Осознанность (пробуждение сознания) – главная ключевая практика для каждого человека, которая, проходя красной линией, через всю нашу жизнь, добавляет ко всему, что мы делаем гармонию, эффективность, ясность, аккуратность и точность. Если возникает ощущение, что ситуация дисгармонична, а поступки неправильные, необходимо просто пробудить осознанность. И это – лучший выход из любого положения.
Что такое осознанность?
Осознанность – это пробуждение сознания, непрерывная внимательность в каждое мгновение жизни, когда во время выполнения каких-либо действий не происходит блуждания в мыслях, а внимание направлено на то, что совершается конкретно в данный момент.
Обыденное восприятие подобно полудремотному состоянию, в котором где-то на бессознательном уровне происходит «покадровое» сканирование происходящего в текущий момент. Затем, «принятая» в форме образов информация переходит к более детальной обработке уже при помощи мыслительного аппарата. Таким образом, человек теряет контакт с чистой реальностью, которую ему подменяют его (кармически) обусловленные мысли. Осознанность пробуждает дремлющее сознание.
Цель практики осознанности – отвлечь внимание от мыслей о происходящем на само происходящее в моменте «сейчас». Как сказал один дзенский мастер о своей практике: «Когда я ем – я ем, когда несу воду – я несу воду». Это чрезвычайно важный, можно сказать, ключевой, момент (и суть) практики пробуждающей и эволюционирующей наше сознание.
По сути, осознанность и медитация – синонимы. Отличие медитации в том, что во время ее выполнения, вы практикуете осознанность в максимально комфортных «тепличных» условиях. Однако человек не может проводить годы, сидя с закрытыми глазами. Более того, осознанность в движении – это более продвинутая практика, требующая большей зрелости сознания. Да и какой смысл в том, чтобы бездельничать всю жизнь? Даже если движения бессмысленны, их отсутствие также, не имеет никакого смысла! Иначе жизнь не выходила бы из состояния непроявленной нирваны. Мудрость – в деятельной, созидающей ясности. По этой теме на progressman.ru имеется ряд статей под тегом «мотивация».
Практика осознанности
Соль в том, чтобы сделать внимание непрерывным, не отвлекающимся на мысли ни на мгновение. Благодаря такой постоянной бодрости сознания, появляется невероятное тонкое переживание, словно Вы пробудились. Поначалу кажется чудом, что эта удивительная свобода и полнота непрерывного «сейчас», ощущения бытия всегда была с вами, и как странно, что никто этого не замечает и не говорит об этом.
Окружающее пространство и предметы лишаются размеров, ведь все эти переживания имеют лишь мысленную окраску. При взгляде на привычные формы становится очевидным факт условности их величины. Сложно сказать – большие они или маленькие, далеко или близко, и это нисколько не затрудняет передвижения, и даже наоборот – делает его более проникновенным и точным.
При дальнейшем углублении осознанности может появиться ощущение вечности, словно происходящее здесь и сейчас было всегда, а расстояния до предметов могут казаться бесконечно далекими. Тело начинает восприниматься как бы со стороны. Скорость всех явлений также теряет привычные критерии, и даже в простых движениях и чувствах переживается невероятно быстрый поток ощущений. Эти переживания невозможно передать словами. Ничто не сравнимо с прямым опытом.
Как освоить практику осознанности?
Поначалу практика осознанности для большинства людей оказывается чем-то почти невозможным для выполнения. Но со временем, особенно в связке с регулярной сидячей медитацией, осознанность становится все более естественной и спонтанной. Как правило, для полной ее реализации нужны годы работы над собой. Это действительно непросто, однако именно развитие осознанности – настоящий ключ личной эволюции – это нить, которая подтягивает за собой все параметры успешной личности.
Самая сложная битва – это битва с самим собою. И чем больше мы прилагаем усилий, тем сложней она становится. Вся штука в том, чтобы перестать прилагать усилия и подавлять ум. Необходимо оставить все старания, сдаться и расслабить голову. Тогда осознанность льется спонтанно, как естественная пробужденность. Обыватель пребывает в непрерывном напряжении ума, что препятствует ясному восприятию действительности. Начинающий практик, зачастую своими стараниями склонен еще больше усиливать эту напряженность, что приводит к стрессу и нервозности. Правильная практика происходит без усилий, когда ум расслаблен. Сознание льется само собою, вам просто не нужно ему мешать.
В сравнении со «случайными» природными циклами, личное развитие заметно ускоряется, благодаря намеренной практике. По мере углубления осознанности все те (кармические) ощущения, что вам было суждено пережить на событиях, начинают проживаться без видимых причин, без зависимости от внешних обстоятельств, и проходят при наименьшем сопротивлении – не так долго и мучительно, как на событийном уровне. Хотя сопротивление и уровень смирения спонтанной расслабленности – также индивидуален.
Некоторое время, пока личные кармы высвобождаются без зависимости от событий, со стороны вы можете выглядеть странным, или даже неадекватным для других. Чтобы этого избежать, существует практика «сталкинга» (учение толтеков), «иллюзорного тела» (в буддизме), когда вы, не обременяя других своими удивительными переживаниями, ведете себя нормально, в соответствии с событийным уровнем, а не с вашим внутренним миром, который другие люди не увидят и не смогут понять.
Первое время, открывая новые миры, почти у каждого появляется ярое желание показать свои открытия окружающим. В большинстве случаев этого делать не стоит, потому что каждый упрямо цепляется за свою картину мира, остерегаясь любых перемен. Можно пробовать делиться знаниями аккуратно без всякого навязывания и обид, если вас не желают услышать. Каждый мир живет по своим законам. И если человеку необходимо пережить драгоценный опыт мирских иллюзий, вряд ли вы сможете изменить его судьбу.
В повседневной практике для поддержания осознанности допустимо использовать установки, при помощи которых можно научиться вводить себя в соответствующее состояние. Эти установки как бы пробуждают понимание и меняют состояние, если вы отдаетесь им без всяких сомнений. Это могут быть установки, данные в конце статьи «Техника концентрации и медитации (часть II)», и полезная в общении установка (данная в статье «исполнение желаний — чудо самопрограммирования ») – «Никто не может иначе». А также такие повседневные установки как: «Я уже и так пребываю в непрерывном сейчас», «Мое внимание и так спонтанно и непрерывно» или любые другие, которые подойдут вам лично.
Напоследок, хотел бы напомнить, о том, как читать тексты о саморазвитии. Их нужно читать так, словно они могут спасти вам жизнь. Каждую технику и любой анализ стоит соотносить с собственной жизнью. Важно понять, что все то полезное, о чем вы прочли, можно и нужно применять прямо сейчас. Если вы откладываете «на лето» – это иллюзия.
© Игорь Саторин
В продолжение темы:
Cамо слово «осознанность» -дзен-коан, загадка. Что подразумевается под этим словом? О-со-знание, цикличное совместное знание, это более расширенное знание, чем имеющееся в данный момент времени, но живое, движущееся, осознание цели своего воплощения. Хотя, перефразируя, рост — и есть цель любого воплощения.Каждый миг становиться более, чем был вчера, разгребая завалы в своих нижних телах, это первоначальная необходимая работа, без этого очищения никак, иначе в своих медитациях вы услышите только голос подсознания, который будет хвалить за то, что вы такой продвинутый, уводя сознательное в сторону эго.
mishanya, я к тому и завел речь, что, пока сам не попробуешь, не узнаешь……
В статье и комментариях говорилось об осознанности в разных аспектах. «Когда я ем – я ем, когда несу воду – я несу воду», а так же «когда ведёте машину, делайте только это и т.д.». Т.е. тут говорят, что нужно полностью вовлекаться в процесс, убрав лишние мысли. Это первый случай.
Однако тут же говорят и о другом подходе: отслеживать все свои мысли и действовать осознанно не забывая о «Я». Эта практика описана кажется у Успенского и Гурджиева, т.е. нужно постоянно помнить о «Я» и о том, что «Я это делаю». Т.е. как тут в комментариях один человек высказался: Я встаю, Я иду, Я подымаю чашку, Я наливаю туда чай, Я делаю глоток и т.д. (Как разновидность я знаю упражнение как например смотришь на себя со стороны и как бы отслеживаешь как «некто» делает все эти вещи, а ты просто безмолвный свидетель. Или например представляем глаз перед своими глазами и как бы видим всё происходящее вокруг через этот глаз, тем самым отделяя происходящее и личность с кем всё это происходит от самого себя, а за одно учимся осознанности, которая передается и в сновидения, в итоге должны получаться осознанные сновидения.) Это второй случай.
В во втором случае идёт концентрация на Я-есть (Я — делаю то-то), т.е. объект внимания находится внутри и он первичен. В первом же случае объект концентрации внешний (или вовсе так скажем нигде не находится, т.к. мы тотально погружаемся в ситуацию… я пока не уверен, но скорее внешний).
Вопрос — в чём же разница между двумя этими «осознанностями» или подходами? И какую осознанность имел в виду автор? И какая осознанность настоящая, и какой метод действенный? Потому что во втором случае мы концентрируемся на внутреннем Я, в первом же (когда я ем — я ем, когда играю в компьютерную игру — я занят только игрой) мы погружаемся во внешний мир и похоже своё Я забываем.
Eugene, есть разные способы описывать осознанность. «Фокус» внимания в идеале должен быть просто на том, что происходит сейчас. Если «я иду», значит осознается «я» и «иду», как единое целое. Главное не уходить в мир воображения, если в этом нет необходимости.
Во время обыденных действий, которые требуют внимательности, как например вождение машины, ни в коем случае нельзя допускать фокусировки на внутренних ощущениях. Если без фокусировки никак, тогда она должна быть именно на внешних действиях. Тогда это сопоставимо с обычной внимательностью, которую мы намеренно практикуем без вовлечения в отвлеченные от дела мысли. Подобная внимательность часто проявляется спонтанно у новичков на дороге. А когда водитель становится «бывалым», есть искушения «заснуть» и попасть в аварию. Если практика не идет «мучить» себя напряженной концентрацией не стоит.
Когда речь идет о созерцании «я», это уже медитация, и практиковать ее лучше всего сидя,расслабившись, с закрытыми глазами. Медитация — это своего рода «тепличные» условия для осознанности. Когда внимание не отвлекается на внешний мир, нам легче быть СЕЙЧАС. Здесь, главное, уже не засыпать.
Eugene,
Очень интересный вопрос. Для себя я ответил на него так :
-В первом случае речь идет об «я» как об механизме, который двигается, носит воду, мыслит и т.д. Оптимальным состоянием для функционирования этого механизма является пребывание в реальности, в здесь и сейчас, без посторонних мыслей(как и говорит Игорь).
Пребывание в этом состоянии дает возможность проявиться совсем другому «я»,которое уже не являющется частью механизма : «я»-как наблюдатель.
— И это уже второй случай. «Наблюдающее я» -есть постоянная непрырывающаяся осонанность, в обычной повседневной жизни замаскированная сумбурной деятельностью «действующего я».
Таким образом,как мне кажется, оба упомянутых Вами случая описывают одно и то же состояние с разных точек зрения : действующего я и наблюдающего я.
Предположим я мою посуду. Если следовать принципу: «Если моешь посуду, мой посуду», то я просто буду без посторонних мыслей делать нечто вроде физического упражнения по подыманию штанги — согнул, разогнул и всё внимание на это. Да, я вымою посуду или покрашу забор быть может быстрее и эффективнее, чем если бы обдумывал в это время что-то в голове.
Но подобная БЕЗмысленная деятельность субъективно ощущается как потраченное впустую время. Я не вижу в этом никакой осознанности. Да, количество мыслей уменьшается, если не думать и просто выполнять работу. Но мне кажется что это необязательно способствует осознанности. Так например большинство людей постоянный монотонный труд просто отупляет и не прибавляет никакой осознанности.
Таким образом мне думается дзен-мастера под «делаешь-делай» имели в виду нечто более глубокое чем простой процесс вовлечения в деятельность. Вот если скажем осознавать каждое свое движение во время мытья посуды, то это на мой взгляд принесет действительную осознанность. Вначале это будет неестественно и тяжело, но потом скорее всего будет течь как-то по иному и естественно. Или может у кого-то еще есть какие-то мысли насчёт того, что имели в виду дзен мастера?
Это что касается простых вещей. А вот с более сложной деятельностью, требующей внимания и серьезного вовлечения интеллекта вообще непонятно: скажем игра в шахматы, интеллектуальная работа и т.д. Мне вообще непонятно как в это время (когда используется интеллект) можно оставаться осознанным и одновременно помнить о себе, не прерывая потока мыслей.
Или осознанность это нечто, не имеющее с интеллектом, вниманием, жизнью в этом теле ничего общего? Мастера говорят, что их осознание не прерывается никогда — ни во сне, ни со смертью тела (интеллект и внимание, система чакр это инструменты тела для познания мира, насколько я понимаю).
Eugene, осознанность это не вовлечение в деятельность и не «прерывание потока мыслей», а непрерывная пробужденность, непрерывное осознание того, что есть. Мысли при этом могут не затихать, они просто упорядочиваются, начинают более четко (адекватно) отражать реальность. Почитайте статью еще раз внимательней. А вообще, нет смысла рассуждать. Надо практиковать, и все станет ясно.
Игорь,а почему современная молодёжь стремиться получить всё и сразу?в чём причины такого поведения?
ivan, так было во все века, и не только с молодежью. Человеку просто мерещится, что так он станет счастливым.
progressman.ru/2009/04/chto-takoe-schaste/
смею не согласиться с этим высказыванием.на мой св нынешняя молодёжь радикально отлич от предыдущ поколения.
может с техничеким прогрессом связано?