Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Суть любви

Подумывал сделать статью, которая обобщила бы то, что я думаю о любви как таковой в самых разных ее силуэтах. Причем статья планировалась практичной, без свойственных теме лирических отступлений – как материал из хорошего учебника. Но тема любви априори во многом абстрактна, если не сказать – трансцендентна. А логически понятно здесь можно говорить разве что о косвенных закономерностях, эту тему сопровождающих. О них, в общем, сегодня и пойдет речь. Статья получилась не столько об актуальной для большинства невротичной привязанности, сколько о том, почему безусловная любовь, таковой становится.

Внутренний свет

Я верю, что в каждого человека в готовом виде заложен свой путь, свой психический ад и рай, свои уроки и достижения. Все это уже есть – в бессознательных слоях психики. Поэтому саморазвитие и сводится к самопознанию. Мы не изобретаем новое, а позволяем раскрываться тому, что уже есть. Здесь я хочу лишь напомнить, что наши переживания – это только наши переживания, а не какие-то внешние события и объекты. Мы просто высвобождаем свой путь изнутри. И здесь стоит разобраться и понять, по какому принципу одни люди нам равнодушны, а другие напротив – вызывают живые и «сочные» психические реакции.

На сайте уже была статья, где влюбленность я называл собственной внутренней красотой влюбленного – своеобразным внутренним бриллиантом, который он проецирует на другого человека. Этот психический бриллиант блокируется разными страхами, но в определенных условиях он может быстро пробудиться и засиять, сделав внимание увлеченно активным, словно в это мгновение происходит нечто крайне важное. И это действительно так. Происходит очень важная вещь – внутри нас просыпается свидетель происходящей с нами жизни, та самая психическая «штуковина», благодаря которой мы ощущаем себя живыми. Ее пробуждение – истинная цель всех духовных искателей, проматывающих годы в созерцательной медитации именно для того, чтобы растолкать ото сна свой разум, и активировать этого безмолвного зрителя.

Но обыватель, извечно склонный к самообману и психическим подтасовкам, по ошибке принимает свой внутренний свет за наружный, и начинает полагать, что исходит он от внешних форм, в присутствии которых проявился. Именно так в нашей жизни появляются любимые вещи и любимые люди.

Свет психического бриллианта – это, без преувеличений – свет самой жизни внутри нас. Это – «ощущение» бытия, в котором случаются все явления. По этой теме на progressman.ru уже имеется ряд статей под тегом «Атман».

В обыденности мы можем констатировать проявление этого света по уровню нашей спонтанной осознанности. Интенсивность осознания жизни здесь и сейчас зависит от степени блокировки психического бриллианта. Он в нашей психике уже существует в цельном виде, но блокируется теми переживаниями, которые в повседневности мы отказываемся принимать. Чаще всего это переживания – противоречивые и болезненные. И когда внутренний свет сияет ярче, вместе с ним на поверхность всплывает и «подавленный материал», сквозь который сияние бриллианта прорывается. Поэтому самопознание – путь непростой, связанный с неизбежным очищением сознания от свалки внутренних противоречий.

Возможно, вы уже догадались, что я подразумеваю под сутью любви. Безусловная любовь – это чистое приятие, созерцательное сознание, свободно проводящее через себя все впечатления. Психический бриллиант – это «территория» приятия глубоко «внутри» нашей психической среды.

Зависимость обусловленной любви

любовьА конкретной и условной любовь становится от призмы проекций, от призмы тех блоков, сквозь которые она сияет. Поэтому любовь к родине – такая тоскливая, к возлюбленным – томительная, к слабым – жалостливая (swype андроида предложил «долларовая»), а к развлечениям – одурманивающая. В этом смысле, опуская церемонии, влюбленность – это психический онанизм.

Типичный влюбленный – это по сути такой ранимый наркоман, вечно зависящий от условий, в которых у него внутри включается кайф. Он как слепой осел, механически следующий за морковкой, подвешенной к его голове – только вместо морковки у него мозг, из отделений которого он всеми способами выуживает вечно желанные множественные оргазмы.

Все мы такие – занимаемся самоудовлетворением, используем друг друга, чтобы открывать конкретные шкафчики собственной психики. Все мы тут занимаемся любовью с собственным мозгом. Все мы подсажены на сценарии, в которых с нами, аки с просветленными случается такое кайфовое приятие… Поэтому мы скучаем по любимым людям и красивым вещам. Красота – все тот же бриллиант внутри… «Царство божие внутри нас…»

Мы жаждем обладать прекрасным, потому что красота побуждает нас быть вкушающими, принимающими жизнь здесь и сейчас. Красивые формы сами по себе – просто линии, безличные очертания, магия которых приковывает внимание, и делает его непрерывным. При этом, глядя на красоту, нечто внутри раскрывается и перестает блокировать поток ощущений. Именно поэтому аскеты проводят годы в созерцании – просто для того, чтобы научиться пропускать через себя реальность независимо от условий, без сопротивлений, без выбора и без сомнений. Приятие – суть любви.

Недоступная красота болезненна, потому что похожа на желанное блюдо, которое изголодавшемуся бедняку дают вдохнуть, не позволяя вкусить. Влюбленный ощущает намек на свободу и блаженство, но куда ясней ощущает боль от того, как это блаженство внутри него подавляется. Так мы отрабатываем негативную карму очищаемся. При этом, желанные «блюда» и страдания по поводу их недосягаемости – это чистые проекции собственной неспособности принять себя в текущий момент жизни.

Просветленные, насколько могу об этом судить, любят безусловно, то есть всегда и везде. Любовь – суть просветления.

А мы – обыватели, поставленные в зависимость от вечно упрямящихся приятных условий, весьма разборчивы, когда дело касается наших привязанностей. Чтобы любить себя, мы используем других людей, стараемся возвыситься и самоутвердиться в их глазах, чтобы благодаря их любви к нам, принять себя, почувствовать кайф – быть собой… А на любой косой взгляд, любое неодобрение нашей персоны, проецируются переживания, которыми подавляется наш внутренний «свет». Так мы попадаем в мучительную зависимость от чужого мнения.

В романе «Механический бог» я намеренно посвятил несколько глав этой теме. Приведу отрывки:

«Я касаюсь ее груди, и блаженство, пронзая мою ладонь, растекается по всему телу просто потому, что именно в это мгновение моя рука – это само приятие. В эту секунду я понимаю лучше всех на свете, почему женщины скрывают свои прекрасные прелести – потому что прикосновение к запретному плоду, возвышает меня над всеми смертными. Дать почувствовать этот божественный дар – ее власть надо мной. Я глажу ее тело, и понимаю, почему вокруг любви нагроможден такой титанический каскад противоречивых проекций».

«…если я принимаю персону со всеми ее тенями именно такой, какой она и является, будучи принятой таким вот всеобъемлющим образом, она может, наконец, расслабиться».

«Когда видишь красивого человека, хочется верить, что внутри у него не плоть и кровь, а концентрат божественной амброзии. Все это держится на вере. Влюбленность – чистые проекции, иллюзии и самообман, который держится на детских наивных фантазиях. С таким же успехом можно возбуждаться при виде стиральной машины… Влечение к живому человеку – самолюбие в чистом виде…»

Зрелость  безусловной любви

По большому счету, все жизненные трудности сводятся к тому, что мы здесь и сейчас сопротивляемся своему положению в реальности, и стремимся к чему-то еще, к чему-то такому, что сделает жизнь приятной – то есть пригодной для приятия. Это буквально именно так и происходит. В какой-то части тела почти у каждого человека в наличии – непрерывное «гуляющее» страдание, выраженное в притупленном, а порой и остром недовольстве происходящим.

Мы не принимаем свое бытие в этой случающейся с нами прямо сейчас реальности, и поэтому стремимся к так называемому «лучшему», которое силой нашей надежды маячит на затворках разума оргазмическим намеком на возможное счастье.

А любовь… любовь в самой своей сути – это не какое-то святое «удовольствие», а простое смирение с тем самым мигом, в который происходит эта жизнь прямо сейчас. И дело в том, что даже любя, мы продолжаем сопротивляться жизни. Конкретная обусловленная разновидность любви демонстрирует как раз то, где и как мы жизнь не принимаем, блокируя поток впечатлений теми нюансами, которые делают безусловную любовь конкретной, направленной на жертву объект этой нашей привязанности «любви».

Проявление безусловной любви – это определенного рода зрелость сознания, способного принимать происходящее без насилия, без попыток переделать, изменив под себя. В этой жизни невозможно овладеть всем, поэтому глубинное смирение с собою без красивых иллюзий – хоть и непростой, но, пожалуй, единственный путь к удовлетворению происходящим, не зависящему ни от каких условий.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

167 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Согласна с каждым вашим словом. Просто хочу добавить, что человек не умеющий любить себя, как правило ищет эту любовь в другом. Это чисто потребительское отношение. Найдя свой объект «любви» он какое-то время питается ею, но не давая ничего взамен рано или поздно приходит к разочарованию или страданию.Человек не любящий себя не способен любить кого бы то ни было. А полюбив себя человек перестаёт нуждаться в ком либо. И встреча с противоположностью будет всегда нести только радость.

  2. Статья очень насыщенная.Я бы хотел заметить,что
    в юности,а для большинства и в более позднем
    возрасте,сила инстинкта намного превосходит
    силу осознания,поэтому влюблённость захватыает
    и имеет неограниченную власть над человеком.
    Научные данные говорят,что влюблённый юноша
    вспоминает о предмете своего вожделения непрерывно
    и ежеминутно,а например,солидные дяди отказываются
    от высоких должностей или рискуют,но не могут
    отказаться от любовницы.

  3. Говорят,что в наш информационный век головы
    у мужиков вечно в проблемах,за исключением молодёжи,
    и варят крулосуточно и даже занимаясь сексом,
    мыслят о том какую бы ещё технику применить из
    «Энциклопедии секса»,о бизнесе и т.д..После
    семндцати лет секс начинает терять свою
    чувственную природу.

  4. Игорь, всё таки ты интроверт ))) я, думаю, что я тоже, как и большинство на этом сайте.

    Хотел бы добавить, я верю, что бриллианты в каждом из нас не отличаются ничем… они имеют одну природу. Отличаемся мы теми обертками (страхами), которыми окутываем нашу драгоценность.
    Есть два пути, найти бриллиант внутри, либо во вне, предварительно спроецировав его на кого-то.
    Проецируем мы не столько само свое существо, сколько то, что уже о нем знаем. Но это не важно.
    Ефим уже написал, что влюблённый юноша вспоминает о предмете своего вожделения непрерывно
    и ежеминутно. Тотальная влюбленность не оставляет места для мысли о себе, убирая тем самым заслонки к самому себе.. Мне в этом случае очень нравятся высказывания суфийских и сикских святых:

    Думая о тебе, я стал Тобою,
    И от меня не осталось ничего.
    Святой Кабир

    Безусловная любовь, не оставляющая ничего кроме объекта любви, такой же путь к своему внутреннему бриллианту, как и медитация.
    Но это всё ИМХО. Я не встречал людей идущих этим путем. И, скорее всего, мне не хватает осознанности и понимания, чтобы разоблачить, что этот путь ошибочен.

  5. ….И когда сын был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся…

  6. Где-то полгода назад я познакомилась с одним парнем. За много лет это был впервые человек, не занимающийся никакими духовными практиками, «обычный», со своими заскоками и прелестями.

    Сначала выплыло убеждение, что эта связь «не та», раз чел никакого интереса к самопознанию не испытывает. Но время шло и на все происходящее ощущался отклик изнутри «да, твое». Это было непросто, ведь столько интересных, глубоких, практикующих друзей-мужчин вокруг, а в партнеры пришел человек совсем далекий от всего того, чем я занималась последние лет десять.

    Снаружи это оказалось очень непростое, болезненное взаимодействие. Словно другой — это крошечная коробочка, сплошные границы, и чтоб общаться надо было в это пространство влезть, расширяться ему самому было очень трудно, практически невозможно, а потом, оставшись одна, наблюдать растворение ограничений и так раз за разом. Туда-сюда.

    Мое физическое тело, нервная система, стала страдать, общий уровень понимания стал снижаться. То, что еще недавно было легко понимаемо, стало мутным. Стала меньше смеяться, труднее писать тексты, речь более костная, негибкая, иногда обвинительный оттенок, низкая концентрация.

    Одной из самых главных наших конфликтных тем было то, что он не понимал как можно не иметь «правил жизни» тут и там, как можно полагаться только на это внутреннее чувство «себя». Объяснить это, разумеется, не удалось.

    Я понимала его поведение, он мое — практически нет. Но при этом с интересом и удивлением наблюдала как изнутри выстраивается нечто. Какие-то маленькие «кирпичики» складываются в некую фигуру. И это не я, та, кто ее строит. Словно огромный фундамент отношений.

    Следующее вылезшее убеждение было, что любовные окнтакты должны быть приятны. Нет, оказалось они не обязаны. И вообще в этом, как и во всем другом нет ничего «ради чего». Просто каждый шаг открывается к моменту его совершения, каждое слово отзывается или нет где-то внутри правдой. Ничего нового. Как и со всем остальным.

    Так трудно все это далось и дается, что тяжело даже писать в настоящем времени, а ведь контакт продолжается. Ум хочет вытеснить это.

    Это очень-очень-очень непросто, когда понимаешь, что не имеешь права заставлять другого человека меняться, что все, что возможно — это ТОЛЬКО осознанное присутствие. И если человек и изменится, то сам и в ему открытые сроки, а может и не изменится вообще. И чтобы ни случилось, понимание высвечивает, что винить некого, что ничего неправильного не происходит, что все к месту, просто границы понимания.

    В общем да, живем…..

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.