Помню, в конце девяностых читал классный текст Ра-Хари: «Руководство для начинающего медитатора». Из этой мудрой книжицы мне больше всего запомнилась следующая фраза: «Не бойтесь неприятностей, если они еще не случились, то они где-то в будущем, а если уже случились, то в прошлом». Чем же эта фраза так примечательна? По сути, она дает объяснение бессмысленности и беспочвенности любых психических страданий. Ведь, как правило, здесь и сейчас с нами не происходит никаких неприятностей. И большую часть времени мы переживаем о том, чего не существует.
Прошлое – это память. Будущее – фантазии. Вот и все. Вся тоска и все страхи – в памяти о прошлом и в фантазиях о будущем. Если можешь что-то сделать, как-то поправить свое положение в пространстве, лучше просто взять и сделать. А если не можешь, то и переживать не о чем. Из этого вытекают очевидные пути решения проблем во всем многообразии их проявлений.
Сознательный выбор
Какой бы ни была проблема, для начала достаточно себя честно спросить: «о чем я переживаю? Могу ли я с этой проблемой что-то сделать?» Мы переживаем, когда чувствуем, что делаем для решения своих проблем недостаточно, не все, на что способны, или вовсе от их решения увиливаем, но отказываемся признавать эту свою нерешительность и безответственность. В итоге ум провисает в болезненной подвешенности, и вместо непосредственных действий по улучшению своей ситуации, практикует пассивное нытье.
У младенца для решения своих проблем нет иного выхода, кроме как погромче расплакаться, привлекая к своей беде внимание. Но с годами эта детская манипуляция становится все менее продуктивной, и уже ничего кроме пустых страданий не вызывает. А практикуют ее вроде бы уже взрослые люди просто по давней привычке, пока им кажется, будто просто переживать о несправедливости жизни – проще, нежели согласиться с собственной слабостью и реальным нежеланием решать свои проблемы.
Психологически взрослая личность, когда ей действительно не хочется решать ту, или иную проблему, просто отдает себе в этом отчет и под свою ответственность сознательно принимает этот выбор – оставаться пассивным и бездеятельным. Чем сознательней и тверже выбор, тем меньше остается сомнений и почвы для переживаний.
Сознательный выбор – это выход из болезненного состояния подвешенности. Пока этот выбор не сделан, остается тревожное чувство, словно что-то упускается. На progressman.ru теме сознательного выбора посвящена отдельная статья.
Никто не может иначе
Вы делаете только то, что можете. Если можете встать и начать что-то делать, тогда вставайте и делайте. Если не можете, мотивации не хватает, и вам проще молча и пассивно сидеть, ничего не предпринимая, пусть и этот выбор будет твердым и сознательным. Только определившись в своем выборе, перестаешь индульгировать, терзаться и сожалеть.
А сожалеть – не о чем. «Никто не может иначе», – эту мудрую фразу, я кажется, впервые вычитал где-то у Гурджиева. И меня зацепило. Над этой фразой я размышлял, и примеряя на свою жизнь, сделал ее установкой, которая многое расставила по местам. Сожалеть о содеянном, или упущенном совершенно бессмысленно. В прошлом вы были именно тем человеком, который мог провести эту жизнь только так, как уже ее провел. Иначе просто не могло быть. Если бы было иначе, это были бы не вы, а какой-то другой человек с другой жизнью.
В сущности, весь наш жизненный выбор развивается в двух направлениях: мы либо действуем и активно решаем проблемы, либо бездействуем, оставаясь пассивными. В таком бездействии мы либо успокаиваемся и смиренно принимаем обстоятельства, либо совершаем глупость и начинаем совершенно бессмысленные терзания о своей «несчастной» судьбе. Карлос Кастанеда называл такие терзания индульгированием.
Индульгирование
В католической церкви под индульгенцией подразумевают свидетельство об отпущении грехов. Индульгировать – значит отпускать грехи самому себе, потакать своим слабостям, жалеть и оправдывать себя, раздуваясь в этих переживаниях до предела. Индульгирование – наилучший способ не решать свои проблемы, привести жизнь в полнейшее запущение, и стать плаксивым неудачником, которому больше ничего не остается, кроме как жаловаться на несправедливость бытия.
Индульгированием компенсируют свою же пассивность. Встает выбор: либо заняться решением проблем и непосредственным налаживанием жизненной ситуации, либо вместо этих реформ заняться самобичеванием. Зачем действовать и решать проблемы, если вместо этого можно просто попереживать об этом? Зачем исправлять ошибки, если вместо этого можно просто помучить себя виной? Зачем что-то менять, если вместо этого можно себя пожалеть? Зачем столько лишних телодвижений, если можно сидеть на месте, тихонько страдать, поносить правительство, начальство, друзей, врагов? Все, что угодно, лишь бы свалить ответственность за свою жизнь на «обстоятельства».
Исправляя ошибки, мы обретаем мир в душе, созидаем и душевно растем. А если вместо этого выбираем индульгирование, «выхлоп» – нулевой, проблемы не решаются, совесть мучается, и длиться такое «счастье» может сколько угодно.
Пресловутая самооценка
Практически в любом частном случае настоящая проблема – это не событие, а наша колеблющаяся самооценка. Почти все, что мы говорим и делаем в неформальной обстановке можно свести к утверждению собственной важности. Каждое слово – нелепый выпендреж пылинки на фоне вечности. И этот текст – не исключение.
Мы способны в любой ситуации придумать тысячи оправданий, чтобы сохранить видимость своей важности. Мы действуем, чтобы доказать свою важность. Мы бездействуем и остаемся пассивными, чтобы перемены не тревожили наше завышенное самомнение.
Мы индульгируем, когда под угрозой наш авторитет, и выкручиваемся всеми немыслимыми способами, чтобы этот авторитет оправдать и сохранить. Мы делаем все, чтобы уберечь свои надуманные серьезные представления о собственной величественной персоне. Любая ситуация, где простые решения и действия подменяются эмоциональными рассуждениями – явный признак индульгирования, которым оправдывают чувство собственной необоснованной важности.
Если не удается взять себя за шкирку, и вытащить из болота обстоятельств, существует еще один приемлемый для психологически здоровой личности вариант дальнейшего существования. Если проблемы не решаются, совершенно не обязательно об этом переживать. Мы не можем успеть везде и во всем, а чаще всего этого попросту и не хотим. Если проблема не решается, какой смысл в холостую индульгировать? Целесообразней расслабиться и получать удовольствие смириться и успокоиться. Можешь что-то сделать, – делай. Не можешь – живи дальше и ни о чем не переживай.
Пассивно индульгировать, смириться и успокоиться, либо активно действовать, – выбор за вами.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Шизофрения отраженная в зеркальном коридоре которого нет.
ШИЗА… Она, родимая. Ухвачена самая соль. Истина позната. Всё! Вот она, нирвана… Ни рвана, ни драна, ни кусана. Вся целиком и сразу… Гениальная простота. Идеальная Пустота. Ничто! Поиски завершились… НИЧЕМ. Великое НИЧТО, которое порождает НЕЧТО, чувствующее своё ничтожное величие… НЕЧТО, рождённое и умирающее, и рождающееся вновь и вновь, развивающееся и совершенствующееся ради самоуНИЧТОжения, ибо нет иного совершенства, лишь само НИЧТО. В общем, вот так вот. И НИЧТО человеческое мне не чуждо, мне вообще не чуждо НИЧТО. Да и как можно быть чуждым себе же? И НИЧТО не вечно под луной, ибо луна не вечна, а НИЧТО не прейдет (он штоле бредит? бредит? бредит…))))))))))))
Пора открывать новое учение, где будут поклоняться дырке от бублика.)
Энсо, однако.
Дзэн :)
Да уж, «Ничто не ново под луной».
И дыра становится модной.)
моднОй )))
)))))))))
Игорь, спасибо за оперативность. Мне понравилась отредактированная сказка.У меня есть в запасе ещё одна вещица, которая мало что объясняет, но зато ставит кучу вопросов. Может она вас заинтерисует.
Соворение мира.
Жила была совершенно идеальная Пустота с полным отсутствием всякого присутствия. В ней ровным счётом ничего не было. Чистый нуль.Пусто, как в карманах перед получкой. Была она безразмерная во все стороны. Куда не кинь взглядом, конца не видать.
Но самое интересное, что Пустота была до краёв наполнена сознанием. Что такое сознание никто не знает и не знал даже Ленин. Это, вроде как ощущения без материи или ум без мозгов.
Пустота была неподвижная и очень одинокая. Она хотела увидеть себя в зеркале и была похожа на девушку, полную невыразимого томления по поводу весны.
Но где достать безразмерное зеркало, когда кругом, что называется шаром покати? Проблема была ещё в кромешной тьме.
Сколько лет Пустота скучала во тьме трудно себе представить. Похоже это был летаргический сон. Проснувшись, она испустила из себя свет, чтобы осмотреться, но кругом не было даже пылинки, за что свет мог бы зацепиться, поэтому он улетел в “безвозвратную даль, ничего не оставив лишь тоску да печаль.” Тогда Пустота разгневалась, так напрягла своё сознание, что взорвалась. Наука назвала это событие Большим Взрывом, в результате котрого мы имеем возможность летать бесплатно вокруг Солнца и иногда наслаждаться жизнью.
Теперь Пустоте весело. Она развлекается, создавая Чёрные дыры, где исчезают звёзды, рождаются новые галактики и ещё много чего, что человек не в состоянии охватить своими ограниченными мозгами.
Поскольку человек тоже наполнен сознанием, он постоянно хочет сподобиться и взрывается, окружая пространство вокруг себя вещами. В его бюджете образуются Чёрные дыры, и он много суетится, чтобы их заткнуть. Ему всего мало и если ему не удаётся разбогатеть или прославиться, то он хочет найти Истину. Что такое Истина тоже никто толком не знает, все ищут её в разных местах, а те кто её нашли, говорят, что она внутри каждого, но паталоганатомы это не подтверждают. Они говорят, что человек испустил дух, а не свет, чем вносят дополнительную путаницу. Кстати, свет даже йоги не испускают. Про тех, кто сподобился, говорят, что он ушёл, иногда поясняют,”в лучший мир”, а остальные отдают концы, отбрасывают копыта, дают дуба и т.д.. Наверное, те, кто что-то отдают, попадают в рай, а ,например, “сыграл в ящик,” тому сложнее. Кому повезло, лично отдают Богу душу,остальные через посредников. Здесь мы видим тоже нет никакой ясности.
Умные люди мне сказали, что если я хочу стать очень круто супер-пуперпродвинутым, то надо походить днём по городу с вывеской на груди “Я ДУРАК”, написанной крупными буквами, дополнительно устроиться работать на год в платный туалет или на крайний случай бесплатно обслуживать парализованного, маразматического старика. Эти упражнения могут замнить долгие годы сидения в медитации и очень эффективно снижают эго. Пока я не готов походить по городу даже с вывеской “Я УМНЫЙ “ и занимаюсь теорией. Хочу для начала стать ТЕОЛУХОМ.
«Про тех, кто сподобился, говорят, что он ушёл, иногда поясняют,”в лучший мир”, а остальные отдают концы, отбрасывают копыта, дают дуба и т.д.. Наверное, те, кто что-то отдают, попадают в рай, а ,например, “сыграл в ящик,” тому сложнее. Кому повезло, лично отдают Богу душу,остальные через посредников. Здесь мы видим тоже нет никакой ясности.»
Я уже где то подобное читал,про разницу между «дать дуба» и «отдать душу» итд.
))))) Ну Ефим! Ну даёт! Браво! Вообще, меня после компьютерной сказки не покидала мысля «Ух ты ж! А ещё?», но высказать стеснялся. А он вишь ты! Как говорится, «предчувствия его не обманули». Так что… ;)))
Игорь. Начал уважать Ефима еще больше.)