Многие духовные учения учитывают относительность мира, в котором мы живем и говорят языком относительности. К абсолютным, можно отнести учение адвайты, которое в наше время стало довольно модным. Адвайта – учение, повествующее об изначальной просветленной недвойственности всего сущего. Это значит, что в мире нет ни хорошего, ни плохого, ни добра, ни зла – все едино в вечном присутствии бытия «здесь и сейчас». Поэтому некоторые современные Гуру, учителя и проповедники, а так же те, кто впечатлился их речами, говорят о бесполезности духовной практики. В этом на мой взгляд заключается одна из основных ошибок, которая уводит в строну от реального духовного развития и самопознания. Конечно, на фоне абсолютной реальности никаких ошибок никогда не было. Все это просто движение жизни, полет частиц, а в глубинном смысле – само бытие. Однако стоит отдавать себе отчет, что все эти фразы – всего лишь концепции из мира относительности. И без реального опыта, толку от них – никакого.
Абсолютное означает – совершенное безусловное законченное знание – можно представить себе это в форме некой неописуемой словами идеальной сферы. Относительное знание является сравнительным, опирающимся на уже известные факты – таким знанием оперирует каждый. Абсолют – относится к вечности, бесконечности, к тому, что является целостным и завершенным. Относительность всегда подразумевает взаимосвязь разрозненных явлений. В философии я не силен. Поэтому сразу перехожу к сущности заданной темы.
Абсолютно любое учение имеет свою относительную ценность, когда человек, способен обратить теорию этого учения в практику. А если недвойственная адвайта не поддается практике, имеет смысл прекратить себя дурачить высокими концепциями, проявить трезвость в оценке своего текущего уровня, и перейти к использованию методов доступных на текущем этапе. В противном случае лучше сразу признать, что духовная практика сама по себе не имела никакой ценности, а использовалась, как способ самолюбования.
Как пятиклассник не способен усвоить университетскую программу, так и большинство приверженцев теории адвайты лишь тешат свое самолюбие приобщенностью к высокому учению, не проживая его абсолютной сути на практике. Пятиклассник, чтобы двигаться к высшей математике сначала должен усвоить простые методы вычислений, относящиеся к его этапу обучения.
Еще один классический пример – начинающий спортсмен, который пытается поднять тяжелую штангу, в надежде стать сильней. Разумеется, чтобы стать сильней, ему нужен вес, который он способен поднять. А если сразу подходить к снаряду для продвинутых, это не только не сделает сильней, но может и привести к плачевным последствиям. Как говорится: «языком болтать – не мешки ворочать». Необходимо смотреть трезво, куда и как вас ведет ваше мировоззрение. Если топчетесь на месте, скорей всего, пора возвращаться к более простым и доступным методам.
В том, чтобы просматривать видео, ходить на лекции и читать книги мастеров – нет ничего дурного. Однако если ваша цель духовный и личностный рост, необходимо подбирать методы, которые вам более-менее понятны, и которые ведут к «реальным» результатам.
Адвайта – это молитвы для продвинутых, адресованные к самим себе. Человек, придерживающийся абсолютизирующего мировоззрения, может думать, что он есть Бог, он уже просветлен и можно просто жить и радоваться. Однако на деле такие взгляды являются всего лишь поверхностными убеждениями, которые не затрагивают глубин личности и сущности. На деле такой практик почти всегда живет примерно также, как и все мирские люди в мире относительности. Просто он повелся на иллюзорные идеи очередного мировоззрения.
Продвинутые учения – для продвинутых. Вот и все. Никаких понтов. Студент – не лучше школьника. Просто он дольше учился. А если студент считает себя крутым, значит, не усвоил школьную программу, и будет доучиваться. Знания из мира относительности важны. Абсолютно все – относительно важно.
Жестокость, черствость, холодность, слабоволие и равнодушие могут носить маску отрешенности и приверженности истине. Трезвый человек понимает и принимает себя на своем этапе развития. Необходимо уметь учитывать относительный мир. Несмотря на то, что все едино, абсолютно, а карма и грехи иллюзорны, почему-то никто из учителей не прыгает со скалы, а продолжает жить в теле по законам относительного мира. То, как просветленный видит мир – его сущность. А вот приверженец адвайты порой занимается напряженным подавлением своей сути, вытягиванием себя в образ свободного человека, продолжая отождествляться со спящим умом, увязшем в относительности.
Только приятие того, что есть здесь и сейчас позволяет продвигаться вглубь по духовному пути. Это значит, что нет смысла подгонять себя под высокие стандарты. Надо уметь быть собой со всеми своими тараканами, принимать себя как есть – по-настоящему. А модные маски продвинутых просветленных ребят – это никакая не духовность, а скорей признак невроза на почве низкой самооценки.
Учитывать относительное – не подразумевает париться о каждом своем действии. В данном контексте это значит – быть чутким и осознанным, и не рубить с плеча мечом псевдоадвайты. Пропасть пролегает между теорией и практикой. Когда важно саморазвитие и самопознание, а не приверженность «крутому» учению, человек молча практикует. А роли крутых ребят, приверженцев абсолюта, – это дорога в ад, который некоторым для обретения мудрости таки необходимо покрутить в своей голове, пока не надоест.
Сколько бы ум не изворачивался, реальность все равно упрет его носом в то, что есть. Бегать от себя в высокие концепции абсолюта, – это путь в никуда, напряженное буксование на месте, в котором человек пытается себе внушить, будто он приобщен к высоким материям. По этой теме на progressman.ru есть отдельная статья посвященная иллюзиям, в которых увязают иные искатели, когда проникаются иллюзорной природой выбора.
Необходимо принять себя, таким, каким вы и являетесь. Быть собой значит брать на себя ответственность за все свои истинные переживания в настоящий момент жизни. Не это ли медитация? Принять свой этап, принять себя – значит быть здесь и сейчас. Все по-честному. «Да, я такой». И если вы видите себя таким, каким вы и являетесь, ваша осознанность спонтанно будет постепенно растворять все лишнее. Вы есть то, что есть. Это и есть адвайта вне слов и учений.
© Игорь Саторин
П.С.
Относительное – это промежуточный оттенок в цветах радуги бытия, которая разделяется в спектры из абсолютного, белого цвета. Но, когда мы говорим, что все есть наше «Я», при этом не переживая этой абсолютной истины, мы не искренни с собою. До тех пор пока наше высшее «Я» и часть сознания, которая с ним связана напрямую, нами не осознаются, они являются для нас той сверхразумной силой, на которую опирается все наше существо. Условно, можно назвать эту силу «высшей инстанцией» нашего существа.
В качестве продолжения темы: Высшая инстанция сознания
Другие статьи по этой теме:
Ефим, ага!)
Gala, разве без мыслей вы не присутствуете? Кто знает, что мыслей нет? Кто знает, что вас нет?
Когда в медитации я погружаюсь куда-то в темноту, когда иногда мое сознание словно плывет куда-то в темноту я иногда осознаю, что есть неподвижное и неизменное, то что отмечает это движение, это присутствие, его ничто не задевает.
Gala
>>>а иначе тогда меня и нет, если мыслей нет…
смысл не в отсутствии мыслей, а неидентификации с ними.
достигается это не истреблением мыслей, а попытками воспользоваться моментами тишины, чтобы увидеть, что там «дальше, глубже», чем мысли.
а дальше алхимический процесс, который описать невозможно.
смысл его в двух словах в том, что ТО, что ЗА мыслями, проявляется и узнает само себя. сейчас это звучит как концепция, как та же непонятная «нирвана», но когда это происходит, то сомнений нет.
это точка невозврата. после этого будет все сложнее и сложнее ощущать себя привычным набором мыслей «Gala».
в целом же, если интуитивно ощущаете, что вы на правильном пути, что вам спокойно, то и беспокоиться не о чем, — все понимания придут в свое время, согласны?
Спасибо огромное за Ваш ответ, но вот меня мучает мое эгоистический страх, что как мне потом жить, если полностью произойдет разтождествление с собой, что делать моему мужу и родным, в чем смысл существования просто тела? Если уже сейчас я не чувствую себя как просто тело, то мне страшновато переходить тот рубеж, мне ясна эта концепция, но вот только вопрос, зачем тогда, когда я прийду сама к себе, зачем тогда другие воплощения или их уже не будет, а будет просто другая реальность, очень прошу Вас поясните, так как я не могу успокоиться
Gala, попробуйте следующее
сядьте, в тихом спокойном месте, одна, успокойтесь
а потом попробуйте, обратившись внутрь,
безо всяких медитаций
и борьбы с мыслями
простым языком позвать
я когда-то позвала словами «Мое высшее Я»
у вас, наверняка, есть свое «любимое словечко»
зовите как угодно, главное поймите смысл — к кому вы обращаетесь
можно просто сказать «проявись» — найдите свой язык
так вот позовите внутрь и просто подождите, ничего не делая
просто посмотрите, что получится
Мудро всё сотворило Время, и сокрыло в глубинах своих, дабы каждый ищущий был просветлён в своё время… я-время.рф
Хорошая статья! Попалась вовремя. Не далее как позавчера пришел на тусовку к эзотерикам, там один всё всех подковыривал о неочевидности использования усилий, невнятности понятий и тп. Я пытался ему как мог объяснить, что все гораздо сложнее, но кажется он не хотел слушать. Как где-то говорилось «пуленерпобиваемое эго». Я это называю прикрыться идеями для бездействия. И только потом он сказал какого учения придерживается. И что вы думаете? Верно — адвайта. :-) Но я про это учение ничего не знаю, поэтому его словами не мог оперировать. Но абсолютный и относительный уровень у него точно были попутаны.
А если у тебя смешанные чувства к религии. В моих глубинных убеждениях Бог- это кто то большой, могучий и величественный, который всегда накажет тебя, если что не так!!!!!)))))))) в таком ключе сложно воспринимать себя богом, наоборот кощунство какое то) от такой промывки мозгов можно убежать куда угодно в любую религию, а потом понять , что и в Христианстве есть много здравых зерен «полюби ближнего как самого себя» твой ближний и есть твое отражение, твоя реальность- не обязательно ради этого в церковь ходить и молиться этому страшному богу который тебя «накажет за грехи». Иисус был очень крут по моему, по крайней мере его заповеди близки моему мировосприятию, наверное «по умному» молился с детства.) А многие люди действительно любят все извращать, запугивать этим самым богом,держать в узде, конечно можно предположить, что религия была создана для подчинения людей властям и политического смирения, а не духовного развития. Пост на мой взгляд тоже очень важная вещь в христианстве, ты отказываешься от грубой пищи, чтобы укрепить свою волю и очистится не обязательно сюда приплетать бога. Но это не суть, мне интересно, если ты не веришь в молитву, но практикуешь немного йогу и медитацию, бывают дни, когда ничего не получается. и методы не работают- это нормально? нужно искать новые «попроще» (хотя не знаю куда уж проще просто медленно дышать, но это вчера получалось, а сегодня я задыхаюсь) или продолжать выбранный?
>бывают дни, когда ничего не получается
Так бывает вообще в любой деятельности. Нет поводов руки опускать. Беспокоиться на тему «то ли я делаю», имеет смысл только при долговременном застое, когда «ничего не получается», например, в течение неск. недель. Зависит от деятельности, конечно.
По моим ощущениям просветление — это непрерывный процесс, поэтому достичь его …?!:)