Наше поведение всецело управляется желаниями и потребностями. В этом отношении все мы – словно механические биомашины, управляемые ментальными программами. Исполнение потребностей обеспечивает наше выживание – мы поглощаем пищу, спим, справляем нужду, размножаемся. Исполнение желаний создает ту самую разницу, которая отличает нас от животных, ограничивающихся потребностями. В этой статье я не планирую подвергать занудному разбору наше психофизиологические механизмы. Здесь поговорим о самом интересном – о том, как исполнять свои желания. Совсем недавно я уже писал статью о механичности всех психических процессов. Сегодня хочу затронуть грань того же процесса, но уже приближенно к нашей социальной жизни. Что значит быть живым? Является ли «живое» противоположностью механического, или это грани одного явления? Человек – это живой компьютер, действия которого обусловлены программой… И чтобы желания исполнились, нам просто необходима соответствующая программа.
Ясность, мотивация и успех
Часто наши мотивы пересекаются, и мы «выбираем» то или иное лишь потому, что сила этой программы оказалась мощней. Здесь я хочу напомнить, что человеческий выбор – это иллюзия – всего лишь действие психической программы. Какая программа сильней, такой выбор и происходит. Сила желания зависит от того, насколько интенсивная программа проходит через сознание в текущий момент.
Вы можете возразить, – ведь бывают же ситуации, когда нутро переполняют негативные эмоции, но мы собираем волю в кулак, и поступаем разумно. Однако такой пример нисколько не противоречит идее механического выбора, управляемого доминирующей программой. Сила воли по сути как раз и представляет собой пример сильной программы, которая преобладает над слабыми. Проявлять такую волю означает пропускать через сознание сильную программу, которая даже при своей невысокой насыщенности, но мощной вибрации способна одна затмить действие сотен старых программ. Тему силы воли на progressman.ru я раскрываю в отдельной статье.
Воля – это высокий уровень понимания того, что вам нужно, это – высокий уровень стимулирования. Жизненно важно понимать, чего вы хотите на самом деле, и только тогда вы сможете это осуществить, и если понадобится, свернете ради этого горы! Исполнение желаний на все сто зависит от того, насколько ясно вы осознаете, чего хотите. Чем ясней вы осознаете собственное желание, тем стремительней движетесь к своей мечте!
Часто понимание напоминает какую-то расплывчатую сферу, и тогда, кажется, словно совсем неясно, как действовать, стимул слабый, и можно легко сорваться, искушаясь посторонними отвлекающими программами. Все, что требуется для ясного раскрытия понимания, так это уделить ему внимание, остановить свой взгляд на нем, и тогда понимание развернется в четкую, ясную мысль, которая даст мощный стимул, приводящий к реальным действиям.
Ясность развивается благодаря осознанности и кристаллизации мысли. Повседневная жизнь при благоприятных условиях, когда ум держится в тонусе дает постепенное иногда хаотичное развитие этим качествам. Ясность сознания – лучшая инвестиция, которую мы способны внести в развитие качества собственной жизни. Исполнение намеченного зависит от уровня ясности.
Самопрограммирование
Программа в компьютере протекает по строго заданному алгоритму. Когда программист не учитывает значения всех функций своей программы, она может «глючить», «зависать», или выдавать непредвиденные результаты. В какой-то момент, когда в программу заложено так много данных, что мозг создателя просто не способен их переварить, программисту может показаться, что программа живет своей жизнью… В повседневности мы постоянно сталкиваемся с таким воздействием бессознательных программ, закладывавшихся с раннего детства.
Когда нет ясности в том, как именно сплетаются и взаимодействуют различные функции программы, тогда нет и понимания, как получилось то, что получилось. Конечно, никто толком не знает, как устроен мозг. Однако для наших целей необязательно знать тысячи сложностей устройства собственного ума. Для начала достаточно сделать хотя бы допущение, что ум человека – механичен, он шевелится в силу данных, в силу программ, которые мы через себя проводим. Наше сознание – проводник тысяч влияний. Исполнение желаний – это реализация заложенных в нас программ. В целом всю личную эффективность можно свести к самопознанию – к пониманию своих глубинных желаний и потребностей, устранению нецелесообразных и подкреплению продуктивных.
Программирование
Сейчас вы читаете. За чтением можно убивать время, как это делает большинство в поисках впечатлений. Реальная же польза от чтения – обретение новой информации, воодушевление на практические действия, создание необходимых ментальных программ и разрушении бесполезных. В любом случае чтение приносит пользу только по-настоящему внимательному читателю, в сознание которого внедрена программа, которая позволяет прежде полемики и отрицания, включать попытку понять смысл каждой фразы, впустить в себя нечто новое.
Воодушевление на практические действия – это самопрограммирование. Когда чтение дает стимулы, когда вам хочется добиваться намеченных результатов – это следствие положительного самопрограммирования. Чтение может разрушать программы и создавать новые, от которых исходят долговременные стимулы, побуждающие ум и тело действовать под их влиянием.
Большинство из нас большую часть времени воспринимают не реальность, а свои мысли о ней, поэтому мысли играют решающую роль. Мысли вытекают в установки, как относиться к объектам внешней среды, а установки в долговременные программы – личные глубинные убеждения. Между мыслями, установками и долговременными программами нет четкой границы.
Как формируется программа? Например, Вася видит вещь, принадлежащую Ане, и у него может возникнуть мысль эту вещь присвоить. Если Вася человек неопытный, живет в первый раз, и у него мало социальных программ, он вряд ли задумается над тем, что воровство чревато отрицательными последствиями. Вася берет чужую вещь, приходит Аня, выражает свое недовольство, и у Васи появляется установка о том, что, возможно Анины вещи брать без разрешения не стоит. В дальнейшем Вася может приобрести следующую программу: «Аня и другие ребята не чуждаются моего присутствия, потому что не боятся, что я возьму их вещи без спроса. Они видят, что мне можно доверять, поэтому я стараюсь быть честным, чтобы и дальше контактировать с ними».
Никто не может иначе
Очень важно это понять. Никто не может иначе… Человек не является хорошим или плохим по определению. Все это – следствие переплетений тысяч психических программ. Все это просто внедрено в психику, которая механически проводит через себя волю программ. Обвинять человека, по сути, равносильно тому, чтобы бить шкаф, дверца которого в силу физических законов мира, случайно не во время открылась.
В наш ум с детства закладывается огромное количество иррациональных программ о том, каким должен быть мир, как должны себя вести люди, какой должна быть наша персона. На консультациях, я по сути занимаюсь выявлением деструктивных неадаптивных программ клиента, которые мы совместно тщательно анализируем и обесточиваем. Иногда в ходе консультирования клиенту приходится признавать, что исполнение отдельных желаний – нецелесообразно. Такие желания нивелируются с пониманием их бесполезности. Обретение ясности позволяет почувствовать собственные созидательные желания.
Вся наша жизнь – это, своего рода, игра программ. Мы являемся проводниками их взаимосвязи, развития и трансформации. Если пытаться проследить, как именно действует ум, можно понять очень важные вещи. Чтобы начать что-либо делать, необходимо именно понять и понять как можно глубже, что нам это нужно, дать себе стимулы. Гурджиев был прав, человек – это такая живая машина. Мы состоим из программ и следуем их влиянию, но при этом можем сознательно программировать себя. Впрочем, такое самопрограммирование, также, можно свести к воздействию одних программ на другие.
Мотивация – это сила, побуждающая перевернуть мир, когда мы действительно этого хотим. Стимул приводит к действию. Чем ясней вы понимаете, чего желаете, тем стремительней жизнь понесет вас к вашей мечте.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Ruta, к сожалению, я не слишком разбираюсь в буддийской терминологии (да и традиции), чтобы квалифицированно ответить Вам :(
Виктор А писал:
>Вы правы в том, что без личного начала (=деятеля) не произошло бы начального импульса. А его и не произошло. Не было никакого начального импульса. То что есть-никогда не возникало и не исчезало.Оно пребывает вечно в настоящем моменте.
Я читал классические труды по адвайте. Да, там так и говорится, что мир не был сотворён, а всё что мы воспринимаем (время, пространство, ощущения, понятия эго и т.д.) — лишь игра абсолюта, сон, который существует спонтанно, без причин и при пробуждении (просветлении) исчезает (как исчезает дурной персонаж сна, когда мы просыпаемся). Т.е. того что есть — на самом деле не существует с позиции абсолюта, а мы как картинки этого сна ошибочно считаем что он реален. С этим в данном случае я не спорю (хотя и эта тема сама по себе интересна для осбуждения). Вопрос вот в чём: каким образом ни с того ни с сего «спонтанно» (да и что значит это слово?) взялись и появились у абсолюта вот эти образы иллюзорной вселенной, в которой например мы с Вами сейчас сидим и пишем комментарии в этот блог? Конечно, реально ничего этого нет, но если брать не с позиции абсолюта — ведь есть же это, пишем же, сидим у компьютера. Откуда этот иллюзорный мир? И я возвращаюсь к началу.
Давайте сравним двух людей: просветленного практика и обычного человека. Критерий просветленности существует — просветленный человек всегда осознан, даже во сне его медитация и осознанность не прерывается. Даже во сне все флуктации ума устранены и он созерцает чистое сознание. Простой человек во сне не осознан, ум флуктирует, создавая картины сна: кошмары, радостные сны, бред, разных людей, то что есть и чего нет, разные вселенные и т.д.
Понятно к чему я веду? Если бы абсолют был целиком осознан, он созерцал бы сам себя, ну или пустоту. Как и просветленный человек оставляет разные тенденции и беспокойные мысли и возвращается к созерцанию чистого сознания и не видит снов. Однако мы видим, что игра абсолюта (который «как бы» сам не затрагивается всем этим) наполнена различными образами, иллюзорными сновиденными мирами, вселенными, демонами и богами, ужасными и красивыми мирами, больными и здоровыми образами. Откуда же всё это берется в абсолюте и зачем? Это ведь весьма напоминает сон неосознанного человека.
> Понимание и осознание этого на личном опыте своего иллюзорного тела не приводит к росту могущества этого (снящегося сознанию) тела, личность не становится более крутой, напротив , она растворяется, исчезает, как исчезает дурной сон при его осознании. Поэтому просветленный , будучи единым со всем сущим, может быть и был бы способен совершать чудеса, только совершать их уже некому- нет его, есть бесстрастное наблюдающее сознание в теле просветленного.
Ну есть ведь примеры из писаний, в которых просветленные играли и ради этого создавали чудеса. Например история о Кришне, который обладал вечно-юным божественным телом, который смеялся и кричал Арджуне: «Хаха руби им головы, какая разница! Всё это сон!» И множество других, которые творили чудеса, вплоть до того что превращались в огромную гору или проглатывали или создавали новые миры.
Откуда же всё это берется в абсолюте и зачем?
Eugene,
Никто из нас этого не знает. Но разные интересные теории, которые каким-то боком даже соотносятся с опытом есть. И мне близка теория, где акцентируется спонтанность. Что поделать. Вот «проперло» с этой спонтанности и теперь мне удобно под нее все подгонять! :)
Условно говоря, реальность делится на две составляющих. Зритель и зримое. Зритель просто смотрит. Зримое через свои самые тонкие аспекты (саттва-гуна в йоге) «связывается» со зрителем. И возникает что-то вроде спонтанного движения, когда «зримое» «трансформируется» под взглядом зрителя. Во время этой трансформации зримое начинает стаблизироваться в определенном соответствии уравновешивая влияние зрителя. И вот, этот процесс «трансформации» в своих самых утонченных формах проявляется, как сознательное движение, воля, выбор, жизнь разумных существ и т.п. Здесь могут возникнуть множество вопросов. Да и описании звучит так, словно происходит во времени. Ну, в каком-то смысле и во времени тоже.
В общем если логически посмотреть на известные вселенные и те, что описываются в разных источниках, всё это напоминает сон неосознанного человека, у которого в голове каша, но никак не божественную игру абсолюта, который ничем не затрагивается и ничего не создаёт, пребывая в неподвижности. И живем мы в этой каше, которая «возникла спонтанно». Ну как такое возможно?
Вообще слово «спонтанно», которое так любят использовать в разных источниках, при более пристальном исследовании обнажает за собой отсутствие всякого смысла. В действительности оно употребляется там, где невозможно привести какие-то логические доводы или хоть как-то объяснить то, что там объясняется. Что-то вроде: «Верую, потому что нелогично». В христианстве например используются фразы: «На всё воля божья» и «Пути господни неисповедимы, не нашего ума дело».
Т.е. по сути если отбросить авторитетность древних источников и взглянуть правде в глаза — не так уж всё и гладко там описывается. Моменты, которые объяснить невозможно замазываются словами «спонтанно», некоторые вещи даются как есть без доказательств и обоснований. А вдруг всё вовсе не так, как там говорится?
Eugene, единственное в чем наверняка уверен: все совсем не так как мы думаем
;)
Eugene,
>Вообще слово “спонтанно”… при более пристальном исследовании обнажает за собой отсутствие всякого смысла.
Позвольте мне надеть шляпу «зануды» и давайте разберемся в вопросе спонтанности.
Спонтанность означает отсутствие каких-либо причин для возникновения какого -либо явления, абсолютную случайность какого-либо события, его независимость от предыдущего мнгновения.
Еще каких-то сто лет назад человечество было убеждено, что все имеет свою причину, что каждый момент времени зависит от предыдущего. А случайность появления какого-либо события, как они были уверены, означает всего-лишь, что у нас недостаточно информации или данных, чтобы его точно предсказать , но все равно существует точный закон , по которому все происходит, просто мы пока этого закона знаем.
В тридцатые годы прошлого века выяснилось, что материальный мир устроен принципиально иначе. Положение частицы материи в пространстве не зависит от ее положения в предыдущее мнгновение времени и является абсолютно случайным, то есть спонтанным. Просто заметно это становится при очень маленьких размерах и маленьких временах, а когда таких частиц много,то за счет усреднения в нашем мире нормальных размеров мы этого не замечаем.
Эйнштейн, так и не смог принять такого положения вещей(«бог не играет в кости») и до конца жизни пытался доказать, что спонтанности не существует, просто мы еще не знаем законов(т.н. скрытые переменные), по которым частички «решают», где проявиться в следующее мнгновение. По этому вопросу они и рубились с Бором много лет. В шестидестые годы прошлого века, было окончательно доказано, (теорема Белла) что скрытые переменные отсутсвуют и спонтанность (случайность) это не есть недостаток информации о причинах, а фундаментальное свойство нашего мира.
И это мы говорим про материальный мир, а что уж говорить про сознание !
Если же вопрос о «причине» мира остается , есть и ответ. Только словами его выразить нельзя. Как например,словами объяснить красный цвет ? Его можно только показать. А тот кто, хочет понять- единственное что он может сделать- это самостоятельно увидеть этот цвет, и больше вопроса нет !
Так и ответ о «первопричине» человек получает самостоятельно в состоянии сознани «без ума», например в медитации
Если верить восточным источникам, существует только Брахман, чистое сознание. Он и есть источник всего сущего (а значит первопричина). Т.е. всё что существует, любая первопричина (в том числе и всех иллюзорных миров) — это Брахман. А потом делается попытка доказать, что мир был создан спонтанно, без всякой на то причины и Брахман тут как бы вообще не при чём — не затрагивается ничем и пребывает себе вечном спокойствии… дескать эта рябь сознания, превратившаяся в майю появилась и приняла грандиозные масштабы сама собою, без воли на то Брахмана. (Нонсенс! Т.к. без воли Брахмана атом не сдвинется!)
Так ведь кроме него то создать всё что есть, и некому! Спонтанность и отсутствие спонтанности — так же его создания. О какой спонтанности речь, когда всё контролируется (создаётся) брахманом и без его на то воли просто не существовало бы, будь то сон, иллюзия, законы Эйнштейна или реальность?
Eugene, у нас тут не сайт по восточной культуре. Если Вам близка индийская идеалистическая философия, Ваши взгляды я уважаю. У меня свои взгляды. Надеюсь не слишком навязчивые.
Не совсем понял Вас, Игорь. У Вас есть статьи о просветлении, медитации и т.д., где Вы оперируете понятиями из восточной философии и, судя по статьям, Вы с ними (с этими понятиями) согласны. На основании этого можно сделать вывод, что восточная философия Вам близка. Или нет?