Изначально я писал текст о невротичном восприятии жизни в целом. Но быстро заметил, насколько сильно все это напоминает описание мировоззрения обычного искателя на духовном пути. Не зря в психологии невротичное мышление в силу его вопиющей иррациональности зовут «мистическим». Об этой вот мистичности сегодня и поговорим. Теория, которую я ниже озвучиваю – результат моих небогатых наблюдений за «происходящим». Никаких специальных исследований и тестов не проводил. А потому имейте смелость сомневаться и думать своей головой.
Когда-то, уже не помню где, я услышал идею, которая как-то живо откликнулась изнутри – идею о том, что приверженность конкретному духовному учению соответствует уровню личного душевного развития. Поэтому учений много – на любой вкус. И даже в едином течении встречается обилие ответвлений и всевозможных теоретических и практических уровней.
Хочешь авторитетной защиты, искупления и спасения – пожалуйста, – верь, молись и кайся. Всерьез надеешься обрести сверхспособности – изучай магию. Хочешь славы и признания – ради бога, – выступай проповедником от лица высших сил. Хочешь познать «истину» – созерцай. Хочешь послать все и сразу, куда подальше – затворничество твой выбор.
И это лишь верхушка айсберга. Арсенал традиционных и специфических предложений – велик, можно запросто потеряться. Но даже в сонме религиозных и эзотерических течений есть базовые объединяющие черты просто потому, что все мы – как всполохи огня – разные по форме, одинаковые по сути.
Разоблачение религии
Все мы – просто выросшие дети, и в глубине души, а то и явно боимся жизни. А потому по детской привычке жаждем высшей защиты и одобрения. И религии эту потребность стороной не обходят, а берут на вооружение и на свой лад рационализируют. Дескать, конечно, сын божий боится разгневать своего Отца – и вина, которую в нас за неугодное поведение взращивали родители облачается в тягостное переживание собственной духовной грешности. Все мы хотим почувствовать ту покровительствующую, блаженную любовь, которую ощущали в объятиях матери, и до сих пор храним в своем бессознательном. И здесь находчивые проповедники не теряются. Что может быть круче любви от самого Бога?
Бог не просто компенсирует нам недостачу родительской заботы. Для младенческого сознания родитель – и есть бог – глобальная фигура, чье расположение ребенку жизненно важно заслужить. В дальнейшем младенец взрослеет, родительский авторитет обесценивает, но детская божественная проекция сохраняется в его бессознательном, и продолжает незримо влиять. И потому уже взрослый человек по смутной привычке продолжает возносить возгласы по направлению к «небу» – туда, где с «начала времен» над ним возвышалась фигура матери.
Религия – это прямой ответ на иррациональные потребности невротика. Наша вера в высшие силы – это сохранившееся с детства восприятие «всемогущих» взрослых. Бог невротика – ничто иное, как младенческая проекция на родителей – нечто смутное, всемогущее, возвышающееся, карающее и награждающее. Религия невротика – это сформулированное мировоззрение младенца – взрослая рационализация детских желаний и страхов. Религия нацеливается ублажить все инфантильные нужды: дает защиту, руководство и готовые опоры, прикрывающие тревожную неизвестность.
Оправдание религии
Из вышесказанного может закономерно сложиться чувство, что духовный путь – всего лишь красивое мистическое оправдание для душевных недугов, а все духовные искатели – отъявленные невротики. Но дело в том, что жизнь, вообще, невозможно понять каким-то единственно верным образом. Каждый понимает происходящее на свой лад в рамках собственной личности. Мировоззрение каждого отдельного человека – это его личное «эзотерическое» учение о происходящей реальности. Иногда это учение вырабатывается относительно самостоятельно, иногда заимствует готовые комплекты идей из официальных источников.
Я хочу сказать, что религия – это «инструмент» реализации душевных устремлений, которые у разных людей различаются. Невротику религия служит для ублажения неврозов. Здоровая личность воспринимает духовные учения, как допустимую карту условного рельефа мироздания. Карта может врать, может быть точной. А от реальной «местности» она отличается – как жизнь от книги.
То есть религия сама по себе не является исключительно мировоззрением невротика. Но мировоззрение невротика – это чистой воды религия, а точнее – ее традиционная разновидность, наполненная иррациональными надеждами и опасениями. И тут надо бы понимать, что все мы в разной степени невротичны, и провести четкую границу между тенденциями своей души не способны. А потому тот духовный мир, который мы пока не познали на практике, и еще рисуем на личной карте мироздания в туманных предчувствиях – это лишь долетевшее из раннего детства эхо младенческого отношения к жизни.
Бог невротика
Будь невротик хоть трижды материалистом, он даже не подозревает, насколько мистично его мировосприятие. За собственные неудачи он может облагать проклятиями не конкретную высшую силу, а жизнь, вообще. В таком иррациональном мировоззрении всегда присутствует некто посторонний, ответственный – Бог, судьба, высшие силы, одушевленная «госпожа» жизнь – любой вариант, на который свешивается ответственность за происходящее.
Бог невротика – это глобальный судья – осуждающий и одаряющий. Он не любит безусловно – как есть, и чуть что, грозит адским пеклом. Поэтому жизнь невротика – это постоянная угроза тотального банкротства с последующей утилизацией, которая перемежается смутной надеждой на райские бонусы и вечную славу.
Невротик как бы вглядывается в будущее, пытаясь понять, что ему преподносит капризная жизнь. Он может запросто «понять», что заслуживает дурной судьбы – и впасть в депрессию. Оказавшись «плохим» в собственных глазах, он опускает руки, полагая, что все хорошее лимитировано его изначальной второсортностью, заверенной потусторонней «комиссией». Бог не любит – и ужасней этого ничего нет.
Здоровая личность, упрощенно говоря, не пытается угадать, на что ее обрекает будущее, а строит его самостоятельно на основе настоящего. Она видит свои реальные ограничения, не накладывая из-за них на собственное «я» штампов качества.
Судьба невротика
Невротик делит окружающих на везунчиков и неудачников. Везунчикам, рожденным под счастливой звездой, все достается незаслуженно легко, на халяву. А неудачники, страдающие от злого рока, – просто жертвы вселенской несправедливости. Когда невротику везет, он чувствует, что Бог его любит. Когда постигает неудача – будь он хоть трижды ученым и прагматиком – невротик верит, что высшие силы его не жалуют.
Здоровая личность понимает, что успех, как правило, приходит к усердным и предприимчивым, а «неудачи» постигают пассивных. Ничего сверхъестественного – банальная статистика. Такое понимание не гарантирует высокой личной активности, а лишь проясняет главную причину происходящих в собственной жизни событий – личную ответственность.
Невротик не выбирает свою судьбу, а пассивно набивает себе цену, чтобы высшая сила оценила его качество. По ее судейскому решению невротик понимает свою судьбу, как дорогу в пекло, или же в райские обители. На progressman.ru тема иррациональных прав и заслуг разобрана подробней в прошлой статье.
Реальность невротика – это такая жизненная сцена для экзаменационных выступлений, где каждое действие оценивается потусторонними судьями. Конкретные частные проявления этого судейства невротик улавливает по личной везучести и оценкам окружающих. Если везет, люди хвалят и приглашают, невротик счастлив, как дитя на коленях у матери. Если перед носом закрываются двери и окружающие в любви отказывают, личное пространство заполняется тревожной обреченностью. И такие миражи могут сменять друг друга ежечасно.
Все те же духовные учения подчеркивают, насколько пагубным может оказаться увлечение грезами и «прелестями», насколько важно практиковать осознанность. Но все равно, искатели гонятся за химерами – прислушиваются к знакам, верят в счастливую звезду и злой рок, умасливают высшую силу самолично выдуманными ритуалами, ждут чуда, пока жизнь проходит мимо.
Подход, где инфантильное эго эксплуатирует духовность в усладу своим капризам и страхам, называют духовным материализмом. И это не «плохо», а на определенном этапе – естественно. Всему свое время. Можно сказать, что невротичность – это закономерный душевный этап между ребенком и зрелой личностью, который у большинства так и не завершается.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
- Психологический анализ и осознанность
- Дети жизни
- Грехи, карма и общественная мораль
- Другие статьи по этой теме
П.С.
В следующей статье поговорим о невротичном и здоровом отношении к ошибкам.
П.П.С.
Небольшое пояснение. Фото с обезьянкой, использованное в статье, ни на что не намекает, никаких глумливых насмешек не таит. В мае 2018 г. статьи из раздела о самооценке были использованы в приложении для ios. Ко всем ним было решено добавить уникальные картинки с животными.
Прочитай я эту статью пару месяцев назад — она вызвала бы море чувств))) А теперь я спокойно узнаю в некоторых фразах написанного себя и не переживаю.
«Здоровая личность понимает, что успех, как правило, приходит к усердным и предприимчивым, а «неудачи» постигают пассивных.» Здесь все же надо пояснить… Иногда активность и предприимчивость бывает невротичной, а «пассивность» — внимательностью и чувствительностью, своего рода подготовкой к верному точному действию, сонастроенному с импульсом души. Похоже если невротик полностью осознает свою невротичность, иррациональность — она потихоньку начинает трансформироваться.
Что касается религии, веры — мое последнее понимание — верить нужно в себя и учиться слушать и понимать прежде всего себя.
Ключевой момент — ответственность за все происходящее с тобой. В этого начинается выздоровление, не простое, с откатами, истериками и капризами (у кого как конечно).
Понравилось «все мы – как всполохи огня – разные по форме, одинаковые по сути.»
Игорь — статья очень честная, спасибо.
Ответственность и воля — это то, чего невротики лишают себя, передавая их в руки созданным ими же самими богов. Результат — полная безответственность за свою жизнь и судьбу и безволие в достижении своих целей.
Загнав себя в угол у них остаотся только один выход — молиться.
исчерпывающе о богах и религиях.
аминь.
и спасибо, конечно. :)
Хороший анализ. Если бы такой «инфантильный ребенок» прислушивался и исполнял хотя бы основные заветы «Отца» в своей жизни, это хоть в какой-то мере способствовало бы очищению его ментального пространства. А так, к сожалению, все верование сводится к преувеличенному вниманию к атрибутам, игнорируя самую суть, что есть прямой путь к фанатизму (в большей или меньшей степени) — очередная мощная ловушка. Помню, когда-то соседка, поющая в церковном хоре, постилась перед Пасхой вместе со своими детьми, мальчиками 8-ми и 10-ти лет. Только тогда, когда один из них упал в обморок в школе из-за недостатка сил, узнали, что она не только удалила из их рациона мясо, но и молоко, яйца и масло на время поста; слепая сила веры зачастую страшнее, чем ее отсутствие.
Невротик очень болезненно воспринимает правду о себе самом — в этом одна из проблем… даже самые добрые и терпеливые предпочитают не связываться. Все религии и группы роста для такого человека являются бегством. Истина же рядом… стоит только искренне захотеть с ней сопприкоснуться.. религии же так все усложнили, что здоровый человек может там стать невротиком.
Игорь, Вы даете понятия хорошо-плохо. Все видят и понимают несостоятельность невротика и у них появляется желание стать зрелой положительной личностью. )))))) Это Ваша цель?
Почему это ВСЕ, Cehjr?:) Не нужно никем становиться, достаточно увидеть. Просто быть собой, не мешать себе.
Не мешать себе быть невротиком и не хотеть стать зрелой личностью?)))) Хорошо, увидели и дальше что? Просто посмотрели? Желаний после этого никаких не возникло? Так не бывает. Не обманывайте себя. ))))
Не мешать себе проявляться как зрелая личность. Для этого нужно увидеть все как есть и принять. Да, это так. Далее — процесс не умственный. Становиться для невротика может превратиться в очередную игру или прчтки. А вот осознанность, боль, принятие, ответственность, действие, исходящее из самостоятельно принятого решения — это процесс очищения от невротизма.