Без рекламы

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

Опросы

У вас когда-нибудь получалось без сексуальной подоплеки просто дружить с лицом противоположного пола?

  • Да (62%, 322 Голос.)
  • Нет, но теоретически это возможно. (22%, 112 Голос.)
  • Нет и это невозможно. (16%, 85 Голос.)

Голосовавших: 519

Загрузка ... Загрузка ...

Любить жизнь

Много повторяюсь. Но тема, как показывают клиентские запросы, злободневная.

Замечаю, что свою жизнь любят, когда наполняют ее любимым содержимым: интересными занятиями и приятным обществом. Вот так все просто. Если не усложнять. А усложняют жизнь и не понимают банальных закономерностей, когда теряют контакт со своими желаниями. Не чувствует человек, чего хочет, загружает себя нежеланным — и закономерно страдает.

Желания — это жизненная энергия личности, ее «пища и воздух». Наглядный смысл жизни личность находит в исполнении желаний. А подавляя желания, личность отчуждается от себя и увядает — самая заезженная тропа к депрессии. Следуют по ней при помощи двух методов — идеализации и страха. Об этом далее буду говорить.

Бегство и свобода

Желания задают два возможных направления. Они устремляют либо к свободе, либо к безопасности. Ведут эти направления обычно в противоположные стороны. В направлении свободы лицом к лицу встречаются со страхом. В направлении безопасности утрачивают свободу.

Устремление к свободе побуждает себя раскрыть и проявить, чтобы зазвучал голос души. На практике человек просто занимается тем, что любит, выражает свою уникальность, рискуя подвергнуться осуждению.

Устремление к безопасности побуждает себя закрыть и уберечь, чтобы душа не подвергалась риску быть раненой. Ее голос стихает до еле слышного, а личность замыкается, и перестает чувствовать, что в этой жизни любит — слишком уж это опасно — следовать зову сердца. На практике человек занимается, чем угодно — лишь бы не рисковать. Пытается быть незаметным «никем», сливается с окружением, чтобы возможному осуждению не подвергаться.

Только выражение личного потенциала позволяет свою жизнь любить. То есть прохождение через барьеры страха — это обязательный вызов на пути душевного роста и радостной жизни. Страдания сокращаются, когда личность преодолевает страхи и получает свой корм — свежие впечатления.

Представьте, что у вас совсем нет страха. Чем бы вы занимались? Уделите этой фантазии хотя бы минуту.

Можно банально подойти к приглянувшемуся незнакомцу из толпы, и рискуя показаться сумасшедшим, все-таки познакомиться. Драйв от жизни получают не в опостылевших четырех стенах, а в непредсказуемой спонтанности.

Несуществующие нерушимые преграды

Главный подвох устремления к безопасности — такой трюк ума, когда собственные страхи принимают за предельные непробиваемые стены существования.

С детских лет каждый чувствует, что границы привычного — не край света, они скрывают мир бесконечных возможностей. Но если проследовать к ним не решаешься, страх становится постоянным фоном. Настолько неприятным, что сознание вытесняет переживание в подспудное. Теряется понимание, чего конкретно боишься — а только чувствуешь, как невидимая сила мертвой хваткой отваживает от пределов повседневности. А дальше свою ограниченную, опустевшую жизнь путают с глобальной реальностью. Словно все вообще — «тлен и тщетно бытие».

В статьях я уже говорил, что ум всегда тянется к самым комфортным для себя условиям, и в этом ракурсе каждое личное шевеление — это и есть исполнение текущего желания. Другое дело, что ясное осознание желанных сценариев счастливой жизни может выветриться вовсе, когда преобладает устремление укрыться в безопасности.

Ходит, например, человек на нелюбимую работу вроде как «вынужденно, не по своей воле», но делает это по конкретным причинам — деньги, одобрение, зона комфорта — эти «жертвы» и есть его текущая вторичная выгода, пересилившая голос души.

Невротическая вынужденность — это нежелание признавать, что устремление укрыться от страха оказалось сильней устремления к свободе.

Стереотипы

Еще один популярный способ не любить жизнь, наглухо заткнув голос души — это страх оказаться ненормальной белой вороной и последующее стереотипное существование. Например, когда в душе доминирует склонность к творчеству, но стереотипы требуют стать офисным служителем, завести семью и влезть в ипотеку. Пример избито банальный, но отражает всенародные тенденции.

Стереотипы своей прожорливой требовательностью схожи с идеалами, но манипулируют не столько заоблачной морковкой успеха, сколько хлыстом вины и унижения за неподчинение их диктату. Стереотипам можно отдать должное — они подстегивают к целям относительно реалистичным, в духе: отгрохать коттедж, посадить бонсай, зачать наследников, чтобы через них «продолжиться» — не сделал сам — уступи дорогу потомкам.

Один мой друг, подчеркивая свое устремление к свободе, не раз предлагал собеседникам маленькую визуализацию. Если верите в перерождения, представьте, что строили дома и растили детей циклично уже сотню жизней. Представили?

И большинству для самоудовлетворения все это действительно необходимо — либо естество все-таки резонирует с мерками социума, либо им капитально продано — и другого комфорта не знает. Слои личности, выданные на прокорм стереотипам, могут заглушить голос души до еле уловимой грусти о чем-то несбывшемся.

Идеализация

Другая крайность и способ свою жизнь не любить — идеализация — ее ипостаси: влюбленность, фанатизм и обожествление. Влюбляются в этом русле не в людей, а в свои фантазии об идеальной жизни. Поэтому возвеличивают идеализацией не только возлюбленных, а вообще каждого предполагаемого предвестника будущего счастья, — например, учителей и проповедников, рекламирующих те заманчивые высоты, которыми ум беззаветно очаровывается.

Казалось бы, все замечательно, — вот оно реальное сильнейшее желание — пройти по своей идеальной дорожке и заполучить искомое счастье. И по началу идеалист действительно, как бы в преддверии искрящегося успеха, переполняется радостью. На контрасте вчерашней жизни и привычного окружения он может чувствовать себя избранным, удостоившимся счастливой звезды.

Но идеализация таит подвох, который все быстро портит. Она побуждает изо всех сил вцепляться в несуществующее, принимать оторванные от жизни мечты за надвигающуюся реальность — еще одна лживая проекция. Идеалист изначально радуется не настоящим событиям и людям, а тому как настоящее «должно» развернуться будущим торжеством. Идеалист еще не «перепрыгнул», но уже прокричал «гоп» во все горло тысячу раз. В своем воображении.

Наглядный пример — сектанство, где адептов, уверовавших в стремительный успех, затягивает в пучину надежд на духовные лавры. Быстрого роста, зачисления в элиту, нескончаемого потока большой и легкой выгоды аналогично ожидают последователи финансовых пирамид. А чаще всего себя наказывают идеализацией в отношениях, когда приписывают свое единственное возможное счастье взаимности возлюбленного.

Капризы влюбленных

Когда возлюбленный сознается в ответной любви, влюбленный полагает, что ему вручают билет к гарантированному счастью, и его надежды разгораются с утроенной силой. На деле своим признанием возлюбленный может выражать мимолетный порыв страсти, никаких обещаний не подразумевающий. Поэтому торопливое забегание вперед с восторженным сооружением воздушных замков призрачной любви, гарантирует разве что уход от реальности и последующее горькое разочарование.

Если разочарование непереносимо, душа находит выход в новом усиленном отрыве от реальности, и наслаивает уплотненный слой иллюзий вплоть до беспамятства безумия.

Взрослеющей душе нелегко признавать, что реальной власти над жизнью и людьми у нее нет. Есть только вечное притязание на идеальную жизнь. Зависшие обиды — это капризный отказ признавать беспочвенность своих запросов.

Инфляция любви

06uyhГлавный подвох идеализации — сбрасывание со счетов всех прошлых смыслов в пользу одного решающего. Идеалист «посылает к черту» все, что его ранее радовало, как бы объявляя миру, что в нем он больше не нуждается. Отчуждаясь от всех прошлых смыслов, он выбрасывает все яйца в одну несуществующую корзину — то есть в никуда. А когда обнаруживается пропажа, в душе образовывается зияющая дыра.

С началом идеализации все, что напитывало душу, обесценивается, интересы стираются. А после опьянения ложным счастьем начинается депрессивное похмелье. Жизнь вообще начинает казаться пустой и бессмысленной.

На словах самообман кажется наглядно очевидным. На деле так себя обманывают все. Такова природа ума — отодвигать реальное в пользу надежд на лучшее.

Идеализировать означает свою реальную жизнь не любить, а ставить на ней крест и презирать, чтобы она стала забытой ступенькой к стопам поддельного божества с запредельными запросами.

Идеалами прельщаются просто потому, что любят тешиться надеждой. А чем надежда сказочней, тем больше любви ее сюжет вызывает. Наверное, каждый в глубине души иррационально чувствует себя особенным — и потому достойным метафизической милости.

Падение ввысь

На духовных маршрутах практикуют и сбегание в безопасность зоны комфорта, и фанатичную идеализацию. Побег от пугающего мира преподносят как богоугодное отшельничество, призванное придушить личность, отрезав ее от желанного, чтобы сознание выбросило за пределы личностного в глубинные пласты восприятия.

Неосторожные искатели окрещивают социальные пути мышиной возней и пытаются, свою личность, привязанную к социуму, сломать, чтобы таким образом заполучить наградное просветление.

В наши дни древний смысл просветления давно затерся, а понятие стало просто модным трендом для указания на свою значимость. Адекватный человек будет примерять на себя этот титул разве что из стратегической необходимости, осознавая, как противоречиво его встречают — с недоверием, перемежающимся слепой идеализацией.

Фанатичные же искатели получают, как водится, не просветление, а пожизненную депрессию, и в запущенных случаях — полный отрыв от действительности. Дурдом — не место, а состояние души.

Подавленная, лишенная внешней подпитки личность, замыкается на себе, мучительно истощается и блекнет. Ее раздробленные остатки продолжают всматриваться в желанное, а находят там безвыходную, пугающую пустоту.

Иногда такое самоудушение действительно принуждает к поиску новых ресурсов, и личность начинает черпать из себя — сначала выгорает сама, затем переходит на ресурсы бессознательного. Если отчуждение от себя не перешло критических границ, искатель может собрать себя заново, кристаллизовать новый слой личности, резонирующий с реальным.

Поэтому, как и всегда, хорошо то, что в меру. Личность должна получать свой «корм», свои смыслы. Иначе, неумеренно замыкаясь на себе, теряет осознанность и проваливается в уныние.

Состояние Будды — это не просто недостижимый идеал. Как и чемпионские титулы в спорте. Их достигают. Единицы. Но для обывателя вера в свою избранность — это почти всегда идеализация — психологический наркотик. Даже образ смиренного святого может стать очередным «силиконовым» фетишем на потеху гордости. А контраст с идеалом будет отравлять душу виной и страхом лишения единственного не обесцененного смысла.

Это и есть нелюбовь к себе, неприятие себя, и прилагающаяся к ним — нелюбовь к жизни. Так себе и запрещают быть простыми смертными.

Признание собственных заблуждений — самое непростое дело. Иначе все бы давно просветлели. Но психика знает только один путь оздоровления — и это трансформация нереалистичных убеждений в принятие конечной истины этого единственного промежутка времени здесь и сейчас.

Как «правильно» мечтать?

Главная причина идеализации — неспособность отделить возможное от фантастического. Идеалист несется впереди «паровоза» беспощадной к его фантазиям реальности.

А чтобы мечты сбывались и радовали, необходима такая вот «мелочь» — трезвый взгляд на жизнь. Если чего-то не знаете наверняка, не верьте. Сомневайтесь. Сомневайтесь не в своей качественности — такие терзания бесплодны; сомневайтесь в «известном». Искреннее незнание ведет к правде.

Если не чувствуете свой потенциал, не различаете реальных возможностей, требуются не сомнения в себе, а поверка опытом. Успехов добивается путник, изо дня вдень совершающий любые шажки на пути к желанному.

Но чтобы любить жизнь по-настоящему еще важней переключить внимание с желанных целей на желанные процессы, которые уже в настоящем одновременно и радуют, и развивают — в этом рецепт счастливой жизни.

© Игорь Саторин

Другие статьи об этом:

  • Arina

    «..а дальше свою ограниченную, опустевшую жизнь путают с глобальной реальностью..» Вот в точку ведь. Прекрасная «густая» статья, спасибо)

  • Anna K

    Спасибо за полезную статью, Игорь!
    Забавно, правда, как часто мы, пытаясь выяснить чего хотим, отворачиваемся от реальности и начинаем усердно всматриваться в какую-то призрачную даль, в которой грезится всё самое желанное и любимое)..
    Я только недавно начала замечать, что для понимания того, чего хочешь, не нужно ничего придумывать. Достаточно просто начать наблюдать за тем, что уже происходит: что делаешь, что читаешь, с кем общаешься, и почувствовать то, от чего внутри разливается тепло и ощущение глубокого внутреннего удовлетворение и покоя.
    Именно в эти мгновения, мне кажется, наши истинные желания соприкасаются с реальностью.
    Умение эти мгновения осознанно замечать и приумножать, и приводят, видимо, к самореализации или к реализации желаний (что по сути одно и то же, наверное)
    ..если не усложнять)

  • Максим

    В настоящем есть только желанные процессы. Они, возможно и есть истинное желание. Цели это часть выдуманного мира. Потому что они не в сейчас. Заметил, что задерживая внимание на сейчас, жить конечно проще и ярче. Однако не всегда быстро вспоминаю некоторые вещи, в разговоре например. И ещё одно, могу потерять нить разговора.

  • Юля Добровольская

    спасибо, Игорь! эта статья — как мануал, с помощью которого, кажется (и надеюсь), сковырну сейчас одну большую свою иллюзию, принимаемую за реальность.

  • Vladimir Sleptsov

    Очень мне близко, спасибо! Много фантазий придётся убрать! И реально посмотреть на вещи через призму желаемых реальных процессов))) Уже давно размышляю о тех границах, которые разделяют мечты от фантазий!

  • Equilibrium

    «путают с глобальной реальностью»…
    а что такое эта «глобальная реальность»? вот вроде квантовые физики и буддисты говорят, что не существует никакой глобальной реальности. каждый человек — это отдельный, уникальный мир, со своей персональной реальностью (или иллюзией)…

  • Игорь Саторин

    Спасибо всем за комментарии!