Надежда дает предвкушение радости и света в «конце туннеля», надежда укрепляет двойственность существования, где мы, словно белки, мчимся в колесе сансары в погоне от боли к счастью. Надежда — древний наркотик, на который конкретно подсажено все человечество. Когда блаженная доза надежды исчерпывается, приходит ломка в лице безнадеги и обреченности. Потеряв надежду, мы подвисаем в жуткой безопорности, словно ухнули в бездну, из которой нет спасения.
На фоне беспросветного отчаяния, когда кажется, что терять больше нечего, в какой-то момент приходит отрешенность и спокойствие. Стена безнадеги чуть трескается, и сквозь тонкую брешь, начинает пробиваться свет недвойственности, намек на холодное, безусловное счастье просветления. Но если безнадега не была тотальной и всеохватывающей, эта космическая промежность захлопывается, безнадега и обреченность растворяются, и снова приходит она. И каждый раз мы цепляемся за надежду, словно за нить спасения в безусловном хаосе бесконечности. Она дает нам «силы», смыслы и стимулы жить, действовать и развиваться.
Каждый день, каждый час, каждое мгновение мы живем надеждой на лучшее. Мы всю свою жизнь бежим за горизонтом счастья, который отдаляется от нас с той же скоростью, с которой мы к нему «приближаемся». Этот бег на месте продолжается до тех пор, пока мы на что-то надеемся. Такова наша человеческая природа, — жить ради несуществующего будущего. Надежда придает нам сил для такой беготни, но отбирает у нас нашу холодную истину.
Человек может не замечать этой непрерывной надежды на «завтра», как рыба не замечает воды. Надежда — это воздух личности, без которого она существовать не может. Мы живем в грезах, непрерывно надеясь, что вот-вот найдем выход из душной комнаты текущей жизненной ситуации. В какой-то момент мы находим этот выход, и пять минут радуемся «свободе». Затем снова приходит надежда, и мы вдруг обнаруживаем, что вошли в очередную душную комнату, в которой правит очередная двойственность надежды и обреченности.
Все достижения, все наши интересы, новые обретения, ожидания, покупки, все-все продиктовано надеждой на лучшее. Мы верим, что после очередной покупки и после очередного достижения, наконец, начнем жить, и жить будем хорошо. Это – голос надежды, бесплодные обещания счастья, которое все никак не наступит, потому что в надежде всегда был лишь намек на счастье, но самого счастья в надежде никогда не было и не будет.
Надеясь на что-то, мы в очередной раз тянем за нить надежды клубок отчаяния, распутав который, вместо обещанного счастья обнаруживаем безнадегу. После этого наступает пауза, ожидание, которое «смерти подобно». И эта пауза длится до тех пор, пока мы в стотысячный раз не хватаемся за очередной клубок надежды. Успешные люди в нашем обществе – это мастера по нахождению таких вот клубков надежды в больших количествах. Они способны вести много дел одновременно – то есть одновременно распутывать множество таких клубков. И в этом есть свой смысл. Когда очередной клубок распознается как пустышка, отчаяние и безнадега компенсируются теми клубками надежды, что еще не распутаны. Они – придают жизни смысла. Таков «срединный» путь успешного человека.
В своей сущности надежда – просто переживание, которое мы воспринимаем как семя, зародыш счастья. Мы быстро привязываемся к надежде, и когда она кончается, испытываем ломку. И безнадегу, и надежду мы в равной степени проецируем на свою жизнь как «реальные» события, забывая, что это – лишь переживания. Это – добровольный самообман. Мы начинаем думать и верить, что наша надежда – это какое-то реальное событие, которое с нами случится само собою. Порой мы словно не понимаем, что события нашей жизни зависят вовсе не от надежды и безнадеги, а от наших «реальных» действий.
Надежда – отличный способ оградить себя от реальных действий и перемен. Если пришла надежда на лучшую жизнь, и вы ощутили ее сладкий вкус, зачем еще что-то делать? Красивые мечты и разговоры о лучшей жизни – превосходный суррогат этой самой красивой и лучшей жизни. Немного помечтал, погрезил и чувствуешь удовлетворение! На сегодня, «дело» сделано. А реальные перемены, зачем они? Это слишком сложно и опасно, ведь можно облажаться – и почувствовать себя неудачником. Гораздо проще оставить все как есть, и продолжать надеяться.
И так может продолжаться пока не станет поздно, пока здоровье не иссякнет, и стены не покроются зеленым мхом.
Порой, надеясь на лучшую жизнь, на самом деле мы ничего менять не хотим. Просто мы очень любим надеяться, мы любим надежду, верим в нее. Нам нравится думать о переменах, о новой жизни. А делать что-то для этих перемен при этом совершенно необязательно.
В конечном итоге какие бы усовершенствования мы в себе ни планировали и ни производили, все они продиктованы надеждой на светлое будущее. А светлое будущее все никак не наступит. Будущее так и остается где-то в будущем, а мы живем в непрерывном «сейчас», защищаясь от истины надеждой на красивую ложь возможного будущего.
Истина настоящего момента – чрезвычайно опасна для всех наших надежд. Эта истина – наш экзистенциальный страх смерти, страх личности — раствориться без остатка в безусловной жизни без опор и ограничений. И чтобы избежать этого просветляющего растворения, мы цепляемся за надежду.
О чем вы мечтаете? На что надеетесь? К чему стремитесь? Просветление? Любовь? Деньги? Власть? Престиж? Способности? Все это — надежда, очередной способ убежать от себя, от жизни здесь и сейчас. Тема подобных иллюзий на progressman.ru – одна из главных.
Возможно, в этом месте кто-то уже начал подумывать об избавлении от надежды. И это — и это ее голос! Надежда диктует нам этот странный самообман. Надеяться на избавление от надежды ради лучшей жизни, равносильно желанию – избавиться от всех желаний, равносильно самоубийству с целью как-то «поправить» свою жизнь. Это — погоня от себя, с целью догнать себя же. Никто на самом деле искренне надежду убивать не хочет. А если считает, что говорит об убийстве надежды искренне, то скорей всего не понимает, о чем говорит.
На что же тогда вообще надеяться? Никаких ответов здесь не было и не будет. Мы живем в мире надежды. Здесь все происходит по таким законам. Все мы неуклонно движемся по направлению к выходу из двойственности надежды и безнадеги, попутно впадая во все возможные крайности, чтобы пресытившись ими, «выход» из этих крайностей перестал восприниматься как фатальная, неизбежная безвыходность. А в целом, здесь, в этой жизни все — очень даже ничего. Это говорит голос надежды.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
alexshr «Ну почему же послушные, можем и брыкаться»
Конечно можем! И совсем уж необязательно всегда помнить, что каждый наш брык обусловлен, предопределён. Об этом хорошо вспомнить иногда, для профилактики, ну, и особенно, когда «припрёт», если надо срочно протрезветь и успокоиться. А так…
«Есть такая версия, что имеем свободу выбора только в том, как относиться к тому, что с нами происходит»
Объективно, и эта и, вообще, любая свобода (выбора или чего ещё) условна, а точнее, попросту отсутствует, не существует. Субъективно, она безусловно есть и может быть даже абсолютной. Мы вынуждены верить в свободу. Ну, так уж повелось… ;)
О! Наше кредо:
Человек
Свободен
Выбирать
— это звучит гордо!
(о_О Ай да Пушкин)))
«а с какой стати выбор, действия и мысли от нас не зависят, а эмоции зависят?»
Зависят или нет, и почему… Здесь желательно определиться от кого это «от нас». Тогда, по-моему, ответ будет просто очевидным и удовлетворяющим, практически истинным для «нас». При этом возможно даже неважно, кем мы себя считаем.
«И разве от наших эмоций не зависят наши действия и т.п.?»
Всё это — один большой клубок нервов (буквально). Всё здесь взаимосвязано и взаимозависимо. Постоянная сплошная цепная реакция, где наше внимание, как лодка в океане или как пинбольный шарик… %)
«А осознанностью своей мы управляем?»
Опять-таки, что есть осознанность, и, главное, кто это — мы? От этого зависит ответ.
«А от нее зависит наш выбор и действия?»
И от неё, и от её отсутствия, и от многих и многих факторов.
«Вообще, к чему именно нас призывают нас учителя и психологи, и в чем реальный смысл этих призывов?»
А чёрт их разберёт. Сколько их всяких! И всяк кулик своё болото хвалит. Формально, они вроде как помочь хотят. На деле же это далеко не всегда так. И можно конечно жить по чьим-то шаблонам, но, имхо, лучше уж развивать и использовать способность мыслить самостоятельно, иначе, по-моему, до сути докопаться не светит, если конечно оно Вам надо. :)
И чо я… Frina хорошо же ответила. Вот же… Айй )))
efim «Представьте, что ребёнку, лет пяти, очень захотелось управлять самолётом. Что-то подобное с нами. Каждый человек должен исчерпать себя в иллюзии, наиграться всеми игрушками, которые представляет жизнь.» «только наигравшись, человек становится зрелым и свободным от иллюзий»
Вот, точно! Но далеко не каждому это суждено.
«Здесь на Земле люди проходят урок эгоизма»
Да и не только люди… И не только на Земле. Но сейчас актуально конечно наше людское эго. ;)
Как я понимаю,те кто знают,говорят,что мы не
ум,эмоции и тело,а находимся в иллюзии,
отождествляясь с ними.С точки зрения
пробудившегося,просветленного, мы заводные
кибернетические игрушки,которые на каждое
событие отвечают в соответствие с заложенной программой и не обладаем свбодой воли.
Человек [ ребёнок ] смотрит фильм и плачет.
Он отождествился с главным героем,
которого ведут на казнь.С точки зрения папы
он автомат,а сам ребёнок в гуще событий и
хотя он не обладает свободой отменить казнь,
он кричит герою фильма: «Бей,беги и т.д.»
Мы выходит таковы и есть.Какой смысл
рассуждать о свободе воли с точки зрения
просветлённого? Правильнее заниматься
психологией,которая позволяет лучше
ориентироваться,находясь в иллюзии.
Иначе мы подобны человеку,который учит
какой сон видеть полезнее.
efim
>Правильнее заниматься
психологией,которая позволяет лучше
ориентироваться,находясь в иллюзии.
Что значит ориентироваться?
Как можно ориентироваться в иллюзии?
Можно ли назвать иллюзией то, в чем можно ориентироваться?
Иллюзии хорошо рассмотреть на примерах
различных культур,свои мы не видим.
Мусульманин будет счастлив,если у него будет
четыре жены,для чего ему надо построить для них жилище и обеспечить им и детям достойную жизнь.
Человек,обусловленный христианством считает,
что ему надо иметь одну.И тот и другой
обусловлены.
Молодому человеку внушили,что если он оденет
пояс шахида и взорвётся среди неверных,то он
окажется по правую руку Аллаха.
Психолог может работать с такими людьми,чтобы сделать их более свободными,т.е. ближе к реальности.
Полное освобождение от всех внушений,приближает человека к просветлению.
Грубые иллюзии, потом тонкие иллюзии, потом тончайшие иллюзии, падет последняя — останется истина за пределами теорем и аксиом. Падая, каждая иллюзия причиняет страдания, это неизбежно. Если человек еще не готов к опыту, который он проживает, не способен распознать иллюзию, не хочет принять страдание, то она откладывается в нем до поры до времени, становится «кармой»
В запущенных случаях, при сильном неприятии опыта — человек может даже покончить с собой. Не верьте тому, что думаете о себе. Все пройдет :)