Черновой заголовок статьи: «Не принимайте себя как должное».
Лет до 15 я не задумывался о себе глубоко. Словно с самим собой все было понятно. Смотреть там не на что. Мой взгляд был развернут на внешний мир. Интересовали события и люди.
А потом случился период, когда накрыли негативные переживания. Всерьез и надолго. Их было много, они затапливали.
Эмоции уверяли меня, что проблема снаружи. Во внешнем мире. Проблема большая. Затянувшаяся. И вся моя боль — это она. Там во вне. То есть я верил, что моя боль — это тяжесть мира. Неисправимая и мучительная. Как если бы я осязал эту мировую тяжесть кожей, видел глазами, и так же ощущал ее через мысли и эмоции.
Логика такая: проблема в мире — мир не исправить — се ля ви. Выхода нет, все бессмысленно.
Уже тогда я был поверхностно знаком с психологией. Догадывался, что можно как-то влиять на эмоции. Но не верил, что это возможно. Все равно, что воздействовать на свои вкусовые рецепторы. Можно ли изменить вкус еды во рту? Мне казалось, что моя боль — такой же вкус жизни. Реальный и неизменный.
Возможно, впервые я смог посмотреть иначе, когда пожаловался на жизнь одной знакомой. Она уже увлекалась духовными практиками и посоветовала мне одну, самую простую. Почему бы и нет? Я попробовал. И к моему удивлению получилось.
Вот это да. Я сознательно повлиял на свое восприятие. Клапан сорвало. И интерес к себе начал разрастаться.
Словно у самой реальности все это время было две стороны. И я наконец, впервые увидел вторую сторону. Она скрывалась во мне.
Мне посчастливилось заметить, что проблема была не в мире, а во мне самом. Это не жизнь была такая тяжелая и запутанная, а мой способ ее видеть.
Я заметил, что иногда люди видят одну и ту же ситуацию, настолько по-разному, будто они в разных реальностях. В каком-то смысле так и есть. Все зависит от того, какой ты сам.
Мне даже в голову не приходило, что на себя можно влиять. Я сам себе казался простым и уже завершенным. Как примитивное зеркало. Если я чувствовал злость, это означало, что я лишь «отражаю» внешнее зло. Вижу его в мире, в людях. На деле это было мое зло. Внутреннее. Моя эмоция. А ситуация могла быть невинной.
Да, внешний мир можно менять. Иногда необходимо. Но главная работа — над собой.
Со временем мне открылось, что техника влияния на себя важна не так сильно, как подход. Да, есть более эффективные техники, есть менее. Но еще важнее — усердие и внимательность.
Если ты в принципе что-то делаешь со своей эмоцией, уделяешь ей внимание, изучаешь ее, она спонтанно будет меняться. Любая техника — это способ рассмотреть себя. Ты заглядываешь в себя снова и снова, и нарабатываешь свое реальное умение. Так постепенно перестаешь себе врать о том, какой ты, и начинаешь это видеть.
Почему бывает полезно «заморочиться»
Кто-то сказал бы, что задумываться о себе и смотреть в себя значит заморачиваться. А жить надо проще. Все проблемы — от безделья.
Если человек не заморачивается, не смотрит в себя, ему действительно все кажется простым. Вот — добро, а вот — зло. Вот — свои, вот — чужие. Все же просто. И с такой же топорной простотой все может показаться ужасным. Жизнь — дерьмом. А сам себе — ничтожеством. Очевидным и завершенным. Такая простая как бы истина.
И даже в голову не придет, что с этим можно разобраться. Но для этого придется немного заморочиться. Чтобы появились вопросы к себе и своим эмоциям.
На progressman.ru эту тему я уже затрагивал в статье «Обыватели и профессионалы».
Если бы я не начал заморачиваться, то продолжил бы принимать свои эмоции за чистую монету. Не увидел бы, как они возникают. Не смог бы их исцелить.
В моем случае это было, словно обращение в интроверта. Знакомство с собой. Раньше мне казалось, что мои мысли и чувства возникают как бы из ниоткуда. Я принимал их за чистую монету. Мне казалось, это я просто вижу жизнь. Это она такая сложная. А на деле это был я. Мой способ быть.
Я сам себе казался простым, как гаечный ключ. А оказался огромным и неизведанным, как отдельная реальность.
Это странно — носить в себе многоуровневый загадочный мир и не интересоваться им. Даже не понимать, что он есть. А просто реагировать. Будто все и так ясно.
У тебя есть только один инструмент для всей жизни. Самый главный. Самый важный. На все случаи. Кажется, он должен быть идеальным. И он стремится к идеалу. Он прозрачный, невидимый, быстрый. Он бывает красив, как сама красота. Удивителен, как само удивление. И бывает ужасающим, как бесконечность. Ты можешь его настраивать. Когда угодно. Он всегда под рукой. Это твой ум.
Рисунок жизни
В детстве я любил рисовать. Помню, когда мне было лет 12, я достал свои недавние рисунки. Возможно, я нарисовал их за полгода до этого. И когда рассмотрел их, был удивлен, какие же они слабые. Будто рисовал другой человек. Еще недавно они казались классными. Что случилось?
Представьте, что вы — художник. А картину рисуете необычную. В ней много слоев. Она подвижная. Краски, звуки, запахи, вкусы. Что-то на этой картине вы рисуете намеренно. Но большая часть картины сама изменяется, когда вы на нее просто смотрите. Чем больше видите, тем сильней перемены. Вам что-то не нравится — и картина уже не может оставаться прежней. Начинает меняться.
Эта картина — Вы. Ваш способ быть.
В этой вселенной могло сложиться, как угодно. Но у тебя свой способ. Свой рисунок. Он настолько объемный, что поглощает полностью.
Рисунок постоянно меняется. Когда-то это был совсем детский рисунок. Яркий, резкий. Его самые пестрые черты привлекали больше внимания. Ты замечал их снова и снова. Поэтому они менялись.
Всегда было интересно: что дальше? Что еще покажет картина? И она показывала. И удивляла.
День за днем осознаешь себя. Как мыслишь. Как говоришь. Что говоришь. Что делаешь. Что транслируешь: эмоции, интонации, движения. И все меняется.
Начинаешь видеть, как твой рисунок интерпретируют другие. Замечаешь, что они могут понять в твоем рисунке, чего не могут.
А рисунок огромный. Даже ты не видишь его полностью. Другие видят еще меньше. Лишь отдельные разные грани. Поэтому в твою сторону сыпятся такие разные мнения.
Другой может разглядеть только фрагмент твоего рисунка. И тот может понять неверно, на свой лад. А будет думать, что понял всего тебя.
Когда мне было 11, мы с мамой впервые за годы сели играть в шахматы. И я удивился тому, как хорошо она играет. Как же так получалось, что я обыгрывал ее, когда мне было 6?
Кто-то покажет тебе лишь частичку себя. Самую простую. Доступную твоему пониманию. Ты будешь думать, что узнал человека. Такой он простой. А реально не будешь знать его совсем. Целая вселенная пройдет мимо. И это нормально. Всему свое время.
Иногда свой рисунок не нравится. Ты чувствуешь, что не можешь по-прежнему. Значит, пришла пора для большой перемены. Переломный момент — и обновление. Ничего особенного делать не нужно. Только видеть. Картина сама рисует себя.
Иногда от рисунка устаешь. Больше не хочется видеть и чувствовать. Значит, пора — отдохнуть. Ты как бы засыпаешь и чувства притупляются. Рисунок все еще движется, что-то выравнивает и балансирует внутри себя. Интегрирует все, что ты увидел. Усваивает опыт.
Если отдых затягивается, картина жизни перестает меняться и начинает застаиваться. Покрывается чем-то холодным и мутным. И приходит вывод: отдыхать полезно в меру.
Каждый день раскрывает новые нюансы рисунка. Чем больше видишь, тем ясней, как рисовать. Осознаешь, как делать не надо и как хочется. Рисунок утончается. Твой способ быть утончается. Кажется, он должен быть идеальным. Ведь это сама жизнь. Через тебя. И она стремится к идеалу.
Волшебство в том, что рисунок сам меняется, сам развивается. Достаточно просто видеть и замечать — и прежним уже ничего не останется.
Игорь Саторин
Другая статья от 2019 г. на схожую тему.
Да, для меня тоже было открытием, что мои чувства зависят от меня. Вот только дальнейший путь сортировки оказался неожиданно длинным.
Возможно, мы проделываем гораздо больший путь, чем кажется той части ума, которая все измеряет яркими фейерверками.
Думаю, сейчас я в схожем положений с тем, которое вы описали как «негатив затапливает»…но мне далеко не 15) радует пока лишь понимание что проблема не снаружи, а внутри, как и решение.
Успехов.)
Интересная статья, но мне не зашла.
Да, ум — это очень эффективный инструмент, и все такое, но то, что «увидит» ум, зависит от личности, от ее ценностно-приоритетного профиля. А личность зависит от воспитания, образования, среды обитания и т.д.
Т.е., чтобы им стал таким эффективным инструментом, как описано в статье, человек должен иметь такую личность, какая позволит ему пользоваться своим умом с полным размахом.
То есть, чем лучше, тем лучше. Вроде логично.
Статья ОЧЕНЬ зашла, откликнулась. Мне сейчас как раз «не нравится свой рисунок» . И да — я чувствую, что не могу и не хочу по-прежнему. И пришла пора для большой перемены. …и пока страшно. И кажется, что я медлю, что нужно куда-то бежать и спешить. А где-то внутри понимаю, что нужно просто расслабиться и смотреть на картину — она , и вправду, сама меняется…если ей не мешать :))
Спасибо, что поделились.
Рисунок меняется, но если например на картине дерево, то деревом оно и останется, только веточек добавится, трещин на коре, фон может поменяться. Но 1000 лет баобабом прожить придётся.
Прозвучит, наверное попсово: баобаб этот может расцвести, если научился осознавать и принимать свою природу.
Чисто психологический подход….ну это и понятно…Выбрав путь психолога,путь мистика напрочь исключается…Хотя любой путь уже путь…всё лучше чем просто брести по полю…
Путь психолога ни коим образом не исключает путь мистика.
Что касается меня лично, духовный путь стал чем-то интимным, делиться этим больше не чувствую потребности.
Многие вещи, обширные и простые, происходят как следствие невнимательности к себе. Вникая ,что движет тобой, начинаешь видеть куда это может произойти. Очень важная статья, в общем и частности.
Благодарю! Прекрасная метафора с рисунком, словно сначала пережила поворотные моменты, те самые, которые научили доверять. Доверять всему, что происходит, без идеи как должно быть, без прошлого автоматизма реакций, без того, что уже себя отжило.
Как же хочеться по-настоящему научиться
доверять!
Кручусь вокруг понимания и принятия того, что ты сам художник мира. Но всеже ещё очень легко разочаровываюсь «плохими» картинками вокруг или реакциями на меня. Хотя уже кисточку держу уверено в руке ))
Чего хотелось бы лично мне в статье — примеров, бытовых, вкусовых, социальный.
Я помню читал как-то вашу книгу про робота (могу ошибаться, давно было) — заходили примеры из неё хорошо, аж проглатывал.
Тот же Сатхгуру искусное накидывает в речи, хоть и банальные, но ярко дополняющие истории.
Скольким знаком не рекомендовал ваши статьи — им сложно, слишком сухо говорят. А мне концентрация мудрости в каждом абзаце в самый раз. Аж перечитываешь бывает по пару раз, что бы въехать. Плюс делая скрины — выходит сильное компактное эссе.
Но иногда и моему логическому уму хочется красочных примеров…
P.s. Может потомучто выходной 😂
Согласен, примеры оживляют. Спасибо за обратную связь.)
Игорь, как вам кажется, Роберт Адамс проводник истины, или лжеучитель? Для меня сейчас это очень важно, я целиком и полностью прониклась этим «учением», осознала, что носила эти истины в себе все это время, но изредка бывают всплески сомнения и страха личности раствориться/исчезнуть (хотя это же, по сути и цель) Ваше «мнение» для меня действительно важно, тк вы в своё время стали проводником в мир недвойственности или «не мир»
Спасибо.
Валерия, здравствуйте. Не знаю, не общался. На всякий случай напомню: все, что вы думаете о незнакомом человеке — это мысли. Можно их назвать иллюзиями. А что касается вопроса о том, как на самом деле — это вы можете ощущать лишь про себя.