Надежда дает предвкушение радости и света в «конце туннеля», надежда укрепляет двойственность существования, где мы, словно белки, мчимся в колесе сансары в погоне от боли к счастью. Надежда — древний наркотик, на который конкретно подсажено все человечество. Когда блаженная доза надежды исчерпывается, приходит ломка в лице безнадеги и обреченности. Потеряв надежду, мы подвисаем в жуткой безопорности, словно ухнули в бездну, из которой нет спасения.
На фоне беспросветного отчаяния, когда кажется, что терять больше нечего, в какой-то момент приходит отрешенность и спокойствие. Стена безнадеги чуть трескается, и сквозь тонкую брешь, начинает пробиваться свет недвойственности, намек на холодное, безусловное счастье просветления. Но если безнадега не была тотальной и всеохватывающей, эта космическая промежность захлопывается, безнадега и обреченность растворяются, и снова приходит она. И каждый раз мы цепляемся за надежду, словно за нить спасения в безусловном хаосе бесконечности. Она дает нам «силы», смыслы и стимулы жить, действовать и развиваться.
Каждый день, каждый час, каждое мгновение мы живем надеждой на лучшее. Мы всю свою жизнь бежим за горизонтом счастья, который отдаляется от нас с той же скоростью, с которой мы к нему «приближаемся». Этот бег на месте продолжается до тех пор, пока мы на что-то надеемся. Такова наша человеческая природа, — жить ради несуществующего будущего. Надежда придает нам сил для такой беготни, но отбирает у нас нашу холодную истину.
Человек может не замечать этой непрерывной надежды на «завтра», как рыба не замечает воды. Надежда — это воздух личности, без которого она существовать не может. Мы живем в грезах, непрерывно надеясь, что вот-вот найдем выход из душной комнаты текущей жизненной ситуации. В какой-то момент мы находим этот выход, и пять минут радуемся «свободе». Затем снова приходит надежда, и мы вдруг обнаруживаем, что вошли в очередную душную комнату, в которой правит очередная двойственность надежды и обреченности.
Все достижения, все наши интересы, новые обретения, ожидания, покупки, все-все продиктовано надеждой на лучшее. Мы верим, что после очередной покупки и после очередного достижения, наконец, начнем жить, и жить будем хорошо. Это – голос надежды, бесплодные обещания счастья, которое все никак не наступит, потому что в надежде всегда был лишь намек на счастье, но самого счастья в надежде никогда не было и не будет.
Надеясь на что-то, мы в очередной раз тянем за нить надежды клубок отчаяния, распутав который, вместо обещанного счастья обнаруживаем безнадегу. После этого наступает пауза, ожидание, которое «смерти подобно». И эта пауза длится до тех пор, пока мы в стотысячный раз не хватаемся за очередной клубок надежды. Успешные люди в нашем обществе – это мастера по нахождению таких вот клубков надежды в больших количествах. Они способны вести много дел одновременно – то есть одновременно распутывать множество таких клубков. И в этом есть свой смысл. Когда очередной клубок распознается как пустышка, отчаяние и безнадега компенсируются теми клубками надежды, что еще не распутаны. Они – придают жизни смысла. Таков «срединный» путь успешного человека.
В своей сущности надежда – просто переживание, которое мы воспринимаем как семя, зародыш счастья. Мы быстро привязываемся к надежде, и когда она кончается, испытываем ломку. И безнадегу, и надежду мы в равной степени проецируем на свою жизнь как «реальные» события, забывая, что это – лишь переживания. Это – добровольный самообман. Мы начинаем думать и верить, что наша надежда – это какое-то реальное событие, которое с нами случится само собою. Порой мы словно не понимаем, что события нашей жизни зависят вовсе не от надежды и безнадеги, а от наших «реальных» действий.
Надежда – отличный способ оградить себя от реальных действий и перемен. Если пришла надежда на лучшую жизнь, и вы ощутили ее сладкий вкус, зачем еще что-то делать? Красивые мечты и разговоры о лучшей жизни – превосходный суррогат этой самой красивой и лучшей жизни. Немного помечтал, погрезил и чувствуешь удовлетворение! На сегодня, «дело» сделано. А реальные перемены, зачем они? Это слишком сложно и опасно, ведь можно облажаться – и почувствовать себя неудачником. Гораздо проще оставить все как есть, и продолжать надеяться.
И так может продолжаться пока не станет поздно, пока здоровье не иссякнет, и стены не покроются зеленым мхом.
Порой, надеясь на лучшую жизнь, на самом деле мы ничего менять не хотим. Просто мы очень любим надеяться, мы любим надежду, верим в нее. Нам нравится думать о переменах, о новой жизни. А делать что-то для этих перемен при этом совершенно необязательно.
В конечном итоге какие бы усовершенствования мы в себе ни планировали и ни производили, все они продиктованы надеждой на светлое будущее. А светлое будущее все никак не наступит. Будущее так и остается где-то в будущем, а мы живем в непрерывном «сейчас», защищаясь от истины надеждой на красивую ложь возможного будущего.
Истина настоящего момента – чрезвычайно опасна для всех наших надежд. Эта истина – наш экзистенциальный страх смерти, страх личности — раствориться без остатка в безусловной жизни без опор и ограничений. И чтобы избежать этого просветляющего растворения, мы цепляемся за надежду.
О чем вы мечтаете? На что надеетесь? К чему стремитесь? Просветление? Любовь? Деньги? Власть? Престиж? Способности? Все это — надежда, очередной способ убежать от себя, от жизни здесь и сейчас. Тема подобных иллюзий на progressman.ru – одна из главных.
Возможно, в этом месте кто-то уже начал подумывать об избавлении от надежды. И это — и это ее голос! Надежда диктует нам этот странный самообман. Надеяться на избавление от надежды ради лучшей жизни, равносильно желанию – избавиться от всех желаний, равносильно самоубийству с целью как-то «поправить» свою жизнь. Это — погоня от себя, с целью догнать себя же. Никто на самом деле искренне надежду убивать не хочет. А если считает, что говорит об убийстве надежды искренне, то скорей всего не понимает, о чем говорит.
На что же тогда вообще надеяться? Никаких ответов здесь не было и не будет. Мы живем в мире надежды. Здесь все происходит по таким законам. Все мы неуклонно движемся по направлению к выходу из двойственности надежды и безнадеги, попутно впадая во все возможные крайности, чтобы пресытившись ими, «выход» из этих крайностей перестал восприниматься как фатальная, неизбежная безвыходность. А в целом, здесь, в этой жизни все — очень даже ничего. Это говорит голос надежды.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
immerlachen
На мой взгляд, всё правильно и смеяться не над
чем.Большие учёные мистики пришли к выводу,
что эта ВСЕДУША голографична,т.е. в каждом её
кусочке,личной душе, тоже самое,что во всей.
Уподобиться Богу,значит стать им,обладать теми
же свойствами абслютной любви.Жалко,что мы за
безгрешную жизнь,но не в нашем селе.
Кстати, насчёт ремонта унитаза,есть уни-кальные сайты. Адвайтист ремонтирует эту потеху также как и любой другой,но очень весело,он не будет о нём думать до и после работы,а также видеть оный объект во сне.
Игорь, срочно! Нужна статья «Философский практикум по ремонту унитазов и кранов, а также по технике безопасности при эксплуатации санузлов»! Спецвыпуск. Посвящается и т.д.
47, с Облегчением! Вот это мощь! Ооо ))
Если знаете уни-кальные сайты -рад за Вас, мне интересен сайт Саторина. А по поводу Адвайтистов — благодарю -узнал что-то новенькое — что для них унитазы — веселая потеха, которую они ремонтируют даже не думая(наверное адвайтистким волшебством). Это наверное прикольно назвать Себя -Адвайтистом, Буддистом, Исламистим, нацистом(пардон), а мне хочется прожить свою личную жизнь Самому — не причесляя себя к людям, которые давно умерли… А, пока есть тело, мне каждое утро и вечер необходимо посещать унитаз и душ…Просто любая болтовня никогда ничего и не и никогда ничего не меняла, а так и оставалась Б О Л Т О В Н Е Й …..
Ждать что то от себя -значит быть раздвоенным.
Одна часть нечто творит(часто неведомо почему и как), а другая — ждет, что из этого получится.
И- дает оценку -плохо, хорошо, хуже -лучше.
И именно оэто -оценочное восприятие считается в нашей(но не восточной) культуре -верным.
Мало того- именно это восприятие считается признаком осознанности.
Вроде того- раз пописал, значит когда то что то выпил.:)
Поэтому жизнь вне оценок-и ожиданий соответствия им- нами считается .. смертью.
Но если вспомнить о том, что духовное движение и рост -это всегда отрицание важности, существенности своей жизни, то… можно призадуматься: а хотим ли мы в действительности ТАКОГО- или всё же желаем «сбычи мечт», причем именно в том виде, какими мы их задумали -тогда еще. когда ничего не знали о духовной жизни…
Надежда -это признак ожидания того, что хочется.
Безнадега -это открытая дверь, откуда сквозит пугающей духовной правдой: меня нет.
47
Буквально означая «не-дуализм», Адвайта — название старейшей из существующих школ веданты.
Игорь Саторин писал о недвойственности в статьях «Двойственность переживаний.», «Имидж реальности – величайший обман»,
«Объективный подход и тайна жизни».Об этом была
дискуссия.Она не выходила за рамки современной
психологии,во всяком случае, по статьям Игоря
видно,что он не уходит от этих вопросов,поэтому
сайт интересен.Форум на то и форум,чтобы пытаться помочь разобраться друг другу.
Вы назвали разговоры об адвайте болтовнёй,но
любим мы её или нет, ум работает в системе
двойственности.
«Чем сильней мы что-то отрицаем, и чем сильней тянемся к противоположности отрицаемого, тем больше раскачиваем маятник двойственности этого аспекта в собственной психике.» Саторин
Болтовня существует, в данном случае,по отношению к интересу.Вам не интересна эта тема вы не хотите вникать,значит вы будете страдать от своей категоричности в суждениях [вы назвали
болтовнёй] и от того,что отрицаете, не стремясь
разобраться.
Вася
Если бы человек изучил все священные писания и многочисленные комментарии к ним, а потом написал бы об этом статью,то те,кто познал религию на опыте умерли бы со смеху, потому что есть только один способ познать религию — непосредственно на собственном опыте.Это касается и психологии.Именно поэтому трудно прийти к общему знаменателю.
Игорь,как я понял,призывает идти от простого
к сложному,не отрицая, но и не пытаясь разобраться всем одновременно в сложных аспектах восточного миропонимания.
Каждый может найти то,что для него актуально сейчас.
«Осознанность – это пробуждение сознания, непрерывная внимательность в каждое мгновение жизни. Когда во время выполнения каких-либо действий не происходит блуждания в мыслях, а внимание направлено на то, что совершается конкретно в данный момент.» Саторин.
Efim Привет!Хотелось что-нибудь услышать именно от Вас…А цитирование любой концепции, которая Вам понравилась на взгляд и есть болтовня..Например : -знаю много слов Английского языка и людям, которые, тоже плохо его знают, может показаться, что я действительно его знаю..Но, как только происходит осознание языка и голова начинает «думать на Английскам» — вот тогда болтовня и прекращается….Из нашей Жизни мы можем унести только опыт прожитого…И этот опыт практический…Кто-то просветлел(непонимаю это слова) от стука бамбуковой палки, а кто-то от звука унитаза….В Жизни все может случиться…
P.S.:-Вообще ничего не отрицаю, все просто происходит само собой…И так как надо…Нету здесь ничего и никого лишнего…»Адвайтист ремонтирует эту потеху(унитаз) весело и не думая» -это конечно Шедевр(буду цитировать)…Пока.
Привет 47!
Я понял ваш намёк.Да,признаюсь я не просветлённый,если не учитывать лысину,и, придерживаясь вашей терминалогии,даже если буду стучать кувалдой по унитазу,не просветлею,поэтому нам нет смысла
обсуждать духовную тематику.
Другие не требуют от меня доказательств и удостоверения,подтверждающее моё просветлённое состояние. Они наверно в курсе,что после просветления читать адвайту нет смысла,как азбуку псле того как научишься читать.
Лично я сначала изучаю теорию,а потом практику и не вступаю в полемику по вопросам,в которых не разбираюсь,а тем более,когда отметаю на корню. Всего вам доброго!
Надеюсь, девочка Надя эту статью не будет читать =) Она может обидеться на автора, на себя и на надежду…