Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Эгоизм естественен

Id_ego_superegoВ нашем обществе принято считать, что эгоист – это такой нехороший человек, который живет для себя. А может ли человек в здравом уме и твердой памяти по-настоящему делать хоть что-то для других? Речь не о каких-то случайных, или механических действиях, а о вполне сознательных поступках. Возможно, вам когда-нибудь приходила в голову мысль, что в конечном итоге, все-все, что мы делаем, мы делаем для себя? Возможно, эгоизм – это единственная причина нашего альтруизма? Возможно, альтруизм – просто очередная красивая функция в программе развития нашего эго?

Ну, подумайте, разве это плохо – себя любить, и делать для себя что-то хорошее? Лучше себя ненавидеть? Причинять себе боль? Губить свое тело и разум? В искренней любви к себе вы помогаете как минимум одному человеку на этом свете. И что постыдного в том, что этот человек и есть Вы? Все просто, Вы – избранный! Избранный в том, что касается Вашего отношения к себе, потому что Вы являетесь собой, а не кем-то другим. Здесь, как и во всем – хорошо все, что в меру. Если Вы живете для себя в ущерб другим, эти «другие» могут Вас наказать. Поэтому разумный человек выбирает умеренный, «разумный эгоизм».

Практичность эгоизма

Все мы знаем, что взрослому человеку полагается уметь позаботиться о себе – это обыкновенная и даже поощряемая общественностью самостоятельность. Хорошо ведь, когда человек поддерживает свое здоровье, стирает себе носки, готовит завтрак. То есть, действовать для себя – это нормально. Чем же отличается такая похвальная самостоятельность от эгоизма?

Считается, что эгоист заботится только и только о себе, ставя свои интересы выше общественных. А когда, например, взрослый человек опекает ребенка, полагают, что на сей раз он заботится о ком-то другом. Но ведь взрослый заботится о ребенке по какой-то причине? Все по прежнему практично – просто без этой заботы, ему самому станет хуже, его загрызет собственная совесть. И вот, чтобы избежать мук совести, в «программу» личного эгоизма прошивается функция заботы о ребенке. Таким образом, заботясь о другом человеке, эгоист продолжает заботиться о себе.

Дело в том, что как раз, благодаря заботе о других, мы обретаем согласие с самим собой. Ведь куда легче любить и принимать себя, будучи кем-то хорошим и достойным любви в своих же глазах. Так наша совесть работает в паре с моралью общества. Заботясь о других, продолжаем заботиться о себе. Взаимопомощь – это утонченная разновидность разумного эгоизма.

Иначе выходит как в анекдоте о праведниках, которые молятся, несут служение, стремятся попасть в рай, но оказываются в итоге в аду, потому что праведность их корыстна. А бывают ли иные праведники? На progressman.ru тему такой ханжеской духовности я разбирал в отдельной статье.

Эгоизм в чистом виде – это расчетливость в обретении личного душевного комфорта. Но дело в том, что именно этим стимулом продиктовано абсолютно каждое наше действие. Все человеческие действия – это нескончаемые попытки устроить собственную жизнь. Даже взаимовыручка и помощь другим – лишь очередной вариант организации личного душевного комфорта. Ничего другого мы никогда не делаем.

И даже чрезвычайно осознанный человек не становится идиотом. Он все так же практичен и действует исходя из своих интересов. Другое дело, что интересы его очень уж часто оказываются полезными в том числе и для окружающих.

А чем человек грубее, тем примитивней действует – бежит от страданий за кайфом, расталкивая всех на своем пути. И в этой своей грубой прямолинейности действует с каким-то почти животным простодушием. Такая практичность – на уровне первобытного строя.

Утонченная личность в свою очередь, чтобы добиться своих целей действует тонко, но все также эгоистично. Мудрость, в моем понимании – это дальновидность. Умудренный опытом эгоист способен предугадывать последствия собственных действий, поэтому его эгоизм выражается в разумных поступках – порой, в так называемом альтруизме, жертвенности и щедрости. Совершенно нормально и даже мудро, когда мы для собственного благополучия, задумываемся в том числе и о благополучии окружающих.

Доблесть эгоизма

Казалось бы, зачем подвергать сомнениям и анализу такие прекрасные потребности людей как взаимовыручка, жертвенность и щедрость? И я совсем не против благотворительности, даже если она управляется не созиданием прекрасного, а всего лишь эгоизмом и тщеславием. Но я – за честность с самим собою.

Просто все мы погрязли в неврозе болезненной ненависти к себе, которая чередуется с болезненным же самолюбием. Сколько можно ненавидеть себя? Мы подавляем собственное эго, выставляя всем напоказ красивые маски нашей, якобы «героической» личности. Нам нравится водить себя за нос, объясняя свои действия благими, а порой – высокодуховными намерениями. Ведь, «эгоизм – это плохо!», – как принято считать. Ведь надо проявлять заботу о ближних!

Но что делать, если эгоизм – это естественное выражение нашей человеческой природы? Себя ненавидеть? Помогать окружающим вынужденно сквозь зубы?

Все, что не соответствует искусственной общественной морали, принято в себе душить и подавлять поглубже, в закрома бессознательного. Напряжение копится годами. А потом люди удивляются, откуда у них в душе такие противоречивые эмоции, почему нутро раскалывает на части между виноватой покорностью и протестующей злостью. Рисуют себе на плечах ангелов и бесов, чтобы хоть как-то объяснить собственные внутренние конфликты.

Наше бедное забитое эго достойно любви, приятия и понимания. Ведь именно это мы пытаемся доказать окружающим, когда ожидаем от них одобрения и похвалы! Чтобы психика не разрывалась на части и в душе сохранялся хотя бы относительный комфорт, надо бы уметь признавать правду и позволять себе быть разумным эгоистом. Не хитрым обманщиком и тщеславным идиотом, а искренним эгоистом, который не прячется за высокую мораль, доблесть и благородство, который честно знает, чего хочет, и потому готов действовать ради общего блага.

Просто такова наша природа – эгоизм естественен. Мы не способны стать лучше, прикрывая эгоизм красивой вывеской с надписью «доблесть». Уверяя себя и других в своих якобы высоких побуждениях, формируют неуверенность в себе и в своем развитии буксует на месте.

Только честное признание и приятие того, что есть здесь и сейчас, позволяет обрести мир в душе. Признав наличие самообмана, мы движемся в сторону правды. Перемены – это спонтанное следствие честности с самим собой. Мы при этом, словно нащупываем свою текущую ступеньку, и уже видим краешек следующей. Сделать еще один шаг в развитии при этом становится простым и естественным делом.

Я – эгоист. Такова моя человеческая природа. Это – мой способ смотреть на мир и познавать его. И я не думаю, что это какое-то наказание, или какая-то «беда». Это – этап моего развития. Просто где-то на глубинном уровне все мы догадываемся, что самое важное, одновременно и самое сложное, и самое простое – это принять жизнь такой, какой она и является здесь и сейчас. Принять свой эгоизм – так сложно! И так легко!

© Игорь Саторин

В продолжение темы:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!


Рассказать друзьям:

Progressman.ru на Youtube:

110 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. alexshr, самообман наверное труднее всего принять, в этом может и есть тот самый туманчик, который закрывает нас от самих себя, и он необходим до поры до времени, потому что психика всегда находится на неком пике, когда человек может что-то принять и признать, а какие-то вещи просто не в силах. И если ему преждевременно что-то открывается, что-то такое, что он не в состоянии «переварить», тогда имеем еще одного кандидата, претендующего на звание , мягко говоря, «странненького».

  2. Мягкий, срединный путь — идеальный, ну эт на мой взгляд, конечно, т.к. экстремалов тоже хватает))))))Любые действия, чтобы что-то ускорить в себе, приводят порой к непредсказуемым последствиям. Как пример, невозможно ускорить созревание яблока, от почки до падения его с дерева, все равно плод должен пройти все этапы, чтобы это случилось.

  3. Ага,но кто то пока яблоко не созрело может разбить себе лоб об это дерево в попытке сквозь него пройти…

  4. «Если я не за себя, то кто за меня? Но если я только за себя, то зачем я?» (Гилель)

  5. >Но если я только за себя, то зачем я?

    Вот и не заботится человек о своем здоровье, например. Зачем..?
    Но вот если от него зависят дети беспомощные, то и от заболевания смертельного излечиться может

    Хотя, подозреваю, может он иногда найти смысл жизни и в том, чтобы отомстить своим обидчикам.

    Для кого это все? Для других или для себя?
    Путанный это язык. Подходит больше для бытовых разборок на тему кто кому что должен.

    Просто не может человек все время замыкаться в себе, не взаимодействовать с окружающим миром, сколько бы он себя эгоистом не называл.

    Дело не в том, что человек живет для кого-то или чего-то. Просто он должен быть живым, а не роботом или пресмыкающимся. Раз уж его создали, то eго сознание, глубина, мысли, чувства, мечты, желание — все должно быть задействовано. А иначе действительно «зачем я?»

    В словах «зачем я?» есть необходимость, вынужденность. А вот если спросить, где черпать интерес к жизни — то это уже будет немного другой вопрос..

  6. alexshr потому чел и не может не взаимодействовать с другими, что эгоист.. не будет эгоизма, тогда действительно а зачем всё?)))Тот же вопрос «Где что черпать» влечет за собой последующий — зачем черпать? Проследив сцепку опять упремся туда же. Но покааа доберешься до сердцевинки, проживая под эгидой благости и глубокопорядочности в принципе и не свою жизнь даже, а чужие, столько всяких ненужностей натворишь, что потом диву даешься )))))))
    Звучит цинично? ага))))))
    Смысл, видимо, узреть это и спокойно принять, и тогда и наступает та самая ясность. При ее отсутствии зачастую до абсурда доходит, к примеру, то самое запихивание клюквы в рот другому человеку горстями, при том, что тот любит чернику или землянику..хех, еще и приговаривая «ешь, смари, как вкусно». А потом на совершенно закономерный протест с их стороны имеем еще бОльший собственный протест: ах ты неблагодарная скотина, я тебе подушки с перинами, а ты… ну всё… щас я тебе покажу))) И при благом, казалось бы, намерении, голова, в которой все перемешано в хлам: добродетель, бизнес, любовь, дар, насилие — плохое подспорье. В том случае, если кто есть кто, и что для чего — для такой головы непосильный вопрос. Самой жизнью слой за слоем снимается пелена.
    Есть звено, побуждающее говорить или сделать именно то что намереваешься, и есть звено, которое последует после того или иного действия. И они всегда абсолютно однозначны в основе своей, остальное можно назвать шелухой, но как тяжело с ней расставаться-то, своя же, родная, «нажитая непосильным трудом» и вообще))))ууу…

  7. Ах ха ха ха….
    Не статья, а пример для демагога как подменить одно устоявшееся понятие тем, что в голову взбрело.

    Для примера приведу пару других отрицательных человеческих качеств и очень кратенько попытаюсь представить нормальными:
    Трусость это не более чем чувство самосохранения. Это нормально в случае опасности пытаться защитить себя (а кого же нам еще в первую очередь защищать) избегая эту самую опасность. А если со мной что то случится, то и помочь больше я ни кому не смогу.
    Жадность это только способ защитить себя от тяжестей окружающего мира, ведь если что то случиться то кто поможет, кроме себя самого. А если за душой ни чего нет, то и помочь себе будет не чем. А так же разве не нормально делать свою жизнь более комфортной, жизнь одна и проживать ее в грязи противоречит даже вложенным в нас самой природой инстинктам.
    Жестокость это желание превосходить другого, своего соперника в чем то. Разве не нормально победив другого, будучи сильней его, смелей, быстрей умней показать свое превосходство над ним, например, посмеявшись над ним? Весь смысл соперничества состоит в определении того кто лучше, и скрывая свою победу только своему ЭГО и можно сделать хуже, а ведь это твое. А намеренное причинение себе боли не обязательно физической называется мазохизмом.
    Эгоизм это… уже было…

    Все эти понятия это крайние формы. Трус это не тот, кто ждет на перекрестке пока загорятся зеленый свет, а потом еще и по сторонам смотрит.
    Жадный человек не тот, кто не дает денег каждому бомжу, сидящему на паперти.
    Жестокий это не тот, который не скрывает своего превосходства над кем то.
    Эгоист это не тот, кто изредка задумывается: «А что я с того получу».

    Если задаваться вопросом то тем, где находится та черта разделяющая социально приемлемое и не приемлемое поведение. И то по какую сторону я от этой черты и насколько далеко от нее. Но уж не как не смешивать понятия, а то так можно и убийцу прировнять к убийце комара и сказать, что комаров убивать нормально, а значит убийство это в норме вещей.

    Все я утолил свои графоманские порывы.

  8. Mrak, вы все правильно поняли. Все — не так однозначно, как кажется. Просто, возможно, порой не стоит так уж гордиться своими «щедростью», «смелостью», «добротой», «альтруизмом» и пр.

  9. Угу, Игорь.. многие люди пытаются себя самоидентифицировать через Я, вне контекста, который безотносителен. Они говорят, к примеру «Я добрый». Можно спросить его — К кому добрый? Это уровень открытости анахаты. Ты добрый к людям? К врагам? Или, к примеру, они провозглашают: «Я беспощадный». К кому? К врагам рейха, к своей семье? Человек говорит: «Я смелый». В сравнении с кем?
    Наверное, зная контексты, в которых проявляются наши качества, мы можем в себе их осознанно активировать, и наконец уже перестать рядиться, а начинать БЫТЬ, не КАЗАТЬСЯ.. и эгоизм здесь занимает не последнее место по части мотивирования ))) Но покаа докопаешься :)

  10. спасибо, вы очень правы. Учимся быть эгоистами. Будем верить, что природа-таки возьмет свое :)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.