Просветление – главная цель в большинстве духовно-эзотерических учений.
Просветление – это наивысшее озарение, осознание сути жизни как таковой. Просветление устраняет неведение, иллюзии ума, расширяет сознание, и освобождает от психологических страданий. Более подробное описание далее рассматривается на примерах прямых и косвенных методов достижения просветления.
Прямые методы достижения просветления
Это лучшие, простые, мгновенные методы. Прямые методы исключают буфер ментального понимания, размышления и теоретизирования. Прямые методы просветления не связаны с обучением в школах, сектах, на семинарах, у гуру, учителей и наставников. Все это игры ума. Прямые методы – для тех, кто честен с собою на все сто. Далее по порядку описание прямых методов просветления.
Осознание настоящего подразумевает прямое восприятие жизни здесь и сейчас. Обыватель при ознакомлении с этим методом просветления начинает представлять то, что он делает, или только что делал. Это отклонение от метода.
Осознание настоящего – это непрерывное, естественное восприятие того, что есть прямо сейчас. Это не поиск чего-либо, но если таковой присутствует, – это осознание поиска, как одной из линий рисунка настоящего момента. В идеале объектом восприятия действительно становится сам настоящий момент между прошлым и будущим.
Можно условно сказать, что быть в настоящем моменте, быть настоящим – свойство нашего Высшего «Я». Если Вы осознаете настоящее, фокус отождествления смещается на зрителя жизни.
Если осознание настоящего момента происходит непрерывно, жизнь «схлапывается» сама в себе, и ты видишь, что сейчас есть бескрайнее присутствие в невесомой вечности, где происходит нечто за пределами будущего и прошлого. Сейчас есть само бытие, безграничное пространство сознания. Это – первичная основа всего. Это бытие и есть само осознание и жизнь как таковая. Все воспринимаемые объекты и формы происходят в нем, как нечто глубоко вторичное и равнозначное.
Приятие настоящего – по сути то же, что и осознание настоящего, но при помощи тонкой грани «впускания» в свое сознание того, что есть прямо сейчас. Психика закрывает ум от большинства ощущений, которые в итоге формируют подсознание.
Приятие настоящего – это полное раскрытие всему, что есть здесь и сейчас. Собственное сознание при этом ощущается, как чистый сосуд и проводник всех явлений. В идеале осознаешь все, как единое нераздельное явление. А если где-то остается сопротивление, оно растворяется. Все просто происходит.
Просветление – это тотальное приятие. Даже если что-то ощущается как препятствие, – это лишь форма очередной ступеньки на пути.
Расслабление в естественном присутствии – по сути то же, что осознание и приятие настоящего. С другой стороны, это еще одна тонкая грань постижения жизни. Неприятие настоящего закрывает от осознания настоящего. Возникает это неприятие из-за напряжения на всех уровнях психики. Напряжение устраняется расслаблением. И это не сон, а прекращение сопротивления настоящему.
При этом все телесные ощущения воспринимаются, как уплотнения в пустоте пространства сознания. Важно научиться расслабляться из самого источника напряжения. Приятие и расслабление – две грани одного и того же процесса просветления.
Расфокусировка сознания – еще одна грань просветления. Повседневное внимание сосредотачивается умом в напряженных иллюзиях прошлого и будущего. Самая утонченная фокусировка ума создает привычную самоидентификацию – наше эго. Переживается она в области затылка, горла и на глубинном уровне в области груди. Расфокусировка приводит к растворению этих напряженных сгустков психической энергии. И тогда болезненные напряжения и «зловредная вертлявость ума» проходят.
Сначала ощущаешь, как в присутствии привычного «я» проявляется ощущение пространства, на фоне которого барахтаются напряжения. Затем по мере расфокусировки, привычное «я», казавшееся чем-то непробиваемо плотным и основательным, начинает давать брешь, через которую просачивается утонченная энергия сознания. Тотальная расфокусировка тождественна полному расслаблению, приятию, растождествлению и просветлению.
Осознание зрителя жизни – тончайшее «движение», которым переносишь фокус внимания с мира форм и ощущений на самого зрителя, воспринимающего жизнь. Бытие, осознание, наблюдение, присутствие – все это описание его сути, его единственного свойства, которое выражается ограниченными словами во многих аспектах.
Обоняние, осязание, вкус, зрение и слух – инструменты восприятия. Кто использует эти инструменты? Где стыкуются эти пять нитей восприятия жизни? Тот, кто смотрит на жизнь прямо сейчас – и есть вечный зритель жизни. Он есть всегда. Меняются формы. Просветление – это осознание своей сути как непрерывного свободного присутствия.
Разоблачение выбора – еще одна грань просветления. Личность – это набор выборов проходящих через сознание в настоящем. Выбор рождается неприятием настоящего. Личность напряжена в настоящем, поэтому избегает его, выбирая иллюзорное будущее.
Чтобы устранить иллюзию выбора, делаешь невероятный для личности шаг, и оборачиваешь взор на выбирающего. Смотришь, где и как выбирающий делает свое дело – творит иллюзию человеческой жизни. Ничего делать, или выбирать при этом не нужно. Просто смотришь, как происходит то, что происходит. Тогда открывается великая спонтанность.
Этот метод ранее нигде не встречал, он открылся сам собою во время медитации. И сейчас считаю его одним из самых эффективных. Иллюзия выбора – одна из центральных опор неведения, порождающая иллюзию существования отдельной маленькой личности. По этой теме на progressman.ru имеется ряд статей под тегом «выбор».
Самоотдача – другая одна грань просветления. Отдаешь все, что есть. Не в материальном смысле, а в сущностном. Самоотдача происходит неактивно, без усилий и потуг, в расслаблении. Можно сказать, что этот метод просветления – грань расслабления, в которой отпускаешь хватку за происходящее здесь и сейчас.
Созерцание настоящего. Как правило, начинается с концентрации внимания на любом объекте. Метод отличается от «осознания зрителя жизни» акцентом на созерцании как таковом. Суть этого метода просветления в том, чтобы сделать процесс созерцания основным и непрерывным. Тогда фокус самосознания переносится на Высшее «Я». Восприятие как таковое является свойством Высшего «Я». Когда созерцаешь то, что есть, высшее «Я» как бы «активируется». Просветление – это проявление созерцательного начала жизни. Это и есть истинная медитация. В идеале созерцание объекта происходит без концентрации, как нечто предельно естественное.
Осознание того, кто ты есть – метод просветления Раманы Махарши. В основе метода стоит вопрос: «кто я?». Задаешь вопрос один раз, с ясным осознанием смысла этого вопроса. Затем переносишь внимание на ощущение «я есть». Если «я» есть, то его можно как-то ощутить. Что такое «я»? Кто «я»? Словесный ответ ничего не значит. Необходимо пережить, кто ты есть на самом деле. Постижение «Я» – это постижение реальности.
Все эти методы – разные грани одного и того же процесса. В силу уникального опыта разным людям открываются различные проходы к просветлению.
Косвенные методы достижения просветления
Эти методы, как правило, связаны с переменами в энергетике, очищением ума, подготовкой тела и психики к ясному сознанию. Разделение на прямые и косвенные методы – условное. Иногда прямые методы становятся косвенными, а косвенные прямыми, в зависимости от готовности сознания.
Подъем энергии – это переживание пробуждения застоявшейся энергии. Может быть вызвано энергетическими упражнениями, и в особо удачных случаях устраняет ментальные блоки, очищает ум и просветляет сознание. Сюда входят практики крийя-йоги, кундалини-йоги, работа с энергетикой и др. эзотерические практики.
Шактипат, или дикша – духовное посвящение. Как правило, дается наставником, гуру, или мастером. В особо удачных случаях дает мгновенное расширение сознания и просветление. Чаще дает переживание озарения, которое сеет «зерно» просветления. Если посвященный бережет энергию, зерно прорастает и со временем лотос сознания раскрывается и расцветает.
Срединный путь. Проповедовал Будда. В моем понимании этот путь к просветлению – интуитивное, расслабленное обретение равновесия в каждое новое мгновение жизни. Кастанедовский Дон Хуан образно говорил, как человек знания идет по жизни «слегка ко всему прикасаясь». Этому пути помогает осознанное, чуткое восприятие жизни. Не напрягаешься, не спишь, позволяешь реальности случаться. При этом, как ни парадоксально, обретаешь способность прилагать усилия, на которые суетный и напряженный ум просто не способен.
Неделание – метод просветления Карлоса Кастанеды. Восприятие мира – это тонкое усилие в сознании. Привычным делаешь мир в своем уме. Неделание – это прекращение «усилия» по созданию индивидуальной реальности. Тогда привычные явления обнажают свою сущность. Начинаешь ощущать происходящее, как игру энергии. А на более тонком уровне – как чистое сознание.
Сверхусилия – метод просветления Георгия Гурджиева. Это один из самых сложных методов на грани жизни и смерти. Гурджиев говорил о том, что в человеческом теле есть что-то наподобие бытовых аккумуляторов. Когда их энергия израсходована, человек валится с ног. Но если в это время сделать рывок, сверхусилие, то сознание переключается на глубинный, почти неистощимый источник энергии, и ты продолжаешь двигаться.
Когда подкатывает смертельная усталость, делаешь еще один рывок и с глубинного источника энергии, переключаешься на причинный источник. При этом активируется сверхтонкое сознание. Метод крайне опасен для самостоятельной практики.
Страдания. Закаляют и развивают душу. Это всем известно. Страдания – один из главных стимулов для истинной отрешенности. Отрешенность от преходящих явлений приводит к истине и просветлению. Многие святые шли на сознательные страдания, чтобы взрастить духовные качества.
Ни в коем случае страдать не призываю. Можно ограничиться таким пониманием, что уже пережитое не было бесполезным.
Унижение. Один из мощных стимулов для капитуляции эго и чувства собственной важности. Унижение и гордыня идут рука об руку. На этом маятнике базируется невротичная самоидентификация. Опять же, не призываю унижаться – достаточно относиться к собственной персоне проще: признавать и принимать себя реального, и не забегать вперед, приукрашивая реальность.
Исповедь, перепросмотр, ведение дневника, психотерапия – эффективные методы очищения ума. Светские мемуары – не в счет. Для работы на просветление, необходимо проговаривать искренне все собственные страхи, высвечивать все, что было подавлено, и отправлено в багаж бессознательного.
Размышление о запредельном: о Боге, о вечности и бесконечности, о любви, об истинном «Я» – также, считается одним из методов прояснения сознания и просветления. Если размышляющий старается прочувствовать тему своих размышлений, его внимание отрывается от теорий, и прикасается к этим глубинным пластам жизни на практике.
Карма-йога – это работа без ожидания результата. Ум расчетлив, и если делаешь что-то для других без личной выгоды, хватка эго ослабляется. В идеале карма-йога выполняется с полным погружением сознания в настоящий момент, без целей в будущем. Созерцание настоящего – один из прямых методов просветления. Созерцание в движении – высший пилотаж в практике просветления. Истинная карма-йога – это, как говорил Свами Вивекананда, – сведение цели и средства воедино.
Безусловная любовь считается лучшим методом духовного преображения и просветления. Этот метод открывается, приближенному к святости. Безусловная любовь не знает неискренности и обмана. Это любовь к самой жизни. В идеале на таком пути погружаешься в блаженство, и оставляя все разделения, отдаешься этому переживанию без остатка.
Сомнения
Есть мнение, что просветления достичь невозможно. Кто-то говорит, что просветление нужно заслужить, или «получить» от мастера. Но тогда речь заходит о том, какие существуют методы для этого «получения». Как правило, все сводится к передаче своих ресурсов и времени школам, где страждущие оказываются в зависимости от гуру, прослужив которым долгие годы, у них вроде как, появляется шанс просветлеть.
Иной вариант – заплатить огромные деньги за посвящение, и тогда, если ум не зайдет за разум, опять же, появляется шанс просветлеть «на халяву».
Кто-то говорит, что просветление просто «случается» за пределами методов и практик. Разумеется это так. Но прежде этого человек проходит какой-то путь. И чащего всего именно такой путь называют духовным. Неважно как, неважно в прошлой, или нынешней жизни. Путь включает в себя все происходящее.
Кто-то говорит, что все и так просветлены: не к чему стремиться, нечего достигать. Но чего стоят эти слова? Почему бы и нет? Жизнь праведная, или жизнь практика – ни чем не хуже обыденной, наполненной противоречиями и суетой.
Другие говорят, что просветление доступно лишь Буддам, которые приходят раз в тысячелетие, а то и реже, и простым смертным истины не видать. Так звучит голос сомнения в себе и своих силах, голос ума, пребывающего в оковах концепций.
Люди склонны верить, что чем, серьезней они воспринимают жизнь, тем ближе такое восприятие к действительности. Однако серьезность эта состоит из иллюзорных мыслей и эмоций, проецирующих субъективные картины ума на реальность, не имеющую с этими проекциями ничего общего.
В этой статье, выражая, субъективное мнение, я утверждаю, что просветление достигается, и для этого существуют подходящие методы. Пусть все относительно, и достижение иллюзорно. Но иначе и говорить не о чем.
Понимаю, что для освещения заявленной темы все-таки необходимо быть членом всемирной ассоциации просветленных мастеров, коим я не являюсь. Поэтому здесь, как и везде, я поступаю хитро, и ни в коем случае не настаиваю на окончательной истинности слов и эффективности «методов».
Пусть каждый поверит своему опыту, и удостоверится в том, что истина есть. Пусть каждый лично удостоверится в том, что он/она ЕСТЬ. Кому-то потребуются школы и учителя, кому-то хватит личной усердной практики, кому-то – простого ознакомления с темой, и прямого взгляда на то, что есть здесь и сейчас.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Коробка переключения скоростей на пути к пробуждению — степень искренности, отдачи на милость природе. Если постоянно притворяться и делать половинчатые движения к истине а затем отменять их, так может не хватить времени одной жизни на пробуждение. Все виды удовольствий черпают свою силу всего лишь из использования силы источника через дальних посредников. Это как пить воду вытягивая её через почву, когда рядом есть родник. Потому я считаю, что пока человек не стал пробуждённым, все остальные дела, кроме пробуждения всегда будут на втором месте. Весь образ жизни непробуждённого человека это сиюминутное хобби, каким бы важным оно не казалось. Настроящая работа, это пробуждение. Так же, мощность того что пробивается к свободе напрямую зависит от того, сколько сил души или энергии Кундалини есть на данный момент и в каком она состоянии. Для того чтобы обеспечить наибольшую мощность, нужно отдать душе всю её силу. То есть отказаться от всех видов удовольствий. Тогда у неё хватит сил создать что-то иное, что и является её природным свойством. Человеку на пороге пробуждения, нужно отказываться от попыток выглядеть сильным деятелем. Без каких либо причин на то, просто отказываться, отпускать образы, расслаблять надуманную силу в выросшую из земли и подчинённую небу слабость. Так же отказываться без каких либо причин от чувств и памяти по отношению к вещам. Доверять Небу, быть ребёнком Неба, слушать Небо. Всё отпускать. Не помнить вещи. Почему мы делаем это без причины ? Для прохождения внимания и энергии души через Агию чакру, они должны стать единым целым без недостатка или избытка. Это тонкая дверь, «толщиной в душу». То есть никаких образов и эмоций. Ничего лишнего. Это высокий уровень мастерства. На этом уровне в медитации мысли появляются всё реже или просто отсутствуют во внимании. В таком состоянии мы просто ждём, пока силы души найдут путь к Святому Духу (к своей Маха части). Когда мы ищем причины для действий мы изображаем «хвост который пытается вилять собакой». А проще, «причина», это добавка образов и эмоций к действию души и как следствие блокировка Агии чакры. Если мы доверимся учённым и проследим эволюцию нервной системы. Мы ясно увидим, что центры и слои мозга отвечающие за абстрактное мышление и построение речевых конструкций проявились намного позже, чем возникла сама жизнь. И ведОмо их построение жизнью, без причин и смыслов. Так что сначала жизнь, потом (жизнь создаёт) речь, понимание и обоснования. Для познания тайны жизни нам нужно отказаться от удобного взгляда в последствия и развернуть лицо ко второй части жизни — полной неизвестности, что направляет рождение. Иначе мы похожи на машиниста поезда, который смотрит назад и пытается управлять направлением движения по местности, которая осталась далеко позади.
PS: Вот как то так. Степень искренности и доверие результатам собственной практики без предшествующих причин. Тут я делюсь своим опытом, иногда пользуясь формами, которые создали другие люди. Но это всё тот же личный опыт. Я написал это нуждающимся, тем кому нужно что-то другое, желаю найти это другое. Здоровья.
Когда-то смотрел на путь так же. Вроде как, пробуждение — самое главное, надо бы посвящать ему себя всего.
В таком подходе не может быть полной искренности. Он неизбежно идеалистичен, воздвигает на первое место мечту, оправдывает ее, и отторгает естественные тенденции души, которые могут вести по иным направлениям. Духовный опыт здесь будет неизбежно чередоваться внутренними конфликтами и жесткой ломкой. А итоговый результат может быть каким угодно. Без всяких гарантий.
Нет ничего запретного и ужасного в том, чтобы проживать жизнь обычного непросветленного смертного. Приятие себя как есть, признание своих реальных мотивов и желаний, включает вкус к жизни и пробуждает осознанность ни чуть не меньше. Без всякого подавления.
Полностью согласна. Проживать то, что вселенная через тебя хочет переживать, не прячась за духовный поиск с целью достичь например просветления. Все есть проявление Единого и научиться видеть это и есть путь.
Игорь, я не давал оценок. Я дал инструменты и сказал, что дорога в ад ведёт в ад, а дорога в рай ведёт в рай. «Богу — богово, Кесарю — кесарево». Это ни хорошо и не плохо, просто одна в рай, другая в ад. В общем то это одна дорога и мы идём по ней либо в одну сторону либо в другую. Не скажу какая из них «лучше». Я говорю об искренности видеть куда мы направляемся в данный момент. О способности отличать. Я дал как инструмент искренность и веру результатам практики и если этим пользоваться, это исключает двойственность и слепую веру в идеи. В том числе и в идею о важности просветления.
PS: первоначальное основное намерение этого моего поста, напомнить о честности с самим собой. Это я к тому, что прочитав ваш ответ я не увидел там своих намерений. Возможно, вам стоит позволить себе стать просветлённым. Это не так уж и плохо.
Матвей, я не говорил, что вы оцениваете. Вы по сути идеализируете просветление, и умом готовы себя всего ему посвящать. Именно умом — это явно ощущается. А сущность ваша может быть увлечена совершенно другими вещами. С куда большей вероятностью такой подход искусственного вытягивания себя к цели заводит к апатии, а не к просветлению. Не подумайте, что это какая-то критика, скорей (ни разу необязательное для уразумения) предостережение.
Идеализация в моём понимании, это и есть оценивание (дача сравнительных оценок важности разных проявлений одной жизни). Когда мы одно ставим выше другого. Я лишь написал комментарий к статье о просветлении. Дал ключ к прохождению определённых блокировок. В каком месте вы увидели, что я обесцениваю важность «жизни обычного непросветленного смертного» ?
Да, именно так. Просветление в вашем уме — самое важное. Пускай не для всех, но для вас лично — это так. Если считаете, что я вас понял неправильно, на этом лучше дискуссию и завершить. У меня нет потребности вас копать.
Игорь, в моём уме, как и в других умах (предполагаю) всё, самое важное. Это не значит что всё нужно излагать другим. Попробую ответить в режиме зеркала (развернуть к вам проекцию вашего комментария). — «Да, именно так. Я подавляю идею просветления в собственном уме. Пускай другие считают это чем то важным, но я уверен что — оно малозначительно. Если окажется, что я не понял значение ситуации , я был бы рад прекращению дальнейшего разбора. Я избегаю себя копать.»
PS: Игорь, вспомните кто и в какой момент помог вам подавить идею того, что вы достойны просветления. Я в своё время выбросил такие книги и попрощался с такими «гуру». Как бы это не звучало эгоистично, но перед полным пробуждением необходимо стать для себя самым великим «гуру» всех миров и вселенных. Отношения Бога и человека это интимное, перед пробуждением, нужно покинуть всех «внешних» гуру. Что касается меня, наш разговор означает что мне нужно уделить больше времени своим делам. Чем я сейчас и займусь. Здоровья.
«Игорь, вспомните кто и в какой момент помог вам подавить идею того, что вы достойны просветления.»
Матвей, вы не понимаете Игоря. Для него уже просто неактуальны ваши сегодняшние важности, он в другом состоянии. Это Вам бы к нему прислушаться, но вы сейчас не сможете, ну и ничего страшного. Всё в свое время. Я вот тоже кое-что никак не могу услышать. Ничего, услышу когда-то.
Алена, Матвей, когда наиграешься во все эти игры хочется просто все отпустить, ВСЕ…
Отвечу в комментариях не по теме статьи.
Матвей Петрачков и Игорь Саторин, ребята, в споре рождается истина, зачем спор воспринимается как нечто негативное и вообще зачем останавливать и избегать споров? ведь это иной вид разделения, спорить плохо, а не спорить — хорошо. Нужно было обеим продолжить, можно было мирно просто подискутировать, но если начинается ссора понятное дело что вмешалось эго и чувство достоинства. Подискутировали бы во благо, и мы бы чего полезного почерпнули
О споре ни слова не говорили. С кем-то вы нас перепутали.
Сильный посыл, Матвей, спасибо.
Понравилось как сказал Р. Спайра: «Просветление можно определить как отсутствие сопротивления тому, что
есть, близость со всем, что происходит, без всякого отрицания или
желания что-то изменить в происходящем; такая близость, в которой нет
места для того, чтобы Я отделилось от всего остального, стояло в стороне
и смотрело на ситуацию словно извне, оценивая происходящее как хорошее
или плохое, достойное или не достойное, правильное или неправильное,
желательное или нежелательное; такая близость, в которой нет места и нет
времени для тела и отдельной личности внутри него, а есть лишь
безграничность, пронизывающая все поле осознавания; такая близость, где
нет «меня» внутри и нет никаких объектов снаружи, а есть лишь
непрерывное восприятие и переживание; такая близость, в которой нет
места для «Я» и «других», для «Я» и «вы», для «этого» и «того», для
«сейчас» и «потом». Такое здесь и сейчас, в котором нет времени для
времени и нет места для расстояния и пространства.»
Перечитала статью — удивительно, как в первый раз:) Открывается что-то доселе не воспринятое.
Почему-то все идут одним и тем же путем восприятия. Есть дуальность пути «действие». Заходите будем общаться. Zello «Психология просветления»
Пробуждение это взгляд на свои возможности!!!
Просветление это шаг к своим возможностям!!!
Познал Себя, значит Пробудился!!!
Познал Женщину значит Просветлел!!!
Мир который вы видите и мир который вы не видите, слышите и не слышите, знаете и не знаете это ваш мир и вы в нем Бог если не Бог значит сатана!!!
Счастье это апогей, пена, трех страданий вера, надежда, любовь!!!
Эти три страдания вера, надежда, любовь, навязаны нам как благо!!!
Красота это набор качеств состовляющих гормонию!!!
Гармония это (правильное) расположение в хаосе!!!
Хаос это Беспорядок!!!
Доброта это рациональное использование своих возможностей!!!
Да, забыл сказать — Кто кем родился тот тем и будет!!!
Из семечка яблока мандарин не вырастает!!!
Ещё Высоцкий спел — Если ты родился баобабом, баобабом будеш тыщу лет пока ты не помрешь.! —