Без рекламы

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

Опросы

У вас когда-нибудь получалось без сексуальной подоплеки просто дружить с лицом противоположного пола?

  • Да (62%, 322 Голос.)
  • Нет, но теоретически это возможно. (22%, 112 Голос.)
  • Нет и это невозможно. (16%, 85 Голос.)

Голосовавших: 519

Загрузка ... Загрузка ...

Сознательный выбор

сознательный выборПродолжаем тему выбора. Сегодня опишу одну психологическую «фишку», о которой на консультациях при удобном случае рассказываю каждому клиенту.

Когда приходит ощущение, словно что-то упускаешь, когда кажется, что надо поступать «правильно», но нечто внутри заставляет идти другим путем, начинаются душевные терзания. И происходят они, потому что в это время кажется, будто выбора нет, а жизнь насильно прогибает под свои условия. На самом деле мы непрерывно выбираем, но не всегда сознательно, и не всегда выбор кажется благоприятным. И когда в обзоре видимости нет однозначно выигрышных вариантов развития жизненного сюжета, инфантильная часть нутра начинает капризничать, и отказывается принимать свою жизненную ситуацию.

В детстве такие манипуляции часто срабатывают – родители потакают капризам своих отпрысков, ублажая их маленькие прихоти. Дети к такому вот родительскому «послушанию» быстро привыкают и принимают его как должное. В сознании формируется понимание, что для исполнения своих желаний, достаточно всего-то устроить демонстрацию душевных мук. И вот с такой установкой взрослеющие дети продолжают свое движение по жизни, где их возрастающие запросы все меньше и меньше удовлетворяются сторонними инстанциями в лице других людей.

В итоге взрослые дети то и дело оказываются в таком положении, которое не вполне устраивает, и вместо того, чтобы взять на себя ответственность за дальнейшее развитие своей жизненной ситуации, по привычке начинают индульгировать – жалеть себя, обижаться, капризничать, ломаться и потакать своим детским притязаниям к судьбе. Именно такой инфантильный стиль поведения во взрослой жизни делает из человека перманентную жертву жизненных обстоятельств.

Взросление никак не связано с окончанием школы, потерей девственности, вредными привычками, или даже с устройством на работу. Взросление – это самостоятельность, способность нести ответственность за свою жизнь, и лично участвовать в принятии решений по поводу того, в каком направлении продолжать свой жизненный сюжет в каждый отдельный момент времени.

Иными словами, чтобы не оказаться жертвой обстоятельств, просто необходимо научиться выбирать сознательно. Вы берете на себя смелость встать у «руля» своей жизни, и где-то внутри происходит своеобразное переключение – вы начинаете понимать, что можете жить, как захотите. Вы уже живете именно так, и выбираете то, что выбираете. Все, что требуется – осознать, что ваши действия управляются вашими решениями. Даже если кажется, что на эти решения влияют какие-то правила, или чье-то авторитетное мнение, все равно, следовать или нет этим посторонним влияниям – только ваш выбор.

Даже если выбор кажется ложным, но вы его совершаете, все, что требуется – это осознать и принять его, то есть – сделать выбор сознательным. Для этого вполне достаточно сказать себе: «я поступаю так намеренно», или: «я выбираю этот путь, потому что среди «прочих равных» сейчас хочу именно этого».

Если кто-то пудрит мозг, принуждает к чему-то, или манипулирует, все равно, даже в такой ситуации, подчиняясь внешнему влиянию вы делаете выбор. Да, сторонний человек может обмануть, склонить к невыгодному решению, но и здесь нет посторонних виноватых. В конечном итоге, подчиниться чужим чарам, или нет – также только ваш выбор.

Если кто-то провоцирует, оказывает давление, один из самых болезненных вариантов выхода из ситуации – промолчать с ощущением, что вы были вынуждены так поступить. Именно вынужденность лишает ощущения свободной воли. Однако молчание порой действительно оказывается самым выгодным решением. С иными людьми действительно куда проще вообще не вступать в контакт. Все, что требуется – поступать так сознательно, чтобы молчание не было вынужденным, а стало взвешенным стратегическим решением. Вы просто понимаете, что для вас это – самый оптимальный выбор.

Если чего-то очень хочется, например, сделать какой-то смелый шаг на встречу к чему-то важному, но нечто изнутри мешает и очевидно перевешивает, склоняя к пассивности, то и здесь, чтобы не возникало последующих сожалений, необходимо отдавать себе отчет в своем выборе. Скажите себе: «я сознательно избегаю действий – таков мой выбор».

Если хочется совершить какую-нибудь «глупость», и сдерживаться невмоготу, делайте свои глупости сознательно! Достаточно понять, что вы действительно хотите именно этого в большей степени. В крайнем случае – извлечете опыт.

Если кажется, что в прошлом вы совершили ошибку, или что-то упустили, хотя могли поступить иначе – это самообман. Была именно такая расстановка сил, такие мотивы и причины. К чему-то иному они привести не могли. Никто не мог иначе. Вы не могли иначе. В складывающихся условиях все происходит закономерно. Если бы были иные причины и мотивы, разумеется, все было бы иначе. Но других не было и быть не могло. Вы проживаете свою жизнь, а не чужую.

На progressman.ru тема выбора стала одной из главных. Были статьи об ответственности, свободе выбора, мотивации, о взвешенных решениях и даже об иллюзорной природе выбора. Вся наша жизнь – непрерывная река решений. Эта сфера заслуживает самого пристального внимания.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

В ближайшее время планируется статья, где будет подробней рассмотрено состояние жертвы обстоятельств.

  • Galla201

    Игорь, хочу дополнить:

    «Ничего не бывает зря. Если вы что-то совершили, значит в тот конкретный момент вашей жизни, на том конкретном этапе вашего развития, в данном поступке был смысл. И если вам кажется, что вы могли поступить по-другому, знайте – вы не могли.»

    Хэнк Муди

    Вот тебе и спонтанность, жизнь дала мне ответ сначала через эту цитату в контакте, потом через вашу статью.

  • efim

    Мудрый человек принимает целостные решения,он как бы учитывает обратную сторону Луны,о которой все знают, что она должна быть, но никто ее не видит. Мне кажется,что увлекаясь целями и результатами, мы часто наступаем на грабли и это всё неосознанность.
    Наши грабли — самые многоразовые грабли в мире.

  • Amarilliss

    Очень хорошая статья, на мой взгляд даже больше об осознанности
    «Вы берете на себя смелость встать у «руля» своей жизни, и где-то внутри происходит своеобразное переключение – вы начинаете понимать, что можете жить, как захотите.» — не легко оказалось это осознать))) самое интересное, что когда приходит настоящее понимание, выбор видится спонтанно единственным (из казалось бы множества вариантов), и когда ты это делаешь осознанно… совсем другое ощущение проживания))
    «… чтобы не возникало последующих сожалений, необходимо отдавать себе отчет в своем выборе.» — попробовала сознательно жалеть себя, злиться и пребывать я подавленном состоянии… говоря при этом, например, «я осознанно выбираю быть в этой ситуации мрачной» или «мне так нравится осуждать себя, я же испытываю от этого такой кайф!» — очень интересная была реакция у личности, в общем …)) в статье все правильно, стоит продолжать))

  • Игорь Саторин

    Amarilliss, ты нащупала суть, но пока что-то внутри сопротивляется. Попробуй сознательный выбор взять за постоянную практику.

  • Amarilliss

    Да, Игорь, спасибо. Как говорят, практика — критерий…))
    На счет сопротивления, это ты верно)

  • CAB

    Нужно написать статью о последствиях превратного понимания концепции «отсутствия выбора». О самом жире так сказать. А Игорь? А то всё вокруг да около.

    Желательно с иллюстрациями и схемами.

    У многих людей ширины шины памяти не хватает чтобы узреть картину целиком в её целостности. Разрозненные осколки концепций сливаются в цветной фарш в голове, как следствие оправдание собственной безответственности и пассивность как жизненная позиция, и еще большее застревание в болоте своей серой реальности.

  • Игорь Саторин

    CAB, ты говоришь о случае, когда «хочется захотеть». Здесь об этом было: progressman.ru/2013/04/prosper/
    Когда есть склонность к овощному существованию, то превратное понимание иллюзии выбора не может стать главной причиной пассивности. Разве что каплей масле в этом «огне». Пассивность — это тоже такой выбор, который в данный момент жизни (того о ком мы говорим) устраивает в большей степени, в сравнении с другими доступными вариантами. Иными словами, сваливать ответственность за личный выбор на левые концепции — все равно, что обвинять в своих упущениях несуществующие болезни, или какой-нибудь там гороскоп.. Имеет смысл как можно более четко разбираться с тем, чего хочется, и если пассивности хочется больше, то уже не дурачить ни себя, ни других — а спокойно и дальше сидеть в интернетах.

  • CAB

    «CAB, ты говоришь о случае, когда «хочется захотеть».» — Да нет же, я говорю о случае когда «не хочется захотеть» потому что «ВСЁ УЖЕ ПРЕДРЕШЕНО»…

    В статье действительно об этом чуть-чуть есть, но очень косвенно. Всё случаи личностной инертности и леньтяйства мы
    отбрасываем и оставляем лишь тот что спровоцирован «осознанием» отсутствия выбора, то есть чисто «духовный» случай.

    Выбор всегда есть, но его никогда не было и быть не может. В чём суть этой суперпозиции?

    Конечно, быть может, я тебя не понял. (Но чёрт возьми разве это не повод написать статью для людей с IQ <50 ?! )

    ))

  • Игорь Саторин

    CAB, повторяю, превратное понимание иллюзии выбора не может стать главной причиной пассивности. Главной рационализацией (оправданием) — может. А причиной — нет. Тут пахнет обычной депрессией, когда человек обесценил желания, потому что их слишком хлопотно и опасно для самооценки реализовывать.

  • Анна

    Можно так сказать:
    есть всегда то, что мы должны делать. И мы это знаем. Но бывает, что делать не хотим. И цепляемся за то, что оправдывает неделание. И делаем кучу других дел (ничего неделание тоже можно назвать делом, которое, кстати, требует много сил), чтобы не делать то, что нужно. Но вновь и вновь упираемся в это нежеланное дело. Мы можем много упираться и сопротивляться, но сделать это нежеланное дело все равно придется. И гораздо менее трудо- и психозатратно смириться и делать то, что нужно. Самый трудный первый момент. Когда ты себя заставляешь. А потом ты втягиваешься и появляется желание делать хорошо.
    ?