Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Избавление от страданий

избавление от страданийСлова ранят и слова лечат, в одно время они приносят страдание, в другое избавление. В силу привычки, которая вырабатывалась годами, мы связали слова со своими переживаниями. Когда я говорю слово «нос», какая-то часть моей психики бессознательно, почти незаметно от моей личности касается его вниманием. Когда я говорю «страдание», я не испытываю конкретной боли, но ее отголосок мимолетно проносится в сознании. Чем конкретнее слова отражают содержание психики, тем ярче проявляют ее содержимое. Если вас приравнивают к грязи, какое-то глубоко подавленное переживание, которое с этой грязью ассоциируется, может проснуться отголоском боли. Порой, чем энергичнее человек отрицает в себе какое-то качество, тем ярче именно это качество в нем проявлено в подавленном виде. Подавление – один из механизмов психологической защиты. И здесь, опять же я не уверен, что мое субъективное понимание этого процесса сходно с пониманием, которое в подавление вкладывают психоаналитики. В силу многолетних самонаблюдений, я рассматриваю подавление как глобальный процесс, при помощи которого человек отрицает реальность, что в конечном итоге и является причиной всех его страданий. И работа именно с этим процессом может привести к избавлению от страданий.

Избавление вербальными техниками

Чуть выше я уже говорил о «колдовской» силе слов. Этот инструмент доступен каждому. Вы можете вести дневник, общаться с близким другом, анализировать самостоятельно, но одного искреннего желания разобраться в себе может быть недостаточно. Мы сами не замечаем, как обманываем себя. Поэтому использовать силу слов наиболее эффективно можно рядом с человеком, который может помочь выявить самообман.

Честность с собою, помогает вскрывать психические блоки, поэтому в психологическом консультировании так важна откровенность клиента. Но требовать этой откровенности никто не в праве. Человек должен сам дозреть и захотеть решать свою проблему. В противном случае, вскрывая чужую рану, можно получить по шее столкнуться с нежеланием и неготовностью человека с этими переживаниями работать. Если готовности переваривать подавленный материал еще нет, но защитный механизм подавления уже нарушен, человек будет всеми силами пытаться этот механизм восстановить. Восстановление таких защит – процесс утомительный, но порой – уместный.

Как же определить, готов человек работать, или нет? Здесь, к сожалению каких-то четких критериев – нет, кроме одного единственного – собственного искреннего желания разобраться со своими проблемами. Насколько искренне человек хочет избавления? Порой это зависит от длительности и интенсивности переживаний – иногда необходимо просто пресытиться своим неврозом, чтобы ощутить сполна его бесполезность в собственной жизни.

Возможно, вы сами сможете вспомнить момент, когда ощущали психологическое страдание и чувствовали, как тупую боль хотелось усилить, перевести в острую, чтобы ощутить ясней это переживание. В это время человек бессознательно чувствует, что именно так – через обострение он сможет пройти через страдание, и прийти к облегчению.

Подавление

Где-то на сайте я уже говорил, что боль и страдание стоит различать. Боль – это интенсивное переживание, которое мы выносим относительно легко, пока в нем нет страдания. Страдание возникает на психическом уровне. В основе страдания стоит подавление переживаний.

Когда мы переживаем нечто такое, с чем наша психика не может справиться, мы бессознательно сужаем «канал» восприятия, в котором возникало это явление. Так мы подавляем переживания и создаем психические блоки и зажимы. Именно такое подавление приносит страдание, тупую подавленную боль. В это время психическая энергия, как бы наталкивается на блок, который мы создали на ее пути. Упираясь в этот блок, энергия скапливается и усиливает боль. Обычно вместо того чтобы расслабиться и позволить жизненной энергии двигаться свободно, мы снова начинаем подавлять уже создавшуюся тупую боль, заваливая ее новым каскадом блоков.

То есть, «изначальное переживание», которое мы не смогли принять, после первого подавления вызывает притупленную боль, затем уже на эту притупленную боль, мы наваливаем вторую порцию блоков, напрочь лишая себя одного из психических каналов восприятия. Так формируется свалка подсознания, как скопище подавленных неврозов. Все это очень приблизительная картина происходящего, – символическая карта одного из пределов нашей многогранной психики.

Возможно, вы слышали расхожую фразу психологов о том, что «все мы – родом из детства». Это значит, что большая часть тенденций и законов, по которым функционирует наша личность сегодня, была заложена в нашем детстве. Порой, наше самое большое достижение – это наш самый большой невроз, компенсируя который мы чего-то в этой жизни добиваемся. Большая часть неврозов закладывается именно в детстве, потому что юное сознание не готово к большей части комплексных переживаний, которые с ним происходит.

Будучи взрослым, обладая более-менее развитой психикой, человек с переживаниями справляется эффективней, поэтому «археологические» раскопки собственного бессознательного, порой, очень даже уместны. Можно представить себе это в образе кладовой, которую охраняет игрушечный монстр. Маленький ребенок в свое время его испугался, убежал прочь, захлопнув за собой все возможные двери. С годами он себя накручивал, и по мере взросления, обвешивал увиденного в детстве стража своими повзрослевшими образами о страшных чудищах. А когда решил пойти своим страхам на встречу, преодолев собственные пугающие фантазии, столкнулся с тем самым безобидным игрушечным монстром.

Избавление от блоков высвобождает подавленную энергию и расширяет сознание. То есть, мало того, что самопознание ведет к избавлению от страхов, мы при этом еще и становимся мудрей, внимательней и сильней во всех отношениях. А чтобы не появлялись новые зажимы, ко всему вообще стоит относиться спокойно, принимая таким как есть, без искажений и накручиваний. Это помогает сохранять психическое здоровье и позволяет реагировать на жизнь трезво.

Если мы работаем со страданием, разбираем саркофаг, который сами наложили на свою маленькую дымящуюся психическую АЭС в раннем детстве, вскрытая тупая боль в какой-то момент перерастает в острую боль. Иногда это – унижение, стыд, страх, испуг, или отчаяние, иногда – целое скопление противоречивых переживаний, которые детская психика переваривать отказывалась, и в итоге упрятала в бессознательное. Очищение, избавление, катарсис происходят через обострение «болезни». Не зря японцы говорят, что «страдание – это семя радости».

Опустошение и сублимация

Все наши желания – это наша нереализованная энергия, наш потенциал, который упирается в психические блоки. И кстати, как пример, желание потрепаться – это жизненная энергия, которая наталкивается на один из психических блоков в горловой области. Чтобы эта энергия не терзала, болтун своим трепом расходует энергию в разговоре. Аналогичные процессы происходят в нашем мышлении. Мы непрерывно пребываем в грезах ума, и жаждем получать впечатления, чтобы сжечь ментальную энергию, которая давит на тонкие блоки, проявляясь в скуке, тоске и унынии.

Мы любим «интересные» фильмы. А интересными нам кажутся те фильмы, в которых есть образы, сжигающие нашу ментальную энергию наиболее интенсивно. Чем тоньше образы ума, тем более «продвинутые» нужны картины, чтобы эти образы сжечь. Но особо изворотливый, философский ум может найти подходящую для собственного опустошения символику в любом явлении. Все сферы развлечений направлены на опустошение нашего сознания. С одной стороны, так мы «снимаем напряжение», с другой стороны – лишаем себя энергии, которую могли бы направить на самореализацию.

Сублимация – это процесс «преобразования» грубой «энергии» в утонченную. Это одна из граней нашего развития. Чтобы сублимировать жизненную энергию, необходимо перенаправлять ее на решение жизненных задач. Обучение и работа необходимы для нашего развития. Помимо прочего, этот вид активности избавляет нас от страданий, потому что расходует энергию, которая причиняла страдания. Физические упражнения, также – один из самых полезных способов сжигания энергии, который поддерживает здоровье и укрепляет волю.

Медитация, в этом смысле – это сенсорная депривация, в которой мы отвлекаем внимание от поверхностных импульсов, чтобы позволить протекать течению жизненной энергии естественным образом. С одной стороны практика медитации позволяет нащупать источник страданий и вызывает обострение переживаний, с другой стороны дает избавление от них. Об этом я писал в отдельной статье «Предупреждение о переживаниях в ходе развития личности».

Подавление переживаний – это блокирование естественного течения психических процессов, что в свою очередь приводит к различным психосоматическим недугам. Подавление, вообще, напоминает удушение самой жизни. Работа с психологом, физическая нагрузка и работа – лишь часть из методов «избавления» и облегчения жизни. Ниже я попробую описать дополнительную технику избавления от страданий, блоков и зажимов, которую сам использовал длительное время.

Работа «напрямую»

Итак, подбираясь к практике. Много раз, практикуя расслабление, я добирался до одного чрезвычайно интересного переживания. Нигде в литературе не встречал его описания, поэтому не уверен, что такие переживания присущи всем вообще. Возможно, это связано с какими-то индивидуальными закономерностями, по которым психика отдельного человека функционирует. Поэтому все мы хоть и похожи, но при этом каждый в чем-то уникален. Учитывая этот контекст, стоит понимать, что progressman.ru – это не какой-то универсальный психологический справочник, а субъективное выражение понимания обычного человека.

Расслабляясь, я созерцал свои собственные переживания, обращая особое внимание на те области, в которых расслабление происходило наиболее затруднительно. Погружаясь вниманием в эти области, я увидел, что именно там скрываются самые болезненные переживания, которые я бессознательно подавлял, просто для того, чтобы их заглушить. Пережитые события мы фиксируем в переживаниях. Некоторые «сложные» ощущения, которые мы отказываемся проживать, появляясь, сразу не проходят, а как бы застревают в нашем бессознательном мертвым грузом.

В какой-то момент я обнаружил, что направляя внимание на самую болезненную точку собственного существа, я перестаю ощущать страдание… просто потому, что в этой точке – в самом источнике страдания – самого страдания еще нет. Есть просто некое переживание, которое подавляется. Что же это за переживание?

Это чрезвычайно занятное переживание похоже на какой-то волновой комок нервов, который непрерывно колеблется в попытке найти равновесие. Но кажется по самой своей природе эта вертлявая «штука» – совершенно неустойчива, и как раз за счет этой своей неустойчивости она и живет. Хотел придумать для нее название, но передумал. Чувствую, что без названия это явление понять будет проще.

Кода я подходил к этому «изначальному переживанию» снова и снова, то чувствовал, как что-то во мне пытается его блокировать, забываясь в мыслях. Но постепенно мне удавалось оставаться «там» все дольше и дольше. И в эти минуты я ощущал себя буквально так, словно нечто меня выкручивало по спирали, переворачивая в пространстве. Иногда это было похоже на длительный полет в какой-то тонкой плоскости. На уровне ощущений это отдаленно похоже на переживание, которое возникает, когда наши конечности оттекают после длительного сидения на месте.

Это было крайне неуютное, но интересное переживание. Но в нем нет никакой боли и никакого страдания. Каждое такое выкручивание длилось несколько минут и после приносило избавление и облегчение. Возможно, именно это и называют распутыванием узлов кармы. Сколько таких узелков во мне я не знаю. Но, кажется именно на них держится вся моя человеческая личность как нечто живое.

Чрезвычайно важный момент в этой практике состоит в том, чтобы созерцать именно то ощущение, которое ум пытается подавить. Именно это и есть самая «болезненная» точка изначального переживания. А если вы чувствуете, как вам хочется встать, отвлечься, уйти, значит, вы упускаете этот «центр», значит, вы стоите у «стены», где происходит подавление, от которого и возникает страдание, но не ощущаете, что конкретно вы подавляете за этой «стеной». А за этой стеной – то самое изначальное переживание, с которого все началось.

Когда вы проникли за стену блоков и ощущаете «центр», у вас не возникает желания бросить практику, пойти и отвлечься, потому что вы ощущаете причину этого самого желания «отвлечься». Вы проникаете в центр причин для всех возможных побуждений что-то с чем-то делать. Но, пребывая в этом центре, вас все устраивает и поводов менять жизнь уже не возникает.

Все это время вы чего-то хотели, вы куда-то шли, двигались, болтали, и все это происходило, чтобы утолить вечную неудовлетворенность, или просто забыться в привычной суете жизни, и не чувствовать подавленное страдание.

Психика привыкла подавлять боль, и делает это бессознательно, в фоновом режиме. И теперь, когда вы не подавляете, а сознательным вниманием проникаете в суть происходящего, первое время внимание то и дело спонтанно соскальзывает от объекта созерцания на мысли. Само это соскакивание – это и есть подавление. Когда так происходит, вам хочется закончить практику. Это очень тонкий момент осознания, проникаясь которым, вы сможете оставаться в источнике переживаний все дольше и дольше.

Оказавшись в центре, в источнике своих переживаний, Вы держите кукловода за нити. То, что руководило, направляло вас всю жизнь и заставляло принимать решения под влиянием неудовлетворенности, теперь в ваших руках – под вашим пристальным взглядом. Вы при этом, словно в центре смерча. Вокруг весь мир несется со страшной скоростью из прошлого в будущее. Но вы пребываете здесь и сейчас, в точке покоя, позволяя происходить тому, что происходит, не вмешиваясь, не поправляя, вы не толкаете, не удерживаете, не давите и не тянете, а просто расслабленно, отпустив все нити, остаетесь собою в себе.

В какой-то момент нечто побуждает вас вернуться в повседневность. Здесь остаются недоделанные дела. «Карма» ответственности побуждает следить за телом и направлять его в разных направлениях. И вы принимаете это. Почему бы и нет? Находясь в «центре» переживаний, все теряет значение. Вам не нужно знать последние новости. Это желание, я уверен, было вызвано бессознательной тягой к «источнику» ваших переживаний. И вам уже не важно, останетесь вы «там», или вернетесь в привычный мир. Но нечто побуждает вернуться, и какая-то часть ума уверена, что так и нужно. Затем, в миру может произойти забывание. Часть ума помнит, что «там» в глубине себя… происходило что-то очень важное, сокровенное – причина всего. Но что это было, первое время ум вспомнить и понять не в силах.

В быту я до сих пор часто ощущаю неудовлетворенность, которую по возможности стараюсь использовать как мотивацию для постановки целей. Порой эта неудовлетворенность спонтанно подавляется и становится причиной каких-то совсем поверхностных переживаний – суетливой раздражительности, тревоги. И только успокаивая свой ум, я понимаю, или «вспоминаю», зачем живу. Возможно, сейчас, необходимо все это как-то интегрировать.

Эта практика хороша тем, что вам необязательно копаться в вашем прошлом, и выуживать оттуда конкретные ситуации. Вы работаете с переживаниями напрямую. Но эта практика подойдет далеко не каждому. Для ее использования человек уже должен обладать определенным уровнем трезвости и чуткости. И потом, как я убедился, многие блоки все-таки гораздо проще прорабатывать при помощи вербальных методов, в разговоре, раскрывающем суть привычных заблуждений. Наверное, не зря природой даны такие инструменты?

Итак, для избавления от страданий, снятия напряжений и решения проблем вполне подходят такие методы как: работа с психологом, интимное откровенное общение, ведение дневника, физическая нагрузка, спорт, работа, учеба, расслабление и созерцание.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

81 комментарий

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Эх..избавление от самообмана наверное самое тяжелое, что может быть, и нужно не знаю сколько терпения, чтобы некто хоть как-то взглянул на себя по-другому. Помощь знающего человека, прошедшего точно такое же неоценима, и все зависит от степени доверия ему, и себе.
    Для каждого человека ценен прошлый опыт. Цепляемся за него, как за манну небесную, не в силах отпустить, отбросить. САМость не дает это сделать, та платформа, которая сформировалась по жизни воспринимается чем-то таким, на чем ты сам держишься, это как некий спасательный круг. Вопрос — от чего спасаемся..может от страха встретиться с собой настоящим?
    Расстаться с тем иллюзорным миром, который мы сами себе и выстраиваем мешает страх потеряться. Хотя опора ты сам и есть и бояться на самом деле нечего) Все сопротивление в жизни порождает сам человек, когда он бросает свою жизнь на борьбу с собой, и все только для того, чтобы выбить себе некую нишу в пространстве жизни. И желательно комфортную. Но и в этой нише он остается несчастным, хотя со стороны казалось бы все у него складывается по кайфу. Возникают эти перепады дурацкие в настроениях и ощущение усталости от всего, и как следствие — желание убежать от этого в себя, замкнуться внутри и быть одному.
    Человек, казалось бы, пробужден, но по идее из одного круга ролей человек выходит в другой и устает от этого не меньше. Поэтому следом наступает состояние, ощущение тупика — куда бы ни пошел везде стены и заборы, т.е. разомкнутости не внешнее нету. Процесс иллюзорного выхода завершается, и наступает мощнейший спад и разочарование, потому что ты думал, что свет уже близко, а оказалось опять куча поворотов впереди и нет этому конца. Начинается маетня — правильно ли я делаю? туда ли иду? а что мне делать? и прочие блаблабла в виде «Меня это сильно беспокоит». И конечно же возникает неудовлетворение, раздражение, которое лишь подтверждает лишний раз, что чел так и продолжает идти против себя, не принимает свою суть, и старается все время быть лучше, чем он есть на самом деле.
    Довериться жизни, своему существованию труднее всего, страхи (будь они неладны)не дают это сделать, т.к. стремление все держать под контролем создает иллюзию безопасности..
    Наверное, это большая удача, когда в период собственного неумения пользоваться внутренними ресурсами, появляется человек-проводник, не стремящийся «подсадить» на себя, как на наркотик, а сумевший научить, показать свободу ищущему и научить ею пользоваться)))

  2. Frina, да, таки бывает. Со временем просто начинаешь понимать, что все твои оценки пути и его поворотов — просто глюки, комментарии муравья о море. (это я про себя :) Тогда начинаешь обращать больше внимания на конкретные состояния, их закономерности. Путь происходит волнообразно. Перед продвижением случается откат, временный спад. Во время очередного отката, первое время все воспринимаешь через его проекцию, и все кажется мрачноватым. Но со временем покупаешься на это все меньше. Вроде как: «вот, снова спад. Значит, скоро будет подъем и нечто такое, о чем пока даже не подозреваю.»

  3. В моменты кризисов паника иногда возникает, когда ты еще ничего не знаешь, только-только начинаешь проходить эти своеобразные витки-круги)) и каждый откат воспринимается, как поражение, вызывая следом безысходность. Потому что кажется, что ты никогда из этого не выберешься уже, и все, что ты делаешь — пустая трата времени. Опять оценки, опять определения.. И задача в этом не увязнуть постараться. Хотя на самом деле и тут не должно быть никакой борьбы.
    Как только приходит понимание, что все так и должно быть, и что нечего и искать-то на самом деле, а нужно просто сдаться тому, что происходит, и что любой цикл имеет начало-продолжение-конец, тогда и возникает тот прорыв, после которого становится намного легче. А система всегда подкидывает шансы, возможности для того, чтобы не застревать надолго..ну побыл и хватит) нужно только эти сигналы «Хватит прохлаждаться и тормозить!» постараться увидеть. И всегда-всегда ты выходишь на следующий этап другим, изменения становятся видны после набора критической массы..хлоп! и ты оглянувшись на себя вчерашнего видишь, как удивительно все устроено) Но порой так не хватает терпения дождаться конца цикла, и начинается сучение ручками-ножками, в попытках что-то ускорить или достичь..big mistake)))
    Про муравья и море понравилось)))))))

  4. Игорь, как Вы считаете, какие задачи должен решать психолог?
    Учитывая состояние людей, нуждающихся в психологической помощи и их далеко не поголовную склонность к саморазвитию, может ли он продуктивно совмещать роль и врача и наставника?
    Проще всего подвести человека к смирению с обстоятельствами (см. установки во вашей ссылке), но если не подогнать под это религиозные догмы (безусловную веру), почва будет все равно шаткой. Не проще ли тогда не «пудрить человеку мозги», а сразу отправить его в церковь?
    И в отношении «он может выслушать» — это больше нужно самому психологу, чтобы понять суть проблемы. Чем больше человек проговаривает свои проблемы, тем больше он в них сам погружается и привыкает это делать. А если попросить такого человека нарисовать идеальную картинку, то она может быть далеко не радужной.)
    Отправленный дебри своего сознания, неподготовленный человек, вообще может там заблудиться и испугаться.)
    Даже не нуждающемуся в психологической помощи философу, сложно отделить свой созидательный путь от всяких словесных лабиринтов, настроиться на осознанное (полное) восприятие.
    Установка в копилку: «Будь позитивным или молчи».

  5. Savana, есть разные направления в психологии, но психолог это точно — не врач и не наставник. Хотя, есть там подходы на наставничество очень похожие, — бихевиористский и эмоционально-рациональный, если ничего не путаю.

    Очень упрощенно, психолог просто помогает понять клиенту в каком направлении двигаться, чтобы решать свои проблемы. По идее психолог не дает конкретных советов, а просто помогает понять, что происходит, чтобы клиент мог сам сориентироваться. Окончательный выбор — всегда за клиентом.

    Смирение часто выливается в безответственность и безделье, и редко бывает хорошим выбором там, где нужны конкретные действия. А пудрить мозги, очевидно, — не вариант. Психолог вообще не касается вопросов веры и духовной практики. Это МЫ здесь совмещаем очевидное с эфемерным. А психолог работает с будничными заблуждениями, с которыми, кстати расправляться стоит в первую очередь.

    >И в отношении “он может выслушать” — это больше нужно самому психологу, чтобы понять суть проблемы. Чем больше человек проговаривает свои проблемы, тем больше он в них сам погружается и привыкает это делать.

    Не совсем так. Если человек смакует свое горе, упиваясь этим, то да, переживание может нарастать. Но если человек четко, сознательно излагает суть проблемы, это помогает от проблемы дистанцироваться, посмотреть на нее как бы со стороны. Сам процесс проговаривания до успокоения помогает разрядить проблему на уровне ощущений. Иногда человеку нужно просто выговориться, чтобы успокоиться.

    >Отправленный дебри своего сознания, неподготовленный человек, вообще может там заблудиться и испугаться.)

    Люди обычно в таких дебрях варятся и живут на автомате, не понимая, что с ним происходит.

  6. Отличная статья, Игорь спасибо! Мне кажется, Вы стали как то больше открываться, описывать свой, более конкретный опыт.

    Последнее время, я довольно остро ощущаю, подобный блок, это ощущение сдавливающей боли, блок в груди, который иногда не даёт вдохнуть полной грудью. Блок, явно с примесью различных не приятных, эмоциональных состояний. Иногда бывает, адски тяжело его ощущать, хочется просто сбежать, или как то покончить с этим, или с собой.
    Прекрасно заметно, как некие стрессовые мысли, воспоминания, всплывающие в уме, мгновенно резонируют с этим болевым комком, усиливая его.
    Видно, как мысль вызывает эмоцию, чувство и они сразу будоражат тело, в определённой области, вернее тело автоматически на них откликается.
    Вот и стараюсь я, всё это дело наблюдать, пусть не так глубоко как Игорь, но вроде, по ощущениям, плодотворно.

  7. Виталий, и Вам спасибо, что делитесь личным опытом на форуме!

  8. Игорь, Frina

    «Путь происходит волнообразно. Перед продвижением случается откат, временный спад.»

    как вы думаете, в чем причина спадов — «время на усвоение урока»? двойственный характер любого переживаемого — пока есть привязанность к «я», то оно все время то на коне, то под конем, другие состояния ему неинтересны?

    Ох, Frina, как вы в точку про привязанность к прошлому опыту. «Я вот это пережил, я вот то сделал». Путы. Скелеты в шкафу. А духовные переживания. Так сложно не придавать им никакого значения. Вот мне вдалбливали не раз — «Все, что переживаемо, все, что мелькает на экране, это не ты, даже супер светлый, суперфорфорицирующий опыт с любовью и осознаниями». Понимаю. Умом. А внутрь не проходит.

    Иногда кажется, что хорошо бы была кнопка с надписью — «выход из сансары». :-))))) А потом спохватываешься, что только ты можешь такого желать, у Существования совсем другие планы.

  9. А у меня вот страдания — вдруг поняла, что вообще совсем себя не не знаю. Наблюдаю за собой в последнее время почти беспрерывно — все не истинное, ложное, заимствованное. Еще заметила такое, что очень хочу быть «хорошей», милосердной, в общем как учат в буддизме. До недавнего времени наивно полагала, что могу встретить Учителя и довериться ему, а получается так, что учителя на самом деле (по крайней мере с кем мне приходилось общаться), не помогают тебе открыть свой путь, а добавляют к твоей и так непомерной ноше ментального хлама еще и другой. (Никто из буддистов мне не смог ответить вразумительно — зачем в тибетском буддизме нужно читать столько мантр? Ведь Будда Шакьямуни этому не учил.) А еще почему-то такое ощущение, как будто бросили тебя в это пространство как слепого котенка, правила игры не сообщили и играют с тобой в кошки-мышки — наверное кому-то интересно) — наверное страдания исчезают, когда понимаешь правила и следуешь игре Высших (не знаю как лучше обозначить — того, кто затеял всю это космическую «шутку»). Есть наверное какой-то в этом смысл? В последнее время что-то особенно все стало непонятным.

  10. Ruta, мы просто все время «зависаем» в переживаниям, т.к. настолько с ними отождествлены, что отделиться порой бывает очень трудно. Особенно, если есть психологическая выгода держаться за эти переживания, в них вариться. Что угодно в этом черпается человеком и распознавание всех этих игр с самим собой может произойти только через осознанность — Где мое тело сейчас? Какой объем оно занимает в пространстве? Что я делаю? О чем я думаю? Зачем я это делаю? и другие подобные вопросы хорошо снимают пелену и обнажают суть страданий.
    Про прошлый опыт вы абсолютно правильно пишете.. носимся с ним, как с писанной торбой, а на самом деле всё это некий «хлам» (прощу прощения у тех, для кого он имеет высокую степень значения))). В прошлом важны только ключевые, переходные моменты, в которых мы пережили трансформацию, остальное только канва, материал. Умение отличать главное от второстепенного потихоньку позволяет отбросить всё, что только мешает двигаться, как булыжники на ногах.

Добавить комментарий для Игорь Саторин Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.