Эго – наша ложная самоидентификация, источник всех психологических страданий и корень чувства собственной важности. Эго — это центральная мысль «я», от которой ответвляется множество чуть менее значимых мыслей – различных концепций и отождествлений. Эго поддерживается за счет мыслей, которые оценивают внешние объекты как значимые. Чем больше значимости мысль придает событиям, тем важней ее роль как кирпичика в башне эго. Пока держится отождествление с эго, мы пребываем в непрерывном поиске – в вечном устремлении к будущему, и никогда не чувствуем себя по-настоящему счастливыми в настоящем.
«Равновесие» эго
Эго постоянно ищет равновесия с внешней средой, но равновесие на этом уровне по определению недостижимо. Все дело в том, что эго по своей сути является пучком мыслей. Все составные части эго – это ментальная «материя», которая пребывает в безостановочном движении в нашем относительном мире перемен. Все течет, все меняется, и поэтому мысль «я» нуждается в постоянном отклике извне, который поддерживает неустойчивую природу эго. Мы пребываем в непрерывном устремлении утверждать собственную жизнестойкость.
Мысли являются своеобразным оценивающим отражением событий. Например, мы видим ложку, лежащую на столе. «Ложка лежит на столе» – это мысль, без которой никакой ложки нет. Само определение объекта происходит на уровне мысли. Если мысль «нейтральная», как например мысль о ложке, вряд ли она будет иметь место в нашей самоидентификации.
Эго – источник отождествления
Сознание отождествляется с происходящим – как бы проецирует свою самоидентификацию на внешние объекты. В этой грани эго – это память – мысли о формах внешней реальности. Когда внешние формы подвергаются разрушению, отождествляющееся с ними эго страдает так, словно его уничтожают. Если объект имеет нейтральную оценку, как в примере с ложкой, страдание носит номинальный характер. Однако если объекту придается важность, все обстоит иначе. Когда, например, человек отождествляется со своим автомобилем и придает этой «части себя» значение, он мучается, когда кто-то сравнивает его автомобиль с более «крутой» маркой, он страдает, когда его машина в аварии, потому что частица его эго – его самоидентификации в данный момент – под угрозой уничтожения.
Эго состоит из множества ложных «я» – у каждого человека десятки таких личин. Чем более грубое и «узкое» сознание, тем сильней отождествление с ложным «я», потому что ложная личность затмевает всю сферу восприятия. Когда у заядлого автолюбителя его единственная машина в аварии, он может переживать почти смертельное отчаяние. Если же у него таких машин – с десяток, то проецирование самоидентификации равномерно распределятся на все десять, и от поломки одной, хозяин страдает не так интенсивно. А если машины для хозяина неважны, тогда он и вовсе не переживет.
Эта закономерность прослеживается во всех личных качествах и внешних объектах, которыми личность владеет. Для творческой личности – это неоспоримость таланта и ценность творений. Для любящего мужа — любимая жена, которую он, как часть своего эго, воспринимает всерьез, переживая, если ее поведение не соответствует его отождествлениям. У фанатика эго проецируется на сферу своего фанатизма – в обществе он говорит лишь о том, за что «фанатеет», таким образом, утверждая собственное «я». По этой причине начинающие эзотерики так рьяно рассказывают о чакрах, МЛМщики – о «построении бизнеса», фанаты Спартака – о матчах и т.п. На progressman.ru я уже косвенно затрагивал эту тему в статье об эгрегорах, где называл эго – «эгрегором имени себя».
Мы действуем по принципу приоритета – по такому принципу, что некоторые вещи на данный момент более или менее важны. Каждая личность действует от эго. Даже если где-то на земле идет война, для нашей персоны, куда более важным явлением может оказаться прыщ на лбу, потому что он имеет прямое отношение к самоидентификации. Сама важность происходящего — это и есть очередная проекция эго; эта важность является условной и субъективной – у каждого что-то свое имеет собственную исключительную важность.
А что если человек живет для других – занимается благотворительностью, или помогает близким? Все это также, делается под диктовку эго. И в этом нет ничего дурного. Здесь я бы хотел ввести такой термин как «мудрое эго», нашедшее относительное равновесие и компромисс с жизнью. Добрые люди получают удовольствие от помощи другим, поэтому для них важно помогать – в этом их самоидентификация. Таким людям живется легче, но это по-прежнему поиск, и отсутствие истинного приятия жизни. Здесь для ясности можно провести черту между эго и эгоизмом.
Каждый является неповторимым, или уникальным, лишь потому, что имеет собственный набор ложных личностей, с которыми отождествляется. Когда у людей важность или значение, придается одной и той же вещи, то появляется общий интерес – программа, которая их объединяет. Такие люди могут стать друзьями, пока у них подобный интерес держится. Сама по себе дружба – это программа, которую друзья взаимно подкрепляют. Без взаимности эта программа теряет внешний поддерживающий отклик и становится менее устойчивой – дружить в одни ворота способен не каждый.
Сексуальность – это мощное укрепление центральных отождествлений эго – телесных и личных качеств. Комплименты, одобрение, а главное – непосредственный интимный контакт партнеров – это колоссальная подпитка эго – поддержка его неустойчивой природы. Исходя из этого, можно понять, почему секс так активно муссируется в нашем обществе. Во время успешного контакта возникает временное удовлетворение, затем сканирование реальности на предмет одобрения продолжается.
Обыденная «любовь» – это самоидентификация с деятельностью своего фаворита, что вызывает сильную зависимость и неадекватно преувеличенную реакцию на поведение объекта «любви». «Любят», как правило, тех, в ком есть нечто, чего нам самим не хватает. А после выработки новых качеств, «любовь» сглаживается. Эта тема освещалась подробней в статье о влюбленности. В этом ракурсе можно сказать, что любовь – это такой инструмент эволюции и развития сознания.
Выход рядом
Эго – это совокупность субъективных программ, нагруженных иллюзиями и сопутствующими им страданиями. На бессознательном уровне мы устремлены к единству, к целостности, а на изменчивом поверхностном ментальном уровне без учета глубинных слоев психики абсолютного единства никогда не достичь.
Выход в том, чтобы открыться жизни по-настоящему, быть честным с собой, видеть все как есть – тогда внешняя реальность, поверхность психики и ее глубинные слои приходят в согласованность и все внутренние конфликты постепенно устраняются. Устранять собственные слепые пятна самостоятельно бывает нелегко – здесь срабатывает такой эффект, когда человек не способен разгадать собственные иллюзии, потому что сам принимает их за чистую монету. В этом деле проще копать с опытным специалистом. Это я так ненавязчиво рекламирую свои психологические услуги.
Самостоятельно можно практиковать самоанализ, вести дневник, медитировать – сознательная практика неоценима.
В глобальном смысле важно также уметь не привязываться к преходящему, и не придавать большого значения ни событиям, ни своему образу. Личный образ – это такой инструмент взаимодействия с жизнью, он может быть эффективным, но ставить его во главу угла – себе дороже. Чувство собственной важности неизбежно приводит к ощущению собственной ничтожности.
Самопознание приводит к ясности. В идеале, самоидентификация смещается с эго, на высшее «Я». Под высшим «Я» подразумеваю чистое сознание, ощущение бытия, в котором происходит жизнь. Оно не состоит из молекул, или каких-то частиц. Высшее «Я» – это ощущение того, что вы есть и всегда присутствуете здесь и сейчас. Это – истинное равновесие, потому как высшее «Я» не колеблется, оно является вечно устойчивым свободным пространством сознания, которое не зависит от внешних форм.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Может потому, что человек- это не только сознание, но и тело. А для тела важной задачей является выживание, то есть продолжение себя во времени. Для этого и служит эго= совокупность программ, направленных на увеличение выживаемости тела. Например, удовольствие от обладания вещами поощряет к зарабатыванию денег, тоже самое и зависть, страх смерти и прочие примочки. Все эти программы складывались эволюционно, поэтому они неидеальны и частенько дают сбои , даже работают во вред.
Осознание этих механизмов лично в себе дает шанс стать свободным от них и использовать их в собственных целях, которые не обязательно будут совпадать с вопросами выживания. Вот один из вариантов ответа на Ваш вопрос.
Спасибо за ответ, но я не почувствовал что докопался до истины. Если телу нужно выживание, значит ему нужна еда, одежда, жилье. Почему во все это вмешивается эго. Откуда появляется зависть, жажда иметь больше, — почему все это становится жизненно важно, ведь можно и перебится без всего этого. Это какой-то глюк, но какова природа этого глюка? Почему у некоторых людей его нет?
Мне интересен тот самый момент, когда зарождаеться эго. Что в человеке в этот момент происходит.
Эго- это не только плохие и неприятные черты личности- это структура самой личности, по сути это личность и есть. Люди , у которых нет эго- это уже не люди, не личности- они перешагнули состояние личности и стали чистым сознанием в человеческом теле.
Но возможно, Вы спрашиваете о другом ? Об отрицательных проявлениях эго ? Наверно, это просто эволюционные , генетические сбои, ну и от воспитания тоже много зависит…
А насчет зарождения эго, когда у Вас родится ребенок, Вы все сами с первых часов и увидите :))
Цит. «важно уметь не привязываться к преходящему, и не придавать большого значения ни событиям, ни своему образу.»
Легко сказать. Без этих вещей содействовать с социумом невозможно. В любом случае каждый из нас будет беспокоиться о своем Я-образе в глазах нужных эгрегоров до последнего вздоха.
А чтоб отказаться от значимости событий и себя, надо садиться с миской для подаяний и просить милостыню под церковью, блаженствуя в позе будды. По другому пока не вижу.
«важно уметь не привязываться к преходящему, и не придавать большого значения ни событиям, ни своему образу.»
Александр, А я думаю, что важно освоить навык избавления от болезненных привязанностей, или зависимостей. В привязанности нет ничего плохого, если она служит созиданию. Самая элементарная привязанность матери к своему ребенку позволяет существовать каждому человеку. Каждый взрослый человек, в т.ч. и те, кто идет по пути просветления обязаны своим существованием тем людям, которые заботились о них, когда они были беспомощными. Поэтому привязанность дает самый первый и необходимый толчек развитию человека.
А умение справляться со своими зависимостями, которые ведут к деградации дает еще один толчек.
Александр, на каждом этапе развития личности свои противоречия и способы их разрешения. Одним из препятствий росту является внутреннее сопротивление, которое может выражаться, в том числе, в написанном вами категорическом утверждении: «В любом случае каждый из нас будет беспокоиться о своем Я-образе в глазах нужных эгрегоров до последнего вздоха. А чтоб отказаться от значимости событий и себя, надо садиться с миской для подаяний и просить милостыню под церковью, блаженствуя в позе будды. По другому пока не вижу.»
А будды разве не так делали, если верить приданиям? Они оставляли свои дома, имущество, семьи и по сути начинали бомжевать, просить милостыню. Ни одной личной вещи у них уже не было. Борьба с эго и привязанностями не терпит полумер. Вам может казаться что вы побороли свои привязанности и зависимости, сидя дома, среди кучи личного имущества и любимых людей, но это только поверхностный взгляд. Если углубиться в этот вопрос, то проявятся более тонкие привязанности — например к своему Я-образу «ни к чему не привязанного человека». И если нарушить этот образ, то опять новые страдания и разочарования.
Александр:
«Легко сказать. Без этих вещей содействовать с социумом невозможно. »
Возможно. Ведь слова «не придавать большого значения ни событиям, ни своему образу» не обязательно означают необходимость расслабиться, забросить все дела, сесть под деревом и думать исключительно о вечном.
Эго лечится осознанностью.
Меняем оценочную шкалу с личностной на шкалу оценки действий по результату. Т.е. не «ах какой я молодец!/ах,какой я неудачный!», а «действие было верным и привело к желаемому результату / действие было неверным потому-то, исправляем так-то».
Это позволит не насиловать ЧСВ не прекращая при этом взаимодействовать с социумом.