Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Стадии углубления медитации

МедитацияМедитация – основная духовная практика, ведущая к состоянию Будды. В этой статье я кратко изложу основы буддийского учения «Вишуддхи магга» – о восьми стадиях медитации. Краткое пояснение этих стадий в статье сделано на основе текста замечательной книги Дэниэла Гоулмена – «Многообразие медитативного опыта».

Путь очищения

Сат-чит-ананда (природа Будды) означает в переводе с санскрита «бытие-сознание-блаженство». На санскрите обычно используются все три слова именно в такой связке – как символ высшей исконной реальности чистого сознания, присущего каждому человеку. Индийские Свами используют духовные имена в связке с термином «ананда». Например, Йогананда можно дословно перевести как «восторгающийся йогой», Муктананда — освобождением, Брахмананда — Брахманом и т.д.

Что касается такого аспекта медитации, как блаженство (ананда), классические тексты иногда намеренно умалчивают о том, что абсолютно просветленному человеку, по сути, до него нет никакого дела, т.к. у него нет привязанностей и соответственно — нет цепляний за конкретные состояния. Умалчивают, как я полагаю, чтобы искатели двигались хотя бы ради попутных временных целей. Ведь настоящая цель — это избавление от страданий.

Некоторые тексты говорят о том, что на вершине медитации – в нирване присутствует тончайшее блаженство. Вряд ли это так, потому что мастера о нирване говорят, как о явлении за пределами всех возможных переживаний и характеристик. Даже на начальных уровнях самадхи (медитативный «транс») пропадает ощущение «я». В самадхи (состоянии тотального внимания) присутствует блаженство, но при этом практику как бы все равно – есть оно или нет, потому что как только начинаешь им увлекаться, медитация обращается в блуждания ума, и блаженство уходит.

«Вишуддхи Мага» можно перевести как «путь очищения». Это учение – один из главных буддийских текстов по медитации. Практика в нем разделяется на восемь ступеней (восемь дхьян). Это классические переживания, которые сопутствуют медитации практикующих в той последовательности, в какой они перечислены ниже.

Стадии медитации

Во время концентрации преодолевается цепляние за мысли, но мысли как общий фон еще остаются. Остается переживание тела и других объектов, доступных органам восприятия, но они не увлекают внимание практика полностью. Доминируют мысли о главном объекте, на котором сосредоточено внимание и мысли о самой медитации. Практик словно скачет от одной ментальной формы этого объекта к последующим до тех пор, пока не войдет в медитацию. На этом уровне уже могут мелькать ощущения восторга, счастья и невозмутимости.

На первой стадии медитации (уровень савикальпа самадхи в йоге) медитирующий переживает однонаправленность внимания, восторг, пробегающий волна за волной мурашками по всему телу, и блаженство схожее с оргазмическим, но – более тонкое, ровное и глубокое. С вхождением в первую дхьяну, импульсы, исходящие от тела и органов чувств, пропадают. Мысли появляются, но не увлекают. Если происходит увлечение мыслями, практик повторно возвращается к дхьяне (медитации).

Вторая стадия медитации отличается от первой тем, что исчезает отвлечение на мысли с повторным возвратом к «дхьяне». Практика становится устойчивой.

На третьей стадии медитации
, чтобы двигаться еще глубже, внимание практика отвлекается от ощущения восторга, который в столь глубоком состоянии воспринимается, как одна из форм избыточного возбуждения на общем фоне сознания.

На четвертой стадии медитации практик отвлекается также и от блаженства, поглощаясь еще более глубокой однонаправленностью на объект медитации. Говорят, что эта стадия характеризуется постепенным угасанием дыхания вплоть до его полного прекращения, т.к. необходимая для жизнедеятельности энергия черпается из практики.

На пятой стадии медитации происходит прорыв. Если на первых четырех стадиях для практики однонаправленного созерцания был необходим объект, то с началом пятой «дхьяны» восприятие углубляется настолько, что исчезает восприятие любого рода формы, и медитирующий входит в безобъектную недвойственную реальность (нирвикальпа самадхи), в которой переживает пустотное бесконечное пространство. Медитация к этому времени достигает совершенства и нерушимости. Уровень пятой дхьяны — это уровень настоящего мастера.

Шестая стадия медитации характеризуется выходом за пределы пространства в бесконечное осознание. Этот переход осуществляется переключением внимания с осознавания бесконечного пространства на само бесконечное осознавание.

Седьмая стадия медитации соответствует уровню чистого бытия буддийской нирваны. Во время седьмой дхьяны сознание не исчезает, но прекращает свою деятельность. На этом этапе медитации практикующий может ощутить, что факт восприятия (пустоты) сам по себе является препятствием. И отсутствие восприятия как такового будет еще более глубоким уровнем умиротворения (см статью «реальности не существует»).

Восьмая стадия медитации — состояние «ниродхи» — ни существования, ни отсутствия существования.

Разночтения

В буддизме нирвана считается глубочайшим из возможных состояний. Разделение же на седьмую и восьмую стадии медитации в учении «Вишуддхи Магга» произошло по той причине, что в нирване, еще присутствует некое сознание, переживающее пустоту, в восьмой же дхьяне исчезает даже это сверхтонкое сознание.

Некоторые тексты утверждают, что седьмая стадия медитации не является уровнем нирваны, т.к. полный уход сознания в нирвану осуществляется единожды и навсегда, т.к. на этом уровне теряется связь с психикой. Однако есть мнение, что даже из нирваны возможен «выход» и возвращение к форме.

Одно можно сказать наверняка — теоретическая сторона не столь важна, как практическая — она может быть какой угодно в зависимости от традиции, восприятия и других факторов. Этой теме на progressman.ru посвящена статья о мировоззрении. Путаница в терминологии не должна вызывать волнений. В практике разных людей в зависимости от данных подсознания могут проявляться разные аспекты углубления медитации. То, что вследствие коллективной кармы является типичным для одной школы, может оказаться необыкновенным для другой.

Говорят, что высший пилотаж осознанности и медитации – это «сахаджа самадхи» — пребывание в чистом сознании всегда, независимо от сидячей медитации – даже в любых проявлениях повседневной деятельности.

Насколько мне известно, идеалом хинаяны (южного буддизма) считается Архат – просветленное существо ушедшее в нирвану. В северном буддизме (Махаяна) идеалом считается просветленный Бодхисаттва, продолжающий перерождаться из сострадания к простым смертным.

Читая книги мастеров можно увидеть, как осторожно они относятся к словам, пытаются привести логические, иногда совсем неубедительные доказательства различных состояний, и тогда это действительно похоже на обычную философию. Но все эти переживания существуют, а словесные доказательства — все равно, что «гуманитарная помощь» западным умам. Настоящий практик может и должен убедиться в реальности этих переживаний на собственном опыте.

© Игорь Саторин

Другие статьи о медитации

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!


Рассказать друзьям:

Progressman.ru на Youtube:

31 комментарий

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. ещё знобило потом некоторое время и извиняюсь за сумбурность,был под впечатлением от всего этого.

  2. Сергей, отличный опыт. Делить его на стадии и давать названия совершенно не обязательно.)

  3. Игорь,а подскажите,сегодня в определённый момент медитации сначала мои ноги,а потом и руки начали подниматься вверх и потом испытал приблизительно тоже самое ,что вчера,но в более как бы «спокойной» форме,то есть снова,как бы полное «отсутствие» себя.подскажите что это могло быть?медитировал в шав-асане.заранее благодарю за помощь.

  4. Сергей, слова не стоят и тысячной доли опыта.
    Если есть интуитивная уверенность, что можете двигаться глубже, двигайтесь. Направление верное.)

  5. могут ли упражнения из медитации приводить также к острой головной боли? или не стоит связывать эти явления?

  6. Могут, когда прочищаются каналы в голове. Голову надо расслаблять, тогда засоры будут пробиваться.
    Но голова вообще может болеть и по др. причинам.

  7. понимаю, спасибо :)
    иногда кажеться, что чем больше я читаю этих обсуждений, нахожу там похожее для себя и т.д. и вообще завлекаюсь этим, тем хуже получаеться собственно медитация, так как пытаюсь вспомнить и «проделать» все-все «полезное», что прочла :)) или получаеться, что ориентируюсь на ощущения, которые испытывала раньше или о которых прочла..

  8. и вообще, какой-то спортивный интерес ощущаю, мне кажеться его надо устранять :), помедетировать на это переживание что-ли.. :)

  9. rene, иногда возникает понимание умом, которое получается реализовать в медитации. Но обычно такое срабатывают лишь раз. Каждая настоящая медитация — это шаг в неизвестное, когда вы не знаете что будет, и уже поэтому ждать чего-то бессмысленно и бесполезно.

  10. Когда во время медитации останавливаю внутренний диалог, и длительное время остаюсь в таком состоянии, то кажется, что разум начинает растворяться. Чувствуешь, что проваливаешься в пустоту и исчезаешь. И тут сразу включается одна и та же реакция — все тело охватывает ужас и паника, сердце начинает колотить, мозг напрягается и, внутренний диалог сам по себе возобновляется. Это как будто какой-то защитный механизм психики, который кажется совсем нереально контролировать. В общем, не могу на долгое время отключать восприятие, как бы хорошо не медитировал.
    Если говорить Кастанедовскими терминами, то тут наверное происходит следующее: когда я долгое время никак не поддерживаю описание мира, то начинаю проникать в нагуаль. А как говорил дон Хуан — тональ приходит в ужас даже от мимолетного взгляда на нагуаль, и сжимается. И мой тональ действительно как будто сжимется — разум и тело в ужасе… — он наверное включает всевозможные способы защиты, возобновляя привычное описание мира, которое держится на внутреннем диалоге. И наверное поэтому внутренняя болтовня снова включается сама по себе.
    Что с этим реально можно сделать — пока не ясно. И надо ли что-то делать. Интересно знать — у многих такие «проблемы» с углублением в медитацию?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.