Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Просветление и методы его достижения

просветлениеПросветление – главная цель в большинстве духовно-эзотерических учений.

Просветление – это наивысшее озарение, осознание сути жизни как таковой. Просветление устраняет неведение, иллюзии ума, расширяет сознание, и освобождает от психологических страданий. Более подробное описание далее рассматривается на примерах прямых и косвенных методов достижения просветления.

Прямые методы достижения просветления

Это лучшие, простые, мгновенные методы. Прямые методы исключают буфер ментального понимания, размышления и теоретизирования. Прямые методы просветления не связаны с обучением в школах, сектах, на семинарах, у гуру, учителей и наставников. Все это игры ума. Прямые методы – для тех, кто честен с собою на все сто. Далее по порядку описание прямых методов просветления.

Осознание настоящего
 подразумевает прямое восприятие жизни здесь и сейчас. Обыватель при ознакомлении с этим методом просветления начинает представлять то, что он делает, или только что делал. Это отклонение от метода.

Осознание настоящего – это непрерывное, естественное восприятие того, что есть прямо сейчас. Это не поиск чего-либо, но если таковой присутствует, – это осознание поиска, как одной из линий рисунка настоящего момента. В идеале объектом восприятия действительно становится сам настоящий момент между прошлым и будущим.

Можно условно сказать, что быть в настоящем моменте, быть настоящим – свойство нашего Высшего «Я». Если Вы осознаете настоящее, фокус отождествления смещается на зрителя жизни.

Если осознание настоящего момента происходит непрерывно, жизнь «схлапывается» сама в себе, и ты видишь, что сейчас есть бескрайнее присутствие в невесомой вечности, где происходит нечто за пределами будущего и прошлого. Сейчас есть само бытие, безграничное пространство сознания. Это – первичная основа всего. Это бытие и есть само осознание и жизнь как таковая. Все воспринимаемые объекты и формы происходят в нем, как нечто глубоко вторичное и равнозначное.

Приятие настоящего – по сути то же, что и осознание настоящего, но при помощи тонкой грани «впускания» в свое сознание того, что есть прямо сейчас. Психика закрывает ум от большинства ощущений, которые в итоге формируют подсознание.

Приятие настоящего – это полное раскрытие всему, что есть здесь и сейчас. Собственное сознание при этом ощущается, как чистый сосуд и проводник всех явлений. В идеале осознаешь все, как единое нераздельное явление. А если где-то остается сопротивление, оно растворяется. Все просто происходит.

Просветление – это тотальное приятие. Даже если что-то ощущается как препятствие, – это лишь форма очередной ступеньки на пути.

Расслабление в естественном присутствии – по сути то же, что осознание и приятие настоящего. С другой стороны, это еще одна тонкая грань постижения жизни. Неприятие настоящего закрывает от осознания настоящего. Возникает это неприятие из-за напряжения на всех уровнях психики. Напряжение устраняется расслаблением. И это не сон, а прекращение сопротивления настоящему.

При этом все телесные ощущения воспринимаются, как уплотнения в пустоте пространства сознания. Важно научиться расслабляться из самого источника напряжения. Приятие и расслабление – две грани одного и того же процесса просветления.

Расфокусировка сознания – еще одна грань просветления. Повседневное внимание сосредотачивается умом в напряженных иллюзиях прошлого и будущего. Самая утонченная фокусировка ума создает привычную самоидентификацию – наше эго. Переживается она в области затылка, горла и на глубинном уровне в области груди. Расфокусировка приводит к растворению этих напряженных сгустков психической энергии. И тогда болезненные напряжения и «зловредная вертлявость ума» проходят.

Сначала ощущаешь, как в присутствии привычного «я» проявляется ощущение пространства, на фоне которого барахтаются напряжения. Затем по мере расфокусировки, привычное «я», казавшееся чем-то непробиваемо плотным и основательным, начинает давать брешь, через которую просачивается утонченная энергия сознания. Тотальная расфокусировка тождественна полному расслаблению, приятию, растождествлению и просветлению.

Осознание зрителя жизни
– тончайшее «движение», которым переносишь фокус внимания с мира форм и ощущений на самого зрителя, воспринимающего жизнь. Бытие, осознание, наблюдение, присутствие – все это описание его сути, его единственного свойства, которое выражается ограниченными словами во многих аспектах.

Обоняние, осязание, вкус, зрение и слух – инструменты восприятия. Кто использует эти инструменты? Где стыкуются эти пять нитей восприятия жизни? Тот, кто смотрит на жизнь прямо сейчас – и есть вечный зритель жизни. Он есть всегда. Меняются формы. Просветление – это осознание своей сути как непрерывного свободного присутствия.

Разоблачение выбора – еще одна грань просветления. Личность – это набор выборов проходящих через сознание в настоящем. Выбор рождается неприятием настоящего. Личность напряжена в настоящем, поэтому избегает его, выбирая иллюзорное будущее.

Чтобы устранить иллюзию выбора, делаешь невероятный для личности шаг, и оборачиваешь взор на выбирающего. Смотришь, где и как выбирающий делает свое дело – творит иллюзию человеческой жизни. Ничего делать, или выбирать при этом не нужно. Просто смотришь, как происходит то, что происходит. Тогда открывается великая спонтанность.

Этот метод ранее нигде не встречал, он открылся сам собою во время медитации. И сейчас считаю его одним из самых эффективных. Иллюзия выбора – одна из центральных опор неведения, порождающая иллюзию существования отдельной маленькой личности. По этой теме на progressman.ru имеется ряд статей под тегом «выбор».

Самоотдача – другая одна грань просветления. Отдаешь все, что есть. Не в материальном смысле, а в сущностном. Самоотдача происходит неактивно, без усилий и потуг, в расслаблении. Можно сказать, что этот метод просветления – грань расслабления, в которой отпускаешь хватку за происходящее здесь и сейчас.

Созерцание настоящего. Как правило, начинается с концентрации внимания на любом объекте. Метод отличается от «осознания зрителя жизни» акцентом на созерцании как таковом. Суть этого метода просветления в том, чтобы сделать процесс созерцания основным и непрерывным. Тогда фокус самосознания переносится на Высшее «Я». Восприятие как таковое является свойством Высшего «Я». Когда созерцаешь то, что есть, высшее «Я» как бы «активируется». Просветление – это проявление созерцательного начала жизни. Это и есть истинная медитация. В идеале созерцание объекта происходит без концентрации, как нечто предельно естественное.

Осознание того, кто ты есть – метод просветления Раманы Махарши. В основе метода стоит вопрос: «кто я?». Задаешь вопрос один раз, с ясным осознанием смысла этого вопроса. Затем переносишь внимание на ощущение «я есть». Если «я» есть, то его можно как-то ощутить. Что такое «я»? Кто «я»? Словесный ответ ничего не значит. Необходимо пережить, кто ты есть на самом деле. Постижение «Я» – это постижение реальности.

Все эти методы – разные грани одного и того же процесса. В силу уникального опыта разным людям открываются различные проходы к просветлению.

Косвенные методы достижения просветления

Эти методы, как правило, связаны с переменами в энергетике, очищением ума, подготовкой тела и психики к ясному сознанию. Разделение на прямые и косвенные методы – условное. Иногда прямые методы становятся косвенными, а косвенные прямыми, в зависимости от готовности сознания.

Подъем энергии – это переживание пробуждения застоявшейся энергии. Может быть вызвано энергетическими упражнениями, и в особо удачных случаях устраняет ментальные блоки, очищает ум и просветляет сознание. Сюда входят практики крийя-йоги, кундалини-йоги, работа с энергетикой и др. эзотерические практики.

Шактипат, или дикша – духовное посвящение. Как правило, дается наставником, гуру, или мастером. В особо удачных случаях дает мгновенное расширение сознания и просветление. Чаще дает переживание озарения, которое сеет «зерно» просветления. Если посвященный бережет энергию, зерно прорастает и со временем лотос сознания раскрывается и расцветает.

Срединный путь. Проповедовал Будда. В моем понимании этот путь к просветлению – интуитивное, расслабленное обретение равновесия в каждое новое мгновение жизни. Кастанедовский Дон Хуан образно говорил, как человек знания идет по жизни «слегка ко всему прикасаясь». Этому пути помогает осознанное, чуткое восприятие жизни. Не напрягаешься, не спишь, позволяешь реальности случаться. При этом, как ни парадоксально, обретаешь способность прилагать усилия, на которые суетный и напряженный ум просто не способен.

Неделание – метод просветления Карлоса Кастанеды. Восприятие мира – это тонкое усилие в сознании. Привычным делаешь мир в своем уме. Неделание – это прекращение «усилия» по созданию индивидуальной реальности. Тогда привычные явления обнажают свою сущность. Начинаешь ощущать происходящее, как игру энергии. А на более тонком уровне – как чистое сознание.

Сверхусилия – метод просветления Георгия Гурджиева. Это один из самых сложных методов на грани жизни и смерти. Гурджиев говорил о том, что в человеческом теле есть что-то наподобие бытовых аккумуляторов. Когда их энергия израсходована, человек валится с ног. Но если в это время сделать рывок, сверхусилие, то сознание переключается на глубинный, почти неистощимый источник энергии, и ты продолжаешь двигаться.

Когда подкатывает смертельная усталость, делаешь еще один рывок и с глубинного источника энергии, переключаешься на причинный источник. При этом активируется сверхтонкое сознание. Метод крайне опасен для самостоятельной практики.

Страдания. Закаляют и развивают душу. Это всем известно. Страдания – один из главных стимулов для истинной отрешенности. Отрешенность от преходящих явлений приводит к истине и просветлению. Многие святые шли на сознательные страдания, чтобы взрастить духовные качества.

Ни в коем случае страдать не призываю. Можно ограничиться таким пониманием, что уже пережитое не было бесполезным.

Унижение. Один из мощных стимулов для капитуляции эго и чувства собственной важности. Унижение и гордыня идут рука об руку. На этом маятнике базируется невротичная самоидентификация. Опять же, не призываю унижаться – достаточно относиться к собственной персоне проще: признавать и принимать себя реального, и не забегать вперед, приукрашивая реальность.

Исповедь, перепросмотр, ведение дневника, психотерапия – эффективные методы очищения ума. Светские мемуары – не в счет. Для работы на просветление, необходимо проговаривать искренне все собственные страхи, высвечивать все, что было подавлено, и отправлено в багаж бессознательного.

Размышление о запредельном: о Боге, о вечности и бесконечности, о любви, об истинном «Я» – также, считается одним из методов прояснения сознания и просветления. Если размышляющий старается прочувствовать тему своих размышлений, его внимание отрывается от теорий, и прикасается к этим глубинным пластам жизни на практике.

Карма-йога – это работа без ожидания результата. Ум расчетлив, и если делаешь что-то для других без личной выгоды, хватка эго ослабляется. В идеале карма-йога выполняется с полным погружением сознания в настоящий момент, без целей в будущем. Созерцание настоящего – один из прямых методов просветления. Созерцание в движении – высший пилотаж в практике просветления. Истинная карма-йога – это, как говорил Свами Вивекананда, – сведение цели и средства воедино.

Безусловная любовь считается лучшим методом духовного преображения и просветления. Этот метод открывается, приближенному к святости. Безусловная любовь не знает неискренности и обмана. Это любовь к самой жизни. В идеале на таком пути погружаешься в блаженство, и оставляя все разделения, отдаешься этому переживанию без остатка.

Сомнения

Есть мнение, что просветления достичь невозможно. Кто-то говорит, что просветление нужно заслужить, или «получить» от мастера. Но тогда речь заходит о том, какие существуют методы для этого «получения». Как правило, все сводится к передаче своих ресурсов и времени школам, где страждущие оказываются в зависимости от гуру, прослужив которым долгие годы, у них вроде как, появляется шанс просветлеть.

Иной вариант – заплатить огромные деньги за посвящение, и тогда, если ум не зайдет за разум, опять же, появляется шанс просветлеть «на халяву».

Кто-то говорит, что просветление просто «случается» за пределами методов и практик. Разумеется это так. Но прежде этого человек проходит какой-то путь. И чащего всего именно такой путь называют духовным. Неважно как, неважно в прошлой, или нынешней жизни. Путь включает в себя все происходящее.

Кто-то говорит, что все и так просветлены: не к чему стремиться, нечего достигать. Но чего стоят эти слова? Почему бы и нет? Жизнь праведная, или жизнь практика – ни чем не хуже обыденной, наполненной противоречиями и суетой.

Другие говорят, что просветление доступно лишь Буддам, которые приходят раз в тысячелетие, а то и реже, и простым смертным истины не видать. Так звучит голос сомнения в себе и своих силах, голос ума, пребывающего в оковах концепций.

Люди склонны верить, что чем, серьезней они воспринимают жизнь, тем ближе такое восприятие к действительности. Однако серьезность эта состоит из иллюзорных мыслей и эмоций, проецирующих субъективные картины ума на реальность, не имеющую с этими проекциями ничего общего.

В этой статье, выражая, субъективное мнение, я утверждаю, что просветление достигается, и для этого существуют подходящие методы. Пусть все относительно, и достижение иллюзорно. Но иначе и говорить не о чем.

Понимаю, что для освещения заявленной темы все-таки необходимо быть членом всемирной ассоциации просветленных мастеров, коим я не являюсь. Поэтому здесь, как и везде, я поступаю хитро, и ни в коем случае не настаиваю на окончательной истинности слов и эффективности «методов».

Пусть каждый поверит своему опыту, и удостоверится в том, что истина есть. Пусть каждый лично удостоверится в том, что он/она ЕСТЬ. Кому-то потребуются школы и учителя, кому-то хватит личной усердной практики, кому-то – простого ознакомления с темой, и прямого взгляда на то, что есть здесь и сейчас.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

430 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Вообще, Ошо в какой-то книжке говорил, что просветленных примерно один процент от населения Земли — то есть, нехилая такая цифра (грубо — 67 млн. человек). Многие из них, наверное, просто не знают что они относятся к просветленным :-))))).

    Количество же известных просветленных (можно пересчитать по пальцам) сбивает с толку и делает просветление «уделом избранных».

  2. Будда был примерно неделю на земле в человеческом теле. Я уже немножко рассказал. Представил мне доказательство, «кусочек пустоты». Побыл у меня,походил по улицам, посмотрел на мир, рассказал много интересного.
    в том числе, как создан мир — принцип мироздания оказывается троичный. Не знаю как словами излагать. Пояснил, что в каких буддистских текстах и зачем содержится и т.п.
    Главное, зачем он был — поменял он принцип мироздания. Раньше было типа «да,нет и может быть». Теперь будет «да, нет
    и может не быть». Я не понял. Он пояснял, смотри теперь Бог уже «может и не быть» Богом на земле. Еще сказал, что раньше «образ бежал по времени». Сейчас будет «время бежать в образе».
    Наверное, сущность пространства-времени поменялась.
    Он еще рассказал, что он не в параллельном мире, а как бы в «перпендикулярном» — алогизм симметрии. Я — Я Образ, подобие Я всегда «убегает в перпендикулярный мир».
    Честно говоря, я мало что понял. Одно успокаивает, он свое дело сделал и вернулся в
    Божественную пустоту, куда все стремятся попасть, чтобы «просветиться».
    Может еще что вспомню.

  3. Время всегда «бежит» в «образе», это нашему уму мерещится, что мы бежим по времени.)

  4. Виктору 1 поделюсь методами просветления. Если отбросить элемент культа просветления (в православии, суфистском исламе, буддизме и т.д.), то просветление — это глубокое психоделическое состояние с изменением личности. Для достижения этого состояния есть методы:
    1. Самый эффективный — ЛСД, правда это запрещенный препарат, и нет его на рынке, но зато самое глубое состояние
    2. Псилоцибин, древний шаманский способ, грибы есть такие.
    3. Сенсорная депривация, правда в домашних условиях не обеспечить
    4. Кислородное голодание, холотропное дыхание, правда даже у буддистских монахов смертью бывает заканчитвается.
    5. Коаны. Легкий способ, но с другой стороны можно всю жизнь мучаться и не преуспеть.
    6. Учитель может помочь, неожиданно ввести в ступор, отключить интеллект.
    Если кто хочет надежно, ЛСД железно вводит в просветеление.
    Состояние приходит неожиданно. Аффект внутрь сознания, расщепление Я, деперсонализация. И отождествление “со всем миром”, ” с Богом”. Затем ощущение “Я абсолютно все сделал”, “Я абсолютно все теперь знаю и осознаю”, “Вот она эта реальность”. Это длится от нескольких часов до дней. Далее страх, неосознанный, что состояние уйдет. Эйфория прекращается. Начинается психоделический психоз, от нескольких дней до недель. Зависит от глубины “реализации” — глубины расщепления личности. Психоз заканчивается либо возвращением прежних черт личности, либо изменениями. У некоторых появляется мания величия, стремление “всех спасать”, быть мессией. Учить других хочется.
    В общем простое такое психоделическое психоьтическое состояние.
    Стремятся к нему, потому что это культ. Но оно довольно опасно для психики. Бывают депрессии, самоубийства.

  5. И еще о буддистской тайне. Как используется просветление.
    В мышлении участвует не только интеллект, но и чувства. В состояние просветление входят особо талантливые как в уме, так и в чувствах. Раскрывается притязание внутреннего Я и человек делает социальный по сути выбор.
    А буддистская организация приобретает лидера или не приобретает. Ведь надо еще показать себя в миру. Так бедняк стал патриархом.
    То есть просветление процесс социального выбора внутренним Я, реализация притязаний, года мышление и чувства раскрепощаются.
    Так буддистская община и Будду рождает, если он у кого-то в притязаниях.

  6. Сам себя почитал, путанно довольно. Уточню еще раз о социальном выборе. Когда говорят реализация полная или неполная. Это внутренние претензии человека, не на роль, а на новую личность, которую он всегда хотел, реализовались полностью или нет. После просветления кто реализуется дервишем, кто гуру, кто мессией, кто никем, а кто-то претендовал оказывается на самого Будду. Вопрос только тянет он или нет. Так вот общение его уже в «новой личности», после психоделического состояния, и показывает на что он «тянет». И он предан общине, так как «прошел путь».

  7. Об ЛСД-терапии С. Гроф писал… но о просветлении вроде бы ничего такого. Если подобный эффект и есть — то, скорее всего, на короткое время. (Прогулка Хоффмана на велике, например).

    Холотропное дыхание — дает подобный эффект как и ЛСД-терапия. Гроф его и стал применять как только ЛСД объявили «препаратом вне закона». (Правда, у меня это был ОЧЕНЬ неудачный опыт).

    Вообще, если мне память не изменяет, Гроф говорил о том, что холотропка подобна глубокой медитации, и только.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.