал внетелесный опыт и сновидения, и пришел к выводу, что события сна являются обучающими. Глубинная, умудренная частица нашей психики из нашего потенциального будущего помогает нашей маленькой личности взрослеть. В этом смысле, какой бы кошмар вы не увидели во сне, стоит благодарить жизнь, что эти уроки отрабатывается в преходящих снах, и не являются чем-то «реальным».

Все происходящее нас чему-то учит. Понять и растолковать очередное сновидение, иногда означает – понять и усвоить очередной урок жизни.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

208 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. — Эй,кролик,не убегай,-закричала с дерева сова,-
    я тебе про адвайту расскажу и докажу,что мы с тобой одно.
    Сова закатила глаза и посмотрела на небо.
    — Зачем ты от меня убегаешь? Пространство не существует и времени тоже нет.Я не могу тебя съесть в прошлом,забудь о нём, а будущего тоже нет.Оно только в твоём воображении. Всё происходит
    только здесь и сейчас. Есть только сознание,которое было и будет всегда,а оно у нас общее.
    Ты и я на верхнем уровне одно.Представь, ты
    одуванчик и я одуванчик.Мы отдельные только в мыслях.Когда меня увидишь, вспомни об этом.
    — Не хочу быть на верхнем уровне,на дереве, с тобой одно,в качестве ужина,- сказал кролик
    и скрылся в норке.
    — Если я действительно была бы одуванчиком,-подумала сова,- этот невежда бы меня сожрал.
    Значит всё правильно.Мы будем одно,когда я его съем.

  2. >- Эй,кролик,не убегай,-закричала с дерева сова,-
    я тебе про адвайту расскажу и докажу,что мы с тобой одно.
    Сова закатила глаза и посмотрела на небо.
    — Зачем ты от меня убегаешь? Пространство не существует и времени тоже нет.Я не могу тебя съесть в прошлом,забудь о нём, а будущего тоже нет.Оно только в твоём воображении. Всё происходит
    только здесь и сейчас. Есть только сознание,которое было и будет всегда,а оно у нас общее.
    Ты и я на верхнем уровне одно.Представь, ты
    одуванчик и я одуванчик.Мы отдельные только в мыслях.Когда меня увидишь, вспомни об этом.
    — Не хочу быть на верхнем уровне,на дереве, с тобой одно,в качестве ужина,- сказал кролик
    и скрылся в норке.
    — Если я действительно была бы одуванчиком,-подумала сова,- этот невежда бы меня сожрал.
    Значит всё правильно.Мы будем одно,когда я его съем.

    …всё это проносилось в голове у умирающего от старости кролика в мельчайших подробностях, и не будь он всего лишь простым кроликом, он даже, наверное, удивился бы: ого, как вся такая долгая моя жизнь проходит предо мной за какие-то мгновения. Но это был всего лишь простой очень мудрый кролик, который жил долго и счастливо и … вот.

  3. В следующей жизни мудрый кролик воплотился
    человеком и женился на женщине,которая в прошлой жизни была знакомой ему совой.
    Чтобы решить психологичские проблемы со страхами и ночным образом жизни жены,
    бывший кролик стал активным участником сайта прогрессмен.

  4. Однажды — неизвестно когда, потому что что такое «когда» — это само по себе неизвестно, но точно — однажды, мудрый кролик станет неизвестно кем — точно станет, и точно не таким мудрым, как будучи кроликом, и в своей глупости он забудет видеть себя тем, кем станет, и ту, что станет неизвестно кем вместе с ним, чтобы решить неизвестно что, не увидит отдельно от себя, и тогда он подумает: «Вот, черт, из головы вылетело: что же такое надо решать!?»

  5. …А вообще, практически все традиции, религии и прочее такое отличает одно и то же качество — эскапизм. Надо спасаться, просветляться, подниматься по уровням и так далее. Смешнее всего, по-моему, это вышло с Даосизмом: базовый трактат говорит, что всё не так уж важно, а даосизм развился в систему по как можно большему продлению того самого, что не так уж важно. Просто поразительно как учение о недеянии вылилось в практику продления состояния деяний.

    С буддизмом вот что интересно: а чем желание избавляться от желаний лучше прочих? Нет-нет, речь не о том, что «надо жить, ночь, улица, фонарь, аптека, дом, сын, дерево» и тому подобное — тут не вопрос противопоставления, но в самом деле — зачем от этого «освобождаться»? Особенно забавна концепция бодхисатв: «Мы работаем до последнего клиента!» Ну, отлично, вычерпали Сансару — и что дальше? Это вообще как бы возможным подразумевается? Если нет — то есть колесо было, есть и будет — то тогда зачем вообще его вертеть, кроме как ради удовольствия? А если достижима цель тотальной нирванизации — то, получается, что «и это пройдет». Ну и тот самый вопрос, ага: а дальше что? Конец фильма? Но это у фильма может быть конец, а как быть с реальностью?

    Про более молодые религии и вовсе говорить не нужно — дыры видны сразу.

    В некотором смысле это всё — насчет практической деятельности в рамках какой-либо традиции -вполне понятно, ибо если старичок Лао просто тихо ушел бы своей дорогой, оставив И-цзин и поклонники не развели бы на этом целую концепцию по достижению бессмертия, то Дао и вовсе бы сгинуло в направлении Дао — то есть осталось бы исключительно самим собой, а тут вот сколько чудесных практик, пусть и противоречащих самому Дао и не имеющих с ним ничего общего, зато таки заявляющих о нём. Но с другой стороны, вроде как вполне очевидно, что всё это — как бы это сказать помягче — не стыкуется.

    Что в остатке — бесцельная мегасвобода. Будь я Богом, я бы неизбежно создал всё это. Да-да! Почему? Да потому что если есть ты и только ты — то как понять что ты вообще есть? И нормально ли это? Вот вы как определяете «нормальность»? Правильно — смотрите чего там окружающие скажут, а Богу представьте каково? На что опираться Богу? Незавидная доля — вроде делать что хочешь можешь, а поделиться-то и не с кем. Так и с ума сойти можно.. а точнее — вообще ж непонятно: нормальный ты вообще или нет?… Сравнивать-то не с чем и спросить не у кого.

    Вот так, похоже и «Дао порождает Одно, Одно порождает Два, Два порождают Три, Три порождают всю тьму вещей.» Но по сути-то ничего этого и нет — одно сплошное Дао, разглядывающее само себя тьмой вещей.

    Пожалуй, любопытна такая вещица как Любовь — ну, та самая, на которую намекает христианство. Божественная, бишь. Сиё, видно, есть принцип единоначалия, чтобы не творить чрезмерного бесчинства к самому себе, хотя как цель Любовь глупо рассматривать, это как бы само собой разумеющееся дело должно быть. Опять же эта божественная Любовь — универсальный растворитель, точно так же как Нирвана или Дао, в которых не может быть разъединенности, которая неизбежно породит и взаимоотношения между частями, которые, в свою очередь, выливаются в тьму видов, не все из которых такие прекрасные, как любовь. И так вот к чертям летят «практики» христианства со всякого рода возлюблениями ближних, дальних и прочих сих.

    В общем, конечная станция — Любовь ли, Нирвана, Дао — ведут по сути к гомогенизации, а та — можно сказать нестабильна. Ну, в каком смысле — нестабильна… в гомогенной среде время как событий ряд вообще отсутствует, и потому сколько система в таком состоянии проведет «времени» сказать невозможно — ведь ВСЁ напрочь гомогенно, считать время не почему. Это единение Вечности и Мгновения. Поэтому в принципе не существует времени Безвременья — полной нирваны, всеобщей любви и чистого дао без примесей тьмы вещей. А с другой стороны эти флуктуции, выраженные кальпами Сансары, бытием творения и проявленности Дао как Дэ — они в условиях Безвременья никак не исчислимы, как не исчислить всех точек прямой, а являются все время одним Мгновением. Вечным мгновением.

    Ну, кто тут был охочь до суперсферических псевдоконей в гипервакууме — получайте, расписывайтесь : )

  6. Так
    Ударная доза отрицания,
    бутылка водки залпом и без
    закуски,но всё складно.
    Спасибо за труд.
    Я стараюсь найти общее в основных религиях и
    тайных учениях на их базе,используя книги и
    свой мизерный опыт.
    Если бы мы были отштампованы,то все приняли бы самую лучшую теорию.
    Нетрудно заметить существование полной
    гаммы людей от воинствующих атеистов до фанатиков.
    Каждый убеждён в своей правоте.Каждый из
    нас тоже занимает какое-то место в шеренге от анархиста,атеиста до просветлённого.
    Только это уже исключает возможность принятия
    полностью миропонимания другого человека
    или теории.Понимание просветлённого резко
    отличается от нашего,а на базе Евангелие существуют дсятки крупных сект,
    основатели которых крупные учёные теологи и не могут
    договориться друг с другом.
    Вывод: Не надо отрицать.Надо подумать о том какую цель мы ставим изучая теории.
    Если жизнь вечную на Земле во благе,то подойдёт одно учение,если единение, то
    другое и т.д.

  7. Извиняюсь что мешаю очень хочется спросить.

    как вы считаете выбор есть или нет?можете не отвечать:)

  8. .
    У меня нет выбора и я отвечаю,что его,
    выбора,у меня нет,да и у вас тоже,при условии,что вы определились с вопросом
    кто тот,кто выбирает.
    Например,если человек
    считает,что жадность, похоть,гордыня,ревность
    и т.д. не входит в это я,то это чистое я обладает некой свободой выбора.
    Я бы мог не отвечать на ваш
    вопрос,но гордыня лишила меня
    выбора и я ответил.Конечно
    не только гордыня,но и воспитание,стереотипы поведения и другие
    программы, благодаря которым
    я робот.

  9. Основное понимание что выбора нет это как вода в виде пара поднялась на верх,а потом сустилась в низ снежинкой туда,куда и должна была спуститься,в силу определенных законов.
    Да и вобще весь процесс произошел так как должен был быть:)

    Если отталкиваться что Хаос — всеголишь новый уровень порядка и что все происходит само по себе.

    Все что остается это — избавиться от чувства деятеля, я делаю то я делаю это…никто ничего не делает все двигается само…все эти законы штуки муки взаимодействуют между собой:)

  10. можно с успехом сравнить не только с роботом))но и с падающим листком,текущей рекой,плывущим облаком,крутящейся планетой,взрывающимся вулканом,ветром и т.д:)))

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.