Единственно верный путь – это путь, которым вы следуете. Все описания проходят через призму субъективности индивидуальных оценок, поэтому самого пути они касаются лишь косвенно. Следуя вербальной инструкции, практик должен выйти за пределы слов и понятий, поэтому, когда вы начинаете по-настоящему касаться реальности, то осознаете, что все ваши представления о пути не имели с ним ничего общего. Описание техники – это, своего рода, установка. В какой-то момент вы можете обнаружить, что, наконец, у вас получается то, о чем говорят учения, но при этом вы могли использовать собственную установку. На первых порах, вспоминая «правильные» слова, вы включаете определенные процессы практики. В это время концепции и подходящие книги еще могут быть полезны. Позже вы обнаруживаете самого себя в непрерывном естественном присутствии за пределами понятий без использования каких-либо искусственных методов.
В уме нормального человека присутствует непрерывное сомнение в том, что происходящее правильно. Это сомнение побуждает как бы проверять реальность, все привычные ментальные опоры путем непрерывного отвлечения на мысли. На тонком уровне это похоже на неуверенность и страх за правильность происходящего. Сомневаясь в реальности, человек вспоминает «события», непрерывно просматривает, и анализирует воображаемую реальность. Эта реальность полна конфликтов и противоречий, каждый ответ порождает все новые вопросы, во всем присутствует непрерывное разделение. Так человек погружается в сон, в реальность мысли, где его непрерывный дискомфорт и неудовлетворенность притупляются. Мысли – двойственны. Каждая с одной стороны приносит частичку удовлетворения и ответа на беспокойное сомнение, вызванное предыдущей мыслью, с другой стороны, ограничивая полное понимание, текущая мысль отражает бесконечно малую часть знания, неминуемо вызывая свою толику страха.
Когда внимание приковано к мыслям, первое, на что необходимо его перенаправить – это дискомфорт, который заставляет поглощаться этими мыслями. Этот тонкий дискомфорт в голове может напоминать некое магнитное поле, содержащее в себе беспокойство и напряжение одновременно. Для обывателя проще всего вытеснить это переживание в бессознательное, и забыться во сне разума, воображая реальность на уровне мыслей. Но на определенном этапе, когда иллюзия перестает устраивать, мы обретаем готовность увидеть все как есть.
Тонкий дискомфорт на уровне головы – это блоки, на основе которых строится эго. Этот дискомфорт – словно нервный комок между иголок, без основы – он постоянно в волнении, побуждает ум пребывать в непрерывном движении, чтобы забыться, как-то отвлечься от самого себя, найти мимолетное пристанище в мыслях. Это – причина умственного волнения.
По сути, это переживание является тонким напряжением, и устраняется, как уже ни раз говорилось, соответственно, благодаря тонкому расслаблению. Чтобы осуществить подобное расслабление вы созерцаете это переживание – причину механического мышления. Подобное смелое созерцание постепенно растворяет этот дискомфорт, успокаивая ум. Помимо прочего, в это время возникает удовлетворение от осознания того факта, что причина всей этой ментальной кутерьмы противоречий достаточно проста, и разрешима путем простого созерцания. Вы чувствуете, что проблемы – это не какие-то внешние события, а психическое напряжение, с которым можно работать напрямую.
Если вы переживаете что-то наподобие «невозможности» продолжать практику созерцания, то просто включаете ощущение этой «невозможности» в общую непрерывность наблюдаемых явлений. Сложно описать это словами. Возникает ощущение, словно вы вывернули явление наизнанку, и теперь, вместо привычного замыкания на мыслях, используете энергию дискомфорта для подпитки тонкого наблюдающего сознания. Ощущение, словно, не зная как, вы «делаете» то, что нужно – удерживаетесь в безопорном состоянии между мысленным неприятием жизни и блаженным приятием спонтанного сознания. При углублении этого состояния появляется ощущение мощного, плотного пространства над головой в котором мысли растворяются спонтанно.
На более глубоком уровне беспокойство ощущается как страх, быстротечная тонкая энергия, которую хочется отвергнуть. Проще всего от этого страха закрыться и снова уйти в обывательское мировосприятие. Но когда вы невозмутимо всматриваетесь в источник страха, прямым и открытым взором сознания, страдание уходит. Иллюзорная опора, за которой прятался ум, растворяется, страх, притупляющий восприятие уходит, и сознание расширяется. Так вы становитесь все ближе к собственной исконной природе чистого бытия. Подобных страхов у эго может быть множество и по мере практики, растворяя их, вы открываетесь истине на все более тонком и глубинном уровне, постигая таинство настоящего.
Когда мысли более-менее успокоены, вы продолжаете углублять расслабление, отыскивая причины напряжений, тончайшие волнения в теле и сознании, и растворяете их путем простого естественного созерцания – пребывания в едином потоке бытия со всеми переживаниями. Однако поиск истоков мышления не должен быть напряженным, иначе он сам становится причиной волнения. Все происходит спонтанно, без усилий, естественно. В непрерывном расслаблении нет никакого действа. Это напоминает погружение в сон – если вы пытаетесь заснуть намеренно, то лишь будоражите ум, а если позволяете телу «действовать» самостоятельно, оно выполняет свои функции наилучшим образом. То же самое касается медитации, вы отдаете себя энергии, и она все делает сама, очищает тело и сознание, устанавливает оптимальный, естественный порядок течения всех внутренних процессов. Глубокая медитация может граничить с погружением в сон. Это нормально, однако, если засыпание в медитации все же происходит, стоит временно перейти на концентрацию, и ночью спать столько, чтобы высыпаться.
Можно пробовать созерцать физическую, эмоциональную и ментальную сферу в целом, как единое «тело». При таком неразрывном осознании возникает ощущение, словно вы подвешены в реальности в точке без координат, и вокруг со всех сторон на вас мягко давит пространство. Оно вливается в вас там, где тонкие каналы чисты, вызывает вибрацию и треск там, где энергия проходит с препятствиями, и ощущение давления там, где энергия еще не может пройти. Осознавая себя таким образом, как единое целое, вы постепенно расслабляетесь еще глубже, мягко направляя внимание на остаточные напряжения и беспокойства, отпуская хватку за иллюзорные опоры снов разума.
На тонком уровне мы переходим на созерцание деятеля, то есть – на созерцание изначального источника иллюзии. Истина в том, что для естественного присутствия ничего не требуется. Мы всегда есть. Остаточное напряжение и помехи в естественном созерцании связаны с тем, что какая-то часть сознания по-прежнему пытается что-то делать, направлять, перестраивать, проталкивать. Все-все эти действия лишние. Тело формируется в утробе матери без вмешательства нашего ума. Воистину, на все воля Бога! Когда мы перестаем вмешиваться, все заботы о нашем существовании берет на себя верховная природа. Это действительно – высшая милость. Вы просто расслабляетесь и созерцаете остаточные попытки ума вмешаться, как часть собственной спонтанной непрерывности в едином потоке бытия, и в конце-концов полностью «сливаетесь» с настоящим, погружаетесь в то, что есть.
Тонкая деятельность и напряжение отвлекают от реальности, вовлекая в сны разума, в иллюзию отдельного существования. Поэтому мы отпускаем всю деятельность, позволяя быть тому, что есть. То, что есть – просто, для этого не требуются усилия, не требуются действия, истина не нуждается в опорах. Естественное присутствие – это вы, это – ваша бессмертная природа, всегда чистая и свободная. Когда вы осознаете, что усилия и беспокойства более не нужны, все ваше существо переполняется блаженством и радостью. Вы достигли своего дома. Здесь нет страхов, скуки, печали, нет ни сомнений, ни потребностей. Есть лишь свобода и ясность. Течение энергии продолжается, тело может говорить, ум читать, но у происходящего нет исполнителя. Когда нет «делающего», все делается само собою и делается наилучшим образом.
Все – спонтанная игра. Сам автор является происходящим внутри вашего сознания, он не важней, не лучше и не хуже мириад прочих явлений, которые случаются сами собою. Свобода от авторства уносит прочь все страдания. Сомнение уходит, и каждый момент наполняется естественной верой и знанием. Все – правильно, все – на своем месте. И так было всегда. На progressman.ru иллюзорности деятеля посвящена отдельная статья.
Происходящую реальность можно осознавать даже во время обыденных действий в материальном мире. Вы всегда присутствуете сейчас, и действия, как тонкие ментальные, так и физические, словно река – льются сами собой через вас, без каких-то препятствий. То, что ощущается как препятствие для осознания реальности – это те самые тонкие напряжения, неприятие жизни в какой-то из ее плоскостей. Это действительно похоже на хватку, которой человек удерживал себя из страха потерять то, чего на самом деле не существует.
Для того чтобы продолжать оставаться в настоящем – ничего не нужно. Вы уже в настоящем. Эта высшая практика – медитация спонтанного присутствия. Это настолько просто, что ум не в силах понять, но вы, тем не менее, всегда были, и являетесь высшей реальностью. Однажды осознав себя, вы запомните этот «вкус». По началу он будет проявляться как некое освобождающее пробуждение в тот момент, когда ум начинает заигрываться, и со временем, по мере успокоения тонких напряжений, реальность проявит себя как нечто совершенно естественное и простое в полной мере.
Эта интуитивная практика у каждого может происходить собственным индивидуальным путем. Не стоит принимать описание, как некое математически точное знание. Для текущего времени могут быть подобраны лишь относительно «правильные» слова, однако ваш путь – вне слов и правил.
© Игорь Саторин
Nika,
>это изменит для нас…?:)))
Изменит.
Рамана и др. учителя брали на себя много чужой кармы.
Игорь, спасибо за очень важные и полезные пояснения.
Очень помогает твоя обратная связь.
хе-хе…складно,но до конца пойдут единицы а остальные продолжат челобитный молебен и досадуя будут крутить колесо сансары!
жизнь не хитрая штука действительно проста.но как дурак будет знать?-он приложит все усилия чтоб сделать хорошо другим не сделав хорошо себе и станет президентом!
я не хотел бы слышать и упоминаний о боге!-иначе это ведь он причастен ко всему что я вижу и слышу. я,он,мы,бог,как много разделения рождающего сумбур сама идея бога создает пресенг переступить через нее-стать на путь реализации.первое что я делаю это осознаю ответственность за все что делаю и говорю!и готов научиться всему на собственной жопе без компромиссов! БОГ-это Я! Я-это БОГ! реальность-это Я! Я-это реальность!
крепитесь,держитесь,учитесь!
nobody, понимаю, и уважаю такой подход. Здесь вопрос в индивидуальном восприятии и понимании. Для большинства «Я-Бог» — либо кощунство от которого лучше закрыться, либо подпитка эго.
Весь текст — одно сплошное разделение. Здесь иначе никак. Через разделения — от больших подразделений к меньшем.
Еще момент. Если все это — я. Как я создал — это мир? Как я им управляю? Эти сомнения — могут стать труднопреодолимыми.
Конечно, все это просто установки для ума. Но если их придерживаться, мне, например ближе «нет меня, нет других, есть лишь То». Можно назвать Это Богом, можно высшим «Я». Не важно.
Тотальная ответственность — это приятие всех движений ума и распознание их спонтанной природы. На все Его Воля, мы сами — никто. В этом нет унижения. В этом — освобождение.
Опять же, здесь у нас одни разделения, как сказал Пелевин: «на самом деле, никакого самого дела — нет».)
Спасибо за статью.
Ранее не раз пытался созерцать свой ум, но во время чтения этой статьи впервые получилось (хоть и не надолго) ощутить себя, не там где мысли, а в виде какогото сгустка энергии гдето в области солнечного сплетения, хотя ощущение пространства было тоже иллюзорно, но смотреть на мысли, чуства со стороны, ощутить что это реально не мои чуства, не мои мысли, получилось в первые.
Спасибо.
(Описать словами очень тяжело, перечитал сам что написал.. несколько не напомнило то что ощутил, только чуство стороннего наблюдателя)
Повел, хороший опыт. Такие переживания устраняют сомнения и дают понимание.
Здравствуйте все! Игорь можно здесь спросить?
Сегодня впервые без всяких подпорок просидела с прямой спиной почти час, могла бы и больше, да позвонил телефон.
Вначале болела спина и очень сильно, но когда я сконцентрировала на этом месте внимание, да еще «огнем» прогнала все дискомфортные места, вся боль куда-то ушла и я почти не чувствовала тела. Я так рада, что теперь смогу медитировать сидя, как положено с прямой спиной. Раньше я просто концентрировалась в основном на дыхании лежа или полусидя.
Так вот вопрос.
Почему меня все время качало из стороны в сторону, как болванчика, ощущение, что меня нанизали на шампур как тушку, при этом цвет экрана все время менялся от голубого, фиолетового до желтого и красного. Я просто все это наблюдала, в том числе и приходящие мысли. Нужно ли что-то еще делать или энергии, как я догадываюсь сами все делают?
Извените, возможно глупости спрашиваю. НО у меня ощущение, что чего-то не хватает или я что-то упускаю.
Дуся, это работа кундалини.
Если будете продолжать, со временем может начать подкидывать в воздух. Потом пройдет.
>энергии, как я догадываюсь сами все делают?
Это точно, главное не мешать. Спрашиваете вовсе не глупости. По этой теме обязательно ознакомьтесь с книгой Свами Муктананды «Игра сознания».
Спасибо, Игорь, прям бальзам на душу.)
Я догадываласЬ, но подтвердить было некому.
Игру сознания я читала, но давно, перечитаю обязательно.
Игорь, тогда и я спрошу.))
Мне нравится практиковать осознанность или «медитировать» во время прогулок. Да и вообще, пытаюсь прибывать в ясном сознании постоянно.
Вот, иногда во время моих практик, в какой то момент, происходит весьма ощутимое воздействие на голову. Это можно описать, как слабую потерю сознания, тело начинает пошатывать и кажется, что можно упасть. В сознании происходит нечто непонятное, это как раз трудней всего описать)) Это как вспышка, более глубокого понимания, что ли, происходит даже некий шок, удивление.
Всё это происходит практически одновременно и длится сек 5, не больше.
Что можете сказать об этом?