Без рекламы

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

Опросы

У вас когда-нибудь получалось без сексуальной подоплеки просто дружить с лицом противоположного пола?

Результаты опроса

Загрузка ... Загрузка ...

Чувство справедливости

чувсьвл справедливостиС детства мы приучены различать два типа зла – внешнее, событийное и внутреннее, психологическое. Первое зло – это условно «плохие» явления. Второе – наша как бы «закономерная», негативная реакция на них – переживание злости. «Плохими» мы называем явления, которые, как мы чувствуем, не имеют права существовать – то есть существуют «незаконно», и «должны» быть по «справедливости» истреблены – и тогда воцарится «добро». Сплошные кавычки.

При этом собственное чувство зла вытесняется и проецируется во вне. Дескать, с нами-то все в порядке, мы зло лишь наблюдаем, а испытываем обострившееся чувство «справедливости». А зло – там во вне, с ним-то и надо разбираться.

На деле «зло» всегда остается собственным переживанием – чувством злости. Именно интенсивностью этого личного чувства измеряется тяжесть внешнего события – «зла» в мире, которое констатирует наш неравнодушный, пристрастный ум.

В том числе и так порождаются всевозможные формы массового психоза социальной нетерпимости: расизм, сексизм, гомофобия, ксенофобия и др.

Войны начинались, когда маги какого-нибудь клана объявляли чужую реальность злодейской. Они показывали сами себе кино про других, потом делали вид, что это были новости, доводили себя до возбуждения и начинали этих других бомбить.

Виктор Пелевин

Я не утверждаю, что чувство справедливости – это, вообще, какая-то ошибка, а только пробую присмотреться к нему внимательней, и разобраться, что именно этим чувством называют. И почти всегда – это эмоционально насыщенная, крепкая, безусловная вера в правильный вариант реальности. Верующий при этом, словно заглядывая в планы Творца, принимается судить – указывать миру, что обязано наличествовать, а что подлежит обязательному исправлению или уничтожению.

Начинка чувства справедливости

Злость – не единственный способ почувствовать несправедливость жизни. Есть еще и обида, зависть, чувство вины – наша психика богата на способы сопротивляться происходящему.

Зависть подсказывает, что «по справедливости», мы должны иметь не меньше и не хуже, чем тот, кому мы завидуем. Зависть побуждает «справедливо» осуждать и наказывать чужую несдержанность и раскованность там, где мы себя привязываем к батарее сковываем своим «правильным» поведением.

Обида подсказывает, что человек, практикующий невыгодное для нас поведение, обязан «по справедливости» раскаяться и начать исправляться.

Чувство вины мы переживаем, когда констатируем несправедливость на сей раз в собственных поступках. Вина подсказывает, что мы поступили «плохо», и поэтому потеряли право быть любимыми. А чтобы это право вернуть «обязаны», опять же, раскаяться и начать исправляться. Даже если это в принципе невозможно, все равно «обязаны», потому что «справедливости» наплевать, есть ли для требуемых ею перемен реальная почва.

Иными словами, то, что мы чувством справедливости называем – это не какая-то самостоятельная единица эмоциональной сферы, а целая смесь различных переживаний – чаще всего негативных, но в собственных глазах облагороженных.

Я не утверждаю, будто все разновидности реакций из «чувства справедливости» – сплошное «зло». Иногда «справедливость» действительно побуждает к «возвышенным» и «благородным» поступкам. Но чаще всего «справедливостью» прикрывается личная, порой откровенно эгоистичная выгода.

Всеобщее «добро»

Самый коварный самообман, который чувство «справедливости» прикрывает, – тот самый трюк ума, где личные, порой далекие от реалий притязания убежденно навязываются под видом всеобщего объективного добра. Такая слепая убежденность побуждает с пеной у рта доказывать окружающим, какой должна быть жизнь.

С таким настроем жестокое самоуправство вдруг становится «освободительным» крестовым походом против «неверных». И в награду «крестоносцы» получают прощение всех грехов. Исторический факт. Так личные неврозы и принимаются за сверкающе чистую монету.

Все было бы куда проще, если бы действительно существовала единая и понятная для всех справедливость – спорить было бы не о чем. Но в ранг такой большой всеобщей правды мы воздвигаем множество маленьких личных полуправд.

Искреннюю убежденность в своей правоте может иметь каждая из конфликтующих сторон. Вроде как все «правы» и «справедливы», а договориться не могут, принимают друг друга за агрессивных противников истины и справедливости – осуждают и наказывают за разницу в самообмане.

Какой должна быть жизнь

Несправедливость мира – это сброс ответственности за свои нереалистичные ожидания на внешних «виноватых». Обычно за такой безответственностью кроется нежелание признавать качество собственного вклада в свою же жизнь.

Так происходит, когда в глубине души человек сам считает себя слабаком и неудачником, не сумевшим принять вызов жизни – за это себя порицает и ненавидит. А на поверхности, чтобы от внутреннего конфликта спрятаться, перекладывает ответственность за «неудачи» с себя на правительство, начальство, родителей, партнеров, судьбу, Всевышнего – любую внешнюю силу, которая «помешала» счастью, либо была «обязана» устроить все «по справедливости» – то бишь обеспечить исполнение желаний, но не устроила, не обеспечила.

В идеале надо бы понимать, что никто нам ничего не должен. Но есть и хорошая новость – мы тоже никому ничего не должны. Ни себе, ни окружающим. На все – свободная, добрая воля. Прекрасно понимаю, насколько эта тема скользкая. Планирую разбирать нюансы в будущих статьях.

Правда заключается в том, что мы понятия не имеем, какой должна быть жизнь. Либо можно сказать, что горькая для наших оторванных от жизни чаяний правда – в том, что все уже происходит именно так, как должно происходить. Потому что так устроена жизнь – таков естественный ход вещей. Никто и ничто не может иначе.

Эти беспощадные к нашим ожиданиям, холодные закономерности жизни, пожалуй, и есть та единая для всех справедливость, на которую только и можно опираться. Иначе остается удивляться, как это люди имеют столько наглости – идти против всеобщей святой справедливости – нашей маленькой лжи самим себе.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

  • PRAS

    Чувство несправедливости — это результат нашей духовной «близорукости», когда жизнь и ее события воспринимаются на узком, т.е. весьма ограниченном интервале. Нет общей картины.
    Человечество уже давно об этом догадывается. Есть фильмы, книги, изречения, указывающие на то, что все отнюдь не просто так происходит и далеко не случайно.

  • Olkin

    Ключом является искреннее чувство благодарности к ситуации, жизни людям.. поскольку внешнее сигнализирует о наших внутренних проблемах. Все решается для человека только внутри него самого.

  • Olkin

    Большая благодарность к пространству данного блога за возможность лучше рассмотреть и что-то понять о себе. Понять, принять, отпустить.

  • PRAS

    Ага ))) Но мне как-то сложно представить чувство искренней благодарности к ситуации, когда тебя, например, обокрали или сбила машина и т.д.
    Человек (личность) будет в любом случае расстроен, огорчен — будет испытывать негатив. Однако при определенной осознанности человек не станет, «словно заглядывая в планы Творца, приниматься судить – указывать миру, что обязано наличествовать, а что подлежит обязательному исправлению, или уничтожению». Сомневаясь в собственной объективности, можно научиться относиться спокойно к любой даже самой страшной ситуации.
    Я никто, чтобы решать, что справедливо, а что нет. Так произошло, теперь надо просто принять и жить дальше…

  • Olkin

    Прас, в этом суть смирения. Мне помогает смех и еще поговорка: Ну да ладно, могло бы быть и хуже:) А вообще по-хорошему, если есть доверие к жизни, то… Мне помогает все же опыт ретроспективы, когда понимаешь и благодаришь. Как говорят: не было счастья, да несчастье помогло. Не зна, понятно ли написала, но притч мудрых на эту тему много.

  • PRAS

    Нас с детства приучили относиться к жизни, как к чему-то невероятно серьезному. Дается один раз; надо прожить так, чтобы не было мучительно больно…
    Тут тоже кроется корень проблемы поиска справедливости. Когда ищешь смысл, когда стараешься достичь идеала, ты обречен на неудачу. А надо всего лишь рассмотреть свое ключевое заблуждение — жизнь не проверка и не экзамен, а просто такое прикольное приключение )))
    Опять вспоминается абстракция про плясуна из небытия )

  • Olkin

    Прас, все правильно. Я как раз сейчас этому учусь…слушать себя и отбрасывать ложные степеотипы. Помимо воспитания у меня еще много из разных «духовных» школ, книжек разных… а ведь все это может вовсе не так!?)))

  • Хьюстон

    «Искреннюю убежденность в своей правоте может иметь каждая из конфликтующих сторон. Вроде как, все «правы» и «справедливы», а договориться не могут, принимают друг друга за агрессивных противников истины и справедливости – осуждают и наказывают за разницу в самообмане.»

    Спасибо автору за исповедь:).
    Вы же писали, о наших c вами — отношениях, точнее сказать, о непонимание связаного с трудностями осмысления значения? :D
    Так, я вам уже об этом, давным-давно говорю …:)
    Еще сам Фёдор Достоевский, сокрушался о «нашей маленькой лжи самим себе»:
    «В последнее время и он меня мучил: всё это было натурально, люди и созданы, чтобы друг друга мучить.» («Идиот»)

    Р.S. Надеюсь, вы сегодня чуточку ко мне благосклонны и в хорошем расположении духа, оцените по достоинству — шутку, и не отправите меня в очередной (6) раз на … просторы интерната :D

  • Olkin

    Виктор А, наблюдая происхолящее приходится констатировать: на счет болезни скорее всего Вы были правы.

  • Паша

    Olkin
    07/02/2016 AT 18:28
    Большая благодарность к пространству данного блога за возможность лучше рассмотреть и что-то понять о себе. Понять, принять, отпустить.

    Нет того, кто может понять, принять, отпустить. Ему только так кажется, что он может. Кто такое вы? Понаблюдайте из чего это я строиться.