Медитация – это такая релаксация в естественном присутствии здесь и сейчас. Чтобы перейти с концентрации внимания на спонтанную медитацию необходимо научиться расслаблять все собственное существование, как мы вы являетесь, и перестать пытаться делать что-либо с чем-либо, потому что внимание – это нечто спонтанное и естественное. Этот процесс индивидуальный и даже интимный. Почти невозможно описать подробно все этапы, их может быть сотни и у каждого свои, но в общих чертах происходит следующее…
Сначала мы погружаем тело в релаксацию, оставляя слегка напряженными лишь те его части, которые необходимы для поддержания устойчивого положения. В первое время почти невозможно отличить мысль о том, что вы наблюдаете от самого наблюдения. Если кажется, что вы медитируете, скорей всего это значит, что вы только думаете об этом. Медитация является исключительно интуитивным процессом, как спонтанный танец за пределами мыслей. Вы можете думать о бегущих облаках, но им не нужны для передвижения никакие ментальные усилия. Чтобы поднять руку вам не требуются мысли. Ошо во время одной из своих лекций приводил пример с сороконожкой, которая однажды, вдруг, задумалась о том, каким образом она перемещает все свои ножки, и тут же споткнулась.
Одной из самых эффективных медитаций является созерцание мыслей возникающих в спектре осознания. По мере практики наблюдения мыслей, вы начинаете различать разные аспекты и грани мышления. Становится ясно, что мысль – это не только то самое, «живое», «моя личность», эго… а это еще и энергия, причем объективно живой ее не назовешь. Это определенный вид напряжения на общем фоне сознания. Когда напряжение распознано, начинается этап релаксации.
Вы отпускаете все концепции себя, все, что связывали с собой, не засыпая, а находясь в непрерывном естественном внимании. На этом этапе открывается осознание, что мысль – это даже своего рода некоторое усилие. Просто мы привыкли его совершать, и по началу релаксация кажется чем-то неестественным. Но это лишь очередная мысль. Мы расслабляем мозг, голову, отпускаем все импульсы, возникающие на периферии.
По мере расслабления в естественном присутствии, замечаешь, что в поле восприятия всегда кружат сотни мыслей, и мы на самом деле являемся не творцами, а проводниками этих субстанций. Наш разум бессознательно цепляет их из ментального пространства. По мере усиления релаксации, проникаешь все глубже в бессознательное, наделяя его светом своего внимания, упорядочивая и расширяя сознание. Расширение сознания характеризуется переживанием легкости, свободы и блаженства. Вы как бы расплываетесь в пространстве, где личное «я» – это уже не тот сжатый пучок повседневных мыслей.
По мере продвижения в практике медитации, выражение мыслей во внутренний монолог, начинает казаться чем-то грубым. Мысли распознаются в форме своих начальных импульсов, и сразу происходит узнавание их изначального вкуса. Еще не впустив мысль в себя, уже различаешь, является ли эта мысль беспокойной, или же положительной, стоит ей уделять внимание, подпитывать и давать ей ход, или не стоит.
Это – возможно, лучший способ прекратить индульгирование, самопотакание и нытье, избавив мозг от груза хаоса бесполезной информации, затрачивающей внимание и энергию. Нет необходимости изображать спокойствие и отрешенность, когда они сохраняются естественным образом.
Можно медитировать без конкретного объекта, расслаблять тело и ум, оставаясь бдительным, настраиваясь сразу на незапятнанный аспект существования как такового, что является прямым способом распознавания своей сущности. Но это – практика продвинутых, и в большинстве случаев объект полезен и необходим, хотя бы как точка отсчета, для сохранения бодрствования. Когда не совсем ясно, что происходит в сознании, вы просто помните: «я созерцаю этот объект», будь то кончик носа, дыхание, звук, мантра, внешний объект, или какое-нибудь переживание.
По мере продвижения в медитации, внимание становится все более расфиксированным. Отцепившись от таких острых частностей как мысли и утончившись, мы ощущаем собственную суть, как некое вибрирующее бытие подобное пространству. Это еще не конечная цель, потому что все еще имеется некая энергия, которая фиксирует в определенной плоскости, хоть и более широкой, чем частные мысли.
По мере снятия напряжения в медитации происходит выход всех накопившихся стрессов, «сброс кармы», утончается различительная способность разума, появляется возможность работать с тончайшими причинами происходящего.
Начинать практику медитации можно с двадцати минут в день, постепенно увеличивая до часа и более. В свободные дни можно устраивать ритриты, когда медитация проходит по несколько часов непрерывно. Ритрит может длиться от одного дня до нескольких лет, в зависимости от условий практики. Считается, что ритрит является наиболее мощным средством реализации просветления.
Медитацию, по возможности, необходимо дополнять подходящей вам лично практикой физических упражнений. Например, – Сурья Намаскар.
Если медитация не получается и вы ощущаете что-то вроде натужных попыток концентрации, можно использовать различные полезные для практики установки:
1.) Я держусь объекта медитации, во что бы то ни стало, не отвлекаясь.
2.) Сейчас нет ни одной важной мысли, все это я буду думать позже, а сейчас только практика.
3.) Все происходит само собой, я ничего не делаю, выбор происходит автоматически, я свободен от выбора.
4.) Объект медитации уже и так здесь и сейчас, никакие старания не помогут его воспринять. Нужно лишь расслабиться.
5.) Я отпускаю мысли как есть, пусть будут любые мысли, я не обращаю на них внимания.
6.) Как я могу не управлять собственным умом? Если я не управляю чем-либо, быть может, это не мое?
7.) Я всегда был здесь, всегда было то, что есть прямо сейчас и больше ничего не нужно – не к чему стремиться.
8.) Нет ничего кроме естественного сознания.
Все же почти невозможно объективно словами описать эти тонкие процессы, и стоит привыкать к безопорности интуитивного сознания вне мыслей, которое у большинства людей в наше время дремлет.
Если у вас нет склонности к медитации, это совершенно нормально. На определенных порах для большинства людей, куда больше пользы может принести психологический анализ и обычная деятельная жизнь, где мы учимся принимать взрослые решения и нести ответственность.
© Игорь Саторин
Медитирую, наблюдая дыхание. Обычно получается наблюдать несколько циклов (меньше 10) вдох-выдох, дальше проваливаюсь в мысли, причем никогда не могу отследить этот момент. Обнаруживаю, что о чем то думаю. Начинаю снова наблюдать. Все повторяется. Может что-то посоветуете?
C точки зрения квантовой физики — ничего нет.
Вопрос только в рамках. Другое дело, что Владимир не понимает в каких рамках он говорит и занял позицию Муллы Насредина: если я себя не вижу, то меня нет
klim, я тоже сталкивался с подобной проблемой. В коне концов, переключился на наблюдение за мыслями, вернее за их отсутствием.
Практикую так, в течении минуты, двух и далее, стараюсь не о чём не думать, смотря как бы во внутрь себя. довольно просто это сделать перед сном, лёжа с закрытыми глазами. По мере продвижения в практике, я стараюсь так же заниматься на улице, во время прогулок, на работе, когда чем нибудь занят. Было сложновато, сосредоточится, когда вокруг много шума. Но со временем, приходит спонтанность, даже не занимаясь, в один момент понимаешь, что ты внутренне спокоен и находишся в безмыслии и в неком состоянии тихого счастья.
Андрей, да позиция Муллы Насредина очень популярная :) Особенно умиляет мнение о том, что если науке о чем-то не известно, то это означает, что этого и не существует… Все равно, что до Ньютона не было гравитации или в 19 веке не существовало витаминов :) При всей очевидности зависимости точной науки от возможностей технических средств…
В науки такого мнения как-раз нет. Наука очень трезвая и логичная вещь. Они оперирует фактами, а не тем чего нет. :) Другое дело, что говорят об этом не научные деятели
Да, имел в виду не самих ученых :)
klim, со временем будет получаться. Можно пробовать медитировать на импульсы, которые отвлекают. Это ощущения, которые мы обычно почти не осознаем, поэтому они так легко уводят в мысли. Для этого важно хорошо расслабить голову. Расслабить как бы изнутри, во всем объеме.
Игорь, два вопроса по поводу позы:
1.Сижу или по-турецки, или из позы по-турецки колени кладу на пол. Примерно через полчаса затекает левая нога. Достаточно сильно, до онемения. Что делать? Терпеть?
2. С одной стороны надо расслабиться. Но макушка должна быть подвешена. Повешенность макушки мне знакома (занимаюсь ушу, там тоже самое). Но подвешенность макушки — это вроде как напряжение. Как это напряжение совместить с расслаблением?
klim, если ноги затекают, меняйте их местами.
Вообще, боль в ногах и в спине первое время преследует почти всех. Можно практиковать мягче. Пол часа сидите, затем, если чувствуете, что можно продолжить, даете ногам отдохнуть минут пять и продолжаете, поменяв ноги местами.
Другой вариант — терпеть, и практиковать даже через боль. Это подойдет не каждому. Со временем ноги станут чище, и Вы сможете сидеть дольше. Сам долгое время практиковал именно таким образом. Некоторые говорят, что нельзя терпеть, когда ноги затекают, что это вредно. Хотя я терпел, и со временем боль действительно отступает и получается сидеть долгое время без каких-либо дискомфортных ощущений.
Избегать стоит боли в суставах, это действительно небезопасно.
В крайнем случае можно сидеть в какой-нибудь обычной, удобной позе.
Что касается напряжения. Конечно, некоторые части тела остаются напряжены, чтобы поддерживать положение тела. Это неизбежно. Суть в том, чтобы устранить ИЗБЫТОЧНОЕ напряжение, оставив в рабочем состоянии лишь те мышцы, которые действительно должны быть задействованы, чтобы поддерживать позу. И даже в таком положении со временем можно расслабиться вплоть до ощущения невесомости и потери ощущения телесности.
Поза пусть и важна, но не принципиальна. Главное — анатомически ровная спина. Медитировать можно даже и лежа, хотя тут главное — не заснуть. Но сидя как бы лучше.
_Терпеть_ и практиковать через боль, на мой взгляд, не следует. Лучше когда все идет без усилий. Кроме того, боль бывает разной: одно дело когда просто онемела нога, а другое — если появилась боль в суставе и остается надолго после медитации. Слегка и постепенно развивать гибкость (какая-нибудь гимнастика) — это другое дело. Вообще, надо принять такое положение в котором тело ощущается (отвлекает на себя внимание) меньше всего.
О мыслях. Я просто сажусь или ложусь (хотя, чаще именно ложусь — мне весьма сложно заниматься сидя), успокаиваюсь (на это уходит не больше 10 минут) и считаю выдохи на «раз, два, три, четыре» и потом опять. Заметил, что мысли появляются _на вдохе_ (если сознательно задержать дыхание, то и в голове тишина), поэтому могу еще произносить «со» на вдохе и «хам» на выдохе… Потом я просто лежу и слушаю вдохи и выдохи. Через какое-то время появляется странное ощущение пустоты (и даже немного пугающее), мысли появляются реже и становятся «тише», но все же есть.
Ощущения такие — практически «обязательное» жжение в области межбровья, ощущение пустоты (от него как-то неуютно сначала), ощущение тяжести в теле (не хочется, лень двигаться). Иногда — будто я ощущаю себя «под углом» или сверху (но тут я не уверен — возможно что-то вроде самовнушения, т. к. мне любопытно испытать внетелесный опыт). Недавно появилось в животе ощущение как при катании на американских горках — сжатия (только, конечно же, слабее в разы). Физический дискомфорт и боль есть, но про «блоки» я не думал…
А самое интересное — возникает какое-то ощущение «как в детстве». То мгновенно проскочит приятный детский эпизод (а я уже давно забыл об этом), то ощущение чего-то очень хорошего. Будто я давно испытывал что-то подобное. Но описать сложно…