Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Чувство собственной важности (ЧСВ)

ЧСВПеред тобой всегда стоит выбор либо дурачить себя и окружающих своей важностью, либо выбрать реальное развитие. В своем самообмане можно стать хоть королем. И если саморазвитие изначально выбрано, чтобы потешить чувство собственной важности (ЧСВ), тогда действительно проще не развиваться, а сразу заняться саморекламой, уверяя других в собственной просветленности, крутости и продвинутости.

Так создаются внутренние конфликты, появляется уязвимость, и зависимость от чужого мнения. На иллюзорное величие могут повестись слепые последователи, страдающие от схожей проблемы. Самообман может дорастать до стадии, когда ты сам начинаешь верить в свою же ложь, становясь все более пригодным клиентом для хорошего психиатра.

Быть простым человеком, со здоровой психикой, или быть «крутой» фальшивкой с болезненными неврозами – вот в чем заключается твой реальный выбор.

И ведь очевидно, что быть фальшивкой всегда – себе дороже. Жизнь неизбежно сталкивает с самообманом. Можно убедить нескольких слепцов в своей великой важности, но будешь отрезан от общества трезвомыслящих. Можно до посинения убеждать других в своей крутости, лишь бы не смотреть своим страхам в лицо. А ведь реальное развитие только тогда и возможно, когда принимаешь себя таким, каков ты есть. Только когда честен и открыт с собою, тогда ты сам становишься живой истиной. А крутая «фальшивка» не развивается, а наоборот бежит от развития, потому что развитие ставит такого человека перед фактом его фальши.

Если ты выбираешь развитие, и считаешь себя продвинутым, стоит спросить себя честно, действительно ли ты крут, или есть какие-то внешние признаки, по которым ты сойдешь за крутого? Действительно ли ты крут, или потакаешь самолюбию? Любой малейший намек на попытки доказать свою «крутизну» – это признак чувства собственной важности, зависимость и самообман.

Когда ты не боишься быть собой и принимаешь себя настоящего, тогда комплексы и сомнения перестают загрязнять механизм твоего мышления и восприятия, что придает четкости и эффективности всем твоим действиям.

При этом важно понимать, что осознание бесполезности чувства собственной важности, не подразумевает такое же бескомпромиссное отношение к ЧСВ других людей. Напротив, это означает, что ты, как настоящий практик, должен быть очень внимателен к окружающим, к тому, чтобы не задевать их своей «гибкостью», и не тыкать их носом в собственные недостатки, хотя бы потому, что в большинстве случаев это чревато вполне адекватным противодействием с их стороны.

Почему-то большинство людей, ознакомившись с теорией ЧСВ, начинают наблюдать это чувство в ком угодно, только не в себе, что является очевидным самообманом и отклонением от пути развития личности и самопознания в противоположную сторону. Чтобы помочь человеку, можно указывать на его недостатки, но если не делать этого осознанно и чутко, так называемые «благие намерения» слишком легко могут вылиться в типичное самодурство и возвеличивание собственной персоны, путем унижения собеседника. Такие «кармические узлы» на пути развития сознания становятся большим препятствием.

Быть бескомпромиссным со своей важностью – лучший способ стать эффективным человеком. Именно со своей персональной важностью. Бескомпромиссность и безжалостность с чувством собственной важности других людей может стать превосходным предлогом для эмоционального садизма. Человек может напялить на себя маску учителя, или просто заумного циника, якобы для того, чтобы помочь оппоненту разрушить его иллюзии. На деле основная мотивация таких намерений, как правило, сводится к возвеличиванию и укреплению собственной важности «благодетеля». Человек сам не замечает, как, потешаясь над другими, строит огромный памятник своей непробиваемой глупости гордости.

Указывая на чужие огрехи, следует проявлять величайшую сознательность, ясно осознавая собственные мотивы. Если эти мотивы сводятся к самоутверждению, собеседник тебя не услышит, а сказанное будет совершенно справедливо воспринято как деструктивная критика и «наезд» ради услады твоего самолюбия. Если в собственных мотивах нет уверенности, значит, самоутверждение в них точно присутствует. Обмануть себя здесь – проще некуда. Но если ты действительно указываешь на чужие ошибки с искренним желанием помочь, помни, что никто по твоей прихоти меняться не обязан, и скорей всего твои слова будут восприняты как критика, или даже наезд. Этой теме на progressman.ru посвящена отдельная статья о конструктивной и деструктивной критике.

Чувство собственной важности – чистый воды невроз, побуждающий демонстрировать собственную персону в самых красивых красках. Однако и подавлять свою личность не стоит. Любая, например, творческая, деятельность, связанная с проявлением и раскрытием личности не возбраняется. Задача в том, чтобы не привязываться к результату своей деятельности в какой бы то ни было форме. В конечном счете, слава, признание, или, наоборот, непонимание и унижение – это ничто в сравнении с той вечностью, которой обладает твоя душа. Настоящий практик не убегает от мира, потому что осознает, – свобода состоит не в отсутствии материальных благ, а в отсутствии привязанности к ним. Когда нет привязанности, красота и богатство не могут испортить человека.

Для избавления от чувства собственной важности учитель Карлоса Кастанеды советовал ему использовать ситуации с «мелкими тиранами». Мелкий тиран – это досаждающий человек, который своим «бескультурным» поведением оказывает на твою личность давление. Если человек возвышается над тобой, не стоит оказывать ему сопротивление, потому что это равносильно одному из вариантов принятия условий его игры. Лучшее, что можно сделать – не играть с ним в эту игру, не идти на поводу у ситуации. Тогда мелкий тиран по праву окажется в глупом положении, в котором его неразумное поведение будет выглядеть, как шалость ребенка.

Вообще, при столкновении с тяжелыми людьми и ситуациями появляется возможность практиковать осознанность в экстремальных условиях, когда личность шлифуется особенно интенсивно. И в твоих силах проявить отрешенность либо, проявив слабость, отдаться эмоциям.

Избавление от ЧСВ – это не ментальное решение, а постоянная работа над собой. Как сказал Дэн Милман: «нет пути к осознанности, осознанность – есть путь». Для избавления от чувства собственной важности необходимо помнить о его бесполезности всякий раз, когда ЧСВ проявляется. Необходимо честно смотреть на себя, и называть вещи своими именами. Если есть гордыня, напыщенность, королевские замашки, не стоит обманывать себя, полагая что ты крут. Все это – признаки обычной слабой и неуверенной в себе личности. В разной степени эти качества проявляются у большинства людей. Если ты искренне желаешь усмирить ЧСВ, просто воспринимай все как есть, смотри внимательно, как ЧСВ проявляется. Не позволяй уму впадать в самозабвенные фантазии о собственном величии.

© Игорь Саторин

Читайте продолжение: ЧСВ 2

Другие статьи по этой теме

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

133 комментария

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Пусть будет немного не по теме статьи, но просто захотелось написать))
    Ребят, я очень горжусь и рада за вас, что вы смогли организовать такой сайт)) Но самое главное и самое классное, что вы его поддерживаете и обновляете!)))
    Так держать!))) Молодцы!!!

  2. как точно)))
    я была удивлена, что нашла такие вещи тут))) вообще рада сайту тож очч очч)))

  3. Да, вообще, считаю, что основная заслуга Карлитоса — это теория ЧСВ. Вторая — образ идеального учителя, сильного и ответственного, как Дон Хуан :)

  4. У меня недавно состоялся такой диалог с другом. Думаю, это как раз по теме.

    А.И.
    можно ли достичь просветления, делая это для себя?

    И.С.
    как начальный стимул — пойдет :)
    Но само «достижение» — происходит без всяких деланий для себя, или для других, но скорей как отказ от сопротивления..

    А.И.
    Но садясь медитировать, отказываясь от себя, не сопротивляясь, ты это делаешь для себя?

    И.С.
    Ты это просто делаешь, потому, что где-то глубоко знаешь, что так надо, что ты здесь для этого.

    А.И.
    Мне последнее время кажется, что я упускаю очень важный момент — я делаю все для себя, то есть руководствуюсь тщеславием и гордыней, а это как раз то, что является препятствием.

    И.С.
    согласен, но медитировать можешь и для себя. А вот жить.. жить, конечно необходимо, думая о других.

    А.И.
    Даже допускаю, что то, что я делаю может причинить неприятности другим.

    И.С.
    Такие мысли говорят о том, что ты переходишь на анахату по настоящему.

    А.И.
    Да, но эти мысли тоже из «саморазвития»… то есть опять от гордыни и тщеславия.

    И.С.
    А какой смысл в гордыне?

    А.И.
    Немного опасаюсь, что то, что мы деламем как раз и забивает анахату, т.к. мы делаем это для себя, чтобы стать лучше.

    И.С.
    Если бы ты этого не делал, не медитировал, ты бы не дошел то пробуждения к таким мыслям.
    Рад, что ты думаешь о других, или считаешь это правильным :)

    А.И.
    да нет же!)) я о себе сейчас думаю, что то, что я не думаю о других является препятствием, но при этом я думаю не о других.

    И.С.
    Ну, ты много не думай об этом. Какая разница, что ты и о ком думаешь. Главное — действовать так, чтобы другим это было во благо. А что благо для них? Чтобы понять, нужна мудрость, это понимаешь интуитивно.
    Действуй так, чтобы другие могли отдыхать рядом с тобой.

    А.И.
    То, что я думаю, это показатель того, к чему я иду, и я вижу что что-то ни то.. я иду не туда.

    И.С.
    Понимаю.. но ты идешь туда.. :-D
    Ты идешь к тому, чтобы не думать слишком много о себе, и не беспокоиться о собственной персоне. Это облегчает твою жизнь. Иными словами ты думаешь о себе, но делаеш это мудро — в гармонии с жизнью.

    А.И.
    Пока я вижу море недостатков и препятствий — надеюсь Бог помможет их преодолеть..

    И.С.
    Если ты их видишь — это важный шаг, но надо двигатья дальше — смотерть на себя внимательно, когда ты реагируешь, проявляя ЧСВ. Меня уже лет десять мучает мое убожество :-D правда сейчас меньше, значиетельно меньше)

    А.И.
    да очень и очень важно видеть что ты не идеал.

    И.С.
    конечно. Какой нахрен идеал! ЧСВ — это все. Надо быть нейтральным к себе.

    А.И.
    Это чувсто (ЧСВ) проскакивает во всем.. даже при обращении к Богу.

    И.С.
    да, согласен. Но ты не отчаивайся. С годами оно уменьшается.. вроде :-D

    А.И.
    ЧСВ как раз и показывает заблуждение относительно действительности

    И.С.
    мне вообще тепло на душе, что ты думаешь о таких вещах, многие эзотерики годами в ЧСВ варятся, и не замечают выхода.. вот ты начал замечать. Да и не интересно это, просто сознание высвечивает ЧСВ как бесполезное.

    А.И.
    Да и знаешь как оно (чувство) расцетает от этих слов.. прям не знаешь куда деваться.
    Оно увлекает, и замечается далеко не всегода.

    И.С.
    Да-да, так оно. Наблюдай за ним. Хорошо, что оно вылезает в такие моменты, когда ты с ним готов работать.
    И чувство вины главное не глушить, чтобы оно не перерастало в раздражение и т.п. Через него пройти надо.

    А.И.
    да, чувсво вины похоже на вливание энергии исцеляющей.

    И.С.
    Мне странно, что многие учителя и системы типа транссерфинга чувтво вины воспринимают как крайне негативное. А помоему, это — мост к любви. КОнечно, само по себе оно не нужно, но чувство вины необходимо, чтобы от более грубого уйти.

    А.И.
    Дай Бог пройти и оставить это

    И.С.
    Дай Бог.

  5. Игорь, мне казалось,что чувство вины оставило меня. Да, я простила себя, но так ли? Есть люди,я хочу просить у них прощения,значит Прощение должно произойти, и «я» мелкое не может простить себя? Да это так, Но есть страх, неготовность к этому. Это ЧСВ, я боюсь это сделать, так как боюсь их реакцию, буду ли готова к этому? Недавно был проблеск, это было желание обнять всем ноги и попросить прощения, меня в этом ощущении не было. Но это было в 4 утра и быстро ушло.Спасибо за Ваше понимание!

  6. Маруся. Просить прощения, если виноват — это, считаю верно. Однако и на чувстве вины циклиться не стоит. Это — преходящий этаж от раздражения к теплу в отношениях. Лучшее — усвоить ошибки, если можно поправить, и жить дальше, с учетом новых знаний, шевелиться и не засыпать.)

  7. О наличии ЧСВ у меня сказала приятельница, я непоняла… и вот эта статья. В самую десятку.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.