Многие духовные учения учитывают относительность мира, в котором мы живем и говорят языком относительности. К абсолютным, можно отнести учение адвайты, которое в наше время стало довольно модным. Адвайта – учение, повествующее об изначальной просветленной недвойственности всего сущего. Это значит, что в мире нет ни хорошего, ни плохого, ни добра, ни зла – все едино в вечном присутствии бытия «здесь и сейчас». Поэтому некоторые современные Гуру, учителя и проповедники, а так же те, кто впечатлился их речами, говорят о бесполезности духовной практики. В этом на мой взгляд заключается одна из основных ошибок, которая уводит в строну от реального духовного развития и самопознания. Конечно, на фоне абсолютной реальности никаких ошибок никогда не было. Все это просто движение жизни, полет частиц, а в глубинном смысле – само бытие. Однако стоит отдавать себе отчет, что все эти фразы – всего лишь концепции из мира относительности. И без реального опыта, толку от них – никакого.
Абсолютное означает – совершенное безусловное законченное знание – можно представить себе это в форме некой неописуемой словами идеальной сферы. Относительное знание является сравнительным, опирающимся на уже известные факты – таким знанием оперирует каждый. Абсолют – относится к вечности, бесконечности, к тому, что является целостным и завершенным. Относительность всегда подразумевает взаимосвязь разрозненных явлений. В философии я не силен. Поэтому сразу перехожу к сущности заданной темы.
Абсолютно любое учение имеет свою относительную ценность, когда человек, способен обратить теорию этого учения в практику. А если недвойственная адвайта не поддается практике, имеет смысл прекратить себя дурачить высокими концепциями, проявить трезвость в оценке своего текущего уровня, и перейти к использованию методов доступных на текущем этапе. В противном случае лучше сразу признать, что духовная практика сама по себе не имела никакой ценности, а использовалась, как способ самолюбования.
Как пятиклассник не способен усвоить университетскую программу, так и большинство приверженцев теории адвайты лишь тешат свое самолюбие приобщенностью к высокому учению, не проживая его абсолютной сути на практике. Пятиклассник, чтобы двигаться к высшей математике сначала должен усвоить простые методы вычислений, относящиеся к его этапу обучения.
Еще один классический пример – начинающий спортсмен, который пытается поднять тяжелую штангу, в надежде стать сильней. Разумеется, чтобы стать сильней, ему нужен вес, который он способен поднять. А если сразу подходить к снаряду для продвинутых, это не только не сделает сильней, но может и привести к плачевным последствиям. Как говорится: «языком болтать – не мешки ворочать». Необходимо смотреть трезво, куда и как вас ведет ваше мировоззрение. Если топчетесь на месте, скорей всего, пора возвращаться к более простым и доступным методам.
В том, чтобы просматривать видео, ходить на лекции и читать книги мастеров – нет ничего дурного. Однако если ваша цель духовный и личностный рост, необходимо подбирать методы, которые вам более-менее понятны, и которые ведут к «реальным» результатам.
Адвайта – это молитвы для продвинутых, адресованные к самим себе. Человек, придерживающийся абсолютизирующего мировоззрения, может думать, что он есть Бог, он уже просветлен и можно просто жить и радоваться. Однако на деле такие взгляды являются всего лишь поверхностными убеждениями, которые не затрагивают глубин личности и сущности. На деле такой практик почти всегда живет примерно также, как и все мирские люди в мире относительности. Просто он повелся на иллюзорные идеи очередного мировоззрения.
Продвинутые учения – для продвинутых. Вот и все. Никаких понтов. Студент – не лучше школьника. Просто он дольше учился. А если студент считает себя крутым, значит, не усвоил школьную программу, и будет доучиваться. Знания из мира относительности важны. Абсолютно все – относительно важно.
Жестокость, черствость, холодность, слабоволие и равнодушие могут носить маску отрешенности и приверженности истине. Трезвый человек понимает и принимает себя на своем этапе развития. Необходимо уметь учитывать относительный мир. Несмотря на то, что все едино, абсолютно, а карма и грехи иллюзорны, почему-то никто из учителей не прыгает со скалы, а продолжает жить в теле по законам относительного мира. То, как просветленный видит мир – его сущность. А вот приверженец адвайты порой занимается напряженным подавлением своей сути, вытягиванием себя в образ свободного человека, продолжая отождествляться со спящим умом, увязшем в относительности.
Только приятие того, что есть здесь и сейчас позволяет продвигаться вглубь по духовному пути. Это значит, что нет смысла подгонять себя под высокие стандарты. Надо уметь быть собой со всеми своими тараканами, принимать себя как есть – по-настоящему. А модные маски продвинутых просветленных ребят – это никакая не духовность, а скорей признак невроза на почве низкой самооценки.
Учитывать относительное – не подразумевает париться о каждом своем действии. В данном контексте это значит – быть чутким и осознанным, и не рубить с плеча мечом псевдоадвайты. Пропасть пролегает между теорией и практикой. Когда важно саморазвитие и самопознание, а не приверженность «крутому» учению, человек молча практикует. А роли крутых ребят, приверженцев абсолюта, – это дорога в ад, который некоторым для обретения мудрости таки необходимо покрутить в своей голове, пока не надоест.
Сколько бы ум не изворачивался, реальность все равно упрет его носом в то, что есть. Бегать от себя в высокие концепции абсолюта, – это путь в никуда, напряженное буксование на месте, в котором человек пытается себе внушить, будто он приобщен к высоким материям. По этой теме на progressman.ru есть отдельная статья посвященная иллюзиям, в которых увязают иные искатели, когда проникаются иллюзорной природой выбора.
Необходимо принять себя, таким, каким вы и являетесь. Быть собой значит брать на себя ответственность за все свои истинные переживания в настоящий момент жизни. Не это ли медитация? Принять свой этап, принять себя – значит быть здесь и сейчас. Все по-честному. «Да, я такой». И если вы видите себя таким, каким вы и являетесь, ваша осознанность спонтанно будет постепенно растворять все лишнее. Вы есть то, что есть. Это и есть адвайта вне слов и учений.
© Игорь Саторин
П.С.
Относительное – это промежуточный оттенок в цветах радуги бытия, которая разделяется в спектры из абсолютного, белого цвета. Но, когда мы говорим, что все есть наше «Я», при этом не переживая этой абсолютной истины, мы не искренни с собою. До тех пор пока наше высшее «Я» и часть сознания, которая с ним связана напрямую, нами не осознаются, они являются для нас той сверхразумной силой, на которую опирается все наше существо. Условно, можно назвать эту силу «высшей инстанцией» нашего существа.
В качестве продолжения темы: Высшая инстанция сознания
Другие статьи по этой теме:
Да уж, штука, или штучка:)
Учение Адвайта говорит о любом учении как о занозе данной человеку для того чтобы избавиться от другой занозы впившейся в ногу человека, после извлечения занозы из ноги и та , и другая заноза выбрасываются. Зачастую спасительная заноза остается у человека, ведь она избавила от боли, ей начинают поклоняться, строить храмы… игра продолжается
Иногда кажется «этого не может быть». Вот сейчас тот случай :).
Только прочитал Сатьям Надин «От луковицы к жемчужине».
Там главная идея об отсутствии свободы воли.
У меня возник внутренний вопрос — о месте практик, зачем их тогда делать?
Вспомнил про твой сайт, первый раз за полгода. Зашел — и, кто бы сомневался!
Ответ на первой странице.
Причем, в этой книжке я первый раз встретил идею прямо вот в таком виде «высшая инстанция получает драгоценный опыт ограничений».
И тут у тебя. в тех же терминах.
Триединство = личность – марионетка + сверх разум – кукловод + высшее «Я» — зритель, все три принадлежат единому, все действия исходят от единого, все действия происходят в едином.
Очень интересная статья!!!
Впрочем как и многие здесь
Вот с чтения таких материалов уже начинаешь внутренне меняться…
Вот как-то больно говорить, а говорить хочется.
Больно потому, что словно не подобрать слов. Словно со словами появляется некто. Словно словами создается этот некто. И почему-то от этого больно.
Очень трудно отвечать на чьи-то вопросы.
Словно теперь, когда отключился от претендования на то, чтобы знать, все это просто растворилось.
Вот ни там, и ни там. Ни среди «духовных», ни среди «материальных». А где? А кто?
Вот как это так — одним глазом с тем, другим с этим, одной стороной женщина, другой мужчина. Тут все важно, тут ничего.
Прошлым летом закончилась «практика». Ну просто стало невозможно что-то делать. «Я делаю практику» — сразу всплеск «я». Фигню я делаю, а не практику. Практика чего и для чего.
Не знаю, как вы, я в последние месяцы все меньше и меньше вижу себя.
И вот сейчас пишу, чтобы как-то вспомнить себя, нарисовать себя этими буквами на экране. Нет букв — нет меня.
Это все странно. Ранними утрами поиски смысла. Потом встаешь, и нормально, нормально жить без смыслов, нормально просто …
Я читаю и читаю людей. Они каждый день придумывают эти смыслы.
С одной стороны ты «идешь» туда, а с другой не идешь.
Какое-то растворение всего в последние месяцы. Вы не замечали?
Вот ведь. Мне трудно выделить «вы». Словно нужно напрягаться.
Ruta,
хотя вопрос и ни ко мне,но очень уж знакомым показалось )
Поиграйте с этим, полюбопытствуйте,пригласите «на чашечку кофе» )
Добавив расслабление, простоту, легкость и открытость.
Поиграйте ! )))
Жму Вашу руку!
Ruta, да, клёва! 8)
Насчёт «больно» не знаю, не помню, но вот ржачно — да, было и очень… XD))))
Ния,
>>>>хотя вопрос и ни ко мне,но очень уж знакомым показалось )
это было ко всем :-)
>>>>>Поиграйте с этим, полюбопытствуйте,пригласите “на чашечку кофе” )
Добавив расслабление, простоту, легкость и открытость.
Поиграйте ! )))
т.е. «проживайте это без напряжения». да, вы правы именно легкости, простоты, открытости и расслабления не хватает.
я вот пишу и стираю, пишу и стираю, оно приходит, уходит, приходит, уходит.
есть рисунок — смыло волной. и так раз за разом.
каждое желание или идея тут же размывается.
получается делать только необходимое и только к моменту, когда оно нужно. кажется, что теперь очень мало движений и слов. и это ощущается странным.
связи размываются. все, что казалось вечным (связи с родителями, например) исчезает. да, я смотрю на свою мать — и больше не чувствую прежней связи. просто человек. это странно.
зато проступают иные связи. и они по другим законам. там нет границ, к каждому можно прийти просто мыслью. и ощущения говорят, что это реально происходит.
это не страх, а может и страх. словно про все можно сказать — и да, и нет. слово «странно» подходит для всего более всего.
словно вот есть обычный фокус и так видят все люди.
а тут еще, тут же, есть другой ракурс, одновременно с первым.
один взгляд прямой, а другой как со всех сторон.
и напряжение. словно по старой памяти «у нас проблема, надо что-то делать, ведь не удалось то, то и то, нужно, что бы удалось». и это тут же уходит. и снова приходит, и снова уходит. какие-то спазмы.
воздух в руках, только воздух. загребаешь воздух. и это даже не воздух.
словно на всех местах одновременно выросли новые диковинные цветы. и ты всегда знал их, но не замечал.
все, все по-другому……………… и нет правил игры.
сквозь все прорастает иное. и то, и это здесь сразу.
да, я спазмирую. «я» спазмирую. Я.
мне очень нужно говорить об этом. спасибо вам.
>>>>Жму Вашу руку!
Я вашу тоже :-)
Ruta, порой кажется, чем больше жизнь выпьет из тебя соков, тем чище становишься. И открываешь в себе все новые, чуть более утонченные «ароматы», которые все также ровно ложатся на безусловность проекциями новой привычной реальности.)
Жизнь — очень странная «штука», а жизнь в теле «штука» — дико странная! ;)