Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Стадии углубления медитации

МедитацияМедитация – основная духовная практика, ведущая к состоянию Будды. В этой статье я кратко изложу основы буддийского учения «Вишуддхи магга» – о восьми стадиях медитации. Краткое пояснение этих стадий в статье сделано на основе текста замечательной книги Дэниэла Гоулмена – «Многообразие медитативного опыта».

Путь очищения

Сат-чит-ананда (природа Будды) означает в переводе с санскрита «бытие-сознание-блаженство». На санскрите обычно используются все три слова именно в такой связке – как символ высшей исконной реальности чистого сознания, присущего каждому человеку. Индийские Свами используют духовные имена в связке с термином «ананда». Например, Йогананда можно дословно перевести как «восторгающийся йогой», Муктананда — освобождением, Брахмананда — Брахманом и т.д.

Что касается такого аспекта медитации, как блаженство (ананда), классические тексты иногда намеренно умалчивают о том, что абсолютно просветленному человеку, по сути, до него нет никакого дела, т.к. у него нет привязанностей и соответственно — нет цепляний за конкретные состояния. Умалчивают, как я полагаю, чтобы искатели двигались хотя бы ради попутных временных целей. Ведь настоящая цель — это избавление от страданий.

Некоторые тексты говорят о том, что на вершине медитации – в нирване присутствует тончайшее блаженство. Вряд ли это так, потому что мастера о нирване говорят, как о явлении за пределами всех возможных переживаний и характеристик. Даже на начальных уровнях самадхи (медитативный «транс») пропадает ощущение «я». В самадхи (состоянии тотального внимания) присутствует блаженство, но при этом практику как бы все равно – есть оно или нет, потому что как только начинаешь им увлекаться, медитация обращается в блуждания ума, и блаженство уходит.

«Вишуддхи Мага» можно перевести как «путь очищения». Это учение – один из главных буддийских текстов по медитации. Практика в нем разделяется на восемь ступеней (восемь дхьян). Это классические переживания, которые сопутствуют медитации практикующих в той последовательности, в какой они перечислены ниже.

Стадии медитации

Во время концентрации преодолевается цепляние за мысли, но мысли как общий фон еще остаются. Остается переживание тела и других объектов, доступных органам восприятия, но они не увлекают внимание практика полностью. Доминируют мысли о главном объекте, на котором сосредоточено внимание и мысли о самой медитации. Практик словно скачет от одной ментальной формы этого объекта к последующим до тех пор, пока не войдет в медитацию. На этом уровне уже могут мелькать ощущения восторга, счастья и невозмутимости.

На первой стадии медитации (уровень савикальпа самадхи в йоге) медитирующий переживает однонаправленность внимания, восторг, пробегающий волна за волной мурашками по всему телу, и блаженство схожее с оргазмическим, но – более тонкое, ровное и глубокое. С вхождением в первую дхьяну, импульсы, исходящие от тела и органов чувств, пропадают. Мысли появляются, но не увлекают. Если происходит увлечение мыслями, практик повторно возвращается к дхьяне (медитации).

Вторая стадия медитации отличается от первой тем, что исчезает отвлечение на мысли с повторным возвратом к «дхьяне». Практика становится устойчивой.

На третьей стадии медитации
, чтобы двигаться еще глубже, внимание практика отвлекается от ощущения восторга, который в столь глубоком состоянии воспринимается, как одна из форм избыточного возбуждения на общем фоне сознания.

На четвертой стадии медитации практик отвлекается также и от блаженства, поглощаясь еще более глубокой однонаправленностью на объект медитации. Говорят, что эта стадия характеризуется постепенным угасанием дыхания вплоть до его полного прекращения, т.к. необходимая для жизнедеятельности энергия черпается из практики.

На пятой стадии медитации происходит прорыв. Если на первых четырех стадиях для практики однонаправленного созерцания был необходим объект, то с началом пятой «дхьяны» восприятие углубляется настолько, что исчезает восприятие любого рода формы, и медитирующий входит в безобъектную недвойственную реальность (нирвикальпа самадхи), в которой переживает пустотное бесконечное пространство. Медитация к этому времени достигает совершенства и нерушимости. Уровень пятой дхьяны — это уровень настоящего мастера.

Шестая стадия медитации характеризуется выходом за пределы пространства в бесконечное осознание. Этот переход осуществляется переключением внимания с осознавания бесконечного пространства на само бесконечное осознавание.

Седьмая стадия медитации соответствует уровню чистого бытия буддийской нирваны. Во время седьмой дхьяны сознание не исчезает, но прекращает свою деятельность. На этом этапе медитации практикующий может ощутить, что факт восприятия (пустоты) сам по себе является препятствием. И отсутствие восприятия как такового будет еще более глубоким уровнем умиротворения (см статью «реальности не существует»).

Восьмая стадия медитации — состояние «ниродхи» — ни существования, ни отсутствия существования.

Разночтения

В буддизме нирвана считается глубочайшим из возможных состояний. Разделение же на седьмую и восьмую стадии медитации в учении «Вишуддхи Магга» произошло по той причине, что в нирване, еще присутствует некое сознание, переживающее пустоту, в восьмой же дхьяне исчезает даже это сверхтонкое сознание.

Некоторые тексты утверждают, что седьмая стадия медитации не является уровнем нирваны, т.к. полный уход сознания в нирвану осуществляется единожды и навсегда, т.к. на этом уровне теряется связь с психикой. Однако есть мнение, что даже из нирваны возможен «выход» и возвращение к форме.

Одно можно сказать наверняка — теоретическая сторона не столь важна, как практическая — она может быть какой угодно в зависимости от традиции, восприятия и других факторов. Этой теме на progressman.ru посвящена статья о мировоззрении. Путаница в терминологии не должна вызывать волнений. В практике разных людей в зависимости от данных подсознания могут проявляться разные аспекты углубления медитации. То, что вследствие коллективной кармы является типичным для одной школы, может оказаться необыкновенным для другой.

Говорят, что высший пилотаж осознанности и медитации – это «сахаджа самадхи» — пребывание в чистом сознании всегда, независимо от сидячей медитации – даже в любых проявлениях повседневной деятельности.

Насколько мне известно, идеалом хинаяны (южного буддизма) считается Архат – просветленное существо ушедшее в нирвану. В северном буддизме (Махаяна) идеалом считается просветленный Бодхисаттва, продолжающий перерождаться из сострадания к простым смертным.

Читая книги мастеров можно увидеть, как осторожно они относятся к словам, пытаются привести логические, иногда совсем неубедительные доказательства различных состояний, и тогда это действительно похоже на обычную философию. Но все эти переживания существуют, а словесные доказательства — все равно, что «гуманитарная помощь» западным умам. Настоящий практик может и должен убедиться в реальности этих переживаний на собственном опыте.

© Игорь Саторин

Другие статьи о медитации

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!


Рассказать друзьям:

Progressman.ru на Youtube:

31 комментарий

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Виталий, само это переживание говорит о том, что в разное время разные области тела очищаются. То, что оно пропадает — говорит о «выравнивании» текущей проработки. Все это может повторяться много раз в течение многих месяцев. Так устраняются «узелки» кармы. Здесь важно самостоятельное интуитивное понимание процессов. Со временем это будет приходить.

  2. Спасибо, Игорь. Попробую оставаться в сознании.
    А очищение каналов для чего происходит? Что за этим следует?

  3. > Обычно к этому уровоню различения подходят спустя многие месяцы практики.

    Это подбадривает. Спасибо! Ну, вообще надо сказать, что я где-то полгода стараюсь регулярно медитировать. И успехи, пусть и мелкие, но есть (я долго-долго вообще сомневался что что-либо из этого у меня получится). Например, очень вдохновляет уже один тот факт, что я могу просто на какое-то время прекратить бурный мыслепоток превратив его в довольно тихий. Ну и расслабиться физически, конечно. Ощущение прикольное!

    Как я понимаю, тихий высокочастотный свист в ушах во время наибольшего расслабления (от мыслей) — это тоже энергия? Стал слышать с недавних пор. В своей книжке ты, по-моему, писал что (точно, правда, не вспомню): надо _слушать_ «свист» правым ухом.

    Да, кажется, я уже писал — у меня тоже ощущения в теле. Не подбрасывание, конечно, но вот словно в животе что-то сжимается (как на американских горках). Я грешил на «сбои» в дыхании сначала. Еще — иногда самопроизвольно подергиваются пальцы рук. Довольно редко (только когда очень-очень расслаблюсь, обычно утром, вскоре после того как проснулся) чувствую комок в горле и ощущение что я как бы «вижу себя немного сверху» (словами тоже не выразишь).

  4. астралопитек,

    >тихий высокочастотный свист в ушах во время наибольшего расслабления (от мыслей) — это тоже энергия?

    Это очень хороший признак! Два года я занимался медитацией на эти звуки. Есть такая техника «нада-йога» — очень мощная, но небезопасная. Описывал ее в книге. Особенно хороший признак, если звук идет справа. Когда звук слышен в левом ухе — это говорит о каком-то упущении в текущей ситуации. Это может быть как предупреждение.
    Сами звуки, особенно свистящие — это высокочастотная энергия. Она чистит особенно интенсивно.
    У тебя все идет нормально. На первое время совет, после медитации — не заморачиваться духовными вопросами, и ни в коем случае не обесценивать мирское искусственно.

  5. Ага, как раз хотел спросить про «медитацию на внутренний звук». Вот оно что такое. «У меня жужжит в обоих ухах» (фрекен Бок) , но прислушиваюсь к правому. Возможно, слышу его потому что у меня вообще довольно хороший чуткий слух… Хотя, звук тот пронизывающий… и как бы «не совсем внешний».

    > не заморачиваться духовными вопросами

    Это просто любопытство. Успехи радуют, но эйфории нету (пока еще, как мне кажется).

    > не обесценивать мирское искусственно

    Не, я не пытаюсь обесценивать. Другой вопрос, что у меня давно-давно своебразная «переоценка ценностей». И постоянно что-нибудь мирское до обесценивается. Старое обесценивается — новое что-то появляется…

    Такие дела.

  6. воля это очень важный аспект на пути. обладая сильной волей можно задушить ум-этого постоянно тыняющегося падонка.одна только воля может сделать отрицание полным ,не оставив ни одной зацепки для ума. и только потом все и начинается…-Реальность…
    иначе как достичь «ДА» как не через «НЕТ»

    вы никогда не найдете удовлетварения ведомые умом голова должна быть отрублена только тогда двойственность исчезнет.не верьте ничему что находится в голове.самопознание это реальность внешний мир иллюзия крадущая у «вас» Вас.
    просто знайте «вы» и ум это разные вещи.
    подготовьтесь хорошенько,все дела понемногу повыкидывайте и езжайте в Тибет чтоб там достичь безотносительной реальности..
    Я уже жажду освобождения ))) с трудом терплю роль…
    Благословения всем архатам. Попутного ветра.
    Сат-Чит-Ананда

  7. Знаете Игорь,сегодня днём,позанимался йогой,медитировал,но вообщем-то как обычно.потом через некоторое время присел за компьютер,наткнулся на вашу статью и очень внимательно её изучил и понял,что выше второй стадии пока не поднимался.И вот вечером решил ещё раз позаниматься и помедитировать,решив,отвлечься от ощущений радости,которых я может даже слишком ждал от медитации.Во время занятий йогой и в начале медитации мной почему-то овладел один смешной детсткий страх,но продолжив медитировать,не знаю,я первый раз такое почувствовал,когда медитировал,хотя занимаюсь йогой 1,5 года,хоть и с перерывами.во первых я не как бы «перестал дышать»т.е. если и делал этого,то не осознавал и потом.я не знаю как это обьяснить.меня в физическом смысле как-бы не стало,я как бы «был» но вместе и тем меня и «не было» ,как и не было абсолютно ничего,ни мыслей…только как-то ощущение,потока уносящего меня вверх.и потом в конце просто слёзы лились из меня.мне лично показалось,что это была 5ая стадия,так как ощущение этого потока и показалось мне «прорывом».Что Вы об этом думаете?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.