Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Счастье и успех, жизнь и смерть

Мы приучены измерять жизнь событиями и вещами. Поэтому оцениваем себя и других по деньгам. Словно жизнь — такая финансовая игра, где побеждает 1%, а все остальные — несчастные неудачники.

В этой напряженной игре особенно важны последние минуты. Предполагается, что на смертном одре можно горько жалеть об упущенных возможностях — и это означает глобальное поражение. А можно покидать мир удовлетворенным достижениями — это знаменует победу в жизни.

Иногда этой предсмертной рефлексии (о достижениях и упущениях) придают такое значение, будто на смертном одре разыгрывается билет в вечный рай, а вся жизнь только этим минутам и служит.

А что если ты не доживешь до этих минут? Концовка может оказаться внезапной. Ждал развития сюжета, но вдруг пошли титры. Комедия закончилась на пол пути к успеху.

Если планируешь стать счастливым и начать жить когда-нибудь по достижению очередной вершины, то скорей всего жить не начнешь никогда.

Заметьте, как слепо мы верим, будто счастье — это такой событийный расклад. Вроде как, нужно просто урвать все необходимые ингредиенты — и приготовишь из них бесконечную радость. Так мы подменяем реальное переживание счастья его сухими декорациями.

То есть бывает счастье реальное, которое переживаешь. А бывает счастье декоративное постановочное, за которым гонишься.

Если ты был успешен и заполучил внешние атрибуты счастья, то действительно испытываешь мимолетную радость просто потому, что веришь, будто счастья достиг. Такое самовнушение. А потом вскрывается правда — счастья в декорациях нет. Только удобство.

Но жажда декоративного счастья так просто не отпускает. Начинаешь думать, будто — это декорации не те — для счастья нужно больше и лучше.

Пока декорации не соответствуют твоим меркам счастья, ум производит недовольство, а ты всерьез веришь, будто с твоей жизнью — что-то не так. И гонка продолжается.

Причем критерии декоративного счастья — каждый год все строже во всем мире. Счастье прошлого поколения обесценивается до нуля.

Живем по меркам средневековья, как цари, но по-прежнему уверены, что чего-то еще не хватает. И порой этой нехваткой создаем себе чудовищные страдания. Словно бежишь по минному полю, а замедляться нельзя — можно не успеть к финишу в числе победителей.

В этой популярной системе координат эталон счастливой уверенности — абстрактный накачанный олигарх, или его сексапильная возлюбленная. А чем дальше от эталона, тем декоративного счастья меньше.

В реальности даже хилый ботаник может быть счастливей, потому что счастье и понты — не одно и то же. Счастье зависит не от положения в пространстве. Счастье — это согласие со своим положением. Ведь не каждому дано быть мускулистым героем. Миру нужны художники, ученые, строители.

Уверенный в себе человек — тот, кому не стыдно быть собой. В том числе собой несовершенным.

Чисто технически, конечно, удобней быть сильным, умным, красивым и обеспеченным. Но это не гарантирует ни уверенности, ни счастья.

Можно расширить словарный запас, обучиться ораторскому искусству, записаться к стилисту, купить абонемент в спортзал — и остаться неудовлетворенным. А можно неделями не ходить в душ, не менять одежду, наплевать на чужое мнение, чтобы посвятить всего себя любимому делу.

Можно быть подкачанным, прилизанным, с иголочки наряженным несчастным нарциссом. А можно быть хилым, неряшливым, чудаковатым и «сумасшедшим», но счастливым ученым.

Красиво декорированная коробка конфет не делает содержимое вкусней. Разве что силой самовнушения, пока не вскроется правда.

Твои недостатки — не проблема. Проблема — иллюзорные чудовища — безрадостные мысли, внушающие, будто твоя жизнь — некачественная, потому что ты не взял победной планки. Ведь только она «докажет», что ты — не кусок дерьма, а достойный человек. «Только так» ты получишь признание и тебя отпустит этот вечный голод по лучшему. Достигаешь успеха – получаешь пожизненный штамп качества — теперь тебе можно быть собой. Так и быть.

Все проблемы и терзания можно свести к неумению просто жить здесь и сейчас. Все время куда-то рвемся, чего-то ждем. Никак не можем оставить себя в покое. Пытаемся наладить и улучшить. Чтобы однажды, наконец, начать жить. На progressman.ru этой теме я посвящал отдельную статью.

Жизнь кажется такой знакомой. Кажется, всегда будет примерно то же самое. Живешь теплым чувством вечного продолжения. Будто впереди — бесконечные встречи и праздники. Будто жизнь есть всегда по умолчанию и никогда не закончится. Поэтому забываешь о своей главной игре.

Говорят, Стив Джобс рассматривал каждый день как последний. А другого времени, чтобы жить у нас нет. Об этом полезно себе напоминать, когда забываешься и начинаешь переживать о достижениях. Мир не особенно нуждается в наших победах. Он просто живет.

Можно добиваться, достигать, побеждать. Это повышает качество жизни. Но все это просто мини-игры. Когда принимаешь их всерьез, начинаешь нервничать из-за мелочей. Жизнь — твоя главная игра. Каждый день может оказаться последним.

Мы страшимся потерь, потому что они пробуждают ото сна. Обнажается правда: у нас нет никакого реального будущего. Это буквально бросается в глаза. Будущее — это зыбкая мысль. Мы не можем вырваться из настоящего, потому что вырываться некуда. Этот миг — все, что у нас есть.

Мы боимся потерь еще и потому, что нас беспокоят незаконченные истории. Нам нужны завершенные гештальты в духе: и жили они долго и счастливо — и умерли в глубокой старости. И с этим вроде как все в порядке — история завершенная.

А если человек был молодой, даже семьи не завел, а только-только занес руку, чтобы запустить луч своего жизненного успеха… И вдруг упал. И больше не встал. Такая печальная история. Жалко его и грустно. Вроде как, на кой черт такая бессмысленная жизнь была нужна?

Такой взгляд — это все та же попытка подогнать свою жизнь под идеальный шаблон. И если красивой, законченной истории не случилось, то печаль беда.

Если человек ушел молодым, как воин в битве, для самой жизни это предельно естественно. Когда умирает прекрасное, в этом есть какой-то мистический контраст. Смерть подчеркивает жизнь. Обостряет каждый миг. Обнажает пронзительную красоту момента. Вот жизнь цветет, рвется ввысь… И вдруг исчезает. Возвращается в вечность.

Когда завершается что-то старое, полуживое — это обыденно, в порядке вещей. Когда обрывается прекрасное… Это словно белая скатерть — и по ней разливаются красные капли крови. Поэзия духа. Как японская каллиграфия. Каждый штрих — законченная история.

Тебе казалось, ты живешь в обыденности, и вдруг видишь, что этот миг — чистейший холст существования. По нему реальность рисует твою жизнь.

И больше не надо требовать хэппи-енда. Потому что каждый иероглиф — завершенное творение. Каждая секунда — законченная история.

Мы на поле боя. Жизнь цветет и пышет в этой битве. И мы чудом остаемся живы.

Красота не должна завершаться каким-то будущим прекрасным финалом. Она уже сейчас происходит. В каждом мгновении.

Можно планировать большую историю: построить империю, совершить подвиги, создать семью, завершить все дела, и когда нам будет по сто лет — уже на пенсии покинуть мир — такой хэппи-енд.

Но за нашими плечами уже — сотни завершенных идеальных историй — прекрасные в своем драматизме и счастливые: дни, минуты, мгновения, неуловимые настроения и мысли. Каждый миг — целая жизнь.

Мы путники. Шагаем по неизвестности. Чистый дзен. Живем в этом мистическом миге. Он завершается каждую секунду. Это и есть реальная жизнь. Она невесома. Как сон, который может оборваться в любой миг.

Игорь Саторин

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

10 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Очень классная статья. Самое странное, что, хотя все и бегают за успехом, но именно неудачи и тяжелые вещи дают пищу для размышлений и хоть какое-то прояснение в картинке мира.

  2. Как однажды сказал один известный сатирик, просивший называть его писателем — не существует счастья, есть лишь радость. В оригинале «абсолютная радость», но что это такое, я не представляю. На мой скромный взгляд, статья, как и некоторые другие, переводит взгляд с одной иллюзии на другую, меняя методы достижения того, чего не существует. Как в известной пословице — «перед смертью не надышешься», невозможно обмануть свою суть, жизнь человека — это путь, то есть, — движение. Невозможно закончить дела, чего-то достичь, потому как достижения не являются целью, цель здесь — непрерывное безостановочное движение, которое стимулируется маяками «счастья». Смерть означает остановку. Большой вопрос, который меня волнует: были бы мы теми кем есть, если бы люди однажды стали абсолютно самодостаточными пещерными сидельцами, довольствующимися тем что есть?

    1. В статье описываю подход, с которым любые потери воспринимаются легче, и каждый день проживается как самодостаточный. Выработался при общении с двумя типами клиентов: первые что-то потеряли, вторые боялись не успеть заполучить.

      Спасибо за комментарий!

    1. Как вариант, можно завести дневник, куда будете выражать свои мысли, чувства, оттенки и нюансы настроений. Чтобы смутное неясное в уме становилось четким.

  3. Статья в самое сердце) аж слезу пустила. Очень давно вас читаю, увлекаюсь психологией, но бывают периоды, когда снова заносит «туда». Туда, где боишься не успеть, не стать успешным, не достичь той планки, которую сам себе нарисовал, и всё требуешь, требуешь, требуешь от жизни. А она в этот момент проходит мимо) Такая информация очень отрезвляет, будто холодной водой облили. Спасибо!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.