Единственно верный путь – это путь, которым вы следуете. Все описания проходят через призму субъективности индивидуальных оценок, поэтому самого пути они касаются лишь косвенно. Следуя вербальной инструкции, практик должен выйти за пределы слов и понятий, поэтому, когда вы начинаете по-настоящему касаться реальности, то осознаете, что все ваши представления о пути не имели с ним ничего общего. Описание техники – это, своего рода, установка. В какой-то момент вы можете обнаружить, что, наконец, у вас получается то, о чем говорят учения, но при этом вы могли использовать собственную установку. На первых порах, вспоминая «правильные» слова, вы включаете определенные процессы практики. В это время концепции и подходящие книги еще могут быть полезны. Позже вы обнаруживаете самого себя в непрерывном естественном присутствии за пределами понятий без использования каких-либо искусственных методов.
В уме нормального человека присутствует непрерывное сомнение в том, что происходящее правильно. Это сомнение побуждает как бы проверять реальность, все привычные ментальные опоры путем непрерывного отвлечения на мысли. На тонком уровне это похоже на неуверенность и страх за правильность происходящего. Сомневаясь в реальности, человек вспоминает «события», непрерывно просматривает, и анализирует воображаемую реальность. Эта реальность полна конфликтов и противоречий, каждый ответ порождает все новые вопросы, во всем присутствует непрерывное разделение. Так человек погружается в сон, в реальность мысли, где его непрерывный дискомфорт и неудовлетворенность притупляются. Мысли – двойственны. Каждая с одной стороны приносит частичку удовлетворения и ответа на беспокойное сомнение, вызванное предыдущей мыслью, с другой стороны, ограничивая полное понимание, текущая мысль отражает бесконечно малую часть знания, неминуемо вызывая свою толику страха.
Когда внимание приковано к мыслям, первое, на что необходимо его перенаправить – это дискомфорт, который заставляет поглощаться этими мыслями. Этот тонкий дискомфорт в голове может напоминать некое магнитное поле, содержащее в себе беспокойство и напряжение одновременно. Для обывателя проще всего вытеснить это переживание в бессознательное, и забыться во сне разума, воображая реальность на уровне мыслей. Но на определенном этапе, когда иллюзия перестает устраивать, мы обретаем готовность увидеть все как есть.
Тонкий дискомфорт на уровне головы – это блоки, на основе которых строится эго. Этот дискомфорт – словно нервный комок между иголок, без основы – он постоянно в волнении, побуждает ум пребывать в непрерывном движении, чтобы забыться, как-то отвлечься от самого себя, найти мимолетное пристанище в мыслях. Это – причина умственного волнения.
По сути, это переживание является тонким напряжением, и устраняется, как уже ни раз говорилось, соответственно, благодаря тонкому расслаблению. Чтобы осуществить подобное расслабление вы созерцаете это переживание – причину механического мышления. Подобное смелое созерцание постепенно растворяет этот дискомфорт, успокаивая ум. Помимо прочего, в это время возникает удовлетворение от осознания того факта, что причина всей этой ментальной кутерьмы противоречий достаточно проста, и разрешима путем простого созерцания. Вы чувствуете, что проблемы – это не какие-то внешние события, а психическое напряжение, с которым можно работать напрямую.
Если вы переживаете что-то наподобие «невозможности» продолжать практику созерцания, то просто включаете ощущение этой «невозможности» в общую непрерывность наблюдаемых явлений. Сложно описать это словами. Возникает ощущение, словно вы вывернули явление наизнанку, и теперь, вместо привычного замыкания на мыслях, используете энергию дискомфорта для подпитки тонкого наблюдающего сознания. Ощущение, словно, не зная как, вы «делаете» то, что нужно – удерживаетесь в безопорном состоянии между мысленным неприятием жизни и блаженным приятием спонтанного сознания. При углублении этого состояния появляется ощущение мощного, плотного пространства над головой в котором мысли растворяются спонтанно.
На более глубоком уровне беспокойство ощущается как страх, быстротечная тонкая энергия, которую хочется отвергнуть. Проще всего от этого страха закрыться и снова уйти в обывательское мировосприятие. Но когда вы невозмутимо всматриваетесь в источник страха, прямым и открытым взором сознания, страдание уходит. Иллюзорная опора, за которой прятался ум, растворяется, страх, притупляющий восприятие уходит, и сознание расширяется. Так вы становитесь все ближе к собственной исконной природе чистого бытия. Подобных страхов у эго может быть множество и по мере практики, растворяя их, вы открываетесь истине на все более тонком и глубинном уровне, постигая таинство настоящего.
Когда мысли более-менее успокоены, вы продолжаете углублять расслабление, отыскивая причины напряжений, тончайшие волнения в теле и сознании, и растворяете их путем простого естественного созерцания – пребывания в едином потоке бытия со всеми переживаниями. Однако поиск истоков мышления не должен быть напряженным, иначе он сам становится причиной волнения. Все происходит спонтанно, без усилий, естественно. В непрерывном расслаблении нет никакого действа. Это напоминает погружение в сон – если вы пытаетесь заснуть намеренно, то лишь будоражите ум, а если позволяете телу «действовать» самостоятельно, оно выполняет свои функции наилучшим образом. То же самое касается медитации, вы отдаете себя энергии, и она все делает сама, очищает тело и сознание, устанавливает оптимальный, естественный порядок течения всех внутренних процессов. Глубокая медитация может граничить с погружением в сон. Это нормально, однако, если засыпание в медитации все же происходит, стоит временно перейти на концентрацию, и ночью спать столько, чтобы высыпаться.
Можно пробовать созерцать физическую, эмоциональную и ментальную сферу в целом, как единое «тело». При таком неразрывном осознании возникает ощущение, словно вы подвешены в реальности в точке без координат, и вокруг со всех сторон на вас мягко давит пространство. Оно вливается в вас там, где тонкие каналы чисты, вызывает вибрацию и треск там, где энергия проходит с препятствиями, и ощущение давления там, где энергия еще не может пройти. Осознавая себя таким образом, как единое целое, вы постепенно расслабляетесь еще глубже, мягко направляя внимание на остаточные напряжения и беспокойства, отпуская хватку за иллюзорные опоры снов разума.
На тонком уровне мы переходим на созерцание деятеля, то есть – на созерцание изначального источника иллюзии. Истина в том, что для естественного присутствия ничего не требуется. Мы всегда есть. Остаточное напряжение и помехи в естественном созерцании связаны с тем, что какая-то часть сознания по-прежнему пытается что-то делать, направлять, перестраивать, проталкивать. Все-все эти действия лишние. Тело формируется в утробе матери без вмешательства нашего ума. Воистину, на все воля Бога! Когда мы перестаем вмешиваться, все заботы о нашем существовании берет на себя верховная природа. Это действительно – высшая милость. Вы просто расслабляетесь и созерцаете остаточные попытки ума вмешаться, как часть собственной спонтанной непрерывности в едином потоке бытия, и в конце-концов полностью «сливаетесь» с настоящим, погружаетесь в то, что есть.
Тонкая деятельность и напряжение отвлекают от реальности, вовлекая в сны разума, в иллюзию отдельного существования. Поэтому мы отпускаем всю деятельность, позволяя быть тому, что есть. То, что есть – просто, для этого не требуются усилия, не требуются действия, истина не нуждается в опорах. Естественное присутствие – это вы, это – ваша бессмертная природа, всегда чистая и свободная. Когда вы осознаете, что усилия и беспокойства более не нужны, все ваше существо переполняется блаженством и радостью. Вы достигли своего дома. Здесь нет страхов, скуки, печали, нет ни сомнений, ни потребностей. Есть лишь свобода и ясность. Течение энергии продолжается, тело может говорить, ум читать, но у происходящего нет исполнителя. Когда нет «делающего», все делается само собою и делается наилучшим образом.
Все – спонтанная игра. Сам автор является происходящим внутри вашего сознания, он не важней, не лучше и не хуже мириад прочих явлений, которые случаются сами собою. Свобода от авторства уносит прочь все страдания. Сомнение уходит, и каждый момент наполняется естественной верой и знанием. Все – правильно, все – на своем месте. И так было всегда. На progressman.ru иллюзорности деятеля посвящена отдельная статья.
Происходящую реальность можно осознавать даже во время обыденных действий в материальном мире. Вы всегда присутствуете сейчас, и действия, как тонкие ментальные, так и физические, словно река – льются сами собой через вас, без каких-то препятствий. То, что ощущается как препятствие для осознания реальности – это те самые тонкие напряжения, неприятие жизни в какой-то из ее плоскостей. Это действительно похоже на хватку, которой человек удерживал себя из страха потерять то, чего на самом деле не существует.
Для того чтобы продолжать оставаться в настоящем – ничего не нужно. Вы уже в настоящем. Эта высшая практика – медитация спонтанного присутствия. Это настолько просто, что ум не в силах понять, но вы, тем не менее, всегда были, и являетесь высшей реальностью. Однажды осознав себя, вы запомните этот «вкус». По началу он будет проявляться как некое освобождающее пробуждение в тот момент, когда ум начинает заигрываться, и со временем, по мере успокоения тонких напряжений, реальность проявит себя как нечто совершенно естественное и простое в полной мере.
Эта интуитивная практика у каждого может происходить собственным индивидуальным путем. Не стоит принимать описание, как некое математически точное знание. Для текущего времени могут быть подобраны лишь относительно «правильные» слова, однако ваш путь – вне слов и правил.
© Игорь Саторин
https://progressman.ru/2009/03/illyuziya-vybora-i-spontannaya-deyatelnost-uma/
я ниче не понял
пережевание затухает при направленном созерцании.. а если это физический недуг, например болит голова?
пробовал во время медитации созерцать небольшой очаг боли в голове. боль успокаивалась и скоро совсем растворилась. а если боль побольше? например зуб болит?:) или это уже без таблеток никак?
Зависит напрямую от силы созерцания. Растворение физической боли — это продвинутая практика.)
Зачем созерцать боль?…
Может принять таблетку и наблюдать, как боль проходит.
Игорь, спасибо за статью:)))
Хороший вопрос. А зачем созерцать боль?
1. Правильно, Nika, можно выпить таблетку и наблюдать, так я делаю, если есть сильное напряжение и не получается расслабиться.
Интересно, что таблетка может мне даже и не помочь, если не наступает фаза расслабления…
2. Как я поняла Игоря,созерцание – это внимательное наблюдение в расслабленном состоянии…. тогда таблетка не нужна.
Можно и так (1) и так (2).
Таблетка — не лучший вариант. Иногда медикаментозное вмешательство — благо. Но чаще всего — это лечение симптомов.
Корень болезни — напряжение на тонком плане.
Если получается растворить боль в расслаблении, можно вылечить даже то, что «не лечится».
Здесь важно хранить равновесие, учитывать свой уровень трезво, и действовать без фанатизма.
Да, Игорь раслобление-очень хорошо помогает при боли оставаться осознанным,…Хотя может и наоборот, когда осознан, тогда и напряжения нет.
Рамана Махарши, да и еще многие просветленные болели и умерли от рака.
Если мы найдем и уберем, корень болезни — напряжение на тонком плане, что это изменит для нас…?:)))
В аду очень сложно оставаться осознанным, если она не развита в обычных условиях. Когда я болен, у меня жар, болит зуб — мне не до осознанности, если ее уровень слаб