В нашем обществе принято считать, что эгоист – это такой нехороший человек, который живет для себя. А может ли человек в здравом уме и твердой памяти по-настоящему делать хоть что-то для других? Речь не о каких-то случайных, или механических действиях, а о вполне сознательных поступках. Возможно, вам когда-нибудь приходила в голову мысль, что в конечном итоге, все-все, что мы делаем, мы делаем для себя? Возможно, эгоизм – это единственная причина нашего альтруизма? Возможно, альтруизм – просто очередная красивая функция в программе развития нашего эго?
Ну, подумайте, разве это плохо – себя любить, и делать для себя что-то хорошее? Лучше себя ненавидеть? Причинять себе боль? Губить свое тело и разум? В искренней любви к себе вы помогаете как минимум одному человеку на этом свете. И что постыдного в том, что этот человек и есть Вы? Все просто, Вы – избранный! Избранный в том, что касается Вашего отношения к себе, потому что Вы являетесь собой, а не кем-то другим. Здесь, как и во всем – хорошо все, что в меру. Если Вы живете для себя в ущерб другим, эти «другие» могут Вас наказать. Поэтому разумный человек выбирает умеренный, «разумный эгоизм».
Практичность эгоизма
Все мы знаем, что взрослому человеку полагается уметь позаботиться о себе – это обыкновенная и даже поощряемая общественностью самостоятельность. Хорошо ведь, когда человек поддерживает свое здоровье, стирает себе носки, готовит завтрак. То есть, действовать для себя – это нормально. Чем же отличается такая похвальная самостоятельность от эгоизма?
Считается, что эгоист заботится только и только о себе, ставя свои интересы выше общественных. А когда, например, взрослый человек опекает ребенка, полагают, что на сей раз он заботится о ком-то другом. Но ведь взрослый заботится о ребенке по какой-то причине? Все по прежнему практично – просто без этой заботы, ему самому станет хуже, его загрызет собственная совесть. И вот, чтобы избежать мук совести, в «программу» личного эгоизма прошивается функция заботы о ребенке. Таким образом, заботясь о другом человеке, эгоист продолжает заботиться о себе.
Дело в том, что как раз, благодаря заботе о других, мы обретаем согласие с самим собой. Ведь куда легче любить и принимать себя, будучи кем-то хорошим и достойным любви в своих же глазах. Так наша совесть работает в паре с моралью общества. Заботясь о других, продолжаем заботиться о себе. Взаимопомощь – это утонченная разновидность разумного эгоизма.
Иначе выходит как в анекдоте о праведниках, которые молятся, несут служение, стремятся попасть в рай, но оказываются в итоге в аду, потому что праведность их корыстна. А бывают ли иные праведники? На progressman.ru тему такой ханжеской духовности я разбирал в отдельной статье.
Эгоизм в чистом виде – это расчетливость в обретении личного душевного комфорта. Но дело в том, что именно этим стимулом продиктовано абсолютно каждое наше действие. Все человеческие действия – это нескончаемые попытки устроить собственную жизнь. Даже взаимовыручка и помощь другим – лишь очередной вариант организации личного душевного комфорта. Ничего другого мы никогда не делаем.
И даже чрезвычайно осознанный человек не становится идиотом. Он все так же практичен и действует исходя из своих интересов. Другое дело, что интересы его очень уж часто оказываются полезными в том числе и для окружающих.
А чем человек грубее, тем примитивней действует – бежит от страданий за кайфом, расталкивая всех на своем пути. И в этой своей грубой прямолинейности действует с каким-то почти животным простодушием. Такая практичность – на уровне первобытного строя.
Утонченная личность в свою очередь, чтобы добиться своих целей действует тонко, но все также эгоистично. Мудрость, в моем понимании – это дальновидность. Умудренный опытом эгоист способен предугадывать последствия собственных действий, поэтому его эгоизм выражается в разумных поступках – порой, в так называемом альтруизме, жертвенности и щедрости. Совершенно нормально и даже мудро, когда мы для собственного благополучия, задумываемся в том числе и о благополучии окружающих.
Доблесть эгоизма
Казалось бы, зачем подвергать сомнениям и анализу такие прекрасные потребности людей как взаимовыручка, жертвенность и щедрость? И я совсем не против благотворительности, даже если она управляется не созиданием прекрасного, а всего лишь эгоизмом и тщеславием. Но я – за честность с самим собою.
Просто все мы погрязли в неврозе болезненной ненависти к себе, которая чередуется с болезненным же самолюбием. Сколько можно ненавидеть себя? Мы подавляем собственное эго, выставляя всем напоказ красивые маски нашей, якобы «героической» личности. Нам нравится водить себя за нос, объясняя свои действия благими, а порой – высокодуховными намерениями. Ведь, «эгоизм – это плохо!», – как принято считать. Ведь надо проявлять заботу о ближних!
Но что делать, если эгоизм – это естественное выражение нашей человеческой природы? Себя ненавидеть? Помогать окружающим вынужденно сквозь зубы?
Все, что не соответствует искусственной общественной морали, принято в себе душить и подавлять поглубже, в закрома бессознательного. Напряжение копится годами. А потом люди удивляются, откуда у них в душе такие противоречивые эмоции, почему нутро раскалывает на части между виноватой покорностью и протестующей злостью. Рисуют себе на плечах ангелов и бесов, чтобы хоть как-то объяснить собственные внутренние конфликты.
Наше бедное забитое эго достойно любви, приятия и понимания. Ведь именно это мы пытаемся доказать окружающим, когда ожидаем от них одобрения и похвалы! Чтобы психика не разрывалась на части и в душе сохранялся хотя бы относительный комфорт, надо бы уметь признавать правду и позволять себе быть разумным эгоистом. Не хитрым обманщиком и тщеславным идиотом, а искренним эгоистом, который не прячется за высокую мораль, доблесть и благородство, который честно знает, чего хочет, и потому готов действовать ради общего блага.
Просто такова наша природа – эгоизм естественен. Мы не способны стать лучше, прикрывая эгоизм красивой вывеской с надписью «доблесть». Уверяя себя и других в своих якобы высоких побуждениях, формируют неуверенность в себе и в своем развитии буксует на месте.
Только честное признание и приятие того, что есть здесь и сейчас, позволяет обрести мир в душе. Признав наличие самообмана, мы движемся в сторону правды. Перемены – это спонтанное следствие честности с самим собой. Мы при этом, словно нащупываем свою текущую ступеньку, и уже видим краешек следующей. Сделать еще один шаг в развитии при этом становится простым и естественным делом.
Я – эгоист. Такова моя человеческая природа. Это – мой способ смотреть на мир и познавать его. И я не думаю, что это какое-то наказание, или какая-то «беда». Это – этап моего развития. Просто где-то на глубинном уровне все мы догадываемся, что самое важное, одновременно и самое сложное, и самое простое – это принять жизнь такой, какой она и является здесь и сейчас. Принять свой эгоизм – так сложно! И так легко!
© Игорь Саторин
В продолжение темы:
просто смотри как все случается
и тупое, и глупое, и больное, и умирающее
и гневное, и истеричное, и шизофреническое
сегодня оно рыдает от крушения его программ
завтра оно тихо грустит и ты уже хочешь погладить его тонкие волосики
это ограничение — смотреть только на так называемое «истинное»
ты — не тело, и тело вычеркнуто
легко ли жить в вычеркнутом теле?
смотри, ты уже видишь его мертвым
ты — не женщина, ты — атма, и померкла красота
ты — не мужчина, и ушла ссссила
любое разделенное всегда соединено
ничто наблюдаемое не может быть ВНЕ целого
Спасибо, Игорь. Ваша статья стала ключиком к следующей двери :-) Занимаясь практикой, ожидаешь, что от грубых проявлений эгоизма я должна бы уже избавиться. И когда они проявляются в тебе, кажется, что все насмарку. Но они будут проявляться, потому что это естественно. Меняется отношение к таким проявлениям.
Проявления эгоизма.
Физическое тело. Тут все понятно. Когда тело ощущает голод – оно бежит охотиться. Когда ему холодно, оно пытается согреться и т.д. Когда все его потребности удовлетворены, оно блаженствует. Эгоизм физического тела способствует его выживанию до определенного уровня. Когда какая-то потребность не удовлетворяется долгое время, человек должен перейти на новый уровень. Например, научиться сажать огород. Результаты от огорода появятся не сразу. Поэтому эго физического тела может воспротивиться: зачем сажать огород, лучше пойти искать готовую еду. В этом случае эгоизм физического тела препятствует развитию.
Эмоциональное тело. Оно испытывает потребность в любви, ласке, понимании, красоте. Эгоизм эмоционального тела способствует реализации этих потребностей. До наступления кризиса. Во время эмоционального кризиса эгоизм начинает мешать. Эго подсказывает, настоятельно советует, требует: меня не оценили, пусть найдет такую же хорошую как я, вот я точно найду себе лучше и буду счастлива. Вместо того, чтобы учиться ходить, после очередного падения мы изобретаем костыли или другие приспособления или вообще отказываемся ходить, чтобы не испытать очередной боли.
Ментальное тело. Эгоизм ментального тела поддерживает наше стремление к знаниям. Опять-таки – до кризиса. В период кризиса эго ментального тела будет говорить, что мне не дали возможность работать, меня задвинули, сломали и т.д.
Коллективное тело. К этому телу я отношу наши потребности в семье, общении и т.д. Здесь свой эгоизм, который хорош до определенного уровня.
Конечно, такое деление довольно схематично. И тела переплетены между собой. Также как и их эгоизмы. Эго одних тел могут объединяться против других тел, бороться между собой и т.д.
Пример. Встаю рано утром. Физическое тело хочет спать. Эгоизм физического тела протестует. Но коллективному телу нужно отправить детей в садик, школу, ментальному телу нужно поработать. Поэтому сознание сообщает физическому телу: да, я знаю, что ты хочешь спать. Попробуем сегодня лечь спать пораньше, а сейчас ты в утешение получишь чашечку кофе ;-) В этот момент подключается эгоизм коллективного тела: у меня вообще много работы, люди ждут. Сознание и его не оставит без внимания: хорошо, сейчас отправим детей и будем работать. В первый раз, когда удалось успокоить или удовлетворить свои внутренние эго, произошло первое озарение, вхождение в поток. Это было волшебно.
Интересно наблюдать в себе проявления, борьбу, победы и поражения разных эго. А сталкиваясь с эгоизмами других людей, становится еще интереснее. :-)
Меня эгоизм вверг в пучину темноты: когда не осталось друзей, близкой подруги. Эгоизм — инструмент саморазрушения. О каком благе идет речь? И не стоит путать, когда человек делает благо другому ради себя (это в последствии все равно откроется) с благим поступком по любви. В любви нет эгоизма. Опять же, если мы понимаем, что есть любовь настоящая, истинная. Так что с эгоизмом нужно бороться. Иначе не видать вам счастья, как своих ушей. Чем вы будете кормить эгоизм? До какого предела это кормление может дойти? А дальше что? Осознайте ЧЕСТНО, что вы эгоист и боритесь!
Придержите коней, Павел
Павел:»Так что с эгоизмом нужно бороться. Иначе не видать вам счастья, как своих ушей.»
Как было сказано кем то из юмористов — Добро обязательно победит зло: поставит его на колени и зверски убьет!
Примерно так же и борьба с эгоизмом -как с разновидностью зла.
Надо различать умиление эго от своей идеальности в порыве бескорыстной любви
и отстранение от эго.
НО пока это различение невозможно -значит эго все еще «тот самый»- т.е. актуальный этап развития.
Поймите — «что русскому хорошо- немцу смерть» -для одного эго подлость и насилие -высшая радость, для другого — альтруизм.
Заморочки вроде бы диаметрально противоположные по виду, а по сути — все то же эго.
Жизнь ледяного исполина.
В тёмную штормовую ночь, в далёкой Антарктиде, там, где обитала большая
группа пингвинов, раздался шум и треск, от берега оторвалась льдина величиной
с целую гору и со страшным скрежетом вошла в воду. Огромная волна налетела
на берег, то там, то здесь плюхались в воду куски льда, и сверху сходили лавины
снега. Ещё минуту продолжалась канонада, потом всё стихло. Казалось даже, что
порывы ветра стали не такими сильными. Пингвины ещё некоторое время нервни-
чали,но потом успокоились.
Так родился огромный айсберг. Постепенно он отходил от берега всё дальше
и дальше и начал дрейфовать в океане. Всё для него было новым. Он как бы оч-
нулся от долгой спячки, продолжавшейся тысячи лет. Ночью над ним сияли зага-
дочные звёзды и светила своим ровным сказочным светом луна.
Айсберг особенно любил звёздные ночи. В это время он много мечтал и думал
о том, как сложится его жизнь. Он хотел стать самым большим айсбергом в океа-
не. Те айсберги, которые встречались ему на пути, были значительно меньше и
айсберг гордился своей красотой и мощью. Так мирно продолжалась его жизнь.
Постепенно айсберг переместися в широты, где было теплее…
. Когда небо было безоблачным и солнце стояло высоко, айсберг потел, ему
было жарко. Он не любил такие дни и радовался родным холодным ветрам,
напоминавшим ему о детстве, о том, как он рос под снежными бурями.
Последнее время тучи постоянно затягивали небо и айсберг чувствовал себя
превосходно.
Однажды, рядом с собой он заметил не то большую льдину, не то очень
маленький айсберг.
— Куда путь держишь, любезный, и от чего так исхудал? — с неприкрытой насмеш-
кой спросил айсберг льдину.
— Попал в тёплое течение, с трудом пережил весну, а теперь началось лето, а это
конец, солнце растопит нас и превратит в бесформенную воду.
— Слушай, старик, я не для того пустился в плавание, чтобы на пол-пути исчез-
нуть! Я планировал к зиме вернуься домой, набратья сил и стать ещё больше. Я
не могу понять, кто это солнце придумал! Дома я его почти не видел и по нему не
скучал. Зачем оно каждый день выходит на небо, когда от луны достаточно све-
та? От него звёзды гаснут и очень жарко. У нас, в Антарктиде, нормальная тем-
пература, льды растут и развиваются, а тут одна вода, которой и так предостато-
чно. Конечно, я люблю путешествовaть, иначе никто обо мне не узнает, но если
течение меня тащит туда, где от меня останется одна вода, то это несправедли-
во! Ты хочешь, старик, сказать, что вся вода вокруг — это всё, что осталось от,
нас айсбергов?!… Это мы путешевствуем по кладбищу? Хорошенькое дельце!…
Я хочу домой… Если я сам решил путешествовать, то должно быть течение, ко-
торое отправит меня домой, в детство, когда я был вместе с мамою как одно
целое!
— Послушай меня, сынок. Время течёт только в одну сторону. В жизни нет
никакой справедливости. Тебе мешает солнце, а без солнца не было бы китов,
рыб, чаек и пингвинов. Всё в этом мире рождaeтся, растёт и умирает… Лёд
превращается в воду, вода в пар, пар пднимается вверх, образуя облака,
которые прольются дождём или выпадут снегом.
— Старик, но я боюсь… выходит я исчезну, и никто больше не увидит, какой
я красивый и огромный. Киты не будут играться в моей талой воде…Я не хочу в
виде пара лететь неизвестно куда и, если повезёт, выпадать снегом в Антаркти-
де и ждать тыcячи лет пока снова стану айсбергом… Ведь это буду не я!
— Понимаешь, сынок, в любом случае ты превратишься в воду и пар, но если
будешь цепляться за своё красивое «я», то будешь сильно и долго страдать.
— Старик, слушая тебя, мне становится грустно и тоскливо… Может ты всё это
выдумал?… Зачем Бог создал меня — самого большого в океане, чтобы в расцве-
те сил растопить под солнцем! Почему бы мне не дать жить дальше, я никому
не мешаю… Давай, поживи в моей тени и в моей талой воде, и расскажи так,
чтобы мне было понятно…
По мере того как их беседы продожались, айсберг всё более ощущал высокий
смысл в словах старика. Его «я» постепенно уменьшалось и он всё больше
чувствовал единство всей природы.
Так они дрейфовали вместе. По дороге им встречались полурастаявшие
айсберги, и все они прятались в тени ледяного исполина. Солнце жгло немило-
сердно, и никто не мог создать айсбергу тень. Слёзы ручьями текли по нему и
скатывались пo склонам, переливаясь всеми цветами радуги, но это были слёзы
радости и любви, а рядом были настоящие друзья.
Они таяли все вместе, поддерживая друг друга холодной талой водой и
любовью, а кругом кипела жизнь…
Есть отличия цинизма и эгоизма?
Цинизм-вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение.
ЭГОИЗМ-забота об одном лишь самом себе, без внимания к другим.
Разве цинисты не ищут пользу лишь для себя самого? Разве станет он делать что-то за просто так?
Valkiriya
Циники могут презирать и самих себя,но,как правило,циники заоодно и эгоисты.
Эгоист не обязательно циник.
В разной мере мы все эгоисты,но циники реже.
Все поэты хулиганы,но не все хулиганы -поэты. Что-то похожее.